Автор: Екатерина Милая, 02 Декабря 2010 в 08:35, курсовая работа
Целью данного исследования является выявление проблем агромаркетинга в России как организационного и финансового, так и психологического характера и поиск возможных путей их решения. Необходимо четко понять сущность маркетинга, его принципы, методы и формы организации. Сформулированная цель предполагает подготовку и решение следующего ряда логически взаимосвязанных задач:
•Роль и функции маркетинга на сельскохозяйственном предприятии
•Виды маркетинга и организационные структуры
•Специфика агромаркетинга
•Маркетинговые каналы распределения продукции и планирование товародвижения на предприятии
•Организация маркетинговой деятельности на предприятии
Введение
1 Теоретические основы маркетинга в экономике
1.Сущность маркетинга и его роль в современной экономике
2.Функции маркетинга на сельскохозяйственном предприятии
3.Виды маркетинга, его субъекты и объекты
2 Маркетинг в агропромышленном комплексе
1.Специфика агромаркетинга
2.Виды организационных структур предприятия
3.Маркетинг как система управления производством
3 Управление маркетинговой деятельностью на предприятии
1.Организация маркетинговой деятельности на предприятии
2.Методы организации товародвижения
3.Совершенствование структуры управления предприятием
Заключение
Список использованных источников
ГЛАВА II Маркетинг в агропромышленном комплексе
2.1 Специфика
агромаркетинга
Как
и маркетинг любой другой отрасли
агромаркетинг имеет свою специфику.
Специфика агромаркетинга выражается
в его отличительных
Первая особенность — служба агромаркетинга имеет дело с товаром первой жизненной необходимости, следовательно, необходимо своевременно, в нужном объеме и ассортименте, с учетом возраста, пола, национальных традиций, состояния здоровья потребителей удовлетворять их нужды и интересы. Товар, как правило, скоропортящийся, поэтому требуется оперативность поставки, целесообразная упаковка, сервисное и эстетическое обслуживание.
Вторая особенность — несовпадение рабочего периода и периода производства. Например, продукцию растениеводства получают один-два раза в год, а рабочий период длится целый год. В связи с этим специалисты по маркетингу должны уметь спрогнозировать диалектику спроса потребителей, хорошо знать тенденцию его удовлетворения, рыночную конъюнктуру и т.д., ибо от этого зависит эффективность агромаркетинга.
Кроме
того, такая особенность
Третья
особенность — производство сельскохозяйственных
продуктов взаимосвязано и
Четвертая особенность — многообразие форм собственности в системе АПК на земле, средства производства, реализуемый товар. Это определяет многоаспектную конкуренцию, которая управляется только спросом потребителей и его удовлетворением. Отсюда разнообразие стратегий и тактик, стремление к совершенствованию форм и методов агромаркетинга, приспособлению их к нуждам и интересам потребителей. Положение осложняется еще и тем, что в Россию поступает много продуктов питания из-за рубежа, поэтому отечественное маркетинговое обеспечение должно успешно конкурировать с зарубежными фирмами.
Пятая
особенность — более высокая
восприимчивость, адаптивность, самоорганизация
и самоуправление системы агромаркетинга
по сравнению с другими видами маркетинга,
что объясняется особенностями спроса
потребителя, острой конкуренцией на рынке
сельскохозяйственной продукции из-за
идентичности товаров, необходимостью
быстрого приспособления системы маркетинга
к государственным и другим директивным
решениям вследствие многообразия конкурентных
организационно-правовых форм.
Шестая особенность — более низкий уровень науки и искусства маркетинговой деятельности в АПК по сравнению с другими областями, поскольку до настоящего времени не сформировалась наука об агромаркетинге и, следовательно, отсутствуют научно обоснованные рекомендации по его осуществлению. Однако в последнее время положение начало меняться в лучшую сторону. Не так давно, три-четыре года назад, сельскохозяйственные учебные заведения приступили к подготовке специалистов по агромаркетингу.
2.2
Виды организационных
структур предприятия
Если принять во внимание возможные различия в размере ресурсов предприятий, в продукции, которую они выпускают, в рынках, на которых они действуют, становится очевидным, что не может быть единой организационной структуры, рекомендуемой в виде некого стандарта для всех предприятий.
