Маркетинговые исследования выбора оператора сотовой связи

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 11:46, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – описать ситуацию на рынке сотовой связи. Задачи, которые необходимо решить для достижения цели:
- исследовать операторов мобильной связи в Северо-Западном регионе;
- проанализировать тарифы, предлагаемые различными операторами;
- найти доли рынка каждого оператора;
- определить роль рекламы на рынке операторов мобильной связи
- исследовать предпочтения моих знакомых при выборе мобильного оператора.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..4
Исследование рынка сотовых операторов г. Санкт-Петербург и Ленинградской области……………………………………………...6
Анализ тарифов, предлагаемых различными операторами………10
Продвижение продукции и услуг на рынок……………………......14
Исследование потребительских предпочтений в отношении
мобильных операторов……………………………………………...16
Заключение………………………………………………………………….20
Список использованных источников……………………………………...22

Работа содержит 1 файл

Курсовая по маркетингу.docx

— 253.94 Кб (Скачать)

 

 

 

  1. Продвижение продукции и услуг на рынок

 

 
       Учитывая специфику бизнеса компаний-операторов сотовой связи, в частности, тот факт, что клиентами каждой компании из «большой тройки» являются более трети населения страны, реклама для них является одним из ключевых факторов в системе продвижения предоставляемых услуг.

        Крупнейшие  игроки на рынке услуг сотовой  связи на протяжении длительного  периода времени являются таковыми и на российском рекламном рынке, а суммарные рекламные затраты операторов сотовой связи неизменно занимают ведущее место в ТОП-10 самых рекламируемых категорий товаров и услуг. 
         По оценкам интернет-ресурса «Навигатор рекламного рынка», на рекламу услуг сотовой связи в 2010 году было израсходовано 8.4 млрд. руб., включая НДС, или 5% бюджетов всего медиарекламного рынка. Рекламная активность по категории на протяжении 2009-2010 годов остается в среднем ниже на 20% по отношению к докризисному уровню 2008 года.

         Если говорить  о рекламном поведении компаний, работающих на рынке сотовой  связи, то ситуация представляется  нам следующим образом. Учитывая  масштаб бизнеса и его доходность, категория по-прежнему будет входить  в число самых рекламируемых.  Очевидно, что рекламные бюджеты  будут направляться в первую  очередь в те медиа, которые  обеспечивают федеральный масштаб,  т.е. на телевидение, в наружную  рекламу и Интернет. 
        В силу высокой конкуренции на российском рынке услуг сотовой связи в условиях его близости к насыщению, можно предположить, что затраты операторов на прямую рекламу вряд ли серьезно сократятся. Скорее всего, в данном случае нужно говорить о взаимосвязи рекламных затрат и объемов продаж. 

        Динамика затрат на рекламу по категории «Услуги сотовой связи» в 2003-2010 гг., млн. руб. с НДС. Учитывается реклама на телевидении (национальное и московское размещение), наружных конструкциях, радио и в прессе. 

 

  1. Исследование потребительских предпочтений в отношении мобильных операторов.

 

 

        Одной из задач маркетингового исследования рынка мобильных услуг Санкт-Петербурга и Ленинградской области, было выявить предпочтения покупателей при выборе мобильного оператора. Объектом исследования были выбраны мои знакомые и родственники..

 

 

        В опросе приняли участие 25 человек.

 

                                                        Анкета

 

  1. Здравствуй …, провожу опрос  с целью исследования рынка мобильной  связи.

Каким оператором мобильной связи  ты пользуешься?

МТС;

Мегафон;

Билайн;

TELE2;

 

  1. Приходилось ли тебе менять мобильного оператора? Если да, то по какой причине?

 

  1. Услугами скольких операторов ты  пользуешься?

1;

2;

3;

Более трёх;

 

  1. Оцени важность следующих показателей при выборе оператора:
 

Очень важно

Важно

Не очень важно

Совершенно не  важно

Стоимость услуг

       

Качество связи

       

Территориальный охват

       

 

  1. Какими услугами ты пользуешься чаще всего?

