Маркетинговое исследование рынка электротоваров

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 13:33, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы, как вида учебной деятельности - получение практического опыта в проведении маркетинговых исследований, включающего навыки планирования и организации маркетингового исследования, навыки сбора маркетинговой информации и навыки анализа результатов маркетингового исследования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретическая часть………………..…………………………………..............5
1.1. Сущность маркетинга………………………………………….……...5
1.2. Сущность рынка……………………………………………………….8
1.3. Товарная политика…………………………………………………...12
1.4. Рынок электротоваров………………………………………………..15
2. Анализ и вывод анкетных данных…………………………………………...19
3. Практическая часть………………………………………………………...…30
Заключение………………………………….……………………………..……..34
Список литературы………………………….…………………………………...36

Работа содержит 1 файл

Маркетинг (Электротовары).doc

— 288.50 Кб (Скачать)

Также наблюдению присущи недостатки, связанные с его проведением.

Используются различные формы  реализации наблюдения:

      • прямое наблюдение;
      • косвенное наблюдение – результат поведения исследуемых лиц и изучение следов этого поведения.

По условиям, поведение различают: полевое (в естественной обстановке) и лабораторное ( в специально созданной среде)

    1. Эксперимент – это действие по сбору первичной информации, в процессе которого должно быть установлено влияние одной или нескольких независимых переменных на одну или ряд зависимых переменных при сохранении контроля за влиянием других неизучаемых параметров. Бывает полевым и лабораторным.
    2. Панель – действие по сбору первичной информации, в процессе которого предмет, тема и совокупность объектов исследования – постоянные, а процедура сбора данных повторяется через определённые промежутки времени.

Панель различают:

      • По характеру изучаемых субъектов: потребительские, торговые, производственные.
      • По времени проведения: краткосрочные (до 1 года), долгосрочные (до 5 лет).
      • По организации получения информации от исследуемых лиц: участник самостоятельно высылает дневники и опросные листы почтой, заполненные листы собираются организатором, предусматривается  интервьюирование участников панели, смешанный.

Основной проблемой при осуществлении методов, является «смертность» панели, которая проявляется в смене места жительства участников или при переходе в другую потребительскую категорию. Также существует проблема организационного характера, заключающаяся в получении согласия на участие. Ещё существует методологическая проблема, связанная с «эффектом панели», т.е. оказавшись под контролем, исследователи меняют привычный образ жизни. [9]

 

 

 

 

 

 

2. АНАЛИЗ И ВЫВОД АНКЕТНЫХ ДАННЫХ

Из теоретической части мы выяснили, что самым оптимальным для нас способом получения первичной информации является опрос. Мы воспользуемся его письменной разновидностью – анкетированием. Для анкеты мы составили 15 вопросов (см. приложение 1) . для того чтобы провести маркетинговое исследование потребительского рынка электротоваров. Для получения данных о потребительском рынке электротоваров было опрошено 50 респондентов (заполненные анкеты см. приложение 2). Ниже приведены выводы и графики по каждому вопросу анкеты.

Вопрос №1 «Скажите пожалуйста, покупаете ли Вы электротовары?». На данный вопрос 86 % (43 чел.) респондентов, ответили «Да» и 14 % (7 человек) – «Нет».

 

Рис. 2.1

Как видно по рис. 2.1 большинство респондентов – 86% приобретают электротовары, таким образом, если существует такой большой спрос, то можно смело выпускать этот товар на рынок, но. учитывая, конечно же, что конкурентов у вас будет немало.

Вопрос №2 «Как часто Вы покупаете электротовары?» 49% (21 человек) ответили «По мере необходимости», 28% (12 человек) покупают электротовары «раз в месяц», 16% (7 человек) – «раз в неделю» и 7% - «раз в год». Рассмотрим рисунок 2.2.

Рис. 2.2

Из 43 анкет, в которых на вопрос №1 «Покупаете ли вы электротовары?» был ответ «да» мы выяснили что, почти половина респондентов покупает товары «по мере необходимости» - это 49%, далее 28 % покупают электротовары приблизительно «раз в месяц», 16% -раз в неделю. «Раз в год» электротовары покупают только 7 % респондентов.

Вопрос №3 «Какой вид электротоваров Вы покупаете чаще всего?» В этом вопросе респондентам предлагалось выбрать несколько вариантов ответов. Поэтому данные распределились следующим образом:

 

 

Рис. 2.3

Проанализировав ответы на вопрос № 3, мы выяснили, что чаще всего, из электротоваров, покупаются лампы – 72%, далее идут кабели и провода – 40%,инструменты – 35%, светильники – 33%, автоматические выключатели – 26%. Приборы учёта, измерения и контроля, трансформаторы и электродвигатели по 16%. Реже всего покупаются электронагреватели – 14%. При ответе «другое»  респонденты указали такие виды товаров как генераторы, микросхемы и т.д. в сумме это 7%.

