Оценка конкурентоспособности продукции на примере компании «Печерский хлебокомбинат»

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 21:11, курсовая работа

Описание работы

Предметом данного исследования является продвижение оценка конкурентоспособности продукции. Материал работы составляют научные труды маркетологов, учебные пособия по маркетингу, статьи в журналах и газетах, сайты. В методологическую основу курсовой работы входит комплексный подход к изучению маркетинговых статей, статей конкурентоспособности продукции предприятия. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка. Первая часть работы подготовительная: анализ конкурентоспособности продукции на примере компании «Печерский хлебокомбинат». Вторая часть работы посвящена оценке конкурентоспособности продукции на примере компании «Печерский хлебокомбинат».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………..3
Глава 1 Анализ конкурентоспособности продукции на примере компании «Печерский хлебокомбинат»……………………………………………………5
Паспорт компании «Печерский хлебокомбинат»………………………………………………………..…………5
1.2 Тех.задание………………………………………………………………..8
1.3 Содержание работы для проведения анализа…………………………8
1.4 Методы оценки конкурентоспособности продукции…………………10
Глава 2 Оценка конкурентоспособности продукции на примере компании «Печерский хлебокомбинат»……………………………………………………16
Анализ конкурентоспособности хлебобулочного изделия «Батон Нарезной» компании «Печерский Хлебокомбинат»…………………………16
Отчет………………………………..………………………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………...........................

Работа содержит 1 файл

Глава 1 Анализ конкурентоспособности продукции на примере компаний.docx

— 75.64 Кб (Скачать)
     
Содержание  работ 1.10-7.10 8.10-14.10 15.10-21.10 22.10-28.10 29.10-

4.11

5.11-11.11 12.11-18.11 25.11-30.11
  1. Подготовительный этап
               
1.1 Составление списка необходимой  информации                
1.2 Разработка анкеты                
  1. Анализ и обработка анкет
               
2.1 Опрос потребителей                
2.2 Сравнительная оценка конкурентоспособности хлебобулочной продукции «Нарезной Батон» «Печерского хлебокомбината                
  1. Разработка  мероприятий по повышению конкурентоспособности хлебобулочной продукции «Нарезной Батон»
               
  1. Презентация
               

     Из  таблицы видно, что большая часть  времени на проведение анализа приходится на опрос потребителей и оценку конкурентоспособности хлебобулочной продукции «Нарезной Батон»компании. 

     1.4 Методы оценки конкурентоспособности продукции

     Существует  множество методик оценки конкурентоспособности, применяемых в практике работы предприятий  или предлагаемых некоторыми авторами как научные разработки.

     Методика 1

     Определение комплексного показателя конкурентоспособности  по методике М.Г.Долинской и И.А.Соловьёва, согласно которой расчет конкурентоспособности осуществляется с помощью нескольких последовательных операций.

  1. Определение единичных показателей конкурентоспособности (q) как отношение величины первого параметра для анализируемого товара (P) к величине первого параметра базового образца (P10)

     qi=Pi/Pi0*100% (1.1)

     qi=Pi0/Pi*100% (1.2)

     2.Из  формул (1.1) и (1.2) выбирается та, которая  соответствует улучшению параметра  показателей (в данном случае). Далее рассчитываются групповые  показатели (индексы) конкурентоспособности  (Imn), которые характеризуют соответствие товара потребности в нем.

     Imn=∑aiq i

     Где n – число технических параметров, участвующих в оценке;

     ai - вес i-го параметра в общем наборе;

     qi – единичный показатель по i-му техническому параметру;

     Imn – групповой показатель конкурентоспособности по потребительским параметрам не должен превышать 100%.

     3.Расчет  уровня конкурентоспособности (К)  с помощью групповых показателей  по одной группе параметров:

     К= Imn(1)/Imn(2),

     где Imn(1),Imn(2) – показатели конкурентоспособности для первого и второго товаров-конкурентов.

  1. Расчет групповых показателей конкурентоспособности по экономическим критериям, которые характеризуются через затраты потребителя на приобретение, послепродажную деятельность и эксплуатацию (потребление) товара в течение всего срока службы (годности).
  2. Определение интервального показателя конкурентоспособности (К) товара по отношению к образцу (базовому товару) по формуле:

     IK=Imn/C,

     где С – групповой показатель конкурентоспособности  по экономическим параметрам.

     Достоинством  указанной методики является комплексный  подход при оценке конкурентоспособности, а недостатком – отсутствие учета  степени значимости разных потребительских  и экономических параметров. Кроме  того, нецелесообразно выделять отдельно нормативные и технические показатели, так как это одна группа показателей. Нормативные показатели регламентируются стандартами или другими документами. В основном они представлены техническими требованиями, которые нормируются  в особом разделе стандартов «Технические требования к качеству».

     Эта методика из всех потребительских показателей  учитывает только качество, но не учитывает  другие основополагающие характеристики товаров, в частности, ассортиментную характеристику, что не позволяет  использовать её для оценки конкурентоспособности  межродовых, межгрупповых и межвидовых товаров-конкурентов. Однако, несмотря на указанные недостатки, эта методика дает более достоверные результаты [9].

     Методика 2.

     Методика  оценки интеграционного показателя уровня конкурентоспособности предложена О.Д.Андреевой и предусматривает  следующие операции.

