Мерчандайзинг

Автор: Анна Бройко, 14 Сентября 2010 в 19:25, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: провести анализ покупательских предпочтений. На их основе разработать ряд рекомендаций по улучшению маркетинговой стратегии магазина живых цветов.
В процессе работы выполнены следующие исследования и разработки: проведено анкетирование покупателей магазина, сформированы рекомендации. Областью возможного практического применения являются: деятельность магазина по продаже цветов. Автор работы подтверждает, что приведенный в ней цифровой материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого объекта, а все использованные из литературных и других источников теоретические и методические положения сопровождаются ссылками на их авторов.

Содержание

Введение 4
1. Понятие мерчандайзинга и современные приемы его применения 6
1.1. Цели и задачи мерчандайзинга 6
1.2. Правила мерчандайзинга 9
2. Анализ эффективности использования средств мерчандайзинга на примере универсама «Центральный» 15
2.1 Общая характеристика организации 15
2.2 Применение средств мерчандайзинга в универсаме «Центральный» 17
3. Предложения по совершенствованию использования средств мерчандайзинга на основе проведенного анализа 25
Заключение 30
Список использованных источников 32
Приложение А. Бланк анкеты 33
Приложение Б. Результаты ответов респондентов 37

Работа содержит 1 файл

Мерчайдайзинг.doc

— 694.00 Кб (Скачать)

     Использование инструментов мерчандайзинга.

 

      РЕФЕРАТ 

     Объем 39 листов, 1 рисунок, 12 таблиц, 12 источников, 3 приложения. 

     Тема: Использование инструментов мерчандайзинга. 

     Объектом  исследования является: покупательские предпочтения.

     Цель  работы: провести анализ покупательских предпочтений. На их основе разработать ряд рекомендаций по улучшению маркетинговой стратегии магазина живых цветов.

     В процессе работы выполнены следующие  исследования и разработки: проведено  анкетирование покупателей магазина, сформированы рекомендации. 

     Областью  возможного практического применения являются: деятельность магазина по продаже  цветов.

     Автор работы подтверждает, что приведенный  в ней цифровой материал правильно  и объективно отражает состояние  исследуемого объекта, а все использованные из литературных и других источников теоретические и методические положения сопровождаются ссылками на их авторов. 

 

      Содержание. 
 

 

      Введение 

     Основная цель курсовой работы – рассказать о возможностях и практических приемах мерчандайзинга, а также о широко распространенных иллюзиях и искусственных ограничениях, связанных с этим понятием. Объектом исследования является мерчандайзинг производителя и мерчандайзинг в розничной торговле. Современным менеджерам торговых и производственных фирм приходится принимать непростые решения относительно продвижения товара и представления его в магазине. В условиях сильной конкуренции и постоянных быстрых изменений в рыночной среде принятие этих решений становится делом нелегким, но в то же время захватывающим: ведь в случае успеха доходы могут превысить самые смелые ожидания.

     В целом к мерчандайзингу можно  отнести и такое определение  стратегии, как «искусство добиваться своих целей в неподконтрольной среде, с ограниченными средствами».

     Мерчандайзинг ранее не выделяли в отдельную  область, и означало это слово  не что иное как «искусство розничной  торговли». Быстрый рост производства товаров привел к принципиальным изменениям в торговой сфере. Торговля в свою очередь переживает бурный рост. Резко возрастает количество работников торговли. Это уже не замкнутая цеховая организация потомственных профессионалов; рядовыми продавцами и даже иногда менеджерами становятся вчерашние ремесленники и крестьяне, что приводит к снижению среднего уровня работников торговли. Люди, не имеющие длительного опыта взаимоотношений продавца и покупателя, отдавали явное предпочтение краткосрочной выгоде – не так уж страшно потерять одного клиента, когда вместо одного потерянного можно было приобрести трех новых. Бурный послевоенный (в 1950-х годах) рост числа и размеров торговых предприятий и возникновение торговых сетей привели к необходимости обучения продавцов искусству мерчандайзинга. Стали выделяться специально подготовленные сотрудники – мерчандайзеры.

     Задачи, стоящие перед ними, все более  усложняются: большие площади новых  торговых центров затрудняют анализ взаимосвязи между выкладкой, распределением торговых площадей и прибыльностью  продаж. Для сохранения возможности управления процессом продаж в новых условиях разрабатываются специальные методики и программы. В передовых странах началось стремительное накопление знаний, необходимых для совершенствования мерчандайзинга.

