Мерчендайзинг. Размещение и выкладка товаров в торговом зале

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 22:26, контрольная работа

Описание работы

Мерчандайзинг - понятие обобщенное, эта технология включает в себя не только хорошие коммуникации, отличную работу персонала, главное - это достижение такой необходимой гармонии посетителя и места продаж, чтобы посетитель чувствовал себя легко, комфортно, свободно и удобно. Побуждая покупателя к покупке, мерчандайзинг одинаково значимо работает и в направлении маркетинга, и в направлении сбыта.

Содержание

Теоритическая часть…………………………………2
1.1Характеристика и сущность мерчандайзинга……2
1.2 Задачи, функции и цели мерчандайзинга………...3-4
1.3 Виды мерчандайзинга ……………………………...4-5
2.1 Размещение и выкладка товаров в торговом зале...6-9
2.2 Правила выкладки товаров………………………….9-11
2.3 Технология размещения товаров в торговом зале..11-14
2.4 Размещение и выкладка отдельных видов товаров...15-16
2.5 Атмосфера магазина и факторы влияющие на совершение покупки
16-21
Практическая часть……………………………………..22
1………………………………………………………….22-23
2………………………………………………………….23-26
3………………………………………………………….26-28
4…………………………………………………………..28-29
Список литературы……………………………………….30

Работа содержит 1 файл

на печать.docx

— 60.55 Кб (Скачать)

     Определенное  влияние на размер площади, отводимой  для размещения отдельных товаров, оказывают их габариты. Для крупногабаритных товаров при прочих равных условиях отводится большая площадь торгового  зала.

     С учетом рассмотренных факторов и  особенностей формирования группового ассортимента товаров в рамках избранной  формы его специализации осуществляется распределение площади торгового  зала в разрезе отдельных товарных групп.

     При размещении товаров в первую очередь  должен быть обеспечен выбор наиболее эффективных приемов их выкладки. В магазинах самообслуживания применяются  следующие основные приемы выкладки товаров: навалом, штабелем, расположением  в ряд, подвешиванием, стопками и  другие.

     "Наиболее  распространенным приемом является  выкладка товаров навалом. Этот  прием удобен и для покупателей,  и для персонала - он требует  меньших затрат труда на выкладку  и обеспечивает более эффективное  использование демонстрационной  площади оборудования"(Бланк И.А.,2006,98)

     Особенно  удобна выкладка товаров навалом  в контейнерах, корзинах, на полках горок, на прилавках - витринах и т.п. Однако такая выкладка целесообразна  не для всех товаров.

     В зарубежной практике для выкладки непродовольственных  товаров навалом используются столы  с высокими бортами (особенно при  продаже уцененных товаров - в  упаковке и без нее). Покупатель свободно выбирает необходимые товары, а после  осмотра их не нужно укладывать строго на прежнее место. Кроме того, при  такой выкладке не требуется постоянное наблюдение со стороны продавцов, но при этом несколько снижается  коэффициент демонстрационной площади.

     При выкладке товаров на оборудовании следует  руководствоваться принципом, что  товар - не декорация. полому не следует составлять из товаров пирамиды и другие не фигурные сооружения, так как это создает неудобства для покупателей при их отборе.

     Цели  использования выкладки едины для  всех торговых марок:

     -добиться, чтобы товар вошел в доверие  к потребителю и стал любимым;

     -увеличить  объем продаж;

     -быть  сильным конкурентом для одноименных  товаров других производителей;

     -увеличить  воздействие товара на потребителя;

     -заслужить  признание благодаря идеальному  представлению изделий.

     "Заметный  товар чаще всего становится  выбором покупателя, особенно большое  значение имеет полка, на которой  расставлен продукт. Многочисленные  исследования показывают, что средние  полки, расположенные на уровне  глаз посетителя, способствуют максимальным  продажам, в народе мерчандайзеры называют такие полки золотыми, именно за них и разворачивается борьба, но поговорим об этом несколько позднее. Полки, находящиеся выше уровня глаз, имеют показатели продаж ниже, чем средние, и называются серебряными. Соответственно, самые нижние полки обречены, они занимают третье место по выигрышности размещения." (Таборова Л.Г.,2009,60). Наиболее удобной зоной выбора товаров является зона попок, расположенных на высоте 110 - 160 см над уровнем попа. Менее удобными зонами выбора товаров являются зоны попок, расположенных на высоте 80 - 110 см (нижняя) и 160 - 180 см (верхняя) от уровня пола.

