Маркетинговое исследование рынка электротоваров

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 13:33, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы, как вида учебной деятельности - получение практического опыта в проведении маркетинговых исследований, включающего навыки планирования и организации маркетингового исследования, навыки сбора маркетинговой информации и навыки анализа результатов маркетингового исследования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретическая часть………………..…………………………………..............5
1.1. Сущность маркетинга………………………………………….……...5
1.2. Сущность рынка……………………………………………………….8
1.3. Товарная политика…………………………………………………...12
1.4. Рынок электротоваров………………………………………………..15
2. Анализ и вывод анкетных данных…………………………………………...19
3. Практическая часть………………………………………………………...…30
Заключение………………………………….……………………………..……..34
Список литературы………………………….…………………………………...36

Работа содержит 1 файл

Маркетинг (Электротовары).doc

— 288.50 Кб (Скачать)
    1. По области применения различают маркетинг:
      1. Международный;
      2. Некоммерческий -  осуществляется организациями и           отдельными лицами, которые действуют в общественных интересах или выступают за какую либо идею и не стремятся к получению финансовой прибыли;
      3. Макромаркетинг – деятельность государства;
      4. Микромаркетинг – деятельность любой фирмы;
      5. Социальный маркетинг.
    2. По степени развития маркетинг бывает:
      1. Распределительный – торговая деятельность в широком смысле слова;
      2. Функциональный – организационно-технические функции, связывающие производство с реализацией;
      3. Управленческий – изучение информации о рынке.
    3. По сфере приложения, маркетинг может быть:
      1. По отраслям;
      2. По стадиям сбыта (маркетинг изготовителя, маркетинг торговли);
      3. По рынкам;
      4. По прибыли.
    4. В зависимости от состояния спроса, маркетинг:
      1. Конверсионный – спрос негативен, необходимо его создавать;
      2. Стимулирующий – спрос отсутствует, его надо создавать;
      3. Развивающий – спрос имеется, необходимо сделать его более реальным;
      4. Ремаркетинг – спрос снижается, следует его восстановить;
      5. Демаркетинг – спрос чрезмерен, необходимо его снижать;
      6. Синхромаркетинг – спрос колеблется, необходимо его стабилизировать;
      7. Поддерживающий – спрос соответствует возможностям, нужно держать его на данном уровне;
      8. Противодействующий – применяется при существовании иррационального спроса.

Основными составляющими маркетинга являются: исследование рынка; товарная политика; товародвижение и сбыт; ценовая политика; продвижение товара на рынок; управление маркетингом. [18]

Концепция маркетинга может отличаться в каждой стране. Российские фирмы обязаны знать о своей специфике и использовать богатый опыт западных стран в области маркетинга. [14]

 

1.2. Сущность рынка

В ходе развития товарного хозяйства  формируется рынок, который прошел длительный путь, продолжительность которого насчитывает более 30 тысяч лет, от древних базаров до современных организованных рынков с компьютерным оснащением. Весь исторический опыт развития человечества свидетельствует о том, что рыночный механизм – это великое детище цивилизации, которое можно сравнить с открытием огня, металла, электроники, программирования, генной инженерии и т.п. В отличие от других научных и технических открытий, рынок есть творение человеческого коллектива. [9]

Рынок - это совокупность существующих и потенциальных покупателей. Они имеют свои собственные нужды и желания. Которые они хотят и в состоянии удовлетворить. Основа рыночной практики - способность идентифицировать потребителя или клиента, способность адаптироваться к точке зрения потребителя. [18]

Современный рынок – это рынок новинок, ибо новизна стала важнейшим свойством товаров и услуг, делающих их конкурентоспособными. Новыми считаются товары и услуги, не имеющие аналогов, а также улучшенные варианты или модификации существующих. Рынок интересуют любые новшества: в конкуренции, обеспечивающие более высокую производительность, надежность долговечность; в дизайне, делающем продукцию удобной и эстетичной; в системе управления (менеджменте), повышающие рентабельность производства.

