Формы и методы саморазвития руководиеля

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 23:40, курсовая работа

Описание работы

Целью дипломного проекта является поиск путей рационализации деятельности руководителей в органах государственного управления железнодорожного транспорта.
Для этого в процессе выполнения работы были:
- раскрыты содержание управленческой деятельности и научные основы её совершенствования;
- описаны современные технологии и методы управленческой деятельности административного аппарата;
- показаны пути развития потенциала руководителей в структуре железнодорожного транспорта и пути повышения эффективности организационного поведения служащих;

Содержание

Введение
3
Глава 1. Сущность деятельности руководителя
5
Содержание работы и требования к личности руководителя
5
Стили работы руководителя и его эффективность
14
Методы управления
32
Глава 2. Пути и способы повышения эффективности работы руководителей в сфере железнодорожного транспорта

41
2.1 Южное территориальное управление Федерального агентства железнодорожного транспорта – орган государственного управления в сфере железнодорожного транспорта


41
2.2 Организация и методы работы руководителей
50
2.3 Особенности взаимодействия руководителя и подчиненного
54
2.4 Развитие потенциала руководителей – фактор повышения эффективности их деятельности

61
Заключение

Работа содержит 1 файл

Формы и методы саморазвития руководиеля.doc

— 352.00 Кб (Скачать)

Деятельность по управлению невозможна без разумного применения административных методов управления, которые нередко называют организационно-административными  или организационно-распорядительными. С их помощью формируются основные системы управления в виде устойчивых

связей и отношений, положений, регламентирующих права  и ответственность подразделений  и отдельных работников.

Административные  методы реализуются путем прямого воздействия руководителей на подчиненных. Такое воздействие может осуществляться на основе заключенных договоров, через административные приказы, распоряжения и требования, уставы и регламенты, правила, нормативы, инструкции и другие документы, организационно регламентирующие деятельность подчиненных лиц, обеспечивающие надлежащую дисциплину и ответственность. Методы административного воздействия опираются на власть руководителя и представляют собой, по существу, методы властной мотивации, опирающиеся на реальное принуждение или на возможность принуждения и с той или иной степенью детальности описывающие процедуры получения требуемого результата.

 

Рисунок 4 – Методы управления

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сущность экономических  методов состоит в том, чтобы путем воздействия на экономические интересы работников и экономических контрагентов с помощью цен, оплаты труда, кредита, прибыли, налогов и других экономических рычагов создать эффективный механизм работы. Данные методы основываются на использовании экономических стимулов, предусматривающих заинтересованность и ответственность управленческих работников за последствия принимаемых решений и побуждающих работников добиваться инициативного осуществления поставленных задач без специальных на то распоряжений.

При использовании экономических  методов начинают результативно  функционировать обратные связи, появляется возможность более эффективного контроля. Руководитель избавляется от необходимости преодолевать инертность персонала в реализации новых задач, управляемые процессы становятся более гибкими и адаптивными. Пропадает нужда в административном контроле. Распространение экономических методов обычно сочетается с относительным обособлением отдельных подразделений и повышением уровня саморегулирования.

Административные и  экономические методы менеджмента  имеют много общего. В практике управления они дополняют друг друга. Как правило, административные решения - это не просто некие директивы, а решения, обоснованные с точки зрения их экономической целесообразности, в то же время экономические меры воздействия нередко применяются в рамках осуществления тех или иных директив.

Социально-психологические  методы. Сущность социально-психологических методов состоит в том, чтобы путем воздействия на неэкономические интересы работников и экономических контрагентов задействовать эффективный механизм работы.

Социально-психологические  методы воздействуют на потребности  и интересы человека и группы, их иерархию, активизируют творческую или  исполнительскую деятельность, общение.

Данные методы предполагают использование моральных стимулов, особых способов и условий коммуникации, образов, метафор и других приемов воздействия на психологические установки и эмоциональную сферу психики людей. Среди этих методов - убеждение, внушение, "заражение", демонстрация примеров поведения. Современная деятельность по управлению невозможна без широкого применения социально-психологических методов управления. Они всегда дополняют как административно-командные, так и экономические методы управления.