Звонки;

SMS;

Мобильный интернет;

 

 

  1. Следишь ли ты за появлением новых тарифов?

Да;

Нет;

 

 

  1. Какую сумму в среднем в месяц  ты тратишь на мобильную связь?

100-300 руб.;

301-500 руб.;

501-1000 руб.;

свыше 1000 руб.;

 

 

  1. Оцени своего оператора по следующим  характеристикам:

 

Качество Связи

Отлично

Хорошо

Удовлетворительно

Стоимость услуг

низкая

средняя

высокая

Территориальный охват

значительный

средний

Незначительный


 

  1. Доволен ли ты своим оператором?

Да

Не очень

Нет

Обработка и анализ данных

 

Таблица 1 - Каким оператором мобильной  связи ты пользуешься?

Показатели

МТС

Мегафон

Билайн

Теле2

Сумма

Абсолютный

4

11

7

3

25

Относительный

16%

44%

28%

12%

100%


Услугами Мегафон пользуются 44% опрошенных, Теле2 - 12%, МТС – 16%, Билайн – 28%.

 

Оцени важность следующих показателей при выборе оператора:

Таблица 2  - Стоимость услуг:

Показатели

Очень важно

Важно

Не  очень важно

Совершенно  не важно

Сумма

Абсолютный

18

4

2

1

25

Относительный

72%

16%

8%

4%

100%


При выборе оператора стоимость  услуг очень важна 72% опрошенных, важна - 16%, совершенно не важна – 8%, не очень важна – 4%.

 

 

Таблица 3 - Качество связи:

Показатели

Очень важно

Важно

Не  очень важно

Совершенно  не важно

Сумма

Абсолютный

15

9

1

0

25

Относительный

60%

36%

4%

0%

100%


При выборе оператора качество связи  очень важно 60% опрошенных, важно - 40%, не очень важно – 4%, совершенно не важно – 0%.

 

 

Таблица 4 -  Территориальный охват:

Показатели

Очень важно

Важно

Не  очень важно

Совершенно  не важно

Сумма

Абсолютный

7

10

7

1

25

Относительный

28%

40%

28%

4%

100%


При выборе оператора территориальный  охват важен 40% опрошенных, очень важен- 28%, не очень важен – 28%, совершенно не важен – 4%.

 

 

Таблица 5 - Приходилось ли тебе менять оператора?

Показатели

Да

Нет

Сумма

Абсолютный

20

5

25

Относительный

80%

20%

100%


Из всех опрошенных 80%  меняли оператора, остальные 20% не меняли оператора.

 

 

Таблица 6 - Услугами скольких операторов ты пользуешься?

.Показатели

1

2

3

Более 3

Сумма

Абсолютный

18

4

3

0

25

Относительный

72%

16%

12%

0%

100%


Услугами одного оператора пользуется большинство опрошенных – 72%, услугами двух – 16%, трех – 12%, более трех – 0%.

 

 

 

Таблица 7 -  Какими услугами ты пользуешься чаще  всего?

Показатели

Звонки

SMS

Мобильный интернет

Сумма

Абсолютный

19

4

2

25

Относительный

76%

16%

8%

100%


Услугой звонков пользуется 76% опрошенных, SMS – 16%, мобильного интернета – 8%.

 

 

 

Таблица 8 - Следишь ли ты за появлением новых тарифов?

Показатели

Да

Нет

Сумма

Абсолютный

7

18

25

Относительный

28%

72%

100%


Из всех опрошенных за появлением новых тарифов следит  28% опрошенных, не следят - 72%.

 

 

Таблица 9 - Какую сумму в среднем  в месяц ты тратишь на мобильную связь?

Показатели

100-300, руб

301-500, руб.

501-1000, руб

Свыше 1000 руб.

