Маркетинговые исследования рынка картофельных чипсов

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 09:44, курсовая работа

Описание работы

По мнению менеджеров торговых точек и сетей, картофельные чипсы – это одна из наиболее ходовых позиций в любое время года, а летом особенно, ведь чипсы – это отличное дополнение к прохладительным напиткам, газировке (любимое блюдо для детей), это уникальный продукт, который одновременно утоляет голод и не создаёт чувства тяжести в желудке.
В практической части своей курсовой работы я бы хотел рассмотреть российский рынок картофельных чипсов и провести маркетинговое исследование в этой области.
Цель маркетингового исследования – изучение предпочтений нижегородских потребителей картофельных чипсов.

Содержание

Введение...........................................................................................................3
Теоретическая часть...................................................................................4
1.1 Методы сбора качественных данных.................................................5
1.1.1 Фокус-группа................................................................................5
1.1.2 Глубинное интервью....................................................................6
1.1.3 Анализ протокола.........................................................................7
1.2 Методы сбора количественных данных.............................................8
1.2.1 Опрос............................................................................................8
1.2.1.1 Личный опрос......................................................................9
1.2.1.2 Телефонный опрос.............................................................10
1.2.1.3 Почтовый опрос.................................................................12
1.2.2 Retail-audit...................................................................................13
1.3 Mix-методики......................................................................................13
1.3.1 Hall – тесты..................................................................................13
1.3.2 Home – тесты..............................................................................14
1.3.3 Mistery shopping..........................................................................15
Практическая часть..................................................................................19
2.1.История возникновения картофельных чипсов……………...........19
2.2.Исследования картофельных чипсов………………………………20
2.3.Сбор вторичной информации………………………………………20
2.4.Сбор первичной информации………………………………………23

Анализ и обработка данных.........................................................................31
Список используемой литературы..............................................................33
Приложение……………………………………………………………………34

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 276.50 Кб (Скачать)

    Применение

    Метод home-тестов используется для:

  • решения задач по позиционированию нового товара, относящегося к определенной товарной группе;
  • проверки восприятия потребительских свойств товара;
  • выявления недостатков и преимуществ товара по сравнению с аналогами других производителей;
  • определения оптимальной цены товара и других характеристик.

    Достоинства и недостатки

    К недостаткам метода можно отнести  сложность и дороговизну организации  исследования. Преимуществом home-теста является то, что тестирование товаров происходит в тех же условиях, в которых они используются обычно. 

  • Mystery Shopping
 

    Определение

    Mystery Shopping — метод маркетинговых исследований, предполагающий оценку качества  обслуживания (или получение коммерческой информации о конкурентах) с помощью специалистов, выступающих в роли подставных покупателей (заказчиков, клиентов и т. п.).  

    Оценка  полезности

    При продаже услуг качество обслуживания является важнейшим критерием, по которому клиенты оценивают компанию. Mystery Shopping позволяет оценить работу персонала с точки зрения потребителя и своевременно принять меры по улучшению качества обслуживания. Кроме того, Mystery Shopping позволяет производителям определенного товара оценить работу персонала розничных торговцев с этим товаром (наличие на складе, презентация и т. п.).

    С точки зрения сбора информации об интересующей Вас компании этот метод  также является незаменимым. 

    Технология

    Оценка  качества обслуживания либо сбор информации производится на основании предварительно разработанных критериев, путем личного посещения либо по телефону.

    Разработка  плана Mystery Shopping. Первым делом разрабатывается подробный план — какие элементы работы персонала необходимо оценить, по каким критериям, какую информацию необходимо получить, на что нужно обратить особое внимание (если в организации есть стандарт обслуживания клиентов, то можно основываться на нем). Затем на основе этого плана разрабатывается анкета и проводится инструктаж исследователей.

    Проведение Mystery Shopping. Специально подготовленные люди, полностью соответствующие характеристикам целевого потребителя на данном рынке, посещают исследуемые предприятия (магазины, сервисные центры, офисы компании) под видом клиентов и в процессе общения с персоналом оценивают его работу по утвержденной анкете. Помимо личного визита, возможна оценка посредством телефонного звонка, либо общения через Internet.

    Использование результатов. По результатам проведенного исследования фиксируются основные ошибки персонала, и разрабатывается программа по их исправлению (проводятся специальные тренинги, корректируются инструкции и т. п.).

