Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 10:34, курсовая работа
Целью данной работы является изучение экспертных оценок – они являются важнейшим этапом принятия грамотных управленческих решений.
Задачи: 1) изучение экспертных оценок как источников маркетинговой информации;
2) рассмотрение порядка организации экспертного оценивания;
3) изучение формализации информации, полученной от экспертов;
4)рассмотрение этапа экспертного оценивания, обработки экспертных оценок.
Введение¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼ 3
Глава 1. Маркетинговая информация¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼ 4
Источники маркетинговой информации¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼.. 4
Метод экспертных оценок¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼. 9
Подбор экспертов¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼... 16
Опрос экспертов¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼. 17
Организация экспертного оценивания¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼. 19
Глава 2.Формализация и обработка экспертных оценок¼¼¼¼¼¼¼.. 21
2.1. Обработка экспертных оценок и задачи обработки¼¼¼¼¼¼¼ 21
2.2. Формализация информации¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼.. 24
Заключение¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼… 27
Библиографический список¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼¼. 28
Практика свидетельствует, что оптимальное число экспертов составляет 7-12 высококвалифицированных специалистов.
Экспертные
оценки могут осуществляться путем
использования следующих
-открытое
обсуждение поставленных
-закрытое
обсуждение с последующим
-свободные высказывания без обсуждения и голосования.
Экспертная оценка - это оценка исследуемых процессов квалифицированными специалистами - экспертами. Подобная оценка особенно необходима, когда невозможно получит непосредственную информацию о каком-либо процессе или явлении. На практике для проведения экспертных оценок применяют:
Каждый из этих видов экспертного оценивания обладает своими преимуществами и недостатками, определяющими рациональную область применения. Во многих случаях наибольший эффект дает комплексное применение нескольких видов экспертизы.
Независимо
от индивидуального или группового
участия экспертов в работе целесообразно
получать информацию от множества экспертов.
Это позволяет получить на основе обработки
данных более достоверные результаты,
а также новую информацию о зависимости
явлений, событий, фактов, суждений экспертов,
не содержащуюся в явном виде в высказываниях
экспертов. При использовании метода экспертных
оценок возникают свои проблемы. Основными
из них являются: подбор экспертов, проведение
опроса экспертов, обработка результатов
опроса, организация процедур экспертизы.
1.3.Подбор экспертов
Для отбора экспертов необходимо, во-первых, сформулировать критерии отбора (ответить на вопрос "Кто может выступать в качестве эксперта по данной проблеме?"), во-вторых, определить процедуры отбора (ответить на вопрос "Как установить соответствие эксперта необходимым требованиям?"). В качестве основных критериев отбора можно назвать следующие:
При оценивании экспертов по названным критериям и выборе экспертов могут использоваться следующие процедуры:
Наиболее
предпочтительным является отбор экспертов
на основе независимой квалифицированной
оценки с поправкой на качество ранее
сделанных экспертиз.
1.4.Опрос экспертов
Опрос главный этап совместной работы группы управления и экспертов. Основным содержанием опроса является: - постановка задачи и предъявление вопросов экспертам; - информационное обеспечение работы экспертов; - выработка экспертами суждений, оценок, предложений; - сбор результатов работы экспертов.
Можно назвать три типа задач, которые решаются в процессе опроса: - оценка качественная или количественная заданных объектов; - построение новых объектов; - построение и оценка новых объектов. При коллективной экспертизе используются следующие основные виды опроса: дискуссия, анкетирование и интервьюирование, метод коллективной генерации идей, или мозговой штурм.
Анкетирование может проводиться с обратной связью или без нее. При анкетировании с обратной связью опрос экспертов производится в несколько этапов с доведением до сведения экспертов некоторых результатов опроса на предыдущем этапе, включая оценки отдельных экспертов и их аргументацию.
Главным в организации опроса является обеспечение максимума информации и максимума творческой активности, самостоятельности эксперта. Необходимо стремиться довести до каждого эксперта по возможности всю информацию, относящуюся к анализируемому явлению, которой располагают как эксперты, так и организаторы опроса, не лишая в то же время эксперта творческой самостоятельности и активности. Однако возможности эксперта по переработке информации ограниченны. В результате эксперт может принять решение, не используя всей информации, имеющейся в его распоряжении.
