Оценка конкурентоспособности организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 17:55, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – разработка проекта конкурентной стратегии для ОАО ССК "Челныгорстрой" на рынке строительных услуг г. Набережные Челны.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы анализа конкурентоспособности предприятия 5
1.1. Конкурентоспособность как основа эффективности деятельности
организации 5
1.2. Конкурентоспособность строительной продукции одна
из составляющих конкурентоспособности организации 9
1.3. Методы оценки конкурентоспособности организации 14
2.Анализ конкурентного положения строительной фирмы
ОАО ССК "Челныгорстрой" 17
2.1. Общая характеристика объекта исследования 17
2.2. Исследование внешней и внутренней среды ОАО "Челныгорстрой" 20
2.3. Анализ комплекса маркетинга ОАО ССК "Челныгорстрой" 23
3. Комплекс мероприятий по повышению конкурентоспособности
ОАО ССК "Челныгорстрой" 27
Заключение 35
Список литературы 37
Приложения 39

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 297.50 Кб (Скачать)

      После того, как будут выявлены сильные  и слабые стороны фирмы, а также  угрозы и возможности, методология  SWOT-анализа предполагает установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегий организации.

 

    2.Анализ  конкурентного положения  строительной фирмы  ОАО ССК "Челныгорстрой"

    2.1. Общая характеристика объекта исследования

 

    Для проведения исследования конкурентоспособности организации в  качестве базовой взята строительная организация ОАО "Челныгорстрой", работающая на рынке строительных услуг 29 лет, обладающей реальным потенциалом производственных мощностей и квалифицированных специалистов.

    Открытое  акционерное общество "Строительно-сервейинговая компания   "Челныгорстрой" образовано 7 декабря 1993 года путем преобразования   предприятия   проектно-строительное объединение "Челныгорстрой", которое было создано 13 марта 1973 года.

    Форма собственности – открытое акционерное общество. Генеральным директором ОАО "ССК "Челныгорстрой" является Шакиров Флюсь Мухаматюсупович.

    Местонахождение: офис – юридический, почтовый адрес: 423822, Республика Татарстан, г. Набережные Челны, Набережночелнинский проспект, д.21.

    Место регистрации общества: г. Казань, Государственная регистрационная палата при Министерстве Юстиции Республики Татарстан.

    Общая численность персонала предприятия  составляет 740 человек.

    Предприятие включает в себя:

    1. Проектно-конструкторское управление;

    2.) Подразделение  по управлению недвижимостью;

    3.) 4 строительно-монтажных  подразделения;

    1. 2 управления механизации и специализированного транспорта;
    2. 2 управления переработки строительных материалов.

    За 32 летний период деятельности сложился высокопрофессиональный коллектив, введено  в эксплуатацию 7,6 млн. квадратных метров жилья в городах и селах республики Татарстан и за её пределами, а также построены объекты социально-бытового и культурного назначения: спортивно-оздоровительные комплексы; плавательный бассейн; санаторий-профилакторий "Жемчужина";  детские сады, магазины, кафе, столовые; гостиница "Татарстан"; мечеть "Тауба".

       Цель  деятельности предприятия – обеспечение  стабильного финансового положения  путем осуществления эффективной  производственно – сбытовой деятельности, приводящей к получению предприятием высокой прибыли.

    ОАО "ССК "Челныгорстрой" это:

  1. Строительство   объектов жилья "под ключ" и выполнение полного комплекса всех общестроительных работ, инженерных сетей и сооружений;
  2. Монтаж лифтов, электромонтажные и санитарно-технические работы;
  3. Изготовление   различных   изделий   и   конструкций   из металлопроката, древесины, полиэтилена;
  4. Сдача  в   аренду   административно-бытовых  помещений, производственных площадей, строительной техники и грузоподъемных механизмов.

      Основным  продуктом ОАО ССК "Челныгорстрой" являются готовые к заселению квартиры - типовые 5-ти, 9-ти, 10-ти этажные жилые дома, а также мансардные дома улучшенной планировки; выполнение основных технико-экономических показателей. В настоящее время ОАО "Челныгорстрой" ведет строительные работы в городах: Казань, Набережные Челны, Альметьевск, Муслюмово, Азнакаево, Лениногорск, Нижнекамск, р.п. Камские Поляны, Бетьки и др.