Сумма

Абсолютный

6

7

7

5

25

Относительный

24%

28%

28%

20%

100%


 

На мобильную связь в среднем  24% опрошенных тратят 100-300 руб., 28% - 301-500 руб., 28%- 501-1000 руб. и свыше 1000 руб. тратит 20% опрошенных

 

 

Оцени своего оператора по следующим  характеристикам:

Таблица 10 - Качество связи:

Показатели

Отличное

Хорошее

Удовлетворительное

Сумма

Абсолютный

7

15

3

25

Относительный

28%

60%

12%

100%


Хорошее качество связи замечается у 60% опрошенных, отличное – у 28%, удовлетворительное – у 12%.

 

 

Таблица 11 - Стоимость услуг:

Показатели

Низкая

Средняя

Высокая

Сумма

Абсолютный

6

14

5

25

Относительный

24%

56%

20%

100%


Средняя стоимость услуг у операторов 56% опрошенных, низкая – у 24%, высокая – у 20%.

 

 

Таблица 12 -  Территориальный охват:

Показатели

Значительный

Средний

Незначительный

Сумма

Абсолютный

8

14

3

25

Относительный

32%

56%

12%

100%


Средний территориальный охват  предоставляют операторы, услугами которых пользуется 56% опрошенных, значительный – 32%, незначительный – 12%.

 

 

Таблица 13 - Доволен ли ты своим оператором?

Показатели

Да

Не  очень

Нет

Сумма

Абсолютный

18

5

2

25

Относительный

72%

20%

8%

100%


Из всех опрошенных довольны своим  оператором 72%, не очень довольны – 20%, не довольны – 8%.

 

 

 

 

 

                                                 Заключение

 

        В этой курсовой работе, мной было проведено маркетинговое исследование потребителей сотовой связи. Был проведен личный опрос потребителей. После оценки и анализа данных можно сделать следующие основные выводы:

        Большинство моих знакомых пользуются услугами  компании Билайн и Мегафон. Это связано с тем, что у одного из операторов довольно приемлемые тарифы, а у другого стабильная связь, что очень важно для взрослых, состоявшихся, деловых людей. Так же большинство респондентов меняли выбранного мобильного оператора и следят за новинками тарифов операторов сотовой связи.

        Основное число опрошенных оценивают стоимость услуг, качество связи и территориальный охват по средним показателям. Т.е. в сравнении с другими операторами взрослый, деловой человек выбирает такого оператора, который предоставляет надёжную связь, однако он оценивает ее по среднему критерию. Для привлечения большего количества потребителей, компании следует акцентировать внимание либо на снижение стоимости предоставляемых услуг, либо на улучшении качества связи, либо на расширении территориального охвата. Лучше на все сразу.

        Из проведенного исследования можно сделать вывод, что большинство потребителей в первую очередь обращают внимание на стоимость услуг, а следом за этим на качество связи. Расход на мобильную связь у человека среднего возраста составляет от 300 до 1000 рублей. Многие мои знакомые предпочитают пользоваться пакетами, в которые включены безлимитные: связь, интернет, mms и sms сообщения .

        Продифференцировав довольных и недовольных клиентов своей связью по операторам, было выявлено, что все, кто пользуется услугами Билайн, довольны ими. Однако потребителей данного оператора лишь 28% из всех опрошенных.

        Большинство недовольных потребителей у компании ТЕЛЕ 2– 75% клиентов. И это несмотря на то, что ТЕЛЕ 2 предоставляет самые дешёвые тарифы на рынке сотовой связи. Скорее всего, это объясняется тем, что связь выгодна для звонков по Северо-Западу и Скандинавии, но в Москве и регионах ее качество и стабильность оставляют желать лучшего.

        Что касается лидирующего оператора  - большинство опрашиваемых недовольны Мегафоном исключительно из-за относительно высокой стоимости услуг.

        Данное маркетинговое исследование завершено,  но  организации должны периодически возобновлять исследования, чтобы узнавать потребности клиентов. Маркетинговые исследования являются неотъемлемой частью маркетинговой деятельности современной фирмы.

Информация о работе Маркетинговые исследования выбора оператора сотовой связи