Маркетинговые исследования рынка картофельных чипсов

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 09:44, курсовая работа

Описание работы

По мнению менеджеров торговых точек и сетей, картофельные чипсы – это одна из наиболее ходовых позиций в любое время года, а летом особенно, ведь чипсы – это отличное дополнение к прохладительным напиткам, газировке (любимое блюдо для детей), это уникальный продукт, который одновременно утоляет голод и не создаёт чувства тяжести в желудке.
В практической части своей курсовой работы я бы хотел рассмотреть российский рынок картофельных чипсов и провести маркетинговое исследование в этой области.
Цель маркетингового исследования – изучение предпочтений нижегородских потребителей картофельных чипсов.

Содержание

Введение...........................................................................................................3
Теоретическая часть...................................................................................4
1.1 Методы сбора качественных данных.................................................5
1.1.1 Фокус-группа................................................................................5
1.1.2 Глубинное интервью....................................................................6
1.1.3 Анализ протокола.........................................................................7
1.2 Методы сбора количественных данных.............................................8
1.2.1 Опрос............................................................................................8
1.2.1.1 Личный опрос......................................................................9
1.2.1.2 Телефонный опрос.............................................................10
1.2.1.3 Почтовый опрос.................................................................12
1.2.2 Retail-audit...................................................................................13
1.3 Mix-методики......................................................................................13
1.3.1 Hall – тесты..................................................................................13
1.3.2 Home – тесты..............................................................................14
1.3.3 Mistery shopping..........................................................................15
Практическая часть..................................................................................19
2.1.История возникновения картофельных чипсов……………...........19
2.2.Исследования картофельных чипсов………………………………20
2.3.Сбор вторичной информации………………………………………20
2.4.Сбор первичной информации………………………………………23

Анализ и обработка данных.........................................................................31
Список используемой литературы..............................................................33
Приложение……………………………………………………………………34

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 276.50 Кб (Скачать)
 
 
  • Глубинное интервью
 

Определение

    Глубинное интервью — слабоструктурированная личная беседы интервьюера с респондентом в форме, побуждающей последнего к подробным ответам на задаваемые вопросы. 

Отличительные черты

    Интервью  проходит в виде свободной беседы на интересующую исследователя тему, в ходе которого исследователь получает от респондента очень подробную информацию о причинах его действий, об отношении к различным вопросам. 

Технология

  • Подготовка структуры беседы. Перед началом серии интервью исследователь подготавливает план, в соответствии с которым будет проводиться интервью. В отличие от обычного опроса, план глубинного интервью представляет собой просто перечень вопросов, по которым интервьюер должен узнать мнение респондента.
  • Отбор респондентов и проведение интервью. После подготовки плана беседы отбираются респонденты и проводятся сами интервью. Длительность глубинного интервью может составлять от получаса до нескольких (2-3) часов в зависимости от сложности темы, а также количества и глубины изучаемых вопросов. Как правило, глубинное интервью проводится в специальном помещении с нейтральной обстановкой и хорошей звукоизоляцией, во избежание возникновения каких-либо внешних помех. Интервью записывается на аудио и/или видеоаппаратуру для облегчения последующей расшифровки и анализа данных, а также для того, чтобы не потерять важную информацию.
  • Обработка результатов интервью и составление аналитического отчета. После завершения интервью его аудио и/или видеозапись подвергается обработке, в результате которой исследователь получает полный текст всего интервью. На основе данных текстов и впечатлений интервьюера составляется аналитический отчет.
 

Интервьюеры

    Успех глубинного интервью во многом зависит  от профессионализма и личных качеств  интервьюера. Для проведения интервью необходим квалифицированный специалист, желательно имеющий психологическое образование. Ему должны быть присущи навыки установления контакта с людьми, хорошая память, способность быстро реагировать на нестандартные ответы, терпение. В процессе интервью нельзя оказывать психологическое давление на опрашиваемого, спорить с ним. 

Применение

Как правило, глубинные интервью используются для  решения тех же задач, что и  фокус группы, а именно:

  • изучение поведения потребителей, их отношения к товарам, компаниям, маркам;
  • разработка новых продуктов, оценка концепции нового продукта (его упаковки, рекламной кампании и т. п.);
  • получение предварительной реакции потребителей на различные маркетинговые программы.
 