Вопрос №4 «Электротовары каких городов Вы предпочитаете?» При ответе на данный вопрос респондент также мог отметить несколько вариантов ответов. Предложенные варианты ответа: Томск, Москва, Хабаровск, Красноярск, Саранск, и можно было указать свой вариант ответа. Вот что у нас получилось:

Рис. 2.4

Как видно из графика, респонденты чаще всего покупают электротовары московского производства – 49%, далее идёт Саранск – 37%, замыкает тройку лидеров Красноярск, товары красноярских производителей покупаются в 35 %. С небольшим отрывом идёт Томск – 33%. Электротовары Хабаровска покупаются в 23% случаев. Вариант «другое» был отмечен в 12 % случаев, однако либо имя города не указывалось, либо респондент писал «не обращаю внимания».

Вопрос №5 «Где вы покупаете электротовары?»  В ответах на данный вопрос, предлагались следующие варианты ответа: супермаркет, специализированный магазин и база, также респонденту предлагалось написать свой вариант ответа.  Кроме  того можно было указать несколько вариантов ответа.

Рис. 3.5

Проанализировав данные, мы выяснили, что чаще всего люди покупают электротовары в специализированных магазинах – 67%, это может говорить о том, что в данных магазинах продаётся более качественный товар, по оптимальной цене, кроме того, такой большой процент может быть вызван довольно высоким качеством обслуживания в данных магазинах, чем не могут похвастаться супермаркеты и базы. В супермаркете люди покупают товары всего лишь в 16 % случаев, на рынке/базе чуть чаще – 30%. Ответ «Другое» не был выбран ни одним респондентом.

Вопрос №6 «Как  Вы покупаете электротовары?» Данный вопрос направлен на выявление того, предпочитают ли потребители покупать товар оптом или в розницу.

 

Рис. 2.6

Как мы видим, большинство респондентов – 67% предпочитает покупать товары в розницу, и только 16 % готовы закупаться оптом. Такое большое количество тех, кто покупает в розницу можно объяснить тем, что анкетирование проводилось, по большей части, среди обычных покупателей. Возможно, если бы анкетирование проводилось среди строительных компаний и индивидуальных предпринимателей, доля покупающих оптом была бы больше.

Вопрос №7 «Для каких целей Вы покупаете электротовары?» В данном вопросе предлагались следующие варианты ответов: замена старых электротоваров, строительство, перепродажа, также предлагалось указать свой вариант ответа. Кроме того, респондент мог отметить несколько вариантов ответов.

 

Рис. 2.7

Из собранных данных следует, что в 72% респонденты покупают электротовары, для замены старых, в 19% - для строительства, в 14% - для перепродажи. Свой вариант ответа составил лишь 5 %.

Вопрос №8 «Каким способом Вы предпочитаете рассчитываться за покупку электротоваров?». В данном вопросе, мы хотели выяснить, каким образом покупатели расплачиваются за покупку электротоваров – наличный расчёт или безналичный расчёт.

Рис. 2.8

Из анкетирования следует, что 84% опрошенных. За покупку электротоваров расплачивается наличными, а 16% оплачивают свои покупки по безналичному расчёту.

Вопрос №9 «Что для Вас важно при выборе электротоваров?» в данном вопросе, опрашиваемым предлагалось проранжировать 6 основных качеств электротоваров (цена, качество, советы продавца-консультанта, советы родственников, известность фирмы, имидж компании-поставщика), которыми они руководствуются при выборе. Под цифрой «1» - респонденты отмечали что для них наиболее важно, под цифрой «6» - то, чем они руководствуются в последнюю очередь.

Таблица 2.9

Критерии важности электротоваров

Критерии

Баллы, проставленные респондентами

Сумма баллов

Цена

11222211332212432152143223132424161223242131242312

115

Качество

22111114121111411112112113112143112441111231114111

71

Советы продавца-консультанта

45463354254664226344424455646632536552325345315632

201

Советы родственников

33365456356645336442333566235314662546645451244345

206

Известность фирмы

54536625623525545666552144525353313645634551255543

205

Имидж компании-поставщика

66645436445336653555666536461565452334561624566654

230




 

Как мы видим, из данных таблицы главным, при выборе электротовара потребители считают качество. Затем идут цена, советы продавца-консультанта, известность фирмы, советы родственников и самым неважным, при выборе электротоваров, респонденты считают имидж компании-поставщика.

Вопрос №10 «Обращаете ли Вы внимание на рекламу электротоваров?» Данный вопрос направлен на то, чтобы выяснить обращают ли внимание респонденты на рекламу электротоваров.

Рис.2.10

Из графика мы видим из данных, большая часть опрошенных – 53% обращает внимание на рекламу электротоваров, оставшаяся часть – 47% - не обращает внимание на неё.

Вопрос №11 «Видели/слышали ли Вы рекламу каких либо местных магазинов  электротоваров?» Респондент, при  ответе на дынный вопрос должен был  ответить «Да» или «Нет». При ответе «Да» анкетируемому нужно было указать название магазина.

