Экспортная товарная политика предприятия и пути ее совершенствования (на примере РУП «Станкостроительный завод им. С.М. Кирова»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2011 в 10:44, дипломная работа

Описание работы

Вышеперечисленные положения обусловливают актуальность темы дипломной работы. Таким образом, цель работы состоит в исследовании экспортной товарной политики и поиске путей ее совершенствования на РУП «Станкостроительный завод им. С.М. Кирова».
Для достижения поставленной цели было необходимо решить следующие задачи:

-раскрыть сущность экспортной товарной политики предприятия;

- проанализировать теоретические подходы к комплексному исследованию предприятия как самоорганизующейся неравновесной системы и разработать адаптационную модель ее конкурентоспособности;

- определить понятия экспортной товарной политики, экспортного товара.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. Сущность экспортной товарной политики на внешних рынках 7
1.1. Специфика товарной политики на внешних рынках и факторы
ее определяющие
7
1.2. Понятие экспортного товара, качество и конкурентоспособность
экспортного товара
13
1.3. Основные тенденции развития экспортной политики
Республики Беларусь
19
2. Изучение и реализация экспортной товарной политики на РУП «Станкостроительный завод им. С.М. Кирова»

27
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 27
2.2. Анализ деятельности маркетингового отдела предприятия на внешних рынках
39
2.3. Особенности формирования товарного ассортимента на
предприятии
42
2.4. Особенности реализации экспортной товарной политики
на предприятии

46
3. Предложения по совершенствованию экспортной товарной политики на РУП «Станкостроительный завод им. С.М. Кирова»

56
Заключение 66
Список использованных источников 68

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ горбачева.doc

— 879.00 Кб (Скачать)

     Лидером белорусского экспорта является товарная группа «минеральные продукты». Более четверти экспорта приходится на продукты нефтепереработки, что приносит в консолидированный бюджет страны около 8% доходов. 44% товаров данной группы (по стоимости) идет в Великобританию, 22% – в Голландию и 8% в Польшу.

     Следующую позицию занимают «транспортные средства» – 12% объема экспорта; «машины и оборудование» находятся на третьем месте, на них приходится 11% общего объема экспорта. Основными покупателями белорусских тракторов, седельных тягачей и грузовых автомобилей являются Россия (более половины объема продаж), Украина, страны Прибалтики и восточной Европы, Африки и Персидского залива (Иран, ОАЭ, Сирия).

     Товарная  группа «недрагоценные металлы и изделия из них» составляет 9,8% отечественного экспорта. Белорусский металлургический завод, имея широкую географию продаж (страны СНГ и ЕС, США, Китай и др.), стабильно увеличивает их объемы и по праву может называться «голубой фишкой» национальной экономики.

     В десятку лидирующих по экспорту товарных групп так же входят «продукция химической отрасли» – 8,8%; «текстиль и текстильные изделия» – 7,6%; «удобрения» – 5,9%; «готовые пищевые продукты» – 4%; «пластмасса, каучук и резина» – 3,8% и «древесина и изделия из нее» – 3% общего объема экспорта.

     Импорт  товаров в республику больше, чем экспорт, таким образом, торговый баланс имеет отрицательное сальдо (-1154,2 млн. дол. США на 01.09.2008 г.). Импорт товаров в Республику можно условно разделить на три его составляющих потока: сырьевой импорт, включающий минеральные продукты и ресурсы; инвестиционный импорт – оборудование, машины и транспортные средства и потребительский импорт, в состав которого входят готовые пищевые продукты и промышленные товары. Если анализировать импорт с учетом товарных групп, то лидируют минеральные продукты, затем следуют машины и оборудование, транспортные средства, металлы и изделия из них, продукция химической отрасли и пищевая продукция.

     Международная торговля услугами составляет около 10% от внешнего товарооборота страны – 1610 млн. дол. США на 01.09.2009 г. Из общего объема торговли услугами на страны вне СНГ приходится 60%, на долю торговли с Россией – 28%. Белорусский экспорт услуг в полтора раза превышает их импорт, и с учетом высокой квалификации национальных трудовых ресурсов дальнейшее развитие этого направления мировой торговли является стратегически значимым для республики.