     Значение  мерчандайзинга растет не только в связи с усилением роли розничных торговцев. Произошли и серьезные изменения в мотивации и поведении покупателей. К ним сегодня можно отнести формирование поколения «зрелых» потребителей и отсутствие в глазах потребителей существенного различия в свойствах марок, представленных на рынке.

     Инновации в сфере розничной торговли заставляют владельцев магазинов и производителей увеличивать усилия по завоеванию и  удержанию покупателей. Удобство и  эффективность форм внемагазинной  торговли настоятельно требуют улучшения сервиса, а изменения в поведении покупателей – изобретения и применения новых методов для привлечения клиентов. Возрастающая конкуренция заставляет торговцев концентрироваться на создании конкурентных преимуществ магазинов, их индивидуальности.

 

    1. Понятие мерчандайзинга и современные приемы его применения 

     1.1. Цели и задачи мерчандайзинга 

     Люди  совершают покупки в магазинах  и других розничных предприятиях не только потому, что им необходимо что-то есть, пить, носить, чинить и тому подобное, а потому что каждый визит в магазин может быть удовольствием, маленьким открытием или долгожданной находкой. Розничная торговля может познакомить нас с разными стилями жизни, с продуктами разных стран, достижениями науки и техники, культуры и искусства, новинками и изобретениями, многообразием альтернатив. Торговые площади, которые с древних времен являлись средоточием жизни, сохранили свой дух и сегодня. Мы можем обогатить свой социальный опыт встречами с разными людьми, знакомством с образом жизни различных групп и классов.

     Темпы роста внемагазинной торговли, в  особенности электронной коммерции, стремительны, но это не означает, что  традиционные виды торговли будут лишены возможности успешно развиваться. Более 90 % всех розничных продаж по-прежнему совершаются в торговых точках. В пользу торговли именно в магазинах говорят такие доводы, как традиционность, наглядность, стимуляция чувств, получение удовольствия от осмотра, музыки, запахов, возможность окунуться в атмосферу магазина, получение социального опыта вне дома и послепродажная поддержка. Более того, поход в магазин может рассматриваться как развлечение или спорт с точки зрения физической активности и выигрыша от удачной покупки. Демонстрация принадлежности к определенной социальной группе, осознание статуса также традиционно связываются с посещением определенных магазинов [5, стр. 10].

     Инновации в сфере розничной торговли заставляют владельцев магазинов и производителей увеличивать усилия по завоеванию и  удержанию покупателей. Удобство и эффективность форм внемагазинной торговли настоятельно требуют улучшения сервиса, а изменения в поведении покупателей – изобретения и применения новых методов для привлечения клиентов. Возрастающая конкуренция заставляет торговцев концентрироваться на создании конкурентных преимуществ магазинов, их индивидуальности.

     Соответственно  с ростом и развитием торговой сферы усиливается роль и влияние  розничных торговцев. На данном этапе  розничные торговцы уверенно побеждают  в борьбе с производителями за влияние на потребителей, и победа в этой борьбе заключается в способности одного из элементов канала распределения влиять на остальные элементы. Это и не удивительно – ведь именно розничный торговец постоянно общается с покупателем, анализирует динамику продаж, видит реакцию на различные товары и марки, имеет возможность сравнить их между собой, определить конкурентные преимущества конкретных марок и понять, какие именно изменения необходимо внести в товар и его окружение для повышения продаж. Розничные торговцы могут оказывать большее, чем раньше, влияние на деятельность производителей, начиная с производства продуктов, удовлетворяющих определенным требованиям, разработки дизайна, и включая такие вопросы, как принципы распределения по каналам сбыта, стимулирование и рекламная деятельность [5, стр. 15].

     С возрастанием роли розничной торговли повышается и внимание к мерчандайзингу. Но что же конкретно означает это  слово? В неизменном виде оно прижилось  в русском языке, будучи заимствованным из языка английского: «merchandise» означает товар (товары), «to merchandise» – торговать. Прямой перевод слова «merchandising» – соответственно, торговля, искусство сбыта [5, стр. 19].

     Оксфордский толковый словарь бизнеса (A Concise Dictionary Of Business) определяет мерчандайзинг как «сбытовую политику розничного торговца, продвижение и сбыт в своем магазине определенных товаров».