Для современного рынка характерно стирание национальных границ, формирование мировых рынков товаров, услуг, технологии, информации, рабочей силы, капиталов и валют.

В современной экономической литературе указывают на следующие факторы, которые в совокупности и взаимодействии предопределили возникновение, а затем и развитие рынка:

  • потребности людей, которые по своему характеру безграничны. Это обстоятельство побуждало и побуждает производство благ и услуг к бесконечному росту и развитию;
  • ограниченность всех ресурсов производства труда, земли и других материальных средств производства;
  • общественное разделение труда, которое означает, что в любом более или менее многочисленном сообществе людей никто из участников хозяйства не может жить за счет полного само обеспечения всеми производственными ресурсами, всеми экономическими благами. Общественное разделение труда повышает эффективность производства и создает материальную основу для товарного обмена.

Рынок является системой, и как  любая система обладает набором  уникальных функций, таких как:

    • информационная -  рынок даёт его участникам информацию о необходимом количестве товаров и услуг, их ассортименте и качестве;
    • посредническая – рынок выступает посредником между производителем и потребителем;
    • ценообразующая – цена складывается на рынке на основе взаимодействия спроса и предложения, с учётом конкуренции;
    • регулирующая – рынок приводит в равновесие спрос и предложение;
    • координирующая – рынок побуждает производителей создавать нужные обществу экономические блага с наименьшими затратами и получать достаточную прибыль;
    • санирующая -  с помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным. В результате этого непрерывно повышается средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом.

В состав рынка входят предприниматели, работники, продающие свой труд, конечные потребители, владельцы ссудного капитала, собственники ценных бумаг и т.д. Основных субъектов рыночного хозяйства принято подразделять на три группы:

    • Домашние хозяйства - это экономическая единица, функционирующая в потребительской сфере экономики. Она может состоять из одного или более человек. В рамках домашнего хозяйства потребляются конечные продукты сферы материального производства и сферы услуг. Домашние хозяйства являются собственниками и поставщиками факторов производства в рыночной экономике.

Полученные от продажи услуг  труда, капитала и др. деньги расходуются  для удовлетворения личных потребностей;

    • Фирмы – это экономическая единица, функционирующая с целью получения дохода (прибыли). Она предполагает вложение в дело собственного или заемного капитала, доход от которого расходуется не просто на личное потребление, а для расширения производственной деятельности. Фирма является поставщиком товаров и услуг в рыночном хозяйстве;
    • Государство – представлено главным образом различными бюджетными организациями, которые не имеют своей целью получение прибыли, а реализуют функции государственного регулирования экономики, для осуществления контроля над хозяйственной деятельностью.

Каждый из субъектов рыночных отношений  может действовать одновременно, как покупатель и как продавец. Все хозяйственные субъекты тесно  взаимодействуют на рынке, образуя  непрерывный «поток» купли-продажи.

Объектами рынка являются товары и деньги.

В качестве товаров выступают не только произведенная продукция, но и факторы производства (труд, земля  и капитал); услуги и даже духовные ценности.

В качестве денег – все финансовые средства.

Важную роль в рыночном регулировании имеет соотношение спроса и предложения, существенно влияющее на цены. Растет цена – это сигнал к расширению производства, падает цена – сигнал к его сокращению. В результате стихийные действия предпринимателей приводят к установлению более или менее оптимальных экономических пропорций. Действует регулирующая «невидимая рука», о которой писал еще Адам Смит: «Предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им».

В современных условиях экономика управляется не только «невидимой рукой», но и государственными рычагами, однако регулирующая роль рынка продолжает сохраняться, во многом определяя сбалансированность народного хозяйства.