  1. Расчет цены потребления (Цп), которая складывается из цены рынка и расходов, связанных с эксплуатацией изделия в период его жизнедеятельности:

     Цп1234567891011,

     где Ц1 – цена рынка;

     Р2 – расходы на транспортировку;

     С3 – стоимость установки;

     С4 – стоимость хранения;

     С5 – стоимость технической информации и прочей документации;

     Р6 – расходы по обслуживанию изделия;

     Р7 – расходы на топливо и электроэнергию;

     Р8 – расходы на ремонт;

     О9 – оплата налогов, таможенных расходов и сборов;

     С10 – стоимость страхования;

     С11 – стоимость утилизации.

  1. Расчет показателя конкурентоспособности (К):

     К=(Q+С)/ Цп,

     где Q – качество товара;

     С – качество послепродажного обслуживания или сервиса.

     3. Определение уровня конкурентоспособности  как строительного показателя, отражающего  отличие анализируемого от товара-конкурента  по степени удовлетворения конкретной  общественной потребности.

     Все параметры, характеризующие уровень  конкурентоспособности, О.Д.Андреева подразделяет на три группы: нормативные (патентная  частота, соответствие стандартам и  нормам), технические и экономические.

     В приведенной методике расчета конкурентоспособности  товаров остается неясным, как рассчитать качество послепродажного обслуживания при всем многообразии составляющих показателей. Многие из них не поддаются прямому измерению (например, эстетические показатели: внешний вид, мода, дизайн, новизна товара).

     Методика 3

     Для оценки конкурентоспособности с  учетом весомости факторов создается экспертная группа из высококвалифицированных специалистов численностью не менее 5 человек (один из руководителей или главный менеджер, конструктор, маркетолог, технолог, экономист).

     Система баллов наглядно показывает, что каждому  фактору конкурентоспособности эксперт может присвоить от 1 до 5 баллов. Весомость факторов равна от 4 (качество товара) до 1 (эксплуатационные затраты).

     Конкурентоспособность товара, определенная экспертным путем  по системе баллов, будет равна:

     К = ( /n)/5*a ,

     где Кт — конкурентоспособность товара (значение колеблется от 2 до 10);

     n — количество экспертов;

     Б — экспертная оценка i-м экспертом j-го фактора конкурентоспособности товара;

     аj — весомость j-го фактора (от 4 до 1);

     5 — максимальная оценка фактора.

     Методика 4

     Дифференциальный  метод основан на использовании  единичных параметров анализируемого товара и базы сравнения и их сопоставлении.

     Если  при оценке по техническим и экономическим  характеристикам базовые значения установлены нормативно-технической документацией или договорами, то единичный показатель может быть меньше или равен 1.

     В случае, когда анализируемый товар  имеет характеристику, значение которой превышает потребности, указанное повышение не будет оцениваться потребителем как преимущество, единичный показатель по данному параметру не может иметь значения больше 1 и при расчетах должна использоваться минимальная из двух величин: 1 или фактическое значение этого показателя.

     При оценке по нормативным параметрам единичный  показатель принимает только два значения: 1 или 0. Если анализируемый товар соответствует обязательным нормам и стандартам, показатель равен 1, если нет, то показатель равен 0. Если технические параметры товара не имеют количественной оценки, для придания этим параметрам количественных характеристик используются экспертные методы оценки в баллах.

     В большинстве случаев дифференциальный метод позволяет лишь констатировать факт конкурентоспособности анализируемого товара или наличия у него недостатков по сравнению с товаром-аналогом. Он не учитывает влияние каждого параметра на предпочтение потребителя при выборе товара.

     Методика 5

     Комплексный метод оценки конкурентоспособности  товара основывается на применении комплексных показателей или сопоставлении удельных полезных эффектов анализируемого товара и образца.

     Комплексный показатель по техническим параметрам представляет собой сумму произведений технических параметров и их весомостей. Для определения весомостей каждого технического параметра в общем наборе используют экспертные оценки, основанные на результатах маркетинговых исследований. Этот комплексный показатель характеризует степень соответствия данного товара существующей потребности по всему набору технических параметров. Чем он выше, тем в целом полнее удовлетворяются запросы потребителей.

     Расчет  комплексного показателя по экономическим  параметрам производится на основе определения полных затрат потребителя на приобретение и эксплуатацию товара.

     Полные  затраты потребителя определяются как сумма единовременных затрат на приобретение продукции и затрат на ее эксплуатацию за период службы. Величина срока службы для изделий промышленного  назначения принимается равной амортизационному периоду. Для продукции потребительского назначения оценка срока службы должна проводиться на основе сведений о фактических сроках службы аналогичных изделий. А также скорости морального старения товаров данного класса.

 

Глава 2 Оценка конкурентоспособности продукции на примере компании «Печерский хлебокомбинат»

    1. Анализ конкурентоспособности хлебобулочного изделия «Батон Нарезной» компании «Печерский хлебокомбинат»

     На  основе составления списка необходимой  информации, полученной на основе сайта компании и базы данных предприятия «Печерский хлебокомбинат», а также конкурентной позиции компании «Сормовский хлеб», было проведено анкетирование в магазинах города Нижний Новгород. Анкетирование проводилось с целью ранжирования факторов, влияющих на решение о покупке товаров. В ходе исследования были получены оценки данных факторов относительно компании «Хлебокомбинат Печерский» и ее главного конкурента «Сормовский хлеб». На основе этих данных были рассчитаны коэффициенты конкурентоспособности продукции предприятия и конкурентов.

Информация о работе Оценка конкурентоспособности продукции на примере компании «Печерский хлебокомбинат»