Мерчандайзинг

Автор: Анна Бройко, 14 Сентября 2010 в 19:25, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: провести анализ покупательских предпочтений. На их основе разработать ряд рекомендаций по улучшению маркетинговой стратегии магазина живых цветов.
В процессе работы выполнены следующие исследования и разработки: проведено анкетирование покупателей магазина, сформированы рекомендации. Областью возможного практического применения являются: деятельность магазина по продаже цветов. Автор работы подтверждает, что приведенный в ней цифровой материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого объекта, а все использованные из литературных и других источников теоретические и методические положения сопровождаются ссылками на их авторов.

Содержание

Введение 4
1. Понятие мерчандайзинга и современные приемы его применения 6
1.1. Цели и задачи мерчандайзинга 6
1.2. Правила мерчандайзинга 9
2. Анализ эффективности использования средств мерчандайзинга на примере универсама «Центральный» 15
2.1 Общая характеристика организации 15
2.2 Применение средств мерчандайзинга в универсаме «Центральный» 17
3. Предложения по совершенствованию использования средств мерчандайзинга на основе проведенного анализа 25
Заключение 30
Список использованных источников 32
Приложение А. Бланк анкеты 33
Приложение Б. Результаты ответов респондентов 37

Работа содержит 1 файл

Мерчайдайзинг.doc

— 694.00 Кб (Скачать)

     Выбор  предложенных вариантов будет зависеть от многих факторов: формат магазина и размер площади торговой, размер ассортиментной  матрицы,  насколько часто происходит ротация и изменение ассортимента, какова организационная структура магазина на  данный момент и готово ли  руководство компании к ее изменению и внедрению дополнительных штатных единиц.

     Даже  если магазин не  готов создавать  отдел, необходимо выделить сотрудника, который будет отвечать за  мерчандайзинг  и начнет с улучшения выкладки  товара, а в дальнейшем выстроит  систему мерчандайзинга, соответствующую концепции магазина.  Работа мерчандайзера  основывается на стыке специальностей. С одной стороны, он обладает знаниями в области управления ассортиментом, включая методы анализа результатов продаж.  С другой стороны, он может применить творческий подход, основанный на особенностях человеческого восприятия. Залог успеха- именно в объединении этих двух моментов.

     За  мерчандайзинг может отвечать кто-то из персонала универсама «Центральный».  В таком случае целесообразно своими силами или с помощью приглашенного консультанта создать стандарты  мерчандайзинга, а персонал будет следить за их выполнением.

     Стандарт  мерчандайзинга  - это  правила и  законы, которые установлены  в магазине.  Как и любые «правила игры»,  стандарт мерчандайзинга необходим, чтобы:

     -выработать и четко сформулировать все требования к системе мерчандайзинга с учетом специфики товара, особенностей покупательской аудитории, возможностей поставщиков и концепции магазина;

     - весь персонал компании имел  одинаковое представление о том,  что и как нужно делать относительно организации системы мерчандайзинга в магазине;

     - можно было оценить действие  сотрудников по поддержанию системы  мерчандайзинга в магазине;

     - не допустить  превращения  территории магазина в поле  битвы  различных поставщиков  за лучшее  место  «под солнцем».

     Стандарт  мерчандайзинга представляет собой  документ, в  котором:

     - изложены все правила, требования  и рекомендации по наличию  и размещению товаров в зале;

     -приведены  типовые планограммы размещения  торгового оборудования;

     -приведены типовые планограммы выкладки товаров  с соответствующими комментариями.

     По  планограммам можно будет оценивать  работу линейного персонала- соответствует  или нет выкладка установленным  правилам (или пришел мерчандайзер поставщика и на свой вкус переделал  молочную горку, выставив вперед свою любимую, но не самую ликвидную в общем ассортименте продукцию).

     Важно отметить: только при наличии стандартов можно требовать их исполнения. Нет  стандартов- так  стоит ли расстраиваться по поводу того, что все шампуни повернуты боком к покупателю? Зато  увеличено число фейсингов на полке! И не  важно, что боковую сторону нельзя назвать лицом  товара – никто  же не сказал, как надо.

     Разрабатывая  стандарты мерчандайзинга, необходимо сформулировать ответы на вопросы, которые помогут  в универсаме «Центральный» разработать свои правила мерчандайзинга.