       Приоритетные конкуренты ОАО ССК "Челныгорстрой" определены по занимаемой рыночной доле на базовом рынке.

    Для определения рыночной доли был произведён расчёт исходя из формулы: 

                                Объём ввода в эксплуатацию  готового 
                               жилья   на   базовом   рынке    

  Рыночная  доля =  Объём ввода в эксплуатацию готового жилья

                                               конкретной строительной    фирмой                               

       Согласно  консолидированной программы по строительству, на базовом рынке ОАО ССК ЧГС общая площадь жилья, введенного за счёт всех источников финансирования в  исследуемый период времени,     составила 100 тыс. кв. метров.  Полученные показатели расчёта рыночной доли фирмы приведены в Приложении 2. 

       Рыночная  доля ОАО ССК ЧГС в  панельном  строительстве составила – 33,8%. Кирпичное  строительство занимает меньшую долю в  общем объеме СМР- 7,6%. Приоритетными конкурентами являются: в  крупнопанельном домостроении это ОАО "ДСК" - 20,5%,  ОАО "ЗЯБ строй" - 17,9%, в кирпичном строительстве - ООО "ЗЯБ строй" -3,8%, ЗАО СТ "Подряд" - 16,2%. Все эти организации обладают реальным потенциалом для противостояния  по   источникам финансирования, влияния на каналы распределения и потребителей. Они готовы снизить цены, чтобы удержать в своих руках долю рынка. Кроме того, на рынке появляются фирмы, активно теснящие конкурентов за счёт мобильности управления и наличия финансовых средств.

       Одной из таковых, представляющей угрозу вышеуказанным  строительным организациям, является фирма ООО  "Оливер Сувар". Фирма не имеет своих производственных мощностей, она пользуется мощностями ОАО ССК "Челныгорстрой", ОАО "ДСК", но у неё есть в собственности земля. Это одно из важных условий при строительстве.

       Поставщики  оказывают большое влияние на развитие ситуации. Обеспечение деталями домостроения, составляющими 90 % от стоимости материалов  в основном осуществляется через  заводы-поставщики ОАО "ЗЯБ", ОАО "ДСК" одновременно являющиеся    конкурентами, которые оказывают давление при заключении сделки  увеличивая цены,  или снижая качество товаров.  Значительную часть строительных материалов ОАО ССК ЧГС приобретает в ОАО "Камснаб". Заводы изготовители строительных материалов отпускают продукцию большими партиями и не работают по  небольшим объёмам.  ОАО "Камснаб" - торгово-посредническая фирма, предлагает широкий ассортимент   небольшими партиями и не испытывает  конкурентного давления предлагая свою продукцию отрасли  по более высокой цене. 

      Покупатели  ОАО ССК "Челныгорстрой" не имеет постоянных  заказчиков, а работает в свободном рынке, ежегодно заново формируя портфель заказов. Основная доля подрядных работ финансируется крупными заказчиками – бюджетами различных уровней и коммерческими  структурами (НГДУ "Татнефть", "Татэнерго").

     Методика  ценообразования в строительстве, установленная  Госстроем России,  в части погашения заказчиком накладных расходов  не выгодна  организации-подрядчику. Нередко их непринятие к оплате заказчиком оборачивается  для подрядной организации   материальным убытком.   Кроме, того, на основе анализа ситуации по поставщикам и конкурентам, приведённому ранее, можно сделать вывод, что использование в качестве базовой  стратегии лидерства по издержкам не обеспечит ОАО "Челныгорстрой" устойчивого конкурентного преимущества.

       Аналитический этап  анализа   отрасли и конкуренции  дает  глубокое понимание  конкурентного  характера в отрасли, что необходимо  для выработки успешной стратегии.

    2.2.  Исследование внешней  и внутренней среды  ОАО "Челныгорстрой"

 

     Для более детальной диагностики  внешней и внутренней среды организации  на заключительном этапе работы был  проведён SWOT-анализ с привлечением экспертов из числа 11 топ менеджеров организации. На основе анализа полученных оценок выявлены сильные и слабые стороны  по важным направлениям конкурентоспособности. Интегрированные оценки анализа приведены в таблице 2.2.1.

