Основные понятия маркетинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 09:35, контрольная работа

Описание работы

Маркетинг (от англ. marketing — продажа, торговля на рынке) — управление созданием товаров и услуг, и механизмами их реализации, как единым комплексным процессом.
Маркетинг – это вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.
Основные понятия
Нужда – это чувство нехватки чего-либо, ощущаемое человеком.

Содержание

Содержание 2
Предмет маркетинга 3
Основные понятия маркетинга 3
Концепции маркетинга 4
Концепция современного производства 4
Концепция совершенствования товара 4
Концепция интенсификации коммерческих усилий (сбытовая концепция) 4
Концепция маркетинга 4
Концепция социально-этичного маркетинга 4
Цели маркетинга 4
Основные принципы маркетинговой деятельности 4
Основные направления маркетинговой деятельности 4
Функции маркетинга 5
Виды маркетинга 5
Классификация по размеру охвата рынка 5
Классификация по видам спроса 5
Рынок 7
Классификация рынка 7
Рыночный механизм 7
Изучение рынка 7
1. Оценка конъюнктуры рынка 7
2. Определение емкости рынка 8
3. Сегментация рынка 8
4. Позиционирование товара 9
5. Комплексный план маркетинга 9
Товар 10
Понятие и классификация 10
Концепция жизненного цикла товара 10
Товарная политика 12
Формирование ассортимента и управление им 13
Разработка и продвижение товаров 13
Освоение рынка новыми товарами 13
Каналы распределения товаров. Товародвижение 14
Стимулирование сбыта 16
Цели рекламы 16
Фирменный стиль 16
Виды рекламы 16
Маркетинг закупок и продаж 17
Маркетинг закупок 17
Маркетинг продаж 17
Ценовая политика 18
Виды конкурентной борьбы 18
Совершенная конкуренция 18
Рынок с монополистической конкуренцией 18
Олигополистическая конкуренция 18
Монополия 19
Цели ценообразования 19
Этапы ценообразования 19
Скидки 19
Определение контрактной цены 20
Оценка конкурентоспособности товара 21
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

текст контрольной_2.docx

— 68.99 Кб (Скачать)

Рыночный  механизм

      Потребители и поставщики являются субъектами рынка. Важным условием функционирования рынка  является взаимосвязь спроса и предложения. Эта взаимосвязь складывается в  результате многочисленных решений  покупателей и продавцов. Взаимосвязь  спроса, цены и предложения называется рыночным механизмом.

      Функции рыночного механизма:

    1. Информационная. Она позволяет принять решение о том, что производить; кому, где и сколько продавать; по какой цене, с каким уровнем качества и сервиса продавать производимые товары. Также эта функция позволяет планировать будущий расход ресурсов.
    2. Эффективность рынка, т.е. такое использование субъектами рынка имеющихся ресурсов, чтобы экономическая эффективность была наивысшей.
    3. Функция, связанная с технологической эффективностью, т.е. создание таких условий производства, при которых предприятие несет наименьшие затраты.
    4. Эффективность распределения – хозяйственные ресурсы направлены на реализацию таких целей, где их продуктивность наиболее высока.

Изучение  рынка

      Вопросы, предшествующие изучению рынка:

    1. Что мы изучаем?
    2. Для чего мы изучаем?
    3. Как мы изучаем?

Доля  рынка – это удельный вес реализации продукции в общем объеме реализации продукции по отрасли в целом.

      Любое маркетинговое исследование проводится в 2-х разрезах:

    1. Оценка тех или иных рыночных параметров для данного момента времени;
    2. Получение прогнозных значений.
    1. Оценка  конъюнктуры рынка

      Конъюнктура – это ситуация, сложившаяся на рынке, соотношение спроса и предложения, это совокупность условий, при которых в данный момент протекает деятельность на рынке. Существует 3 уровня исследования рыночной конъюнктуры:

    • Общеэкономический;
    • Отраслевой;
    • Товарный.

Исследование  конъюнктуры позволяет установить, в какой мере деятельность в промышленности и торговле влияет на состояние рынка, как этот рынок будет развиваться  в будущем. Результатом конъюнктурных  исследований является конъюнктурный  прогноз. Длительность конъюнктурного прогноза – от ¼ до ½ года.

