Факторы потребительского поведения и их использование при формировании управленческих решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 18:10, курсовая работа

Описание работы

В процессе развития рыночных отношений произошла смена рынка, на котором господствующее место занимал производитель, рынком покупателя.
Традиционная сбытовая политика (продать то, что смогли произвести) меняется качественно иной - производить то, что можно продать. Исходным в организации бизнеса становится изучение потребностей рынка и разработка планов их удовлетворения. Ключевым видом управленческой деятельности коммерческой организации становится маркетинг.
Для лучшего продвижения товаров на рынке необходимо тщательное изучение данного рынка, а также факторов, влияющих на поведение покупателей.

Содержание

Оглавление
Введение........................................................................................
1. Потребительское поведение и его факторы..............................................
1. 1. Понятие потребительского поведения и его модель...................................
1. 2. Факторы потребительского поведения...........................................
2. Управленческие решения в маркетинге.....................................................
2. 1. Свойства информации, влияющие на маркетинг в управленческих решениях.................................................................................................
2. 2. Использование факторов потребительского поведения в процессе принятия управленческих решений...........................................................
Заключение.....................................................................................................
Список литературы..............................................................................

Работа содержит 1 файл

курсовая маркетинг.doc

— 81.50 Кб (Скачать)

Оглавление 

  Введение........................................................................................

  1. Потребительское поведение и  его факторы..............................................

  1. 1. Понятие потребительского поведения  и его модель...................................

  1. 2. Факторы потребительского поведения...........................................

  2. Управленческие решения в маркетинге.....................................................

  2. 1. Свойства информации, влияющие  на маркетинг в управленческих решениях.................................................................................................

  2. 2. Использование факторов потребительского  поведения в процессе принятия  управленческих решений...........................................................

  Заключение.....................................................................................................

  Список  литературы.............................................................................. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Введение 

  В процессе развития рыночных отношений  произошла смена рынка, на котором  господствующее место занимал производитель, рынком покупателя.

  Традиционная  сбытовая политика (продать то, что  смогли произвести) меняется качественно  иной - производить то, что можно продать. Исходным в организации бизнеса становится изучение потребностей рынка и разработка планов их удовлетворения. Ключевым видом управленческой деятельности коммерческой организации становится маркетинг.

  Для лучшего продвижения товаров на рынке необходимо тщательное изучение данного рынка, а также факторов, влияющих на поведение покупателей.

  Все это обусловливает актуальность изучения потребительского поведения  в прорцессе принятия управленческих решений.

  Целью данной работы является исследование факторов потребительского поведения и как они используются в процессе принятия упрваленческих решений.

  Для этого необходимо выполнить следующие  задачи: дать определение понятия  потребительского поведения и его  модуля, выделить факторы, определяющие поведение потребителей.

  Немаловажными задачами является так же рассмотрение свойств информации, влияющих на маркетинг  в управленческих решениях, и как  используются факторы потребительского поведения в процессе принятия управленческих решений. 
 
 
 
 
 

  1. Потребительское  поведение и его  факторы

  1. 1. Понятие потребительского  поведения и его  модель

  Потребительское поведение - совокупность признаков  и показателей, характеризующих  действия потребителей, включая их потребительские предпочтения, спрос  на товары и услуги, структуру потребления, способы использования доходов.

  Потребительский рынок - отдельные лица и домохозяйства, покупающие или приобретающие иным способом товары и услуги для личного  потребления.

  Потребители резко отличаются друг от друга возрастом, уровнем доходов и образования, склонностью к переездам и вкусами. Деятели рынка сочли целесообразным обособить различные группы потребителей и создавать товары и услуги, специально рассчитанные на удовлетворение нужд этих групп. Если сегмент рынка оказывается достаточно большим, некоторые фирмы могут разработать отдельные маркетинговые программы для обслуживания этого сегмента.

  В прошлом деятели рынка учились  понимать своих потребителей в процессе повседневного общения с ними. Однако рост размеров фирм и рынков лишил многих распорядителей маркетинга непосредственного контакта со своими клиентами. Сейчас они тратят больше, чем когда-либо раньше, на изучение потребителей, пытаясь выяснить, кто именно покупает и почему именно покупает.

  Основной  вопрос: как именно реагируют потребители на разные побудительные приемы маркетинга, которые фирма может применить и как по-настоящему разобраться в том, как реагируют потребители на различные характеристики товара, цены, рекламные аргументы, и т.п. Именно поэтому и фирмы и научные работники тратят так много усилий на исследование зависимостей между побудительными факторами маркетинга и ответной реакцией потребителей. Побудительные факторы маркетинга и прочие раздражители проникают в сознания покупателя и вызывают определенные отклики.

  Побудительные факторы маркетинга включают в себя четыре элемента: товар, цену, методы распространения  и стимулирования. Прочие раздражители слагаются из основных сил и событий  из окружения покупателя; экономической, научно-технической, политической и культурной Среды. Пройдя через сознание покупателя, все эти раздражители вызывают ряд поддающихся наблюдению покупательских реакций, представленных в правом прямоугольнике: выбор товара, выбор марки, выбор дилера, выбор времени покупки, выбор объема покупки.

  Задача  деятеля рынка - понять, что происходит в сознание потребителя между  поступлением раздражителей и появлением откликов на них. Сам сознание состоит  из двух частей. Первая - характеристики покупателя, оказывающие основное влияние  на то, как человек воспринимает раздражители и реагирует на них. Вторая часть - процесс принятия покупательного решения, от которого зависит результат. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. 2. Факторы потребительского  поведения

  На  совершаемые покупки большое  влияние оказывают факторы культурного, социального, личного и психологического порядка. В большинстве своем это факторы не поддающиеся контролю со стороны деятелей рынка. Но их обязательно следует принимать в расчет.

