Маркетинговое исследование рынка электротоваров

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 13:33, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы, как вида учебной деятельности - получение практического опыта в проведении маркетинговых исследований, включающего навыки планирования и организации маркетингового исследования, навыки сбора маркетинговой информации и навыки анализа результатов маркетингового исследования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретическая часть………………..…………………………………..............5
1.1. Сущность маркетинга………………………………………….……...5
1.2. Сущность рынка……………………………………………………….8
1.3. Товарная политика…………………………………………………...12
1.4. Рынок электротоваров………………………………………………..15
2. Анализ и вывод анкетных данных…………………………………………...19
3. Практическая часть………………………………………………………...…30
Заключение………………………………….……………………………..……..34
Список литературы………………………….…………………………………...36

Работа содержит 1 файл

Маркетинг (Электротовары).doc

— 288.50 Кб (Скачать)

5) Сфокусированная стратегия или стратегия рыночной ниши, основанная на дифференциации продукции, ставит своей целью обеспечение своих представителей выбранного сегмента товарами и услугами, наиболее полно отвечающим их вкусам и требованиям. [14]

Качество продукции относится  к числу важнейших показателей  деятельности предприятия. Повышение качества продукции в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, темпы технического прогресса, внедрения инноваций, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии. В современных условиях конкуренция между предприятиями развертывается главным образом на поле качества выпускаемой продукции.

До недавнего времени при  решении проблем качества предприятия  ориентировались на технический  уровень качества продукции без  учета потребностей рынка. Вопросами управления качеством занимались отделы технического контроля и анализа качества. В их функции входила проверка параметров (свойств) изделий, применяемого сырья, материалов на каждой операции производственного процесса, контроля точности работы оборудования, сбор информации по обнаруженным дефектам продукции, анализ и установление их причин. Обобщение информации позволяло разработать конкретные мероприятия, направленные на регулирование параметров качества продукции и координацию деятельности по повышению его уровня.

Основными проблемами, стоящими перед  отечественными производителями в  направлении совершенствования  управления качеством продукции, являются: включение в систему управления качеством продукции механизма  маркетинговой деятельности; ориентация систем управления качеством, как и всей производственной деятельности, на потребителя; усиление механизма воздействия систем управления качеством на все этапы жизненного цикла продукции. Современные проблемы ограниченности их внедрения носят уже не методологический, а чисто практический характер, причинами которых являются отсутствие квалифицированных кадров, ограниченность организационно-технической и материальной базы предприятия, недостаточный опыт массового использования статистических методов, отставание в автоматизации технологических и управленческих процессов. [12]

В условиях рынка удовлетворенность  конкретного потребителя совокупностью  предлагаемых ему свойств в товаре находит выражение в акте купли-продажи. Такое совпадение свойств, характеристик товара и требований потребителя, при котором соблюдаются интересы производителя и потребителя, означающее полное соответствие товара условиям рынка, называется его конкурентоспособностью.

Товары, таким образом, должны не только обладать набором технических, эстетических, эргономических и других свойств, но и отвечать условиям их реализации (цена, сроки поставки, сервис, престиж фирмы, реклама и т.д.). Конкурентоспособность продукции определяется комплексом потребительских (качественных и количественных) характеристик, позволяющих удовлетворять особые условия рынка. Конкурентоспособная продукция легко и быстро реализуется на рынке по наименее затратным каналам сбыта. Фактически товар проходит проверку на степень удовлетворения общественным потребностям. Они диктуются вкусами и предпочтениями определенной группы покупателей (сегментом рынка), поэтому понятие конкурентоспособности всегда конкретно. Коммерчески выгодный сбыт товара возможен лишь на конкретном рынке в определенных условиях конкуренции. [4]

Конкурентоспособность товара определяется (в отличие от качества) только той совокупностью  свойств, которые представляют несомненный  интерес для определенной группы покупателей, и обеспечивает удовлетворение данной потребности. Прочие характеристики и свойства продукции во внимание не принимаются. Товар с более высоким уровнем качества может быть менее конкурентоспособен, если его стоимость значительно повысилась за счет придания товару новых свойств, не затребованных группой потребителей, для которых он предназначен. Кроме того, один и тот же продукт может быть конкурентоспособен на внутреннем рынке и неконкурентоспособен на внешнем, и наоборот.

Многие компании индустриально  развитых стран (Япония, США, Франция, ФРГ) позволяют добиваться конкурентоспособности товаров лишь на внутреннем рынке, будучи уверенными в возможности сбыта своих товаров и на внешнем рынке.