Одним из важных факторов рационализации управленческой деятельности является формирование современных управленческих технологий. Их становление является следствием усиления системности государственного и муниципального управления, его научного осмысливания и попытка широкого использования типичного, выверенного опытом, дающего высокие результаты. Ее смысл заключается в обязательном, массовом использовании в управленческой деятельности лучших, передовых достижений науки, искусства и опыта управления. Поэтому в качестве управленческих технологий следует рассматривать лишь ту организацию управленческой деятельности, которую отличают рациональность и эффективность.

Управленческая технология есть одно из проявлений социальных технологий, отражающее и организующее непосредственно  управленческие процессы. Ее суть, кратко говоря, состоит в системном соединении научного знания, управленческих потребностей и интересов общества, целей и функций государственного управления, возможностей и элементов управленческой деятельности. Она расчленяется на последовательно взаимосвязанные процедуры и операции, которые выполняются более или менее однозначно и имеют целью достижение высокой эффективности.

Управленческие технологии - это самостоятельное направление  теоретических поисков и практических экспериментов. Их выдвижение вызвано  объективным усложнением и удорожанием процессов государственного и муниципального управления и одновременно усилением их роли в жизнедеятельности общества. Невозможно упорядочить управленческую деятельность в органах власти без разработки и освоения управленческих технологий по всем важнейшим аспектам их организации и функционирования.

Сегодня нужны не просто социальные технологии управления, а  прежде всего инновационные, которые  связывают современные научные  знания, практический опыт и творческий потенциал работников в рациональную систему, использование которой приведет к высоким результатам. Только такие технологии могут обеспечить глубокие преобразования во всех сферах деятельности органов власти.

Освоение управленческих технологий начинается с типологизации  управленческих ситуаций, поскольку их основные виды предполагают адекватные им формы и методы управленческой деятельности. В зависимости от специфики субъектов управления и управляемых объектов выделяют следующие виды управленческих технологий:

- диагностирования,      проектирования      и      реформирования соответствующих структур;

- информационные, внедренческие и обучающие;

- разрешения    социальных    конфликтов    (конфликтология)    и инновационного развития;

  • прогнозирования,   программирования,   оценки   и   отслеживания 
    (мониторинга) общественных процессов и роли в их протекании субъектов 
    управления;
  • программирования  и  планирования  сложных   кооперированных 
    производственных процессов и комплексного развития территорий;
  • подготовки,  принятия  и  реализации  управленческих решений, 
    начиная с унификации языка и завершая графическими формами конкретных 
    документов;

- осуществление контроля, связанные с непрерывным наблюдением  над управляемыми процессами, их  изучением, измерением и сравнением,

- объективным соотнесением их с управленческими моделями, выраженными в решениях, их нормах и требованиях;

- использования и оценки  организационных форм управленческой  деятельности;

- правового нормотворчества  и нормоисполнения;

- кадровых процессов,  в том числе подготовки и  повышения профессиональной квалификации.

В научной литературе по-разному трактуются методы управленческой деятельности, но если обобщить высказанные  по этому поводу суждения, то под  методами управленческой деятельности подразумеваются способы и приемы анализа и оценки управленческих ситуаций, использования правовых и организационных форм, воздействия на сознание и поведение людей в управляемых общественных процессах отношениях и связях.

Методы должны отвечать определенным требованиям: обладать способностью формировать и обеспечивать реализацию управляющих воздействий; быть разнообразными и приспособленными к использованию в управлении; быть реальными и гибкими. По своему содержанию они могут быть разделены на две группы: методы функционирования государственных органов власти; методы обеспечения реализации целей и функций государственного управления.