     На  основе анализа во второй главе можно  сделать следующие рекомендации по оптимизации использования средств  мерчандайзинга в универсаме «Центральный»:

     1. Проведение акций-презентаций товаров должно быть не одноразовым и единовременным, а постоянным процессом, который у покупателей входит в привычку.

     2. Поведение продавцов, занимающихся выкладкой товара, должно быть прописано в стандарте мерчандайзинга.

     3. Все действия по перемещению стеллажей и товаров на них должны быть продуманны и целесообразны.

     Мерчандайзинг – это творчество, подчиняющееся  законам психологии и результатам  анализа продаж. В основе мерчандайзинга лежат действия покупателя и задача сделать так, чтобы именно ему  было удобно в магазине.  Но мерчандайзинг – это не просто разрозненные  действия по принципу: « Давайте стеллаж сюда переставим, может, сработает?»  Это система действий, затрагивающих три уровня -  внешний вид магазина, планировку торгового зала и выкладку  товара. При такой системе все действия должны быть  согласованы между собой и тщательно продуманы. Результат должен найти отражение в четко прописанных  стандартах- тогда можно будет  контролировать  ситуацию в торговом зале.

     Следование  правилам мерчандайзинга – не самоцель, а помощь магазину в достижении   целей  по  более быстрому и качественному обслуживанию покупателей. Удобство для покупателя – основной  критерий истины, поэтому в первую очередь необходимо исходить из того, как покупатель  видит магазин, как ему удобнее совершать покупки. Тогда основная цель мерчандайзинга – повышение уровня продаж будет достигнута. 
 

 

      Заключение 

     Маркетинг – одна из основополагающих дисциплин для профессиональных деятелей рынка, таких, как розничные торговцы, работники рекламы, исследователи маркетинга, заведующие производством новых и марочных товаров и т.п. Им необходимо знать, как описать рынок и разбить его на сегменты; как оценить нужды, запросы и предпочтения потребителей в рамках целевого рынка; как сконструировать и испытать товар с нужными для этого рынка потребительскими свойствами; как посредством цены донести до потребителя идею ценности товара; как выбрать умелых посредников, чтобы товар оказался широкодоступным, хорошо представленным; как рекламировать и продавать товар, чтобы потребители знали его и хотели приобрести.

     Маркетинговая стратегия – элемент стратегии деятельности предприятия, направленный на разработку, производство и доведение до покупателя товаров и услуг, наиболее соответствующих его потребностям. Маркетинговая стратегия включает в себя определение области деятельности предприятия; определение стратегических целей предприятия; определение положения предприятия на рынке; разработку стратегии конкурентной борьбы; разработку методов привлечения покупателей и реализации товара.

     Разработка  маркетинговой стратегии предваряется сбором информации из первичных и  вторичных источников с ее последующим  анализом.

     Маркетинговая стратегия должна включать в себя четыре направления:

  1. Продукт.
  2. Каналы распределения.
  3. Цена.
  4. Продвижение.

     На  практике разработка маркетинговой  стратегии происходит с учетом ресурсов и возможностей конкретного предприятия. Основные инструменты – SWOT-анализ, конкурентный анализ, применение ИМК-концепции.

     Маркетинговая стратегия – база деятельности предприятия, инструмент, позволяющий проводить долгосрочное планирование деятельности предприятия и эффективно распределять ресурсы между различными тактическими мероприятиями.

     Несмотря  на очевидные преимущества, которых  можно добиться в борьбе за покупателя и увеличение прибыли, используя принципы мерчандайзинга, многие белорусские розничные продавцы не уделяют «магазинному маркетингу» должного внимания. Конечно, содержание штатного мерчандайзера – достаточно дорогое удовольствие для небольшого магазинчика. Однако кто мешает обратиться за помощью в консалтинговую компанию или пригласить сотрудника крупной фирмы навести порядок в торговом зале? Варианты есть. Видимо, нет понимания важности проблемы, или желания что-то менять. Поэтому, зачастую, мы вынуждены продираться сквозь беспорядочные груды товара в магазинах самообслуживания (при этом персонал и сам не знает, где же можно найти то, что нам нужно). Или, в ответ на просьбу «завернуть» выбранный после долгих раздумий о преимуществах той, или иной марки, выставленной в витрине, товар, узнавать, что он распродан еще вчера, новый подвезут «после обеда», а на витрине – муляж. Это в лучшем случае. К сожалению, нередки случаи откровенного хамства со стороны работников торговли.

