Бренд: создание, продвижение, оценка стоимости

Автор: a*******************@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 08:53, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы, обусловлена тем, что в настоящее время новое отношение к торговой марке как к эффективному инструменту рынка начинает активно развиваться в 70-е годы прошлого века, когда общепринятая теория имиджа предприятия постепенно трансформируется в теорию бренд - имиджа. В 80-е годы происходит «новая промышленная революция», в центре которой оказалась торговая марка. Если прежде при создании или развитии бизнеса речь шла о покупке предприятия, производящего конкретный товар или услугу, то теперь в расчет принимается и стоимость приобретения торговой марки.

Содержание

Список сокращенных наименований……………………………………………3
Введение…………………………………………………………………………..4
Глава 1 Определение бренда. Цель, этапы создания бренда. Брендинг………6
1.1 Определение понятия. Характеристики и виды бренда. Основы
строения бренда. Цель создания бренда на рынке…………………………..6
1.2 Этапы создания бренда. Расширение бренда.…………………………..17
1.3 Брендинг………………………………………………………………….....23
Глава 2 Продвижение бренда на рынок………………………………………….27
2.1 Методы продвижения бренда……………………………………………..27
2.2 Цена и оценка бренда……………………………………………………..29
2.3 Самые дорогие бренды России. Десять лучших брендов в 2010 году…31
Глава 3 Создание бренда на примере группы компаний «МДМ»…………….35
3.1 Торговые марки «МДМ», история создания, описание………………...35
3.2 Использование рекламы в продвижении торговых марок……………...42
3.3 Эффективное использование торговых марок…………………………..43
Заключение………………………………………………………………………..45
Список литературы………………

Работа содержит 1 файл

курсовая по маркетингу....doc

— 803.50 Кб (Скачать)

           4. Анализ рыночной ситуации:

  • анализ конкурентов (ассортимент, целевая аудитория, позиционирование, методы продвижения, ценообразование);
  • анализ предполагаемой целевой аудитории (характеристики, предпочтения). Модели поведения потребителей;
  • рынки сбыта (спрос, доля, динамика).

            5. Формулирование сущности бренда:

  • миссия, позиционирование и полезность бренда для целевой аудитории
  • индивидуальность: ценности, ассоциации, черты, конкурентные преимущества;
  • атрибуты бренда (имя, логотип/фирменный знак, персонаж или герой, шрифт, упаковка и т. д.).

             6. Стратегия управление брендом:

  • разработка правил создания маркетинговых материалов и описание процедур по управлению брендом (бренд-бук);
  • определение лиц, ответственных за развитие бренда (хранителей бренда);
  • разработка плана действий по продвижению бренда (интегрированные маркетинговые коммуникации);
  • разработка плана и процедур по мониторингу бренда и оценке эффективности.

            7.Продвижение бренда  — интегрированные маркетинговые коммуникации:

      • медиаплан;

      • изготовление рекламной продукции;

  • размещение рекламной продукции в каналах коммуникаций;
  • комплексные программы лояльности.

   8. Мониторинг бренда и оценка  эффективности действий

  • мониторинг измеряемых параметров (KPI) бренда, определённых на этапе 1;
  • сравнение текущего состояния бренда с желаемым;
  • коррекция стратегии или тактики.

   

     Расширение  бренда. Большинство маркетинг-менеджеров успешных брендов время от времени посещает мысль об использовании имеющегося марочного капитала путем предложения потребителю новых видов упаковок или других товаров под ставшим популярным брендом. Некоторые производители, примеров на российском рынке очень много, сразу пытаются вывести на рынок множество товаров под одной торговой маркой (так называемый «зонтичный бренд») [17]. Но в независимости от того, кто пытается это сделать, на пути расширения марки или использования зонтичного бренда ждет только неудача. В одном случае (расширение предложения за счет других товаров) неминуемо произойдет потеря рыночной доли успешного до сих пор бренда, а во втором случае (одновременный вывод на рынок нескольких товаров под одной торговой маркой) станет лишь еще одним примером безуспешности подобных попыток. При выводе же новых видов упаковок уже известного товара, пути в принципе не запрещенного, обычно совершаются две типичные ошибки. Причины такой безысходности идеи расширения бренда мы и рассмотрим в этой публикации.

