Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 17:55, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – разработка проекта конкурентной стратегии для ОАО ССК "Челныгорстрой" на рынке строительных услуг г. Набережные Челны.
Введение 3
1. Теоретические основы анализа конкурентоспособности предприятия 5
1.1. Конкурентоспособность как основа эффективности деятельности
организации 5
1.2. Конкурентоспособность строительной продукции одна
из составляющих конкурентоспособности организации 9
1.3. Методы оценки конкурентоспособности организации 14
2.Анализ конкурентного положения строительной фирмы
ОАО ССК "Челныгорстрой" 17
2.1. Общая характеристика объекта исследования 17
2.2. Исследование внешней и внутренней среды ОАО "Челныгорстрой" 20
2.3. Анализ комплекса маркетинга ОАО ССК "Челныгорстрой" 23
3. Комплекс мероприятий по повышению конкурентоспособности
ОАО ССК "Челныгорстрой" 27
Заключение 35
Список литературы 37
Приложения 39
В настоящее время в любой стране господствуют рыночные отношения. Фирм выпускающих однородную продукцию, сейчас огромное количество. Между ними существует жесткая конкуренция. И каждая фирма стремится сделать все, чтобы ее продукция была конкурентоспособной. Для ОАО ССК "Челныгорстрой" важной задачей является достижение конкурентоспособности своей продукции и увеличение объема ее реализации. Конкурентоспособность фирмы определяется её потенциалом, достаточным, чтобы удержать или расширить занимаемую ею долю рынка в условиях конкурентной борьбы.
Сегодня промышленные предприятия имеют нестабильное положение, которое обусловлено как кризисным состоянием экономики, так и рядом проблем, вызванных слабым развитием рыночных механизмов. Для того чтобы фирма была конкурентоспособной ей необходимо выявить основных фирм-конкурентов на рынке в целом, по отдельным сегментам, определить их сильные и слабые стороны, а также знать собственные преимущества в конкурентной борьбе.
При написании курсовой работы был проведён анализ маркетинговой деятельности ОАО ССК "Челныгорстрой" в сравнении с конкурентами.
Целью данного исследования является определение конкуренто-способности ОАО ССК "Челныгорстрой" на рынке строительных услуг.
Анализ был проведен экспертным методом при помощи концепции "4Р", которая представляет собой сравнительный анализ предприятия и предприятий-конкурентов по следующим факторам (продукт, цена, сбыт, продвижение).
Смысл состоит в том, что четыре функциональные области делятся по показателям и сравниваются с конкурентами, т.е. определяются сильные и слабые стороны нашей фирмы в сравнении с фирмами конкурентов по основным факторам.
Данные для оценки
Для достижения поставленной цели необходимо:
1.
Выявить приоритетных
2. Провести экспертный анализ.
3.
Построить конкурентный
Информация, получаемая экспертным путем, основывается на использовании знаний и опыта. Собственно говоря, экспертные оценки не только инструмент получения информации, но и орудие глубокого анализа и прогноза. Специальные математические способы обработки тех оценок, которые получены экспертным путем, повышают их надежность и точность.
Суть экспертного исследования заключалась в подборе и формировании независимых, достаточно компетентных специалистов, высказывающих свое мнение, которое рассматривается как экспертная оценка. Надежность экспертных оценок в значительной степени зависит от правильного подбора экспертов, их квалификации, информированности в изучаемых вопросах. В экспертном опросе принимали участие 13 экспертов из числа топ менеджеров ведущих специалистов в области строительства. Им предлагалось на "Листе оценки конкурентоспособности" каждому параметру дать количественную характеристику, т.е. проранжировать по каждому параметру все предприятия по шкале от 1 до 5 баллов, где 1 – слабая сторона, 5 – сильная сторона. Далее бальные оценки были просуммированы по каждому фактору из "4Р" и сравнены с данными конкурентов.
