Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 23:33, курсовая работа
Таким образом, роль маркетинга в антикризисном управлении сегодня - дать ответ о будущем, о перспективности бизнеса, а также дать инструмент для достижения целей фирмы и для обеспечения развития.
Вышеизложенное определяет актуальность темы данной работы.
Цель курсовой работы - рассмотреть теоретические основы антикризисного маркетинга.
Введение…………………………………………………………………….…...3
Глава I. Методология антикризисного управления и его роль…….…..5
1.1 Методология антикризисного управления………………………….…..5
1.2 Роль антикризисного маркетинга……………………………………....10
Глава II. Основные принципы и процедуры антикризисного маркетинга……………….…………………………………………………………………13
2.1 Основные принципы антикризисного маркетинга…………………….12
2.2 Основные процедуры антикризисного маркетинга…………………..15
Глава III. Маркетинговые стратегии в антикризисном управлении….22
3.1 Маркетинговые стратегии……………………………………………..22
3.2 Пути повышения эффективности……………………………………..26
Заключение……………………………………………………………………..29
Список литературы…………………………………………………………….30
5. Выявление
способов употребления
Например, использование спичек на кухнях с газовыми плитами, для разжигания костров и пр. не было учтено при закрытии завода по производству спичек, поскольку руководство расценило спички как устаревший товар, который более не находит употребления у населения.
6. Выявление
возможных покупателей
Например, известен случай практически полного сокращения деятельности предприятия, производящего деревянную мебель, поскольку его руководство не смогло использовать преимущества, возникшие после кризиса 1998 г., когда российская мебель стала значительно дешевле для зарубежных соседей (Финляндии, Норвегии, Германии и др.).
7. Выявление влияния имиджа на продажи.
Типичный пример - выход из кризиса уже упоминавшегося выше пивоваренного завода «Балтика», опирающийся на формирование марки, четко выделяющейся на рынке пива - марки отечественного, российского пива высокого качества.
8. Оптимизация
позиционирования продукции (
- оптимизация ассортимента (если необходимо);
- формирование (укрепление) оптимального имиджа;
- оптимизация
каналов сбыта, ценовой
9. Формирование программы бизнес-коммуникаций и оперативных планов их осуществления.
Например, для получения кредита или отсрочки по платежам необходимо общение с представителем финансово-кредитного или налогового учреждения. Необходимо выбрать человека, который сможет с наибольшим успехом выполнить эту задачу, определить сроки ее осуществления и «программу-максимум» и «программу-минимум» (т.е. оптимальный уровень кредита/отсрочки и минимальный объем, ниже которого не имеет смысла продолжать деятельность).
Следует сказать, что внешние коммуникации в сравнении с внутренними приоритетны в антикризисном менеджменте. Многоканальные коммуникации преобладают над одноканальными, что определяется спецификой, многогранностью решаемых в маркетинге проблем и их взаимосвязанностью. В кризисном управлении должны преобладать формальные коммуникации над неформальными, их взаимодействие, естественно, зависит от характера распределения функций, прав и ответственности.
10. Контроль
осуществления маркетинговых
Конкретные меры, принимаемые в рамках программы антикризисного маркетинга, зависят от конкретной ситуации, величины предприятия и специфики его деятельности.
Кризис обычно протекает в две фазы: после резкого ухудшения ситуации (шок и откат назад) наступает период постепенной стабилизации (адаптация и овладение обстановкой). К началу второй фазу маркетинг уже должен быть во всеоружии. Именно маркетинговый подход к решению основных проблем фирмы в период кризиса поможет ей не только смягчить удар, но и продолжать активную коммерческую деятельность.
В полном
объеме владеть информацией о
состоянии рынка и дел в
фирме помогут регулярно
Глава III. Маркетинговые стратегии в антикризисном управлении
3.1 Маркетинговые стратегии
В рамках антикризисного управления весьма важным представляется осуществление проблемным предприятием эффективной маркетинговой стратегии. Поведение такого предприятия, как хозяйствующего субъекта, в условиях кризисной ситуации и агрессивной внешней среды является динамично изменяющимся. При этом даже незначительное управляющее воздействие может привести к изменению траектории его развития и перевести в новую стадию: либо экономического оздоровления, либо финансового краха (банкротства).
В формировании антикризисного механизма взаимодействия кризисного предприятия с внешней средой особую роль играет маркетинговая стратегия, призванная оптимально увязывать интересы предприятия с изменениями внешней рыночной среды его функционирования и оперативно реагирующая на эти изменения и их императивы. Она реализуется в используемых маркетинговых технологиях: приведение объема производства, ассортимента, цен изделий в соответствие с рыночными сигналами, сертификация технологий и качества продукта и его позиционирование, селективно-посегментная дифференциация товаров, снижение трансакционных издержек за счет прямой контрактации отношений с поставщиками и др.