Методы функционирования органов государственной власти охватывают способы, приемы, действия лиц, вовлеченных в процессы государственного управления, которые связаны с  подготовкой и реализацией управленческих решений, а также осуществлением правовой и организационной государственно-управленческой деятельности. Проблемой управления в целом и практической деятельности по формированию и реализации его многогранных проявлений в частности выступает проблема обусловленности, обоснованности и эффективности всех управленческих функций, организационных структур, форм, методов и стадий управленческой деятельности. Ее решению и подчинены методы первой группы.

В управленческую деятельность все чаще входят методы, взятые из научного познания. Это математическое программирование, вероятностно-статистические методы, системный и функциональный анализы; методы теории стратегических игр и стратегической теории принятия решений; экономико-статистическое моделирование; методы прогнозирования, социального экспериментирования; графические; теории очередей или теории массового обслуживания и многие другие из арсенала естественных, общественных и точных наук. Современный инструментарий научной методологии обширен, разнообразен и постоянно развивается. Управленческая деятельность, к сожалению, еще слабо реализует его возможности.

Управление есть взаимодействие людей, поэтому в нем важное значение принадлежит приемам, способам, операциям  стимулирования, активизации и направления деятельности человека со стороны государственных органов и должностных лиц. По аспектам влияния на интересы и мотивы поведения человека и соответственно по содержанию методы обеспечения реализации целей и функций государственного управления можно подразделить на морально-этические, социально-политические, экономические и административные .

Разные методы управленческой деятельности различаются приемами формирования, содержанием и характером применения управляющих воздействий, способами влияния на людей со стороны органов и лиц, осуществляющих     управление,     вырабатывающих     и     применяющих управляющие воздействия.

В реальной практике управленческой деятельности руководители государственных  органов власти редко прибегают  к использованию только одного метода, исключая при этом остальные. Следует признать естественным стремление аппарата управления опираться, в первую очередь, на административно-распорядительные методы в тех случаях, когда речь идет об исполнении обязательных норм, требований закона, организованности всего механизма управления. Однако следует иметь в виду, что исполнение законов и норм хозяйствования будет тем более полным чем в большей мере оно опирается на единство силы, интереса и доброй воли.

 

 

 

Глава 2. Пути и способы повышения эффективности работы руководителей в сфере железнодорожного транспорта

 

2.1 Южное территориальное управление Федерального агентства железнодорожного транспорта – орган государственного управления в сфере железнодорожного транспорта

 

В условиях интенсивно растущей экономики России возникла необходимость  создания единой транспортной системы, отвечающей современным требованиям, не отягощающей экономику, удобной  и доступной для населения, товаропроизводителей и потребителей продукции.

В 2004 году образовано Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор).

Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор) является федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной  политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере железнодорожного транспорта, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере11.

Федеральное агентство железнодорожного транспорта осуществляет полномочия железнодорожной администрации Российской Федерации по выполнению обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации, в части выполнения функций по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом.

Государственное управление в сфере железнодорожного транспорта представляет из себя трехзвенную структуру. Министерство транспорта формирует  государственную политику и отвечает за создание нормативной базы в сфере железнодорожного транспорта и в целом транспортного комплекса.  Федеральная служба по контролю и надзору в сфере транспорта выполняет, соответственно, надзорные функции, в первую очередь, в части обеспечения безопасности на транспорте. Главной функцией Федерального Агентства железнодорожного транспорта является реализация государственной политики в области железнодорожного транспорта.

Повышение качества обслуживания, снижение транспортных издержек в экономике, повышение конкурентоспособности железных дорог России на мировом транспортном рынке невозможно без осуществления значительных финансовых вливаний в развитие инфраструктуры и модернизацию технических средств. Необходимы инвестиции, чего можно добиться тогда, когда инвесторы будут конкурировать между собой за право вкладывать деньги в железнодорожный комплекс. Не случайно базовой целью реформы железных дорог является создание условий для притока инвестиций. В этой связи основополагающей задачей является: завершение необходимых мероприятий для реализации всех функций Агентства, предусмотренных Положением и практическое разграничение функций, связанных с реализацией государственной политики.

Информация о работе Формы и методы саморазвития руководиеля