     Два измерения ширины бренда. Следует различать два измерения ширины бренда. Первое измерение определяет «внутреннюю» ширину бренда (line extencion, intra-brand), т.е. количество различных типов упаковок в рамках одного товара; второе измерение определяет «внешнюю» ширину бренда (brand extencion, inter-brand), т.е. число товарных групп, в которых предлагаются товары под одним брендом [18]. Особенно много проблем имеется с определением «внутренней ширины» бренда. Является ли вкус прохладительных напитков измерением «внутренней» или «внешней» ширины бренда? Результаты исследований демонстрируют, что разнообразие вкуса в этой товарной группе является мерой «внешней» ширины бренда, а в других группах определенные сочетания вкусов могут быть «внутренней» шириной. А различные виды упаковки (не размеры!) являются «внутренним» или «внешним» расширением? Общего правила здесь не существует ни для товарных групп, ни для конкретных брендов в рамках одной товарной группы. Для избежания ошибок лучше следует исходить, что предложение нового вкуса или другого типа упаковки является «внешним» расширением, а внутренним расширением считать только выпуск нового размера упаковки товара известного бренда.

       «Внутренняя» ширина бренда (line extencion) определяется исключительной товарной группой и страной продажи, нет принципиальных ограничений на выпуск новых размеров упаковок. Но бренд-менеджер при выводе новых упаковок должен учитывать две особенности потребительского поведения:

    1. Первая  особенность состоит в том,  что «справедливая цена» на новый размер упаковки должна определяться не здравым смыслом, а устанавливаться путем специального исследования. В общем виде действует правило, что цена упаковок различного размера не должны быть пропорциональны ни объему товара, ни реальной стоимости производства.

2. Вторая  особенность состоит в том,  что новые упаковки не должны  рекламироваться, т.к. в сознании потребителей существует довольно жесткая связь между определенным товаром и «правильным» объемом упаковки. В случае предложения в рекламе «неправильной» упаковки произойдет «размывание» образа и резко снизиться лояльность к бренду.

«Внешнее» расширение бренда: в лучшем случае бесполезная, но в целом опасная затея. «Внешнее» расширение бренда не возможно в принципе. Так как аргументы «за» и «против» использования «зонтичных» брендов политики кочуют из публикации в публикацию, рассмотрим их более подробно. Перенос доверия с одного товара на другой и опасность ошибки в другой товарной группе. Проблема ошибочных покупок.

     В общем виде «внешнее» расширение бренда исходит из предположения, что доверие к бренду в одной товарной группе будет распространенно и на другую товарную группу. Это предположение в целом верно, но в этом случае производитель может рассчитывать только на около 10% потребителей основного товара и еще примерно столько же потребителей, потребляющих только «расширение» бренда. Это в случае того, что новый товар обладает хорошими потребительскими свойствами и при этом эти 20 % потребителей будут иметь сравнительно низкую лояльность к новому товару, т.е. сбыт «расширения» крайне сложно прогнозировать.

     В случае же ошибки в расширении бренда, потеря доверия к основному товару под брендом будет быстра и неминуема, т.к. если удовлетворенный потребитель рассказывает о хорошем товаре 2-3 знакомым, то неудовлетворенный поделиться своей обидой с 8-10.

Кроме того, при «внешнем» расширении бренда неминуемы ошибочные покупки потребителя. Сама по себе практика брендирования построена на предположении, что в результате маркетинговой коммуникации производителю удается «жестко связать» в сознании потребителя родовое понятие товара на имя своего бренда (например, все копировальные аппараты – «ксероксы»). И успешным брендам это действительно удается, человек начинает совершать покупку конкретной упаковки «автоматически». В случае появления другого товара под тем же именем, покупатель может совершить ошибочную покупку. В независимости от потребительских качеств товара будет эффект несоответствия ожидаемых и имеющихся качеств и произойдет распад жесткой до этой покупки связи между товаром и брендом. Вместо «автоматически» осуществляющего выбор потребителя производитель получает крайне подозрительного к данному бренду потребителя (негативные эмоции в несколько раз более устойчивы, чем положительные).

Двухлетний  анализ реального потребления 8 товарных групп панели из 548 семей выявил крайне низкий уровень повторных покупок в случае покупки «широкой» марки и высокую лояльность в случае покупки «узкой» марки.

Рекламные расходы при расширении бренда: так что же с ними происходит?

