Оценка конкурентоспособности организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 17:55, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – разработка проекта конкурентной стратегии для ОАО ССК "Челныгорстрой" на рынке строительных услуг г. Набережные Челны.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы анализа конкурентоспособности предприятия 5
1.1. Конкурентоспособность как основа эффективности деятельности
организации 5
1.2. Конкурентоспособность строительной продукции одна
из составляющих конкурентоспособности организации 9
1.3. Методы оценки конкурентоспособности организации 14
2.Анализ конкурентного положения строительной фирмы
ОАО ССК "Челныгорстрой" 17
2.1. Общая характеристика объекта исследования 17
2.2. Исследование внешней и внутренней среды ОАО "Челныгорстрой" 20
2.3. Анализ комплекса маркетинга ОАО ССК "Челныгорстрой" 23
3. Комплекс мероприятий по повышению конкурентоспособности
ОАО ССК "Челныгорстрой" 27
Заключение 35
Список литературы 37
Приложения 39

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 297.50 Кб (Скачать)

             Возможности. Перспективными направлениями организации  могут стать  развитие производственных и информационных технологий, в т.ч. автоматизации деятельности, значительный  потенциал отрасли, улучшение платёжеспособности организаций, а также разработка благоприятного имиджа самой организации. Открывающиеся возможности    дают фирме шанс сделать что-то новое: выпустить новый продукт, услугу, завоевать новых клиентов, внедрить новую технологию.

     Для успешной деятельности на рынке организации  следует наладить систему оперативного планирования. А также маркетинговое  планирование, как основу  внутрифирменного планирования. Нужно разрабатывать план маркетинговых мероприятий, в котором отражены направления деятельности строительного предприятия для достижения успеха и процветания на рынке.

     Стратегия повышения уровня обслуживания. Предлагать клиентам новые и  более качественные услуги. Например бесплатно дизайнерские услуги.

     Стратегия снижения издержек производства. Необходимо стремиться к снижению издержек производства: сокращать затраты на рабочую  силу, находить наиболее выгодные пути закупок, использовать современное  производственной оборудование.

     Угрозы, которые могут повредить предприятию заключаются в   неблагоприятных кредитно-денежных отношениях,  в отсутствие льгот со стороны законодательства, в т.ч.  налогового, трудового. Также угрозой могут стать отсутствие лояльности и целевого финансирования со стороны государственной политики, уровень инфляции,  появлении новых конкурентов,  привлекательность  товаров-заменителей в лице вторичного жилья. При планировании деятельности необходимо учитывать все потенциальные опасности и стараться превратить их в возможности или уменьшить силу их воздействия на деятельность организации. Для ОАО ССК "Челныгорстрой" необходимо вытеснить основных конкурентов производящих аналогичную продукцию, предложив более дорогой товар высшего качества. Например: строительство домов улучшенной планировки, в счет долевого участия.

     Цены  на товары и услуги ОАО ССК "Челныгорстрой" необходимо устанавливать исходя из сложившейся конъюнктуры на рынке, а также уровня рентабельности, достаточного для поддержания стабильного финансового состояния и платежеспособности предприятия. Для этого нужно постоянно изыскивать пути  для нахождения  возможностей по снижению себестоимости продукции. Например: поиск более выгодных поставщиков; рациональное использование трудовых ресурсов; повышение производительности труда, а также внедрения новых технологий.

     По  результатам проведенных анализов выявилась такая проблема, как  слабое знание своих конкурентов. Для хорошей осведомленности о своих конкурентах необходимо вести наблюдения за соперниками, т.е. создать определенную систему. Создание системы включает в себя четыре этапа.

     Первый  этап. Назначить ответственного эксперта из группы, который будет отслеживать  действия определенных конкурентов.

     Второй  этап. На этом этапе должен осуществляться сбор данных, с использованием таких источников, как торговый персонал, маркетинговые каналы, поставщики, компании по исследованию рынка, торговые ассоциации, использование интернет, как дополнительного средства наблюдения. Здесь нельзя забывать о существовании этических норм и стандартов.

     Третий  этап. Эксперт должен проверять достоверность, надежность данных и уметь их систематизировать.