Таким образом, при неизменности качественных характеристик товара его конкурентоспособность может  меняться в широких пределах, реагируя на изменение конъюнктуры рынка, воздействия рекламы и на проявления других внутренних и внешних по отношению к товару факторов. [11]

Товарная политика имеет экономическое  и социальное значение. Экономическая  важность заключается в том, что  умелое управление товарной политикой позволит предприятию выжить в условиях жесткой конкуренции и стать преуспевающей. С социальной стороны управление ассортиментом воспитывает у потребителей вкусы, формирует потребности, и наоборот, вкусы и потребности потребителей оказывают большое влияние на товарную политику. Управление ассортиментом продукции связано с инновацией. Разработка нового товара, без которого предприятие проживет только короткую жизнь, открывает возможности для новаторства, продвижению научно-технического прогресса, и, что немаловажно, ведет к поиску более дешевого вида сырья.

Товарная политика оказывается тесно связанной с концепцией привлекательности производства: каждой фирме необходима определенная политика, позволяющая управлять ростом производственных мощностей. Её основой должны быть оценка реальных и потенциальных возможностей фирмы и её конкурентные преимущества. Именно товарная политика становится центральным элементом   политических решений в этой области. Она задаёт направление развития товарного ассортимента и поэтому неразрывно связана с инвестиционными задачами роста, сохранения позиций и изменения курса деятельности. [10]

 

 

 

 

1.4. Рынок электротоваров

Масштабный рост строительного комплекса последних лет закономерно вызвал активность ряда других отраслей и видов деятельности, что повлекло их динамичный рост. Одной из таких областей стал рынок электротехнического оборудования и составляющих его сегментов.  
Российский рынок кабельно-проводниковой продукции вырос с 2000 года на ~ 10-15% в год. По большей части динамика обеспечивалась за счет внутреннего производства. Доля импорта в данный период не превышала 1-3%. 

Начиная с 2006 года стала активизироваться внешняя торговля: доля импорта в потреблении возросла с 7.9% до 28.3% в 2008 году. Однако производство по-прежнему вносило основной вклад в формирование рынка. 

Кризисное сокращение спроса на кабельно-полупроводниковую продукцию выразилось в снижении объема импортных поставок и сокращении доли зарубежных компаний на российском рынке до 19.6%. 
Рынок кабельно-проводниковой продукции складывается из изделий на основе алюминия и меди. В последние годы наблюдается тенденция к увеличению доли алюминиевой продукции, что связано со значительным ростом цен на медь, а также увеличением производства проводов для воздушных линий электропередач. Кризис еще больше усугубил тенденцию по снижению потребления медных кабелей, которое сократилось на 30.2%.

Спецификой российского рынка кабельно-проводниковой продукции является тот факт, что большая часть продаж приходится на кабели и провода энергетического назначения. Именно энергетика лидирует сегодня по объемам инвестирования в технологическое перевооружение. Второй по значимости потребитель кабельной продукции – строительная отрасль, на долю которой в среднем приходится около 40%. 

Наиболее крупным сегментом рынка НВО является комплектные устройства (более 50% рынка), при этом наиболее динамичным – защитные низковольтные аппараты.

Позитивная динамика отрасли стала причиной усиления конкуренции, что сопровождалось активным выходом на рынок новых российских и иностранных производителей. На сегодняшний день российский рынок низковольтного оборудования достаточно фрагментирован и структурирован. Ни одна из компаний, представляющих отрасль не сумела занять здесь выраженные лидирующие позиции. 

В тоже время ярко наблюдаются структурные сдвиги в сторону расширения рыночного места, занимаемого иностранными производителями. По отношению к 2006 году, в 2009 – доля импорта в потреблении возросла практически в 5 раз (с 7 до 32%). [20]

Российские производители сегодня уступают иностранным с точки зрения занимаемого ими места на рынке. Это несмотря на то, что официально статус российской продукции соответствует требованиям мирового уровня. Практически у всех известных компаний имеются свидетельства о соответствии стандартам ИСО 9000, а также сертификаты соответствия стандартам, определяющим технические требования к изделиям.

При этом, по мнению экспертов, уровень электротехнической продукции, которую производят российские компании, в целом уступает техническому уровню ведущих западных концернов. Большую роль здесь играет устаревание используемого производственного оборудования. Большинство российских компаний не имеют сегодня возможности осуществлять серьезные инвестиции в его модернизацию. 