     Остается  надеяться, что рынок, с присущей ему жесткой конкуренцией, уверенно развивающийся в нашей стране, все-таки заставит продавцов понять, что удовлетворение потребностей покупателей должно стоять для них на первом месте. А когда они это поймут, они обязательно обратятся к мерчандайзингу.

 

      Список использованных источников 

     1. Берман Б. Розничная торговля: стратегический подход. М.: Вильямс, 2008. 1181 с.

     2. Вижу – хочу! Мерчандайзинг в мире моды. М.: Онега Л, 2009. 250 с.

     3. Горлов В.В. Книга директора магазина: практические рекомендации. Санкт Петербург: Питер Пресс, 2008. 365 с.

     4. Грегори А. Сэнд. Принципы мерчандайзинга. Мн.: Гревцов, 2007. 251 с.

     5. Гузелевич Н. Мерчандайзинг: практика эффективных продаж. Мн.: Гревцов, 2008. 180 с.

     6. Клочкова М.С., Логинова Е.Ю., Якорева А.С. Мерчандайзинг: учебно-практическое пособие. М.: Дашков и Ко, 2009. 266 с.

     7. Клочкова М.С. Мерчандайзинг: учебное пособие. М.: Дашков и Ко, 2008. 266 с.

     8. Орлова Л. Тренинг профессиональных продаж. М.: Харвест, 2008. 223 с.

     9. Парамонова Т.П. Мерчандайзинг: учебное пособие. М. КноРус, 2008. 142 с.

     10. Сысоева С. Большая книга директора магазина. Санкт Петербург: Питер Пресс, 2009. 412 с.

     11. Сысоева С., Бузукова Е. Мерчандайзинг: курс управления ассортиментом в рознице. Санкт Петербург: Питер Пресс, 2009. 245 с.

     12. Торговый маркетинговый альманах. ЗАО ИД «Гребенщиков», 2008.

 

      Приложение А.  
Бланк анкеты
 

     Уважаемый покупатель! Просим вас принять участие  в маркетинговом исследовании с  целью изучения используемых инструментов мерчандайзинга. Напротив ваших ответов ставьте галочку. 

     
  1. Ваш возраст:

     001. до20

     002. 21-30

     003. 31-40

     004. 41-50

     005. 51-60

     006. свыше 60. 

     
  1. Род деятельности:

     007. Студент

     008. Рабочий

     009. Служащий

     010. Домохозяйка, неработающий

     011. Пенсионер

     012. Руководитель 

     
  1. Уровень дохода:

     013. до 250 долл.

     014. от 250 до 500 долл.

     015. свыше 500 долл. 

     4. Обращаете ли вы внимание на вывеску и витрины магазина?

     016  с интересом рассматриваю витрины, после чего захожу в торговый зал, ночью магазин отлично освещен, стекла витрин в идеальном состоянии;

     017 оформление витрин в целом неплохое, привлекает внимание, в ночное время работает подсветка;

     018 витрины стандартные, ничего особенного, хорошо бы стекла отмыть от  пыли;

     019 не вижу витрин, да и вывеску лишь недавно повесили, ночью магазин не виден;

     020  затрудняюсь ответить.

     Может быть, что-то можно улучшить прямо  сейчас ( напишите)-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 
 

     5.  Соответствует ли товарное наполнение магазина оформлению вывески и витрины?

     021 вполне соответствует;

     022 в основном соответствует, хотя не все отражено в витрине;

     023 витрина значительно привлекательнее, чем то, что в магазине продается;

     024  затрудняюсь ответить.

     Может быть, что-то можно улучшить прямо сейчас ( напишите) ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 

     6. Подходит ли магазину оформление потолка и стен? И в каком состоянии напольное покрытие?

     025. Оформление потолка и стен в едином стиле, соответствует концепции магазина, производит хорошее впечатление, размещены таблички с названиями  отделов и указатели, покрытие прочное;

     026. стены и потолок нейтрального серо-белого цвета, все чисто и аккуратно, на полу стандартная плитка, недавно повесили таблички с названиями отделов и товаров;

Информация о работе Мерчандайзинг