     Все вышеперечисленное создает впечатление, что мероприятия по мерчандайзингу осуществляются исключительно розничным  торговцем. И так и рассуждают не особенно преуспевающие и стремящиеся к росту торговые агенты поставщиков в ответ на получение новых заданий от начальства. С чем все-таки связаны профессиональные обязанности тех сотрудников производственных и торговых компаний, чья должность гордо именуется «мерчандайзер»?

     Мерчандайзинг – это маркетинг в розничной торговой точке, разработка и реализация методов и технических решений, направленных на совершенствование предложения товаров, в том месте, куда потребитель традиционно приходит с целью совершить покупку.

     Мерчандайзинг – это маркетинг в стенах магазина.

     Использование базового понятия «комплекс маркетинга»  дает необходимую четкость в определении  задач мерчандайзинга:

     Товар

     Принятие  решения о торговом ассортименте (адаптация ассортимента к потребностям покупателей), методах представления, размещения и выкладки товаров в торговой точке.

     Совершенствование дизайна упаковки товаров для  увеличения продаж.

     Обеспечение гарантий качества предлагаемых товаров.

     Цена

     Совершенствование ценовой стратегии, осуществление  гибкой ценовой политики и условий закупок для магазинов.

     Улучшение производителем (поставщиком) логистического сервиса для магазинов.

     Место

     Создание  неповторимой атмосферы магазина, использование  комбинации средств архитектуры, дизайна  и сенсорной стимуляции. Совершенствование планировки магазина, расположения отделов и различных групп товаров для создания максимальной привлекательности для покупателя. Эффективное использование знаков и указателей.

     Продвижение

     Совершенствование видов и способов применения рекламы и информации в местах продаж. Подготовка и размещение рекламных материалов, которые содержат информацию о товарах непосредственно в месте, где потребитель осуществляет выбор и предпокупочную оценку вариантов. Консультирование по основным свойствам и преимуществам товаров и специфике обслуживания в торговой точке.

     Заверение покупателей в высоком качестве предлагаемых товаров.

     Деятельность  по популяризации конкретных товаров  в магазине и участие розничного торговца в формировании спроса.

     Рассмотрим  более подробно базовые стратегии продвижения товара и рекламы применительно к розничной торговле.

     Стратегия вытягивания (pull strategy) – это деятельность по продвижению, направленная на конечного потребителя, который начинает требовать товар от представителей распределительной системы, вынуждая их обратиться к производителю («Спрашивайте в аптеках вашего города»).

     Стратегия выталкивания (push strategy) – деятельность по продвижению, направленная на представителей торговца, для того чтобы они довели продукт до конечного потребителя. Применение этой стратегии проявляется в стремлении заинтересовать розничного торговца, снабдить его информацией об основных преимуществах товаров, насытить магазин рекламой, самостоятельно осуществлять и совершенствовать выкладку. Реклама производителя в данном случае нацелена на представителей каналов распределения и торговых представителей (как своих, так и посредника) [1, стр. 40].

     Цели  мерчандайзинга:

     • Увеличить объемы продаж.

     • Создать конкурентное преимущество магазина и отдельных марок.

     • Сформировать приверженность к магазину и отдельным маркам; увеличить число лояльных покупателей и завоевать новых.

     • Эффективно представить товары на рынке.

     • Привлечь внимание покупателя к товарам, обращать внимание на новые продукты и специальные предложения.

     • Закрепить в сознании покупателей отличительные черты марок.

     • Обеспечить покупателей необходимой информацией.

     • Влиять на поведение потребителей, соблюдая социальную законность и этическую чуткость.

     • Повысить уровень принятия решений покупателем непосредственно в магазине, увеличить время пребывания в магазине и число покупок [7, стр. 12]. 

     1.2. Правила мерчандайзинга 

     Первая  группа правил относится к эффективному запасу продукции.

     Правило ассортимента.

     Для каждого типа предприятий розничной торговли поставщик определяет показатели по минимальному набору ассортиментных позиций.

     Минимальный набор ассортиментных позиций должен присутствовать всегда, решение о  расширении ассортимента производится торговцем и поставщиком индивидуально  для каждого случая.

     Правило торгового запаса.

     Заключается в создании уровня запаса, достаточного для непрерывного присутствия ассортимента на торговом предприятии.

Информация о работе Мерчандайзинг