Глубинное интервью целесообразно использовать вместо фокус-группы в следующих случаях:

  • тема интервью предполагает обсуждение сугубо личных тем (личные финансы, заболевания);
  • интервью проводятся с представителями конкурирующих организаций, которые не согласятся обсуждать данную тему в группе;
  • обсуждается тема, в которой существуют строгие общественные нормы, и на мнение респондента может повлиять ответ группы (уплата налогов и т. п.);
  • невозможно собрать всех респондентов в одном месте и в одно время (респонденты малочисленны, удалены друг от друга и/или очень заняты).
 

Достоинства и недостатки

    Основные  недостатки метода глубинных интервью связаны со сложностью поиска интервьюеров. Во-первых, для проведения глубинных интервью требуются квалифицированные специалисты, которых нелегко найти. Далее, на качество результатов интервью сильно влияет личность и профессионализм интервьюера. И, наконец, сложность обработки и интерпретации полученных в ходе интервью данных, как правило, требует привлечения для их анализа специалистов-психологов.

    Достоинства. С помощью глубинных интервью можно получить более полную информацию о поведении человека, о причинах такого поведения, его глубинных мотивах, что не всегда возможно в фокус-группе, где респонденты оказывают давление друг на друга и сложно определить, кто именно дал тот или иной ответ. 

 
  • Анализ  протокола
 

Определение

    Анализ  протокола заключается в помещении  респондента в ситуацию принятия решения о покупке, в процессе которого он должен подробно описать  все факторы, которыми он руководствовался при принятии этого решения.  

Технология

    Респонденту предлагают представить себе конкретную ситуацию, в которой он должен принять решение. После этого он должен словесно описать все факторы и аргументы, которыми он руководствовался в процессе принятия решения. Иногда при применении данного метода используется диктофон. Затем исследователь анализирует протоколы (отсюда — название метода), представленные респондентами. 

Применение

    Анализ  протокола применяется для составления  модели принятия решения о покупке. Как правило, этот метод используется при анализе решений:

    • принятие которых распределено по времени, — например, при решении о покупке дома. В этом случае исследователь собирает в единое целое отдельные решения, принимаемые на отдельных этапах;
    • процесс принятия которых очень короток. В этом случае метод анализа протокола как бы замедляет скорость принятия решения. Например, покупая жевательную резинку, люди обычно не задумываются относительно этой покупки, и анализ протокола дает возможность разобраться в некоторых внутренних аспектах подобных покупок.
 

    Методы сбора количественных данных 

    Количественное  исследование отвечает на вопросы «кто» и «сколько».

    Данный  тип исследований, в отличие от качественного, позволяет получить выраженную количественно информацию по ограниченному кругу проблем, но от большого числа людей, что позволяет обрабатывать ее статистическими методами и распространять результаты на всех потребителей. Количественные исследования помогают оценить уровень известности фирмы или марки, выявить основные группы потребителей, объемы рынка и т. п.

    Основные  методы количественных исследований —  это различные виды опросов и  аудит розничной торговли (retail audit). 

   
  • Опрос
 

    Определение

    Опрос предполагает выяснение мнения респондента  по определенному кругу включенных в анкету вопросов путем личного  либо опосредованного контакта интервьюера с респондентом.  

    Технология

    Опрос заключается в сборе первичной  информации путем прямого задавания  людям вопросов относительно уровня их знаний, отношений к продукту, предпочтений и покупательского  поведения. Как правило, проведение опроса состоит из нескольких этапов, а именно:

  • разработка, проверка и тиражирование анкеты;
  • формирование выборки;
  • инструктаж интервьюеров;
  • проведение опроса и контроль качества данных;
  • обработка и анализ полученной информации;
  • составление итогового отчета.
 

    Виды  опроса

    Опросы  могут различаться:

  • по способу контакта с респондентом: лично, по телефону, по почте (в том числе по электронной) и через Internet;
  • по типу респондентов: опрос физических лиц, опрос юридических лиц, опрос экспертов;
  • по месту проведения опроса: дома, в офисе, в местах продаж;
  • по типу выборки: опрос репрезентативной либо целевой выборки.