  Факторы культурного уровня.

  Культура - основная первопричина, определяющая потребности человека. Человеческое поведение - вещь в основном благоприобретенная. Человек с детских лет усваивает базовый набор ценностей, восприятий, предпочтений, манер и поступков, характерных для его семьи и основных институтов общества.

  Субкультура. Любая культура включает в себя более  мелкие составляющие, или субкультуры, которые предоставляют своим  членам возможность более конкретного  отождествления и обобщения с  себе подобными. В крупных сообществах  встречаются группы лиц одной  национальности, религиозные группы. Свои отличные от прочих субкультуры со своим специфическим образом жизни в каждом отдельном случае имеют и географические районы.

  Социальное  положение. Почти в каждом обществе существуют различные общественные классы, которые можно определить, как сравнительно стабильные группы в рамках общества, располагающиеся в иерархическом порядке и характеризующиеся наличием у их членов схожих ценностных представлений, интересов и поведения.

  Факторы социального порядка.

  Референтные группы - группы людей, оказывающие прямое (т.е. при личном контакте) или косвенное влияние на отношения или поведение человека. Это могут быть друзья, семья, соседи, коллеги по работе и т.д.

  Роли  и статусы. Индивид является членом множества социальных групп. Его положение в каждой из них можно охарактеризовать с точки зрения роли и статуса. Роль представляет собой набор действий, которых ожидают от индивида окружающие его лица. Каждой роли присущ определенный статус, отражающий степень положительной оценки ее со стороны общества.

  Факторы личного порядка.

  Возраст и этап жизненного цикла семьи. С  возрастом происходят изменения  в ассортименте и номенклатуре приобретаемых  людьми товаров и услуг, так в  первые годы человеку нужны продукты для детского питания. В годы взросления и зрелости он питается самыми разнообразными продуктами, в пожилом возрасте - специальными диетическими. С годами меняются и его вкусы в отношении одежды, мебели, отдыха и развлечений.

  Род занятий. Определенное влияние на характер приобретаемых человеком товаров и услуг оказывает род его занятий. Деятель рынка стремится выделить такие группы по роду занятий, члены которых проявляют повышенный интерес к его товарам и услугам. Фирма может даже специализироваться на производстве товаров, нужных какой-то конкретной группе.

  Экономическое положение индивида во многом сказывается  на его товарном выборе. Оно определяется размерами сбережений и активов, кредитоспособностью и взглядами  на расходование средств в противовес их накоплению.

  Образ жизни человека рисует “всесторонний портрет” человека во взаимосвязи его с окружающей средой. При разработке маркетинговой стратегии товара деятель рынка будет стремиться вскрыть взаимосвязи между товаром и определенным образом жизни.

  Тип личности и представление о самом себе. Каждый человек имеет сугубо специфический тип личности, оказывающий влияние на его покупательское поведение. Тип личности - совокупность отличительных психологических характеристик человека, обеспечивающих относительные последовательность и постоянство его ответственных реакций на окружающую среду. Знание типа личности может оказаться полезным при анализе потребительского поведения, когда существует определенная связь между типами личностей и выбором товаров и марок.

  Факторы психологического порядка.

  Мотивация. В любой данный момент времени  человек испытывает множество разнообразных  нужд. Некоторые из них имеют биогенную  природу, то есть являются следствиями  таких состояний, внутренней физиологической  напряженности как голод, жажда, дискомфорт. Другие психогенны, т.е. являются результатом таких состояний внутренней физиологической напряженности, как нужда в признании, уважении, духовной близости. Большинство этих нужд оказываются недостаточно интенсивными, чтобы мотивировать человека на совершение действия в любой данный момент времени. Нужда, достигшая достаточно интенсивного уровня интенсивности, называется мотивом. Мотив (или побуждение)- нужда, ставшая столь влиятельной, что заставляет человека искать пути и способы ее удовлетворения.

  Восприятие. Восприятие можно определить, как процесс, посредством которого индивид отбирает, организует и интерпретирует поступающую информацию для создания значимой картины окружающего мира.

  Усвоение. Человек усваивает знания в процессе деятельности. Усвоение - это определенные перемены, происходящие в поведении индивида под влиянием накопленного им опыта.

  Убеждения и отношения. Посредством действий и усвоения человек приобретает  убеждения и отношения. а они  в свою очередь влияют на его покупательское поведение. Убеждение - мысленная характеристика индивидом чего-либо. Производителей, естественно интересуют убеждения вокруг товаров и услуг. Из этих убеждений складываются образы товаров и марок. На основании этих убеждений люди совершают действия. Если какие-то убеждения не верны и будут препятствовать совершению покупки, производителю необходимо будет провести соответствующую программу по их исправлению.

  Почти ко всему на свете - к религии, политике, одежде, музыке, еде и т.п. человек  имеет собственное отношение. Отношение - сложившаяся на основе имеющихся знаний устойчивая благоприятная или неблагоприятная оценка индивидом какого либо объекта или идеи, испытываемые к ним чувства и направленность возможных действий. Отношения позволяют индивиду сравнительно стабильно вести себя по отношению к схожим друг с другом объектам. Человеку не приходится что-то заново интерпретировать и каждый раз реагировать по-новому. Отношения позволяют экономить физическую и умственную энергию. Именно поэтому они с трудом поддаются изменению. Различные отношения индивида образуют логически связную структуру, в которой изменение одного фактора может потребовать изменения ряда других, так что фирме выгоднее будет вносить свои товары в рамки уже существующих отношений, чем пытаться изменить их. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Факторы потребительского поведения и их использование при формировании управленческих решений