Рис. 2.11

Из графика видно, что 58% респондентов не видели и не слышали о рекламе местных магазинов электротоваров. 42% - видели/слышали рекламу магазинов. Наиболее часто указываемые магазины – это «Джем», «Каскад», «Мегалюкс», «PROсвет», «Электросеть» и «Энергия».

Вопрос №12 «Качество каких электротоваров Вас не устраивает? Почему?» При  ответе на данный вопрос респонденту  необходимо было указать, какой именно электротовар его не устраивает, также  указать его фирму и причину.

Таблица 2.12

Электротовары, которые не устраивают потребителей

 

Наименование товара

Фирма

Что не устраивает

Батарейки (3)

DURACELL

Быстро садятся

Вольфрамовые лампы накаливания

-

-

Выключатели (2)

-

-

Инструменты (2)

-

-

Кабели

-

-

Лампы энергосберегающие

-

-

Продукция в общем

Scarlet

некачественная

Продукция в общем

Matrix

-

Продукция в общем

«Космос»

-


 

70% (30 человек) никак не ответили  на данный вопрос, просто пропустив его. Как видно из таблицы, 30% - ответили на данный вопрос, но указали либо товар и причину, почему он их не устраивает, либо указали фирму и причину, по которой данная фирма их не устраивает. Если судить по данным, то больше всего, респондентов не устраивает качество батареек, которые выпускаются.

Вопрос №13 «Укажите род Ваших занятий?» В данном вопросе респондентам предлагалось указать род их деятельности. Из предложенных вариантов: «Работаю», «Учусь», «Занимаюсь домашним хозяйством», «Занимаюсь индивидуальным предпринимательством». Анализ проводился на основе всех собранных данных (50 шт).

Рис. 2.13

Как видно из графика, доля людей, среди  которых проводилось анкетирование,  работающих составляет 46%, дальше идут те, кто учится в высших учебных  заведениях – 22%, затем те, кто занимается индивидуальным предпринимательством – 20%. Меньше же всего тех, кто занимается домашним хозяйством – 12%.

Вопрос №14 «Ваш пол» в данном вопросе  респонденту необходимо было указать  свой пол.

Рис. 2.14

Проанализировав данные, мы видим, что  мужчин и женщин в анкетировании  участвовало примерно одинаковое количество – 48% мужчин и 52% женщин.

Вопрос №15 «Ваш возраст» При ответе на данный вопрос, респонденту нужно  было указать свой возраст.

Рис. 2.15

Из данных анкеты видно, что  половина – 50% опрошенных, находится в возрасте от 20-40 лет. 34% составляют, люди в возрасте от 41 года. Самую малую часть – 16% составляют молодые люди в возрасте до 20 лет.

Вопрос №16 «Укажите пожалуйста уровень  ваших доходов» В ответе на данный вопрос, респондентам нужно было указать  уровень своих доходов.

Рис. 2.16

Проанализировав результаты, мы выяснили, что большую часть, по 28%,  анкетируемых составляют люди, с уровнем дохода до 10000 рублей и люди с доходом, более 30000 рублей. Меньшую же часть – 22% составляют люди с уровнем дохода от 10000 до 20000 рублей и от 20000 до 30000 рублей.

По всем вышеприведённым данным можно сделать обобщающий вывод. В ходе проведения маркетингового исследования потребительского рынка электротоваров было опрошено 50 человек, при помощи составленной анкеты (см. Приложение 1, заполненные анкеты предоставлены в приложении 2). Проведя анализ анкет, мы выяснили, что 86% опрошенных покупают электротовары. Большая часть, из тех, кто покупает электротовары – 49% покупают электротовары по мере необходимости, 28% - раз в месяц, 16% - раз в неделю и 7% раз в год. Чаще всего респондентами покупаются лампы (71%), кабели и провода (40%), инструменты (35%) и светильники (33%). Респонденты предпочитают товары таких городов как Москва, Саранск и Красноярск. Покупать электротовары анкетируемые предпочитают в специализированных магазинах (67%). Малая часть предпочитает закупать их на рынке/базе – 30%. Самым непопулярным для покупки электротоваров оказался супермаркет, респонденты покупают электротовары в нём, только в 16% случаев. Так как опрос в основном проводился среди рядовых покупателей, то 74% опрошенных покупают электротовары в розницу. Среди 26% тех, кто закупает товары оптом, находятся либо индивидуальные предприниматели, которые занимаются перепродажей электротоваров, либо люди, занимающиеся строительством. 72% опрошенных покупают электротовары для замены старых электротоваров, 19% - для строительства и 14% для перепродажи. Между способами, которыми покупатели предпочитают расплачиваться за покупку, 84% занимает наличный расчёт, и 16% безналичный расчёт.

Информация о работе Маркетинговое исследование рынка электротоваров