     Четвертый этап. Эксперт должен оперативно выдавать необходимую информацию и ответы на запросы менеджеров, когда им требуется помощь в оценке неожиданного шага конкурентов, когда нужна информация о слабых и сильных сторонах соперников, когда они хотят обсудить возможную реакцию конкурента на определенные шаги компании.

     ОАО ССК ЧГС является лидером на  рынке строительных услуг города Набережные Челны. В настоящее время в организации нет быстрой реакции на изменение рынка. Низкая способность компании к инновационной деятельности. Однако, наличие собственного конструкторского бюро, производственных мощностей, квалифицированного персонала указывает на то, что у организации имеются конкурентные преимущества, и потенциал   для увеличения рыночной доли. ОАО ССК "Челныгорстрой" является частью экономики отрасли, и считается со многими из факторов.

     Активная  маркетинговая политика, уровень насыщения рынка могут дать возможности в привлечение новых покупателей  и завоевания новых рынков.

     Эксперты  группы будут разрабатывать и  вести мероприятия, чтобы защитить свою долю рынка: отбивать атаки равных по силе конкурентов; следить за новичками, входящими на рынок; постоянно "оглядываться" на соперников, стоящих на ступень ниже; отслеживать технические новинки.

     Эксперты-аналитики  должны будут использовать в своей  практике контрольные сравнения (бенчмаркинг), для повышения эффективности  работы организации. Бенчмаркинг – это искусство использовать в своих интересах опыт работы лучших компаний. Цель техники – копирование "наилучшей практики". Выявив проблемы  и слабые стороны своего предприятия, стоит обратить внимание на сильнейшие компании, которые имеют ряд преимуществ перед компаниями среднего уровня.

     Для того чтобы определить лучших, необходимо обратиться к потребителям, поставщикам, продавцам и определить кто, по их мнению, работает лучше всех? Контрольные  сравнения включают в себя:

     - выбор функций, требующих сравнений

     - определение контрольных переменных

     - выявление лучших компаний

     В своей работе эксперт, отвечающий за наблюдения должен использовать следующие  приемы:

     1. Наблюдать за поведением небольших  компаний на базовых рынках, на  которых занимает свои позиции ОАО ССК "Челныгорстрой". Нередко перспективные инновации появляются в маленьких, не привлекающих внимание фирмах.

     2. Следить за заявками на патенты.  Из сведений о патентах можно  узнать о направлениях исследований  и разработок конкурентов.

     3. Отслеживать переходы на новую  работу наиболее квалифицированных  менеджеров и научных работников  отрасли. Здесь необходимо искать  ответы на вопросы: кто перешел  на работу к конкурентам, в  чем ценность новых сотрудников  для соперника, повлияет ли это на конкурентное положение ОАО ССК "Челныгорстрой".

     4. Эксперт должен собирать и  анализировать информацию о лицензионных  соглашениях. Возможно, это поможет  выяснить, где и когда конкурент  будет представлять новый продукт.

     5. Необходимо следить за установлением конкурентами новых деловых контактов и формированием союзов.

     6. Отслеживать появление новых  методов ведения бизнеса, которые  позволяют конкурентам ОАО ССК  ЧГС сократить  свои издержки.

     7. Следить за изменениями цен  конкурентов.

     8. Эксперт не должен забывать о социальных переменах, изменении вкусов и предпочтении покупателей, которые могут повлиять на бизнес в целом.

     Эксперты  аналитической группы не должны забывать, о поддержании баланса внимания, отводимого как к потребителям, так  и к конкурентам. Нельзя упускать своих клиентов, победа,  в конечном счете, определяется именно потребителями.

     Необходимо  назначить ответственного эксперта для систематической оценки потребительской  ценности товара. В круг его обязанностей будут входить следующие пункты:

        1. Проводить внутреннюю инженерную оценку на предприятии. В ходе лабораторных тестов инженеры компании будут оценивать эксплутационные характеристики продукта.
        2. Оценивать ценность товара в работе. Эксперт должен будет проводить собеседование с клиентами о составляющих стоимости предлагаемого товара – новинки по сравнению с конкурирующими продуктами. Каждой составляющей дается стоимостная оценка. Задача эксперта в данном случае – определение ценности каждой относительной выгоды для покупателя.