2.2 Правила выкладки  товаров

     Существует  ряд общих обязательных правил, используемых в мерчандайзинге:

     - ближе к покупателю должен располагаться товар, у которого срок реализации близок к завершению. Продукты более позднего срока действия находятся далеко, в глубине полки. Такой принцип помогает избежать остатков просроченных товаров. Кроме того, залежавшийся товар с истекающим сроком годности можно реализовать, применив дополнительные акции, презентации, дегустации и т.д.;

  • продукты располагаются лицевой стороной к покупателю и должны быть видны целиком, не загораживая друг друга. Хороший обзор способствует увеличению заметности и заострению внимания покупателя;
  • ценники должны быть правдивыми, эстетичными, соответствовать товару и нести легко читаемую информацию. Плюсом будет являться наличие у прилавка каталога с продукцией и ценами, где покупатели могли бы самостоятельно найти интересующую и нужную для них информацию о составе, уточнить стоимость;
  • при желании взять товар в руки не должно быть никаких лишних преград, потребителю должно быть удобно, доступный путь к товару - еще одно правило.
  • совершенный внешний вид изделий, максимальная опрятность формирует впечатление о товаре, производителе и о магазине в целом. Опрятность относится к витринам, стеллажам, полкам и прочему торговому оборудованию, которое должно содержаться в чистоте и порядке;
  • для выделения и лучшего восприятия желательно сопровождать выкладку художественным оформлением, рекламоносителями;
  • продукция не должна менять место своего расположения часто.

     Даже  самое малое пространство торгового  зала можно использовать эффективно и совсем не обязательно строить  сложные композиции, занимающие большую  площадь.

     При размещении товаров в торговом зале необходимо соблюдать правила товарного  соседства. За каждой товарной группой  следует закреплять постоянную зону размещения. Товары, которые подготавливают к продаже в магазине, размещают  ближе к зоне, где выполняются  подготовительные операции. Крупногабаритные товары надо размещать рядом с  зоной расчета или выходом  из торгового зала. Товары, требующие  длительного ознакомления с ними покупателей, располагают в глубине  торгового зала, чтобы не создавались  помехи движению покупательских потоков. С соблюдением этого принципа размещают и товары, пользующиеся частым спросом.

     Товары  с высокой оборачиваемостью нужно  расположить ближе к источникам пополнения. Однородные товары лучше размещать концентрированно.

     Соблюдение  правил выкладки обеспечивает максимальные закупки, и работает на поддержание  товара на рынке сбыта.

     Правильная  выкладка товаров позволяет эффективно использовать оборудование, улучшает условия осмотра и выбора товаров  покупателями, сокращает затраты  труда торгово-оперативного персонала  на пополнение запасов в торговом зале. Особую роль играет этот процесс  в магазинах самообслуживания.

     2.3 Технология размещения  товаров в торговом  зале

     "Размещение  изделий - это их расположение  на площади и оборудовании  торгового зала, наиболее прогрессивные  розничные торговые предприятия  уделяют должное внимание данным  аспектам деятельности, и это  неудивительно, размещение и выкладка  являются важными средствами  стимулирования сбыта." (Таборова Л.Г., 2009, 62)

     При размещении товаров определяется принципиальный способ выкладки - вертикальный и горизонтальный.

     Вертикальная  выкладка предусматривает размещение товаров на всех полках данной горки по вертикали. Этот способ выкладки является более эффективным, чем горизонтальный, так как обеспечивает быстрое ориентирование в торговом зале и удобный отбор товаров покупателям различного роста.

     Вертикальный  способ выкладки, предусматривает расположение однородных товаров в несколько  рядов на полках стеллажей сверху вниз, что обеспечивает свободный  доступ покупателей различного роста  и хороший показ наименований. Товары большего размера занимают нижние позиции, меньшего размера - верхние  полки.

     "Вертикальная  выкладка более эффективна из-за наилучшего обзора, более быстрой ориентации посетителей и более полноценного зрительного представления ассортимента, что ускоряет процесс продаж." (Таборова Л.Г., 2009, 57)

     В случае, когда необходима горизонтальная выкладка, нужно учитывать, что на самой нижней полке размещается  товар более дешевый или менее  привлекательный, а также изделия  больших размеров. Движение товара направлено слева направо по серии  и по уменьшению объема

     При горизонтальной выкладке ту или иную разновидность товаров размешают вдоль полок оборудования, занимая при этом одну или две полки.