Кроме того, новая информация воспринимается человеком с определенным внутренним сопротивлением и не сразу влияет на уже сложившиеся субъективные оценки. Отношение к новой информации благожелательнее, а восприятие и использование ее полнее, если она представляется в доходчивой, яркой и компактной форме.
Из этих психологических особенностей следует необходимость предоставления экспертам возможностей для фиксации поступающей информации путем ведения записей, использования технических средств, а также необходимость предварительной обработки информации и представления ее экспертам в наиболее воспринимаемой форме.
Необходимо подчеркнуть противоречивость значения обмена экспертами информацией, так как получение такой информации таит опасность потери творческой независимости в построении модели объекта экспертом. Разрешение этого противоречия в полной мере невозможно, и при каждой экспертизе ее организаторы должны находить разумный компромисс, прежде всего, путем выбора вида опроса, формы и степени общения экспертов.
Каждый из видов опроса имеет свои достоинства и недостатки в построении обмена информацией между экспертами и в организации их независимого творчества. Выбор того или иного вида опроса определяется многими факторами, из которых основными являются: - цель и задачи экспертизы; - существо и сложность анализируемой проблемы; - полнота и достоверность исходной информации; - требуемые объем и достоверность информации, получаемой в результате опроса; - время, отведенное на опрос и экспертизу в целом; - допустимая стоимость опроса, и экспертизы в целом; - количество экспертов и членов группы управления, их характеристики.
Анкетирование
является наиболее эффективным и
самым распространенным видом опроса,
ибо позволяет наилучшим
1.5.Организация
экспертного оценивания
Для реализации процедуры экспертного оценивания необходимо сформировать группу экспертов. Общим требованием при формировании группы экспертов является эффективное решение проблемы экспертизы. Эффективность решения проблемы определяется характеристиками достоверности экспертизы и затрат на нее. Достоверность экспертного оценивания может быть определена только на основе практического решения проблемы и анализа ее результатов. Использование экспертов как раз и обусловлено тем, что отсутствуют какие-либо другие способы получения информации. Поэтому оценка достоверности экспертизы может осуществляться, как правило, только по апостериорным (послеопытным) данным.
Предпосылками использования экспертизы являются:
- Недостаточность и недостоверность информации о состоянии тех или иных условий, в которых осуществляется создание и развитие продукции;
- Вероятностный характер объекта информации;
- Сложность и новизна проблем.
Организация экспертизы проводится в несколько этапов:
1. Определение целей и задач экспертизы.
2. Выбор
процедуры проведения
3. Отбор
и формирование группы
4. Организация самой процедуры экспертизы;
5. Обработка информации.
6. Принятие
решения по результатам
Сначала ставится проблема - определяется предыстория, рассматриваются доводы в пользу ее решения, происходит обсуждение со всеми заинтересованными лицами. Главное здесь - распознать мнимые проблемы. Поэтому при постановке проблемы необходима гласность и обсуждение.
После того как проблема обоснована определяются границы ее существования, совокупность внутренних и внешних факторов, влияющих на проблему. Для этого выделяется центральный вопрос и расщепляется на подвопросы. При этом пытаются ограничить поле только теми вопросами, без которых нельзя получить ответ на центральный вопрос. Далее формулируются цели и задачи реализации выбранной проблемы. Таким образом, выбираются главные события, факторы, центральные и второстепенные вопросы.
Первым этапом организации работ по применению экспертного оценивания является подготовка и издание руководящего документа, в котором формулируется цель работы и основные положения по ее выполнению. В этом документе должны быть отражены следующие вопросы: постановка задачи-эксперимента; цели эксперимента; обоснование необходимости эксперимента; сроки выполнения работ; задачи и состав группы управления; обязанности и права группы; финансовое и материальное обеспечение работ.
Для подготовки этого документа, а также для руководства всей работой назначается руководитель экспертизы. На него возлагается формирование группы управления и ответственность за организацию ее работы.
После формирования группа управления осуществляет работу по подбору экспертной группы примерно в та кой последовательности: уяснение решаемой проблемы; определение круга областей деятельности, связанных с проблемой; определение долевого состава экспертов по каждой области деятельности; определение количества экспертов в группе; составление предварительного списка экспертов с учетом их местонахождения; анализ качеств экспертов и уточнение списка экспертов в группе; получение согласия экспертов на участие в работе; составление окончательного списка экспертной группы.