     Факторы и резервы увеличения внешнеторгового оборота Республики Беларусь связаны и отражают общее состояние социально-экономического развития страны, становление рыночной экономики, постепенное вхождение в мировое сообщество. Прежде всего, необходимо преодолеть сложившуюся структуру белорусского экспорта, базирующуюся на производственном потенциале крупных промышленных государственных предприятий, пользующихся многочисленными льготами. Это не стимулирует экспорт на основании повышения конкурентоспособности, роста качества и снижения издержек производства. Во-вторых, в экспортируемой продукции слишком велика доля импортного сырья, что сдерживает преодоление отрицательного сальдо внешнеторгового оборота. Необходима переориентация на поддержку экспорта и услуг с высокой долей добавленной стоимости. В этом смысле к числу приоритетных можно отнести легкую и деревообрабатывающую промышленность, развитие маркетинговой стратегии. В-третьих, недостаточно реализуется экспортный потенциал малого и среднего бизнеса; В-четвертых, сложной и дорогой по-прежнему остается таможенная процедура, отсутствует эффективная национальная система предоставления и страхования экспортных кредитов. В-пятых, необходимо дальнейшее улучшение общих условий рыночного хозяйствования: либерализация условий хозяйствования, устойчивость валютного курса, правовая стабильность, создание необходимой инфраструктуры, в том числе рынка финансов, капитала (ценных бумаг), консультативных, лизинговых, страховых, маркетинговых и других услуг [17, с.56].

     Республика  Беларусь придает конкурентоспособности  своих товаров и услуг приоритетное значение. Завоевание подобающего места в мировой экономике в современных условиях необходимо для обеспечения устойчивого развития страны, роста благосостояния ее граждан, расширения взаимовыгодного сотрудничества в мире.

     Анализ  результатов современных исследований свидетельствует о том, что в современных условиях на первый план выдвинулась проблема конкурентоспособности отраслей и предприятий. Известный экономист М. Портер показал, что термин «конкурентоспособная страна» не имеет решающего самостоятельного значения для процветания государства, так как цель последнего в экономике – обеспечить гражданам высокий (и повышающийся) уровень жизни. Конкурентоспособность национальной экономики обеспечивают конкретные предприятия, производящие товары и услуги, а предприятие должно прежде всего добиваться основных конкурентных преимуществ – минимизации затрат и дифференциации продукта [20, с.78].

     В условиях жесткой конкуренции на мировом рынке успеха отдельного предприятия недостаточно для того, чтобы обеспечить конкурентоспособность страны. Отдельному предприятию даже с уникальной технологией трудно удерживать конкурентное преимущество, ибо оно зависит от надежных национальных поставщиков и сильных конкурентов. В настоящее время на мировом рынке конкурируют кластеры взаимосвязанных отраслей. Поэтому белорусская конкурентоспособность, по сути, зависит от конкурентоспособности основных отраслей ее экономики.

     Научный подход к проблеме конкурентоспособности  предполагает адекватное теоретико-методологическое ее решение, а именно – выбор приоритетов, соответствующих национальной политике Беларуси, ее основным ориентирам в социально-экономическом развитии. При разработке внешнеэкономической стратегии и политики страны определяющей должна являться базовая национальная стратегия, обращенная к гражданам и предприятиям самой страны. В этой стратегии должны быть сформулированы принципиально важные для субъектов национальной экономики ориентиры деятельности, содержащие непротиворечивый образ будущего хозяйства и социальной сферы страны.

     В Республике Беларусь разработана и  реализуется Национальная стратегия  устойчивого развития Республики Беларусь до 2020 года, в рамках которой генеральной  целью устойчивого развития Беларуси определено обеспечение стабильного  социально-экономического развития при сохранении благоприятной окружающей среды и рациональном использовании природно-ресурсного потенциала для удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений. Основные принципы устойчивого развития, использованные при разработке Национальной стратегии, закреплены в Повестке дня на XXI век, принятой на международной конференции в Рио-де-Жанейро. Данный документ содержит 27 принципов интеграции экологической, экономической и социальной политики в единую политику.

     Как отмечается в Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г., для экономики переходного периода принципиальное значение имеет выбор институциональной направленности преобразований, касающихся, в частности, такого коренного элемента экономической системы, как институт предпринимательства. Признано, что к основным направлениям осуществления государственной политики в сфере малого предпринимательства относятся, в частности, повышение эффективности функционирования и дальнейшее развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства [32, 33].