    1. Определение емкости рынка

Емкость рынка – это возможный объем реализации продукции при данном уровне и соотношении цен. Результатом анализа емкости рынка также является прогноз, который представлен в виде комплексного показателя состояния рынка и формирования его факторов.

    1. Сегментация рынка

    Сегментация рынка – это разделение рынка на части по следующим критериям:

    1. Демографический (возраст, пол, возраст семьи, количество детей и т.д.);
    2. Социально-экономический (по профессиональному признаку, по социальному признаку, по уровню образования);
    3. Географический (отдаленность региона от центра, его величина, плотность населния, административное деление);
    4. По адаптации к новому товару (новатор, быстропривыкающие к новому товару, легкопривыкающие к новому товару, медленно привыкающие к новому товару, ретрограды);

Сегментация проводится с целью рационализации затрат предприятия  на выпуск данного вида продукции. Под  сегментацией понимается разделение рынка  на группы или категории, различающиеся  своей реакцией на те или иные виды деятельности на рынке.

       После сегментирования  выбирается целевой сегмент рынка (сегмент, на который направлены основные усилия деятельности данной фирмы). Целевой  сегмент должен иметь достаточный  потенциальный спрос, должен быть достаточно стабильным, чтобы длительное время  осуществлять на нем маркетинговую  деятельность.

Отбор целевых сегментов:

      Существует  также обслуживание нескольких не связанных  друг с другом сегментов.

Сегмент, запросы  которого полностью не удовлетворены, называется рыночным окном. Сегмент рынка, где компания обеспечила себе господствующее положение, называется рыночной нишей.

    1. Позиционирование  товара

      Позиционирование  товара – это обеспечение конкурентноспособного положения в ряду аналогов, определение места собственного продукта в ряду аналогов.

      После определения целевого сегмента рынка  предприятию необходимо изучить  свойства товаров конкурентов, а  также определить положение своего товара среди них (определить позицию). Факторами, определяющими позицию товара, являются: цена, качество, обслуживание и сервис, упаковка, скидки и др. условия покупки.

      Позиционирование  товара предполагает использование  различных элементов маркетинга с целью внушения потребителям идей, что им предлагается товар, созданный  специально для них.

    1. Комплексный план маркетинга

      После предыдущих двух этапов необходимо разработать  комплексный план маркетинга. Комплекс маркетинга – это набор элементов маркетинга, совокупность которых способна вызвать желаемую ответную реакцию со стороны целевого рынка.

      Комплекс  маркетинга состоит  из:

    1. Товар – набор изделий или услуг, которые фирма может предложить своему целевому рынку.
    2. Цена – денежная сумма, которую потребители должны выплатить для получения своего товара.
    3. Методы распространения – это деятельность, благодаря которой товар становится доступным для целевых потребителей.
    4. Методы стимулирования – деятельность по распространению информации о своем товаре для убеждения покупателей купить данный товар.

 

Товар

      Понятие и классификация

      Товар обязательно должен иметь потребительскую  ценность. Товар – это комплекс полезных свойств вещи. Потребительская ценность товара может выступать как совокупность свойств, связанных как с самим товаром, так и с сопутствующими услугами. Особое внимание следует уделять таким качествам товара, как цвет, упаковка, дизайн, удобство эксплуатации, обслуживание, ремонт, сопровождающая документация.

      Все товары можно условно разделить  на 2 группы:

    1. Товары народного потребления;
    2. Товары производственного назначения.

      Характер  потребления этих товаров различен. Решение о покупке принимается  на основании различных мотивов  и потребностей.

    Классификация товаров народного  потребления:

    1. Изделия личного пользования (короткий срок службы);
    2. Товары длительного пользования;
    3. Услуги.

    Другая  классификация товаров  народного потребления:

    1. Товары повседневного спроса;
    2. Товары тщательного выбора;
    3. Престижные товары.

    Классификация товаров производственного  назначения:

    1. Станки и оборудование;
    2. Вспомогательное оборудование;
    3. Узлы и агрегаты;
    4. Основные материалы и сырье;
    5. Вспомогательные товары.

      Концепция жизненного цикла  товара

       Концепция жизненного цикла  товара заключается в том, что любой товар рано или поздно вытесняется с рынка другими более современными, дешевыми качественными товарами. Концепция жизненного цикла может быть применена в отношении продукции (часы), в отношении типа продукции (механические часы), в отношении конв. (механические часы «Чайка»), в отношении торговой марки.