Анализ экспертных оценок показал, что по первому фактору "1Р" продукту, наивысший средний бал имеет ОАО "ССК ЧГС" – 3,69 ближайшим конкурентом является ЗАО "Подряд" - 3,22 балла. В сравнении с остальными фирмами ОАО "ССК ЧГС" имеет самые высокие баллы по организации труда – 4,43. Качество строительства по баллам стоит на первом месте – 3,38. У фирмы широко развито вспомогательное производство, которое включает в себя изготовление различных изделий и конструкций металлопроката, древесины, полиэтилена и т.д. это является ее сильной стороной; также высокий балл ОАО "ССК ЧГС" набрал по строительным механизмам и транспортным средствам – 4,00. По "1Р" ОАО "ССК ЧГС" уступает, всем трем конкурентам по уровню НИОКР это является его слабой стороной, которую необходимо развивать.
В области ценообразования "2Р" по общему среднему баллу ОАО "ССК ЧГС" находится на третьем месте. Продукция предприятия имеет высокую себестоимость и высокую цену конечного продукта, поэтому эксперты считают это относительно слабой стороной всего 2,15 балла. Основным конкурентом в этой области является ОАО "ДСК" - 4,00 и ЗАО СТ "Подряд" - 3,53. Также, по мнению экспертов у предприятия слабо развита система предоставления скидок и поэтому признаку ОАО "ССК ЧГС" имеет низкий показатель – 2,00. По гибкости системы расчетов ОАО "ССК ЧГС" уступает только "Подряду", этот показатель равен 3,15 баллам.
В области анализа регионов и каналов сбыта "3Р" ОАО "ССК ЧГС" занимает высокую позицию. У ОАО "ССК ЧГС" очень большое число дилеров, так как это предприятие строит и предлагает свои услуги в городах и селах республики Татарстан, а также за ее пределами. Также на первом месте стоит ОАО "ССК ЧГС" по организации работы с потребителями – 4,31. Несмотря на то, что по "3Р" ОАО "ССК ЧГС" занимает первое место, у него есть слабое место – это стратегия сбыта – 2,69, по этому показателю впереди стоит "Подряд" - 3,85.
Сфера продвижения на рынке "4Р" у ОАО "ССК ЧГС" является слабой стороной – 1,98 балла, хорошо налажен процесс продвижения продукции у ЗАО СТ "Подряд" о чем свидетельствуют экспертные оценки. Показатель в 1,98 балла говорит об очень слабой системе продвижения своей продукции на рынке. Руководство предприятия слабо стремится продвинуть свой товар, о чем говорит очень редкое появление рекламы на ТВ – 1,62 балла и в печатных изданиях – 2,23, следовательно, очень низкая частота появления рекламы. Также слабой стороной фирмы является не очень активное участие в выставках, по этому показателю ОАО "ССК ЧГС" очень сильно проигрывает ЗАО СТ "Подряду". Основным и бесспорным конкурентом у предприятия в продвижение продукта по всем показателям "4Р" является ЗАО СТ "Подряд", которые тратят много средств на продвижение своей продукции.
Результаты, полученные при изучение ОАО "ССК ЧГС" и конкурентов должны рассматриваться и оцениваться в комплексе. Только в этом случае руководство предприятия сможет правильно выбрать оптимальную рыночную стратегию и наметить верный курс своих действий на рынке.
Для построения конкурентного
профиля был подсчитан
Таблица 2.2.1
Экспертная оценка конкурентоспособности маркетинговой деятельности
Приоритетные конкуренты | продукт | цена | сбыт | продвижение |
ОАО "ССК ЧГС" | 3,69 | 2,4 | 3,46 | 1,98 |
ЗАО СТ "Подряд" | 3,22 | 3,63 | 3,41 | 3,85 |
ОАО ДСК | 2,73 | 3,3 | 2,7 | 1,58 |
ООО "ЗЯБ строй" | 2,38 | 2,13 | 2,23 | 1,29 |
После сбора всех необходимых данных был вычерчен профиль. Построенный конкурентный профиль позволяет увидеть, какое положение занимает фирма на рынке жилищного строительства и определить уровень конкурентоспособности четырех строительных предприятий, и увидеть какие функциональные области являются сильными, а какие слабыми и нуждаются в доработке.
