Экспортная товарная политика предприятия и пути ее совершенствования (на примере РУП «Станкостроительный завод им. С.М. Кирова»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2011 в 10:44, дипломная работа

Описание работы

Вышеперечисленные положения обусловливают актуальность темы дипломной работы. Таким образом, цель работы состоит в исследовании экспортной товарной политики и поиске путей ее совершенствования на РУП «Станкостроительный завод им. С.М. Кирова».
Для достижения поставленной цели было необходимо решить следующие задачи:

-раскрыть сущность экспортной товарной политики предприятия;

- проанализировать теоретические подходы к комплексному исследованию предприятия как самоорганизующейся неравновесной системы и разработать адаптационную модель ее конкурентоспособности;

- определить понятия экспортной товарной политики, экспортного товара.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. Сущность экспортной товарной политики на внешних рынках 7
1.1. Специфика товарной политики на внешних рынках и факторы
ее определяющие
7
1.2. Понятие экспортного товара, качество и конкурентоспособность
экспортного товара
13
1.3. Основные тенденции развития экспортной политики
Республики Беларусь
19
2. Изучение и реализация экспортной товарной политики на РУП «Станкостроительный завод им. С.М. Кирова»

27
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 27
2.2. Анализ деятельности маркетингового отдела предприятия на внешних рынках
39
2.3. Особенности формирования товарного ассортимента на
предприятии
42
2.4. Особенности реализации экспортной товарной политики
на предприятии

46
3. Предложения по совершенствованию экспортной товарной политики на РУП «Станкостроительный завод им. С.М. Кирова»

56
Заключение 66
Список использованных источников 68

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ горбачева.doc

— 879.00 Кб (Скачать)

     Для того, чтобы проанализировать работу на предприятии с ассортиментом, рассмотрим количество наименований продукции, выпускаемой в течение года, количество вновь освоенной продукции и рассчитаем коэффициенты обновляемости продукции за последние 5 лет. Результаты анализа динамики обновляемости продукции предприятия РУП «Станкостроительный завод им. С.М. Кирова»  представлена в табл. 2.13.

        Таблица  2.13.

       Динамика обновляемости продукции за 2006-2010 гг.

Показатели 
Годы 

Года 
 

2006г. 2007г. 2008г. 2009г. 2010г.
1. Количество наименований реализуемой  продукции 26 30 33 37 51
2. Количество вновь реализуемой продукции 17 15 20 24 34
3. Коэффициент обновляемости продукции 0,65 0,5 0,6 0,64 0,66

   Примечание. Источник: собственная разработка 

     Из  данных таблицы можно сделать  вывод, что коэффициент обновляемости  продукции колеблется приблизительно на одном уровне (Коб.ср=0,61), а значит, каждый год в ассортимент реализуемой продукции добавляется и извлекается примерно одинаковое количество товаров. Следует отметить, что интенсивное изменение ассортимента реализуемой  продукции достигается путем торговли товарами, динамика изменения разновидностей которых велика. С каждым годом появляется всё большее количество разновидностей последних. Предприятие же в свою очередь стремиться сформировать наиболее эффективную структуру ассортимента как добавляя новые виды продукции, так и изымая старые.

     В виду того, что для работы с продукцией наиболее существенными сточки зрения маркетинга являются следующие цели: объём сбыта, прибыль, доля рынка. Следует проанализировать структуру сбыта продукции по номенклатурным позициям. Такой анализ позволяет показать абсолютное и относительное значение продукции и групп продуктов.

     В табл. 2.14.  приведен анализ сбыта по различным группам продукции на РУП «Станкостроительный завод им. С.М. Кирова» 

     Анализируя  данные табл. 2.14. за 2010 г. следует, что абсолютном и в относительном значении наибольшую долю в объёме сбыта занимают узлы и детали к станкам – 92% в 2010 г., 92,3% в 2009 г., 57,8% в 2008 г. Наименьшее место в структуре сбыта продукции занимают: станки -3901 в 2008 г., 1018 млн. руб. в 2009 г., 1272 млн. руб. – в 2010 г.

     Таблица 2.14.

       Анализ сбыта по различным  видам продукции

Наименование

продукции.

2008г. 2009г. 2010г.
Число 
Сбыт

млн.

руб.

Доля

в общем

объёме

сбыта,

Число 
Сбыт

млн.

руб.

Доля

в общем

объёме

сбыта,

Число Сбыт

млн.

руб.

Доля

в общем

объёме

сбыта,

1. Станки

в т.ч:

1.1.Внутренний рынок

1.2 . Экспорт

2. Узлы  и детали к тракторам в т.ч.

2.1. Внутренний

рынок

2.2. Экспорт

41 

31

10 

- 

-

-

3901 

1913

1988 

5342 

5342

-

42,2 

49

51 

57,8 

100

11 

9

3 

- 

-

-

1018 

402

616 

12225 

12225

-

7,7 

39,5

60,5 

92,3 

100

9 

4

5 

- 

-

-

1272 

306

966 

14530 

14530

-

8 

24

76 

92 

100

Всего: 41 9243 100 11 13243 100 9 15802 100

     Примечание. Источник: собственная разработка

                      Рис. 2.3.  Сбыт по источникам реализации за 2010 г.