     3. Оценка ценности фокус-группой. Эксперт опрашивает фокус-группу из числа клиентов организации, которые оценивают ценность каждого рыночного предложения.

     4. Применять прямой обзор. Эксперт  просит клиентов определить прямую  денежную ценность одного или  нескольких изменений в данном  рыночном предложении.

     5. Проводить объединенный  анализ. Эксперт просит клиентов составить рейтинг характеристик альтернативных рыночных предложений. При помощи этого анализа определяется ценность каждого атрибута того или иного рыночного предложения.

     6. Применять контрольные сравнения.  Эксперт представляет клиентам  "стандартное" предложение, затем предлагает сравнить его с новым рыночным предложением своей фирмы, и определяет, насколько больше клиенты готовы заплатить за него.

     7. Проводить рейтинг важности. Эксперт  просит клиентов определить важность  различных характеристик товара, а также составить рейтинг компаний-поставщиков на основе соответствия предлагаемой ими продукции выделенным атрибутам. Таким образом, эксперт получает возможность определить относительную ценность каждого конкурентного предложения.

     Эксперты  аналитической группы должны мыслить масштабней, глобальней, быть сильнее своих коллег на предприятиях-конкурентах. Быть инноваторами новых идей и проектов. Они не должны забывать о том, что, даже обладая устойчивыми конкурентными преимуществами в соответствующей области, нет гарантий стабильности этих преимуществ, они носят временный характер. Для победы над своими соперниками необходимо стараться, чтобы одни сильные стороны предприятия сменялись вторыми, третьими и так далее, учитывая изменчивость и нововведения на отраслевых рынках. Не следует делать ставку на один сильный фактор, желательно добиться уникального сочетания группы конкурентоспособных факторов. Предприятие должно постоянно пребывать на стадии развития, не стоит забывать, что конкурентоспособность это относительное, а не абсолютное понятие.

     ОАО ССК "Челныгорстрой", на сегодняшний день, имеет как "хороших", так и "плохих" конкурентов. С "хороших" конкурентов можно брать пример, учиться у них определенным приемам, сделать их своими союзниками против "плохих". При желании можно объединить две фирмы в союз достойных кооператоров, предприятия дополняя друг друга, станут вдвойне сильнее. В будущем можно создать сеть таких предприятий союзников и конкурировать целыми сетями. Конкурировать грамотно – это не означает конкурировать с себе подобными, необходимо следить и за дальними, на первый взгляд совсем непохожими, соперниками.

 

    Заключение

 

     На  основе изложенного в данном курсовом проекте материала сделаны следующие выводы:

  • конкуренция – экономический процесс взаимодействия и борьбы производителей или поставщиков, с целью обладания рядом преимуществ перед соперниками, за лучшие условия существования на отраслевых рынках;
  • компания побеждает своих соперников, благодаря обретению устойчивых конкурентных преимуществ в соответствующей области. Сильные компании используют целый комплекс подобного рода преимуществ, усиливающих друг друга, и базирующихся вокруг какой – то одной центральной идеи;
  • при помощи конкуренции можно вести экономическую борьбу, в которой при наличии ряда преимуществ, победу одержит более умная, предприимчивая, умелая сторона. При помощи конкуренции можно завоевывать новых потребителей, выходить на новые территориальные рынки, расширять уже имеющуюся долю рынка;
  • конкуренция обостряется с каждым годом, поэтому компании должны уделять своим соперникам внимания не меньше, чем целевым потребителям.

     В результате анализа конкурентоспособности  исследуемого предприятия, с помощью  существующих методик, определены следующие  проблемы:

  • основная проблема: рост агрессивности реально существующих конкурентов;
  • отсутствие стратегии развития на предприятии;
  • недостаточное изучение настоящих и потенциальных потребителей;
  • недостаточное изучение своих конкурентов;
  • отсутствие защиты от неблагоприятных  возникающих политических моментов;

     На  основе выявленных проблем разработаны  следующие рекомендации по основным направлениям деятельности организации, для усовершенство-вания конкурентного статуса фирмы:

Информация о работе Оценка конкурентоспособности организации