До сих пор рынок рассматривался, как единая система, на самом  деле рыночный механизм в целом характеризуется весьма сложной структурой.[9]

По своей структуре рынок  представляет собой, такой способ связи  или отношений между производителями  и потребителями, при котором  обмен товаров происходит с помощью  денег и, следовательно, регулятором экономическим отношений выступает цена. Однако цена на различных рынках приобретает самые разнообразные модифицированные формы. Если на любых товарных рынках действует цена, то на рынке труда она приобретает форму заработной платы, на рынке капиталов и денежном рынке – форму процента, на рынке земли – форму ренты.

Описание структуры рынка зависит  от выбранных критериев классификации.

Существует несколько критериев, по которым можно выявить основные составляющие элементы единой рыночной системы. Эти критерии следующие:

  1. По объектам купли-продажи: потребительский рынок; рынок средств производства; рынок земли; рынок машин и оборудования; рынок недвижимости; рынок труда; рынок технологии; рынок услуг; валютный рынок; страховой рынок; рынок информации; рынок интеллектуальной собственности (патентов, лицензий); рынок произведений искусства, духовных благ;
  2. По пространственному размещению: локальный; местный; национальный; мировой.
  3. По формам собственности: частный; кооперативный; государственный.
  4. По характеру продаж: оптовый; розничный; импортный; экспортный.
  5. По уровню насыщения товарной массой и степени удовлетворения спроса: равновесный; дефицитный; избыточный.
  6. По видам конкурентной борьбы: рынок совершенной конкуренции; рынок не совершенной конкуренции.
  7. В зависимости от характера сделок: свободный рынок; регулируемый рынок.
  8. С точки зрения рыночного законодательства: легальные рынки; не легальные (теневые, черные, серые).

Исходя из вышеперечисленного, мы выяснили, что рынок – это система экономических отношений возникающих на основе устойчивого взаимодействия товарного и денежного обращения.

Хотя рынок и не является идеальным  по своей сути, но при правильном его использовании государством и умелой коррекцией соответствующими институциональными структурами он превращается в мощный инструмент развития общества. [16]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Товарная политика

В условиях рыночных отношений особое место занимает маркетинг как  система управления производственно-сбытовой деятельностью фирмы, нацелен на эффективное удовлетворение потребительского спроса. Именно здесь нужна товарная политика, т. к. она является фундаментом всей маркетинговой деятельности. Все остальные функции: установление цен на товар, выбор канала распределения и товародвижения, выбор стратегии коммуникации и стимулирования, реклама и пропаганда при своей реализации опираются непосредственно на структуру ассортимента и управление им. [1]

Фирма, занимающаяся производством  и сбытом товаров, должна иметь четкую целенаправленную товарную политику. Товарная политика - это маркетинговая деятельность, связанная с планированием и осуществлением совокупности мероприятий и стратегий по формированию конкурентных преимуществ и созданию таких характеристик товара, которые делают его постоянно ценным для потребителя и тем самым удовлетворяют ту или иную потребность, обеспечивая соответствующую прибыль фирме.

 Фирма, осуществляющая товарную политику, преследует цель производить такие товары, которые были бы конкурентоспособны и имели бы соответствующее качество.

Для этого необходимо не только определить оценку конкурентоспособности товара, повышать качество продукции как  одной из форм конкурентной борьбы, завоевание и удержание позиций  на рынке, по придерживаться стратегий, позволяющих добиться конкурентных позиций.[3]

М. Портер выделяет пять вариантов  стратегий:

1) Стратегия лидерства по издержкам предусматривает снижение новых издержек производства товара или услуг.

2) Стратегия полной дифференциации направлена на придание товарам предприятия специфических черт, отличающих их от товаров фирм конкурентов.

3) Стратегия оптимальных издержек дает возможность предприятию предложить своим покупателям более ощутимую ценность за счет сочетания низких издержек и широкой дифференциации.

4) Сфокусированная стратегия или стратегия рыночной ниши, основанная на низких издержках, ориентирована на узкий сегмент покупателей, где предприятие опережает своих конкурентов за счет более низких издержек.

Информация о работе Маркетинговое исследование рынка электротоваров