    Как правило, чаще опросы различают по способу  контакта с респондентом. Каждый вид  опроса имеет свои достоинства и  недостатки.

    Достоинства и недостатки трех главных методов опроса. 

Метод Достоинства Недостатки
Почтовый  опрос
  • низкая стоимость
  • легкость организации опроса
  • доступен для малой группы исследователей
  • при заполнении анкеты отсутствует влияние на респондента со стороны интервьюера
  • могут быть использованы иллюстрации
  • смещение выборки за счет «самовыборки»: в почтовых опросах чаще участвуют лица, располагающие свободным временем и заинтересованные в теме опроса
  • респондент не может уточнить у интервьюера вопросы
  • низкое качество ответов на открытые вопросы
Телефонное  интервью
  • низкая стоимость
  • опрос может быть проведен достаточно быстро
  • пригоден для сбора как фактических данных, так и данных, характеризующих отношения
  • возможен централизованный контроль за ходом опроса
  • охватывает только людей, имеющих телефон
  • не могут быть показаны вопросник и иллюстрации
  • по телефону трудно поддерживать интерес более 15-20 минут
  • трудно задавать сложные вопросы
Личное  интервью
  • есть возможность продемонстрировать продукт
  • сравнительно легко удерживать внимание респондента в течение долгого времени
  • появляется возможность слушать живую речь респондента
  • легко задавать сложные вопросы
  • высокая стоимость
  • присутствует влияние интервьюера на респондентов
  • требуется большая команда квалифицированных интервьюеров
  • низкий уровень контроля за работой интервьюера
 
 
 
 
  • Личное  интервью (face-to-face)

    Личное  интервью незаменимо в том случае, когда респонденту в ходе опроса необходимо предъявить значительный объем  наглядной информации. 

    Определение

    Личное  интервью — опрос в форме личной беседы между интервьюером и респондентом.  

    Разновидности

    Личные  интервью различаются:

  • по типу респондентов: интервью с физическими и юридическими лицами, экспертами;
  • по месту проведения: дома, в офисе, в местах продаж товаров.
 

    Технология

    Проведение  личного интервью включает в себя несколько этапов:

  • разработка и тиражирование анкет;
  • формирование выборки: выборка может быть репрезентативной (полностью соответствующей по своим характеристикам генеральной совокупности, но меньше по размерам) либо целевой (когда опрашиваются только люди, соответствующие определенным критериям);
  • подготовка интервьюеров;
  • полевое исследование и контроль качества: непосредственно опрос респондентов происходит при личной беседе, в отсутствии посторонних лиц, не участвующих в анкетировании. В случае необходимости респонденту предъявляются рисунки, фотографии товара. Ответы респондента заносит в анкету интервьюер;
  • обработка анкет, построение диаграмм, таблиц и распределений: данные, полученные от респондентов, подвергаются статистической обработке и анализу;
  • аналитическое описание результатов интервью: по результатам опроса заказчику предоставляется отчет, содержащий графики и таблицы с распределениями ответов различных групп потребителей на вопросы исследовательской анкеты, а также основные выводы.
 

    Применение

    Личное  интервью является надежным методом  изучения потребительских предпочтений. Оно незаменимо в том случае, когда  необходимо представление респонденту  значительного объема наглядной  информации. Личное интервью чаще всего используется для:

  • изучения потребителей (определение портрета и описание поведения потребителей, изучение отношения потребителей к товарам, торговым маркам, производителям, сегментирование потребителей и выбор целевого рынка);
  • изучения рынка (определение объема и долей рынка, его характеристик и тенденций развития);
  • разработки комплекса маркетинга (поиск незанятых ниш и разработка нового продукта, оценка соответствия существующего продукта требованиям рынка, определение оптимальной цены, тестирование рекламных материалов, исследование коммуникационных каналов, оценка эффективности рекламной кампании, изучение каналов распределения).

Информация о работе Маркетинговые исследования рынка картофельных чипсов