Другая причина отставания российских производителей кроется в ограниченном ассортиментном предложении по сравнению с западными компаниями. Так, например, на сегодняшний день отсутствуют заводы, специализирующиеся на изготовлении автоматических выключателей или пускателей по всему ряду номинальных токов. Единственный фактор, способствующий сохранению позиций отечественного оборудования состоит, в конкурентном ценовом предложении — в 2–5 раз ниже зарубежных аналогов. Во многом благодаря этому российские производители занимают все более прочные позиции на внешних рынках сбыта. Доля экспорта в производстве за последние четыре года возросла с 3.7% до 29.4%. 

На сегодняшний день в России эксплуатируется около 1.9 млрд. источников света. При этом приоритет по использованию осветительных систем принадлежит промышленному сектору (42%) и жилым помещениям (31.5%). 

Российский рынок светотехники показывает положительную динамику прироста: до 13% в год и характеризуется присутствием большого числа производителей, а также развитой дистрибьюторской прослойкой. По различным оценкам, общее число участников рынка составляет около 800 компаний (из которых только около 300 - производители).

Несмотря на кризисное положение российских производителей, в целом российский рынок светотехники развивается весьма позитивно. Привлекательность и относительно низкий уровень насыщения российского рынка, в свою очередь, обуславливают высокую заинтересованность мировых светотехнических гигантов в развитии здесь собственного бизнеса. Поэтому движущей силой развития российского рынка является ежегодный рост импортных поставок. Сегодня активно расширяют свое присутствие на российском рынке мировые светотехнические корпорации (такие как PHILIPS, Osram, General Electric). 

С точки зрения регионального распределения продаж, наибольший удельный вес в общем объеме реализации российских светотехнических предприятий занимают компании Центрального федерального округа (примерно 57.4%), Приволжского округа (32.8%) и Сибирского округа (4.3%). [21]

В городе Абакан рынок электротоваров представлен несколькими крупными игроками, такими как: «ЭлектроСеть» (ИП Котович А.Г.), «Джем» (ИП Борисов), «Энергия» (ИП Павлюченко В.В.), ООО «Энергия –  ВС» (г. Новосибирск), «PRO свет». Основные поставщики электротоваров: ОАО «Дивногорский завод низковольтных аппаратов» (г. Дивногорск); «East-power International Limited» (г. Москва); Электротехническая компания Флавир (г. Москва); ООО «Теплофон» (г. Красноярск); ОАО «Амурский кабельный завод» (г. Хабаровск); ОАО «Московский завод электроизмерительных приборов» (г. Москва); ООО «Кунцево-Электро» (г. Москва); ЗАО «Томский кабельный завод» (г. Томск); ООО «Элбест» (г. Москва); ООО «Лисма» (г. Саранск).

С помощью маркетинговых исследований мы сможем более точно понять, что предпочитают и что больше всего ценят покупатели электротоваров в  городе Абакан.

Весь процесс проведенного маркетингового исследования можно разделить на два последовательных этапа:

  1. Подготовительный этап;
  2. Этап сбора данных.

Подготовительные мероприятия  создают своеобразный фундамент, на котором в дальнейшем базируются все остальные этапы исследования. Ведь от того, насколько тщательно  проведена подготовка, во многом зависит  эффективность практической части  исследования, точность и объективность полученных результатов, а значит, и возможность их применения для оптимизации любой деятельности.

Этап сбора данных является не менее  значимым для всего исследования, чем этап подготовки. Создается первичный, необработанный информационный материал, из которого впоследствии будут сформированы аналитические данные, необходимые для принятия эффективных управленческих решений. Первичный материал (первичная информация) – это информация, которая непосредственно собирается и обрабатывается для данного товара в данное время. Для сбора первичной информации существует 4 основных метода, выбор которых зависит от цели исследования и особенности изучаемого признака:

    1. Опрос – процесс сбора первичных данных, направленный на выявление позиции участников по теме исследования и особенностей их поведения на рынке. Отличается гибкостью, достаточно высокой скоростью и относительно низкой стоимостью. Применяется письменная и устная форма опроса. Все устные, и разновидности телефонных называется интервью. Если опрос проводится по полностью заданной схеме, то он называется стандартизированным, если схема отсутствует, то свободным. По количеству одновременно опрашиваемых они подразделяются на: индивидуальные и групповые.
    2. Наблюдение – это процесс планомерного и систематического сбора первичных данных о поведении участников данного мероприятия. По сравнению с опросом обладает рядом преимуществ:
      • обеспечивает сравнительно высокую объективность данных;
      • позволяет учитывать влияние окружающей обстановки на поведение исследуемых лиц. Также позволяет зафиксировать элементы неосознанного поведения;
      • успех сбора данных не зависит от способности источника информации.

Информация о работе Маркетинговое исследование рынка электротоваров