Обычно  утверждается, что расширение бренда позволяет сэкономить на рекламных расходах. Откуда возникло это утверждение, абсолютно не ясно, т.к. расширение бренда требует непропорционального роста расходов на рекламу. Как известно из многочисленных психологических исследований, для запоминания каждого дополнительного факта требуется времени гораздо больше, чем для предыдущего. Соответственно, если для запоминания и согласия с весьма неочевидным утверждением, что лучший товар определенной группы носит конкретное имя АБВ требуется около 100 GRP в неделю на ТВ, то для того, чтобы потребитель запомнил, что имя АБВ носят два товара из разных (пусть и близких) товарных групп, требуется уже 400 GRP. Т.е. возрастание информации в два раза требует увеличение рекламных расходов в четыре раза; и удельная эффективность рекламных расходов не возрастает (как ожидалось), а ухудшается в случае расширения в два раза.

Обязательные эффекты: «размывание образа» бренда и вытеснение из потребления.

     В любом случае в течение одного-двух лет в случае расширения бренда происходит «размывание» образа бренда и, как следствие, снижение лояльности к бренду. Практически судьба «расширенного» бренда зависит исключительно от действий других участников рынка, а в российских условиях также от изменения уровня доходов [19].

 
    1.  Брендинг
 
 

        Брендинг — это процесс формирования имиджа бренда в течение длительного периода через образование добавочной ценности, эмоционального либо рационального «обещания» торговой марки либо немарочного продукта, делающего его более привлекательным для конечного потребителя.

Эффективность маркетинга зависит не только и не столько от рациональности применения маркетингового инструментария, сколько от соответствия товара, его потребительских характеристик потребностям рынка. Доведение этих характеристик до потребителя и создание не сиюминутного, а долгосрочного потребительского предпочтения к данной товарной марке среди существующих на рынке конкурирующих товаров является важной задачей маркетинга [20].

       Как искусство и наука брендинг возник в США в 1930-е гг. в компаниях Procter and Gamble и General Foods. Основы теории брендинга были заложены и развиты профессором Калифорнийского университета Дэвидом Аакером, который опубликовал восемь монографий и большое число статей по этой тематике.

          Брендинг осуществляется с помощью определенных приемов, методов и способов, которые позволяют довести разработанный бренд до покупателя и не только сформировать в его сознании имидж марки товара, но и оказать помощь в восприятии покупателем функциональных и эмоциональных элементов товара. в этом контексте брендинг помогает покупателю ускорить выбор товара и принятие решения о его покупке.       

          Брендинг практиковался еще в  Древнем Египте, где ремесленники  ставили свое тавро на изготавливаемые  ими кирпичи; торговые марки  использовались в Греции, Италии, Китае, Индии, Австрии, Германии [21].

         Брендинг помогает покупателям  упрощать и ускорять поиск  необходимого товара и тем  самым способствует экономии  времени. В качестве эффективного  инструмента брендинг использует  практику семплинга, т.е. передачи покупателям бесплатно образцов товаров, чтобы потребитель осознал различия между ними.    

         Брендинг особенно нужен для  товаров, которые обладают неощущаемыми  или воображаемыми различиями.  Это относиться к товарам высокой  технологии, для распознавания которых требуются особая подготовленность, грамотность потребителей, та как жизненный цикл товаров имеет тенденцию к сокращению, техническая сложность товаров возрастает, а явные различия между товарами одного назначения трудно уловить.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

Основные  различия бренда и торговой марки  приведены в таблице 1.  
 

Таблица 1 – Основные различия понятий бренд  и торговая марка 

Категория сравнения Бренд Торговая марка
Основные составляющие Комплекс ассоциаций, впечатлений, имидж Название, изображение, звуковые символы
Объективность Зависит от восприятия конкретного потребителя, субъективен Является эксклюзивным отличительным обозначением, объективна
Взаимоотношение Бренд включает в себя торговую марку Не каждая торговая марка может стать брендом
Развитие (динамичность) Требует постоянного  контроля и управления, учитывая изменяющиеся требования рынка и предпочтения покупателей Единожды разработанная, закрепляется за владельцем юридически на определенный срок
 
 
 

Продолжение таблицы 1 

Принадлежность Может быть присвоен как целой компании, так и отдельным  ее товарам/услугам В международной  практике часто присваивается определенному  предприятию, а  не отдельным выпущенным им товарам
Момент  прекращения существования Бренд существует до тех пор, пока он выполняет данное потребителю обещание Прекращает  свое существование в законном порядке
 

Согласно  мнению некоторых авторов (патентоведов и маркетологов) существует два основополагающих принципа брендинга:

  • соответствие потребностей рынка предложениям, обеспечиваемым субъектами рынка — хозяйствующими субъектами;
  • соответствие качества предлагаемых на рынок продуктов или услуг уровню ожиданий и потребностям социума.