     Таблица 2.2.1

     SWOT-анализ внутренней и внешней среды ОАО "Челныгорстрой"

          ВОЗМОЖНОСТИ   О               СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ    S
1 Потенциал рынка 6,6 1 Производство 5,57
2 Уровень насыщения  рынка 6,0 2 Маркетинг 4,93
3 Другие: в т.ч. улучшение платёжеспособности, производственные и информационные технологии              4,83                3 Другие: в т.ч. потенциал роста производительности труда, месторасположение  
 
6,03
n   5,81     5,51
                    УГРОЗЫ   Т                 СЛАБЫЕ СТОРОНЫ    W
1 Кредитно-денежные отношения 2,97 1 Финансы 4,1
2 Законодательство 3,18 2 Персонал 4,43
3 Гос. Политика 2,47 3 Относительная рыночная доля 4,4
4 Поставщики 4,43
n   3,26 n        4, 31
m   4,54 m   4,91
 
 

        Сила компании заключаться в навыках, значительном опыте - 7,9, ценных организационных ресурсах в виде отлаженной производственной технологии и уровне оперативного управления – 5,8, известности и имидже фирмы – 8, качестве строительства – 7,7,  наличие оборудования, собственных механизмов и автотранспорта – 8, прошлых достижениях, которые дают фирме преимущества на рынке и потенциальные возможности для усиления конкурентоспособности  ОАО "Челныгорстрой".

    Слабость – это неблагоприятное финансово-экономическое состояние, в т.ч. отсутствие оборотных средств для производственно-хозяйственной деятельности - 4,4, небольшая рыночная доля в отношении с приоритетными конкурентами, потенциал высшего и среднего руководства – 4,43, отсутствие стратегического управления – 3,4,  отсутствие инновационной деятельности – 2,6, ставящие ОАО ЧГС в неблагоприятные условия и делающие фирму уязвимой.

      Возможности определились как, развитие производственных и информационных технологий, в т.ч. автоматизации деятельности – 8,3, имеющемся потенциале отрасли – 6,6 и её имидже – 7, улучшении платёжеспособности организаций, т.е. улучшении их деловой активности – 5,2,   дающее фирме шанс сделать что-то новое: выпустить новый продукт, завоевать новых клиентов, внедрить новую технологию.

      Угроза  – это неблагоприятные кредитно-денежные отношения в макросреде – 2,97, отсутствие льгот и благоприятного климата со стороны законодательства – 3,2, в т.ч.  налогового – 1,4, трудового – 3, отсутствие лояльности и целевого финансирования со стороны государственной политики – 2,47, уровень инфляции - 3,3,  появлении новых конкурентов – 1,3,  привлекательность  товаров-заменителей в лице вторичного жилья – 4,0. Всё это может нанести ущерб фирме, лишить ее существенных преимуществ в конкурентной борьбе. На основе данных  SWOT-анализа составлена таблица 2.2.2, в которой, определены вероятные результаты взаимного действия сильных, слабых сторон ОАО ЧГС, возможностей и угроз внешней среды. На пересечении блоков образуются четыре поля: СИВ (силы и возможности); СИУ (силы и угрозы); СЛВ (слабости и возможности); СЛУ (слабости и угрозы). Возможные варианты развития ситуации представлены в таблице 2.2.2.

Таблица 2.2.2

Матрица SWOT-анализа

  Возможности Угрозы
Сильные стороны Поле "СИВ"

Активная  маркетинговая политика, уровень  насыщения рынка,  улучшение платёжеспособности могут дать   возможности в   завоевании новых рынков,  привлечении  новых покупателей

Поле "СИУ"

Сильный производственный потенциал мог бы быть усилен применением новых производственных и информационных технологий

Слабые  стороны Поле "СЛВ"

Имеющийся потенциал рынка может дать возможность  увеличения рыночной доли.

Поле "СЛУ"

  Неблагоприятное финансовое состояние может быть ещё больше ослаблено кредитно-денежными отношениями микро и макросреды.

Информация о работе Оценка конкурентоспособности организации