Итак, конкурентный профиль показывает, что ОАО ССК "Челныгорстрой" является конкурентоспособным предприятием на рынке жилищного строительства. По продукту и по сбыту ОАО ССК ЧГС опережает всех своих конкурентов, по данным факторам предприятие является лидером.
Слабой стороной ОАО ССК ЧГС является цена из за высокой себестоимости продукции, а также недостаточно проработаны формы рекламы, место ее размещения и частота появления.
Анализ конкурентного положения организации ОАО ССК ЧГС методом SWOT-анализа показал, что силы и возможности состоят в активной маркетинговой политике, уровне насыщения рынка, а силы и угрозы в производственном потенциале который мог бы быть усилен применением новых производственных и информационных технологий. Слабости и возможности – имеющийся потенциал рынка может дать возможность увеличения рыночной доли.
На сегодняшний день, ОАО ССК "Челныгорстрой" имеет несколько равных по силе конкурентов, среди которых идет борьба за лидерство. Каждая компания имеет ряд преимуществ и недостатков перед своими соперниками.
Проведение SWOT-анализа позволило оценить сильные, слабые стороны, угрозы и возможности предприятия в конкурентной борьбе.
Сильными сторонами организации являются известность и имидж фирмы, наличие оборудования, собственных механизмов и автотранспорта, значительный опыт на рынке строительных услуг, качество строительства, отлаженные технологии и уровень оперативного планирования. Все вышеизложенные показатели дают фирме преимущества на рынке и потенциальные возможности для усиления конкурентоспособности.
Стратегию престижных товаров. Организации нужно предложить продукцию более высокого качества по более высокой цене, чем конкуренты.
Стратегию расширения товарного ассортимента. ОАО ССК "Челныгорстрой" может предоставлять покупателям широкий выбор услуг таких как: после гарантийное обслуживание дома, отделка под ключ из матерьяла заказчика.
Имеющийся потенциал рынка, и отсутствие инновационной деятельности может привести к потере занимающей позиции.
Слабые стороны ОАО ССК "Челныгорстрой" характеризуются неблагоприятным финансово-экономическим состоянием, в т.ч. отсутствием оборотных средств для производственно-хозяйственной деятельности, невысоким потенциалом высшего и среднего руководства, отсутствием стратегического управления и инновационной деятельности. Эти показатели ставят организацию в неблагоприятные условия и снижают ее конкурентоспособность. Необходимо устранять слабые стороны, т.к. они могут стать сильными сторонами конкурентов.
Предлагается провести стратегию инноваций. ОАО ССК "Челныгорстрой", как претендент на лидерство, должен постоянно вести работу по разработке новых видов продукции и предлагать их рынку. Можно предложить рынку квартиры со свободной планировкой.
Стратегия инноваций в распределении. Необходимо создавать новые каналы распределения. Одним из направлений, здесь может быть открытие собственного агентства недвижимости со всеми сопутствующими услугами.
Выявление сильных и слабых сторон ОАО "ЧГС" позволило дать ясную картину положения компании на рынке в настоящее время. Перспективными направлениями организации могут стать развитие производственных и информационных технологий, в т.ч. автоматизации деятельности, а также разработка благоприятного имиджа самой организации. Открывающиеся возможности дают фирме шанс сделать что-то новое: выпустить новый продукт, завоевать новых клиентов, внедрить новую технологию. Этому способствует значительный потенциал отрасли, улучшение платёжеспособ-ности организаций и населения.
Не смотря на то, что барьеры входа в отрасль достаточно высоки на местном и региональном рынке строительных услуг присутствует большое число конкурентов. В следующем году организации необходимо выявить сильные и слабые стороны конкурентов и разработать конкурентные стратегии по каждому сегменту.
Для формирования и стимулирования спроса на товар в целях увеличения продаж, а также для повышения эффективности и общей привлекательности деятельности, необходима хорошо продуманная и последовательная стратегия продвижения товара на рынок. Коммуникационная политика организации должна включать: участие в выставках с новыми проектными разработками; рекламную кампанию, связи с общественностью, формирование благоприятного имиджа организации.
Информация о работе Оценка конкурентоспособности организации