     Национальная  конкурентоспособность – это  способность страны производить  и реализовывать товары и услуги на внутреннем и внешнем рынках и  обеспечивать на этой основе высокий уровень доходов населения. Республика Беларусь, активно участвуя в процессах глобализации, сумела на национальном уровне минимизировать ее негативные последствия и добиться стабильного экономического роста.

     К основным конкурентным преимуществам  Беларуси можно отнести выгодное экономико-географическое положение; развитая система транспортных коммуникаций и производственная инфраструктура в целом; значительные земельные, водные и лесные ресурсы; наличие ряда полезных ископаемых; значительный научно-технический потенциал; многоотраслевой промышленный комплекс; высокий общеобразовательный уровень населения и др.

     В Республике Беларусь разработана и  в июне 2003 г. Президиумом Совета Министров принята Программа структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики (далее - Программа), действующая до 2010 г. [36, с.51]. В целом Программа представляет собой целевой комплекс мер, предназначенных обеспечить своевременный поворот социально-экономической политики белорусского государства к новым внешним и внутренним реалиям. Программа направлена на более эффективное использование факторов, обеспечивающих рост конкурентоспособности экономики преимущественно на макроуровне. Разработка и реализация рассматриваемой Программы важна вследствие того, что сводный индекс уровня конкурентоспособности Беларуси пока еще ниже российского, не говоря о западных странах, и составляет 0,564 (для сравнения: России – 0,678; Польши – 0,633; Нидерландов – 1,145) согласно рейтингу стран по сводному индексу уровня конкурентоспособности, индексу развития человеческого потенциала и производства реального ВВП на душу населения.

     Целью Программы является выработка основных направлений и приоритетов структурных  преобразований экономики, системы  мер и механизмов модернизации производства, обеспечивающих создание и максимально эффективное использование конкурентных преимуществ Беларуси, повышение уровня ее конкурентоспособности. В целом реализация конкурентных преимуществ в Беларуси сдерживается, в частности, следующими факторами: неразвитостью инновационной инфраструктуры; низким уровнем менеджмента, подготовки и переподготовки кадров для работы в рыночных условиях; отсутствием развитой конкурентной среды на внутреннем рынке товаров и услуг, капиталов и рабочей силы.

     Данная  цель реализуется через завершение процессов развития институтов переходного периода в институты, отвечающие требованиям современной рыночной экономики и мировым тенденциям. Одной из приоритетных задач структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики в рассматриваемой сфере является снижение трансакционных издержек деятельности предприятий за счет, в частности, формирования инфраструктуры поддержки предпринимательства.

     Целесообразно выделить стратегические приоритеты структурной  перестройки и повышения конкурентоспособности экономики Республики Беларусь во внешнеэкономической сфере:

     - четкая регионально-страновая ориентация и экономическая выгода от внешней торговли;

     - выход на новые международные рынки и диверсификация структуры экспорта на традиционных рынках;

     - перевод методов государственного регулирования внешней торговли в Республике Беларусь на систему принципов и механизмов ВТО с использованием протекционистских мер в соответствии с международной практикой;

     - защита интересов и обеспечение равных условий функционирования на мировом рынке;

     - увеличение в производимой продукции добавленной стоимости путем снижения ресурсо-, энерго- и материалоемкости и рационального импортозамещения;

     - улучшение правовых условий, механизмов привлечения и эффективного использования иностранных и внутренних инвестиций для повышения конкурентоспособности экспортного потенциала.

     Таким образом, совершенствование макроэкономических условий внешнеэкономической деятельности будет зависеть от решения вопросов, направленных на повышение эффективности отечественных предприятий и конкурентоспособности белорусских товаров [ 22, с.96].

     Повышение международной конкурентоспособности  белорусских товаропроизводителей может быть обеспечено за счет:

     - совершенствования механизма стимулирования эффективного использования предприятиями прироста валютной выручки на закупку новых технологий и «ноу-хау» из высокоразвитых стран;

     - привлечения инвестиций для модернизации технологий и снижения энергоемкости и материалоемкости производства;

Информация о работе Экспортная товарная политика предприятия и пути ее совершенствования (на примере РУП «Станкостроительный завод им. С.М. Кирова»)