     Важнейшим атрибутом бренда является его имя, которое должно быть точным и содержательным. При разработке имени бренда следует учитывать содержательные критерии.

     Отдельные бренды, названные в честь своих  основателей приведены в таблице 2. 

Таблица 2 – Отдельные бренды, названные по фамилии основателя марки

Бренд Год рождения бренда Основатель  компании
Adidas 1948 Adolf («Adi») Dassler
Audi 1909 August Horch
Burda 1927 Frau Burda
Cardin 1950 Pierre Cardin
Chanel 1921 Gabriel («Coco») Chanel
 

Продолжение таблицы 2

Harley-Davidson 1903 William Harley, Walter Harley, Artur Davidson
Hennessy 1745 Richard Hennessy, James Hennessy
Koff 1819 Nikolai Petrovich Sinebrychoff
Schwarzkopf 1898 Hans  Schwarzkopf
Буре 1815 Поль-Леопольд Буре, Поль (Павел) Буре
Елисеев 1813 Петр Елисеевич Елисеев, Степан Петрович Елисеев, Григорий Петрович Елисеев
Зайцев 1974 Вячеслав Михайлович Зайцев
Смирнов 1864 Петр Арсеньевич Смирнов
Тиньков 1998 Олег, Юрьевич  Тиньков
 

  В  России с 1998 г. проводиться  ежегодный смотр-конкурс «Бренд  года», который является авторитетным форумом по выявлению и развитию брендовой политики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2 ПРОДВИЖЕНИЕ БРЕНДА НА РЫНОК 
 

2.1 Методы  продвижения бренда 

         

       Многие бренды сегодня используют прямые методы продвижения на рынке - это массовая реклама, огромные ценовые скидки, демонстрационные мероприятия, и даже раздача бесплатных образцов продукции (очень часто полностью функциональных). Еще одним популярным методом продвижение бренда является поддержка какого-нибудь популярного спортивного мероприятия, например, чемпионата мира по футболу.  

     Мы  все привыкли к подобным способам продвижения бренда, и, нужно думать, маркетологи тоже воспринимают это  как нормальную практику. Но мы редко  задумываемся о том, способствует ли подобное продвижение усилению позиций бренда. Впрочем, основные дебаты бушуют не вокруг вопроса «изжил ли себя событийный маркетинг?» - в основном, специалисты от маркетинга и брендинга пытаются понять, для чего в последнее время так широко практикуется поддержка брендами различных публичных мероприятий, и чему это в большей мере способствует - росту продаж, или же все-таки повышению ценности.  
             Первоначальные стадии разработки и планирования продвижения бренда являются критичными, и часто становятся причиной, как ошеломительного успеха, так и оглушительного провала. К сожалению, многие из тех, кто занимается планированием кампаний продвижения брендов, не утруждают себя поиском новых путей, и предпочитают просто копировать кажущиеся успешными ходы конкурентов. Именно поэтому, когда один автомобильный дилер начинает комплектовать новые автомобили бесплатной сигнализацией и ковриками, спустя некоторое время идентичные предложения исходят уже от практически всех дилеров этого региона. И потребитель понимает это. Вот почему он проходит мимо удивленных менеджеров автосалона, клонирующего стратегию продвижения бренда (как это, мы же коврик бесплатно даем?!), и направляется к конкуренту, который потрудился придумать. 
       Особенностью продвижения бренда является необходимость его целостности - все этапы продвижения должны быть логически связаны и органично продолжать друг друга. Однажды проспонсировать яркое событие совершенно недостаточно. Бренд получит одноразовое освещение в прессе, кратковременный рост продаж и вполне ожидаемое забытие. Целью стратегии продвижения бренда должна являться интеграция духа бренда и целевой аудитории продукта, предлагаемого под этим брендом. Только так результатом станет не просто успешный бренд, а эффективный бренд [22].

Информация о работе Бренд: создание, продвижение, оценка стоимости