  1. Фаза внедрения. Характеризуется незначительным сбытом, незначительной прибылью. Потребителями являются новаторами, на рынке существует большое количество конкурентов. Основные стратегические усилия должны быть нацелены на расширение рынка. Затраты на маркетинг – высокие. Основное маркетинговое усилие направлено на формирование представления о товаре. Распределение товаров – неравномерное, самая высокая цена на товары и т.д.
  2. Фаза роста. Сбыт – быстрорастущий, максимально растущая прибыль, число конкурентов увеличивается. Стратегические усилия нацелены на углубление позиций на рынке, на расширение доли рынка. Основное маркетинговое воздействие должно быть направлено на формирование предпочтения к торговой марке и товару. Цена – высокая, но наблюдается ее постепенное снижение к концу фазы. Распределение товара – интенсивное, по всему рынку. Предлагается усовершенствование товара и расширение ассортимента.
  3. Фаза зрелости. Сбыт – медленнорастущий, рост прибыли замедляется, товар покупают массовые покупатели. Основные стратегические усилия должны быть направлены на отстаивание своей доли рынка (самое большое число конкурентов), на формирование приверженности к собственной торговой марке. Затраты на маркетинг сокращаются. Предлагаются модифицированные модели, полный ассортимент, цены сравнительно низкие.
  4. Фаза насыщения. Сбыт – стабильный, сокращающийся к концу фазы, прибыль – стабильная, число конкурентов медленно уменьшается, основная масса покупателей – консерваторы, постепенное увеличение рентабельности производства, увеличиваются затраты на маркетинг. Маркетинговые усилия направлены на формирование приверженности к торговой марке. Цена товара – самая низкая. Распределение товаров по торговым точкам – выборочное. Предлагается измененная, модифицированная модель.
  5. Фаза спада. Сокращается сбыт, прибыль – низкая, возможны убытки. Потребителями являются ретрограды, число конкурентов – минимальное. Основные усилия направлены на изъятие наиболее убыточных товаров с рынка. Затраты на маркетинг – низкие. Маркетинговые усилия – выборочные на некоторые сегменты, распределение – выборочное. Рентабельность – самая высокая, цена – выборочно-возрастающая. Возможные стратегии в данной ситуации:
    • Прекратить выпуск;
    • Изменить маркетинговые программы;
    • Оживление, видоизменение продукта.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Виды  жизненного цикла  товара:

       
 
 
Товарная  политика

      Товарная  политика – набор действий или курс, который необходимо выбрать производителю для разработки и реализации основных принципов товарной политики.

      Принципы  товарной политики:

    1. Формирование и управление ассортиментом;
    2. Поддержание конкурентоспособности продукции на требуемом уровне;
    3. Нахождение подходящих рыночных сегментов;
    4. Разработка стратегии упаковки, маркировки и обслуживания товаров.

      Разработка  товарной политики предполагает решение  вопросов при соблюдении следующих  условий:

    1. Четкое представление об основных целях предприятия в целом;
    2. Разработка и наличие стратегии производственно-сбытовой деятельности;
    3. Хорошее знание рынка и его требований;
    4. Ясное представление о своих возможностях и ресурсах в настоящее время и в перспективе;

      Для рационального решения вопросов товарной политики необходимо рассмотреть  в перспективе: темпы обновления ассортимента, внесения изменений в  выпускаемую продукцию с учетом потребительских характеристик  и производством, соотношение «новых» и «старых» товаров на новых и уже освоенных рынках, организация выхода нового товара на рынок.

      Формирование  ассортимента и управление им

      Ассортимент – это набор товаров, предлагаемых рынку. Товарный ассортимент (номенклатура) – совокупность изделий, выпускаемых предприятием, включая различные виды продукции (совокупность изделий с определенным уровнем качества, цены и т.д.).

      Характеристики  товарного ассортимента:

    1. Широта – количество товарных групп;
    2. Глубина ассортимента – количество позиций в каждой ассортиментной группе;
    3. Сопоставимость – соотношение между ассортиментными группами, ценами, каналами распределения и группами потребителей;

Информация о работе Основные понятия маркетинга