     Подобная  выкладка может иметь два варианта деления товара и зависит от того, как тот или иной товар себя презентует. В первом случае продукция  разделяется по виду товара. Вторым вариантом будет горизонтальное расположение по торговой марке, таким  образом, товар каждого производителя  располагается совершенно отдельно от конкурентов.

     "Свои  пиковые зоны продаж горизонтальная  выкладка имеет справа от центра  и в самом центре полки. Наиболее  слабые места размещения - это  боковые и с левой стороны  от центра. Как правило, недорогие  товары располагаются в слабых  зонах, считается, что покупатель  обнаружит их и там, а в  самых сильных зонах - продукты  более дорогой ценовой категории." (Таборова Л.Г., 2009, 57)

     На  практике часто встречается смешанный тип выкладки с элементами как горизонтальной, так и вертикальной схем. Выигрышной считается дисплейная выкладка, когда на обзорном месте по ходу движения покупательского потока располагается фирменная стойка или стенд. Являясь в своем роде дополнительным торговым оборудованием и рекламой в одном лице, данная дополнительная точка продаж может хорошо презентовать изделия, использовать различные инструменты и способы расстановки товара.

     Применяют также блочную выкладку, или выкладку продукции по блокам, которые образуют торговые марки (при этом возможно расположение как в горизонтальном направлении, так и в вертикальном).

     Видов расположения изделий, или выкладки, много: на прилавках, отдельных стендах, полках, поддонах, корзинах, специальных  коробах и иных приспособлениях. Какой бы ни была выкладка, она должна быть привлекательной, устойчивой, иметь  наглядность и побуждать к  желанию приобрести товар. Для этого  следует при размещении желанного  ассортимента на полках продаж сделать  товар более заметным, нежели у  конкурентов, заинтересовать, привлекая  внимание, убедить покупателя выигрышной дополнительной информацией, создать удобство и доступность при поиске и физическом контакте, находить все новые решения.

     Рассмотрим  еще несколько принципов выкладки товаров.

     1. Недорогие товары работают на  то, чтобы создать у покупателя  благоприятное впечатление об  уровне цен магазина.

     2. Принцип чередования, когда товары  с низкими и высокими ценами  чередуются, приносит торговой точке  наибольшую прибыль.

     3. С учетом предыдущего принципа  основные дорогие марки, бренды  следует размещать в самом  начале ассортиментной группы. Это  логично, ведь в еще пустую  корзину человек положит большее  количество товара.

     4. На переднем плане полки выставляются  так называемые фейсы - это единица продукта, расположенная лицом к покупателю, подобных рядов может быть различное количество, что связано с имеющимся объемом продукции в наличии и возможностями полочного пространства, наиболее оптимальным является 3-5 фейсов каждого вида продукции.

     5. Принцип напыщенности и гармоничности  зависит от наличия товара  и его ассортимента. Если продукция  представлена в малом количестве, хотя можно заполнить оборудование  большим количеством единиц продукции,  то покупателю труднее будет  акцентировать внимание на данном  товаре, она будет воспринята  как единичная, разрозненная, потеряется  в глазах покупателя.

     6. Принцип удлинения полок. Можно  удлинить полку, поставив корзину  с уцененным товаром. Применяется  и иллюзионное удлинение с  помощью зеркал, к тому же, если  зеркало расположить и сверху, то произойдет мнимое удваивание  продукции.

     7. Принцип объединения товаров  по группам. Применяется к товарным  позициям одной серии.

     8.Принцип  "наилучшему товару - лучшее место"  более применим в собственных  магазинах. Товар, который приносит  самую большую выручку, должен  располагаться в наиболее выигрышном  месте. )

     "Задачи, стоящие перед розничной торговлей  на современном этапе, заключаются  как в росте товарооборота,  так и в повышении уровня  обслуживания покупателей на  основе дальнейшего более упорядоченного  развития розничной торговой  и складской сети всех форм  собственности и ведомственной  принадлежности. Без достаточной  сети современных магазинов, холодильников,  складов, транспортных средств  невозможно дальнейшее развитие  товарооборота." (Цахаев Р.К., Муртузалиева Т.В., Алиев С.А., 2006, 334) 

Информация о работе Мерчендайзинг. Размещение и выкладка товаров в торговом зале