    В случае сбора данных о конкурентах, собранная информация используется для корректировки ценовой, ассортиментной, сервисной политики компании-Заказчика и т.п. 

    Применение

  • Мотивация персонала: по результатам мониторинга на основе Mystery Shopping вычисляются общий индекс качества обслуживания и индивидуальные индексы работников, от которых зависит заработная плата.
  • Фокусировка тренинга: результаты Mystery Shopping позволяют выявить конкретные недостатки в обслуживании клиентов и сфокусировать тренинги именно на этих направлениях.
  • Оценка эффективности тренингов: результаты мониторинга позволяют выявить качественные изменения в поведении персонала после проведения тренингов.
  • Сбор коммерческой информации о конкурентах, выдаваемой только потенциальным покупателям.
 

    Название

    В различных источниках этот метод  носит следующие названия: Secret Shopping, Spotter Services, Shopper Programs, Undercover Performance Evaluations, Anonymous Consumers, Shopper Audits, Virtual Customers(r), Ghost Shopping, Сервисный аудит, Мистери шоппинг, Тайный покупатель, Таинственный покупатель. 

 

2. Практическая  часть 

2.1. История возникновения  картофельных чипсов.

     У картофельных чипсов с историей рождения сущая путаница. Одни источники утверждают, что американский повар Джордж Крам в 1853 году пожарил очень тонкие кусочки картошки в отместку своему начальнику, который сильно недовольничал насчет крупности «второго хлеба» в обеденных блюдах. Другие говорят, что родился продукт в Англии, где его впервые стали подавать как гарнир к рыбе. Третьи местом рождения чипсов называют ресторан «У лунного озера» в городке Саратога Спрингс, из-за чего одно время чипсы называли «щепки Саратоги».

     Сначала чипсы подавали только в дорогих  ресторанах. На улице же продукт  оказался в 1890 году, когда американский предприниматель по фамилии Тэппенден  стал жарить «товар» в фургончике-закусочной и продавать в бумажных кульках. Для того чтобы сделать 1 кг чипсов, тогда, да и сейчас, впрочем, тоже, нужно было переработать 4-5 килограммов картофеля.

     В 1926 году была изобретена упаковка для  чипсов из вощеной бумаги. Фасовать их стали в одном месте, производить (машину по производству чипсов придумал Фриман Макбет) - в другом. И продукт начал победное шествие по планете.

     В 1937 году в США был даже создан Национальный институт картофельных чипсов, призванный совершенствовать технологии производства и рецептуру, а также  регулировать рынок, где некоторые  придумывали множество диких рецептов и вариантов применения чипсов - вплоть до использования их в качестве моющего средства.  
 

     2.2. Исследования картофельных  чипсов.

     Некоторое время назад одна англичанка попала в больницу в критическом состоянии. Причиной болезни девушки стали чипсы, которые она ела в течение трех лет по 15  пакетиков в день. Но даже умеренное постоянное употребление чипсов может навредить здоровью. Главная причина - в способе производства продукта.

     Классический  способ - очищенный картофель нарезается ломтиками 1-1,5 мм и обжаривается в соевом, пальмовом или растительном масле. На это уходит пять-семь минут. Научно доказано, что канцероген акриламид (образуется при большом нагревании) вызывает мутации генов и «помогает» появлению злокачественных опухолей желудка, причиняет вред центральной и периферийной нервной системе. Кроме прочего, в составе чипсов обычно есть глютамат натрия, способный вызывать аллергию; фосфат натрия, излишки которого приводят к отложению в почках кальция, развитию остеопороза; соль - первый враг почечников и гипертоников.  
 

     2.3. Сбор вторичной информации.

  Российский  рынок чипсов растет день ото дня  вследствие увеличения спроса на этот продукт. Потребление чипсов увеличивается, и сегодня превышает 500гр на человека в год. По некоторым данным оборот российского рынка в 2008 году составил 480-500млн.$, увеличивается объем как чипсов отечественного производства, так и объёмы импорта этой продукции. С декабря 2008 по ноябрь 2009 (в 24 городах России) объемы продаж картофельных чипсов возросли на 8,6% в натуральном и на 12,9% в денежном выражении по сравнению с предыдущим годом декабрь 2008-ноябрь 2009. 

     Отечественное производство чипсов в свою очередь  возрастает. Как пример – производство продукции «Русский продукт» - эта  марка в 2008 году оказалась на втором месте по популярности.