К
тому же следует учитывать и
Постепенно, по мере развития рыночных отношений и усложнения процесса продаж, в его задачи стали входить и некоторые из маркетинговых функций и, в первую очередь, реклама. Это неизбежно привело к созданию в структуре самостоятельных подразделений, перед которыми, как и перед всеми остальными сотрудниками коммерческой службы, ставилась одна задача: реализовать всё, что произведено с максимальной прибылью. Но даже там, где маркетинговые службы стали полностью самостоятельными структурными подразделениями, показателями эффективности их работы были и, по сей день, остаются, только те же показатели сбыта.
Безусловно, что эти показатели должны быть, однако их вес в общей оценке работы службы маркетинга может быть значительным только в том единственном случае, когда её предложения действительно учитываются в практической деятельности предприятия.
Более того, самостоятельная служба маркетинга при её параллельном существовании со службой сбыта имеет главными недостатками разрозненность их функций, мешающую эффективной организации продажи, и практическую неизбежность конфликтов между двумя руководителями, каждый из которых хочет играть ведущую роль в политике сбыта продукции предприятия. Порок этой ситуации состоит в том, что их функции реализуются независимо.
Отдельного
разговора заслуживает и
По мере же того, как маркетинг из инструментальной фазы переходит в фазу общей концепции, объединяющей все функции, связанные с выходом предприятия на рынок, качественно изменяется и ответственность руководителя службы маркетинга. Он становится не только главным арбитром между фактом продажи и всеми теми действиями подразделений, которые могли повлиять на продажу, но и ответственным за рыночные цели предприятия и их достижение, а, значит, и за элементы, которые ведут к достижению этих целей.
Понятно,
что эффективность
Таким образом, в каждом конкретном случае, руководитель предприятия, исходя из своего видения целей и задач, которые он планирует поставить перед службой маркетинга, определяет её место в оргструктуре предприятия.
Применительно
к системе маркетинга организационная
структура отражает количество, функциональные
характеристики, специализацию структурных
подразделений служб маркетинга, а также
регламентирует устойчивые прямые и обратные
связи между ними по таким параметрам,
как централизация (децентрализация),
руководство (подчиненность), полномочия
(ответственность), информация (принятие
решений).
Организационная структура маркетинга
устанавливает определенное распределение
видов деятельности между отдельными
управляющими, специалистами или структурными
подразделениями. Следовательно, эффективность
того или иного типа организационной структуры
маркетинга в условиях конкретного предприятия
будет зависеть от того, насколько точно
в ней отражается классификация задач
или видов деятельности, необходимых для
достижения целей, как успешно установленные
пределы децентрализации или диапазона
управления способствуют координации
совместных усилий всего коммерческого
персонала, в какой мере существующие
должности способствуют развитию способностей
и соответствуют побуждениям тех сотрудников,
которые будут на них работать.
Важное значение при формировании организационной структуры маркетинга имеет принцип функционального определения. Этот принцип требует в пределах установленного вида деятельности точного определения ожидаемых результатов от деятельности данного структурного подразделения; детальной регламентации делегированных полномочий, ответственности, а также информационного взаимодействия с другими структурными подразделениями.
Организация
по “функциям”- означает, что все рынки
и виды выпускаемой продукции могут рассматриваться
в виде некоторых однородностей, для которой
вполне достаточно четкая специализация
её подразделений по направлениям.
При функциональной структуре сотрудники
отдела маркетинга сгруппированы по отдельным
функциям, а их деятельность координируется
директором или управляющим по маркетингу
(приложение 2.1).
Преимущества функциональной организационной
структуры заключаются в ее простоте и
возможности точно определить для каждого
специалиста круг его обязанностей и меру
ответственности за результаты работы.
Функциональная структура способствует
усилению профессиональной специализации,
упрощает процесс подготовки управленческого
персонала, повышает ответственность
высшего руководства предприятия за конечные
результаты. Функции контроля сосредоточиваются
на верхнем уровне управления предприятием.
Вместе с тем необходимо объективно учитывать не только преимущества, но и основные недостатки, которые характерны для данного типа организационных структур. Прежде всего необходимо отметить, что функциональной структуре на уровне высшего руководства принадлежат функции принятия оперативных и стратегических решений. Но в процессе маркетинговой деятельности оперативные решения имеют тенденцию к доминированию над стратегическими. В силу этого обстоятельства функциональная организационная структура в большей мере ориентирует руководителей на получение текущего эффекта. В то же время разработка и внедрение нововведений с перспективой долговременного эффекта приобретает второстепенное значение.
Функциональная
специализация и сосредоточение
функций контроля и принятия решений
на уровне высшего руководства
Информация о работе Маркетинговая стратегия развития сельскохозяйственных предприятий