     Примечание. Источник: собственная разработка 

     Для оценки вклада каждой группы товаров  в получении доходов предприятия проанализируем структуру прибыли продукции по ассортиментным группам товаров.

       В табл.  2.15    приведен  анализ  прибыли по  различным группам товаров РУП «Станкостроительный завод им. С.М. Кирова».

Таблица  2.15.

       Анализ прибыли по различным  видам продукции

Наименование

продукции. 
 

2008г. 2009г. 2010г.
Число 
Сбыт

млн.

руб.

Доля

в общем

объёме

сбыта,

Число 
Сбыт

млн.

руб.

Доля

в общем

объёме

сбыта,

Число 
Сбыт

млн.

руб.

Доля

в общем

объёме

сбыта,

1. Станки

в т.ч:

1.1 Внутренний  рынок

1.2 . Экспорт

2. Узлы  и детали к тракторам в т.ч.

2.1. Внутренний

рынок

2.2. Экспорт

41 

31

10 

- 

-

-

102 

69,36

32,64 

65,2 

65,2

-

61 

68

32 

39 

100

11 

9

3 

- 

-

-

104 

41

63 

218 

218

-

32,2 

39,5

60,5 

67,8 

100

9 

4

5 

- 

-

-

27 

5

22 

-620 

-620

-

2 

24

76 

98 

100

Всего: 41 167,2 100 11 322 100 9 -593 100

   Примечание. Источник: собственная разработка 

    Теперь, для наглядности изложенной информации изобразим это графически (рис. 2.4).

                          Рис. 2.4.  Анализ прибыли по различным видам продукции

    Примечание. Источник: собственная разработка 

     Из  вышеприведенных таблицы и рисунка  анализируя данные за 2010 г. следует, что абсолютном и в относительном значении наибольшую долю в объёме прибыли занимают станки в 2008 г. на их долю приходилось 61% прибыли предприятия, в том числе при реализации на внутренний рынок прибыль составила – 69,36 млн. руб. на экспорт- 32,54 млн. руб. В 2009 г. прибыль от реализации станков составила 32,2% от общей прибыли, в т.ч. на внутренний рынок- 39,5 млн. руб., на экспорт- 60,5 млн. руб. В 2010 г. прибыль от реализации станков составила 27 млн. руб., а реализация узлов и деталей принесло предприятию убыток в сумме 620 млн. руб.

     Для   определения   наиболее   эффективных   направлений   деятельности хозяйства  рассчитаем уровень рентабельности по каждой группе товаров (табл. 2.16).

     Таблица 2.16 .

        Уровень рентабельности отдельных  видов продукции

Наименование  ассортиментной группы Выручка, млн. Прибыль, млн.руб . Уровень рентабельности продукции
Станки 1272 27 21%
В т.ч. Внутренний рынок 
306 5 7%
Экспорт 966 22 11%
Узлы  и детали

к тракторам

14530 -620 7%
Внутренний  рынок 14530 -620 7%
Экспорт - - -

   Примечание. Источник: собственная разработка 

     Из  вышеприведенной таблицы следует, что наибольший уровень рентабельности соответствует 21% - станки. Данный уровень рентабельности является не оптимальным (нормальный уровень рентабельности 30 - 40%).

     Анализируя  затраты следует отметить, что  при производстве станков наибольшее значение имеют материальные затраты, а второе по значению и первое для других реализуемых товаров приобретают затраты на оплату труда.

     В общем, следует отметить, что увеличение конкуренции, снижение инфляции на рынке станкостроения привели к снижению цен на продукцию и коэффициентов рентабельности.

     По  результатам анализа можно выделить положительные моменты деятельности предприятия:

     - продукция предприятия насчитывает  около 30 видов станков,      адаптированных к целевым группам  потребителям на разных типах  рынков.

     - предприятие располагает уникальной  производственной и конструкторско- экспериментальной базой.

     - предприятие укомплектовано высококвалифицированными  специалистами во всех подразделениях  завода.

     Недостатки  в деятельности предприятия  следующие:

     -изношенность  основных фондов составляет около  80 %. Большая часть фондов морально устарела.

     -большинство  выпускаемой в настоящее время  продукции уступает по основным  технико-экономическим параметрам  продукции, производимой крупнейшими  мировыми глобальными компаниями.

     -для  расширенного воспроизводства и  технического перевооружения предприятие располагает недостаточными оборотными средствами.

     -на  предприятии имеется дефицит  рабочих специальностей высокой   квалификации.

     -в  ближайшее время придвигается  переезд предприятия за город   что является преградой для  развития.

     Таким образом, РУП «Станкостроительный завод им. С.М. Кирова» необходимо иметь и постоянно совершенствовать товарную стратегию, что позволит ей обеспечить устойчивую структуру ассортимента, постоянный сбыт и стабильную прибыль. 
 
 
 
 

Информация о работе Экспортная товарная политика предприятия и пути ее совершенствования (на примере РУП «Станкостроительный завод им. С.М. Кирова»)