     Разделение  чипсов на продукт отечественного и  импортного производства очевидно. Российские чипсы часто представляют собой  натуральный картофель, обжаренный в масле, это легко определить по неровной и неодинаковой форме ломтиков, и разному цвету обжарки, ведь содержание крахмала в картофеле в зависимости от партии бывает разным, да и отечественное оборудование иногда не поддерживает одинаковую температуру. Результат: с одной стороны такие чипсы натуральные, с другой – непривлекательный вид ломтиков разной формы, они легко ломаются, встречаются и подгорелые пластинки.

     Импортная продукция отличается совершенно иной технологией приготовления и  рецептурой, поэтому такие чипсы  ровные, одинаковые по размеру и цвету.  

  Лидеры по физическим объемам продаж картофельных чипсов в городах России в 2008-2009 годах (перечислены в алфавитном порядке) - компании Chips ABP Holding (включая недавно приобретенную российскую компанию РСК - марки Наш Чемпион, Картофель Хрустящий в Ломтиках), Frito Lay (марка Lay's), Kraft Foods (Estrella), P&G (Pringles), Бриджтаун Фудс (Chip'N'Go), Вологодский ПК (Вологодские), Русский Продукт (Московский Картофель, Х-Chips). На их долю в совокупности на ноябрь 2004 года приходится 93% розничных продаж в 24 крупнейших городах.

  Наиболее популярные вкусы чипсов - бекон (17,6% продаж по объему в 24 городах), сыр (12,7%), лук (10,4%), паприка (10%), сметана с луком (10%). Наиболее популярный объем упаковки - до 30 грамм (четверть продаж всех видов упаковки) и от 31 до 100 граммов (59%).  

Доли  каналов продаж чипсов в городах  России
  2008 год 2009 год
Супермаркеты  и гипермаркеты 9,5% 12,2%
Киоски  и павильоны 24,6% 23,7%
Продовольственные магазины 54,8% 56,3%
Открытые  рынки 11,1% 7,8%
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.4 Сбор первичной  информации. 

     Следующий этап маркетингового исследования –  сбор первичной информации. Из всех возможных способов выберем самый  распространенный  – анкетирование. Анкета приведена в конце курсовой работы в качестве приложения.  
 
 
 
 
 
 
 

1.Любите ли  Вы картофельные чипсы?

    1. Да
    2. Нет
 

     

      Как видно из диаграммы 78% опрошенных людей  любят картофельные чипсы и только 22% -нет. 

2.Как часто  Вы покупаете картофельные чипсы?

    1. Каждый день
    2. 3-5 раз в неделю
    3. 2 раза в неделю
    4. 1 раз в две недели
    5. 1 раз в месяц
    6. Не покупаете вообще
 

      Большинство людей покупают картофельные чипсы  редко (1 раз в месяц и 1 раз в  две недели) и только 2% опрошенных покупают чипсы каждый день. 
 

3.Какие картофельные  чипсы Вы любите?

    1. “Pringles”
    2. “Lay’s”
    3. “Pro чипсы “
    4. “Русская картошка”
    5. “Московский картофель”
    6. “Chip’n’Go”
    7. Другие____________________________
 

 
 
 

4.Какие чипсы  Вы покупаете?

    1. “Pringles”
    2. “Lay’s”
    3. “Pro чипсы “
    4. “Русская картошка”
    5. “Московский картофель”
    6. “Chip’n’Go”
    7. Другие____________________________
 

 

     Как показано на последних двух диаграммах около 76%  опрошенных людей предпочитают чипсы “Pringles”, “Lay’s” и “Московский картофель”. Однако покупают в основном “Lay’s” и “Московский картофель”. Скорее всего, это связано с высокой ценой картофельных чипсов “Pringles”.

5. Вы предпочитаете  чипсы, сделанные из:

    1. Цельного картофеля без примесей
    2. Картофельного пюре
    3. Другой ответ_______________________

      78% опрошенных предпочитают чипсы  из цельного картофеля. Это  и объясняет популярность картофельных  чипсов “Lay’s” и “Московский картофель”. 

6.Картофельные  чипсы, с каким вкусом Вы  предпочитаете?

    1. С сыром
    2. С беконом
    3. С зеленью
    4. Со сметаной
    5. С паприкой
    6. С грибами
    7. Другие_____________________________

Информация о работе Маркетинговые исследования рынка картофельных чипсов