Маркетинговые технологии С.В. Валдайцев называет в числе некапиталоемких процессных инноваций в антикризисном управлении. При этом он рекомендует не столько активизировать деятельность предприятия на рынках, ориентироваться на конкурентоспособную продукцию, сколько выявлять степень надежности контрагентов (заказчиков и поставщиков), переключаться с ненадежных на более надежных, оценивать дееспособность партнеров, анализировать маркетинговую информацию и т.д. [14, c.172].
Следует подчеркнуть, что готовых рецептов антикризисной маркетинговой деятельности не существует. В каждом конкретном случае способы воздействия предприятия на спрос, а также на его положение на рынке, так же как и завоевание новых рынков, конкретны.
Тем не менее,
представляется возможным обосновать
некоторые общие положения о
маркетинговых стратегиях для предприятий,
находящихся в кризисном
Маркетинговая стратегия вместе с тактическим решением текущих задач представляет целостный единый процесс управления рынком со стороны предприятий - производителей товаров. Как краткосрочные, так и долгосрочные маркетинговые программы требуют разработки и применения такой стратегии, которая при заданных условиях обеспечила бы предприятию желаемый уровень деловой активности и эффективности деятельности.
Стратегия маркетинга служит локомотивом других составляющих стратегического плана управления предприятием. Эта стратегия должна быть нацелена на поддержание и развитие продаж, совершенствование производства в соответствии с запросами покупателей, развитие интеллектуального потенциала сотрудников фирмы, проявляющегося в расширении ассортимента и качестве производимых товаров. Освоение новых рынков, увеличение сбыта должны носить долговременный характер, согласующийся с жизненным циклом товаров и самого предприятия (подразделений). В зависимости от прогноза ситуации на рынке и возможностей самого предприятия выбирается тип антикризисной маркетинговой стратегии.
1. Стратегия
возвращения предприятия на
2. Стратегия
развития рынка. Предприятие
3. Стратегия
разработки товара. Осуществляется
посредством создания
4. Стратегии диверсификации. Предполагает, что предприятие пытается выйти на новые рынки, для чего вводит в свой ассортимент новые товары. Также рискованная стратегия, она может потребовать больших инвестиций. В условиях недостаточной информированности о запросах клиентов и их финансовом благополучии такое обстоятельство является затруднительным для предприятий, имеющих большие долги. Стратегия предполагает разработку новых продуктов, внедряемых на новые рынки.
5. Стратегии
ухода с рынка (ликвидация
В процессе разработки и принятия антикризисной стратегии предприятия желательна концентрация усилий на поиске оптимального варианта, требующего минимум затрат начального этапа и обеспечивающего в перспективе максимум отдачи от инвестиций. Наиболее рациональной представляется следующая логика:
1) сосредоточение усилий на незатратных способах, продолжая выпуск уже освоенной продукции и продаваемой на старых рынках;
2) привлечение относительно малых инвестиций для продаж продукции на новых географических рынках;
3) переход к более амбициозным инвестиционным проектам для выхода с новым товаром на прежние рынки и т.д.
В заключение необходимо отметить, что кризис некоторых предприятий - это нормальное явление рыночной экономики, в которой по аналогии с дарвиновской теорией выживают сильнейшие. Предприятие, которое не соответствует окружающей среде должно либо приспособиться и использовать свои сильные стороны, либо исчезнуть. Лучший совет руководителям и маркетологам таких предприятий стар как этот мир – «не переставайте совершенствоваться», ведь динамичность - главное свойство конкуренции.
3.2 Пути повышения эффективности
Экономический кризис заставил многих людей пересмотреть свои затраты. Причем речь идет не только о простых потребителях, но и о маркетологах. Тратить огромные бюджеты на продвижение товара уже нет возможности, расходы на маркетинг в большинстве компаний сокращаются в первую очередь. Что же может предпринять маркетолог в это непростое время, чтобы поддержать свои продажи?
В кризисный период все компании думают о том, как повысить эффективность и результативность своих коммуникаций с потребителями. Один из лучших способов это сделать - использовать нестандартные форматы коммуникаций, например, новые медиаканалы, к которым относятся социальные сети и блогосфера. При умелом использовании этот инструмент может дать маркетологу очень многое: «от возможности выхода на новые интересные сегменты рынка до вовлечения потребителей в улучшение или даже разработку вашей продукции».
В это непростое кризисное время каждая компания должна в сжатые сроки разработать свою уникальную маркетинговую стратегию и немедля ее реализовывать. К сожалению, не все еще осознали, что финансово-экономическая ситуация не изменится сама собой, напротив -- продолжают на это надеяться.
Нужна ли стратегия маркетинга в условиях кризиса? Сейчас стало модно заявлять о том, что стратегия не нужна, требуется тактика. Руководители многих компаний считают, что в условиях экономического спада заниматься разработкой стратегии маркетинга, как и созданием стратегий вообще, - тратить время зря. Другими словами, необходимо действовать. Подобные заявления делают руководители тех фирм, у которых и до кризиса не было нормальной (рабочей) стратегии маркетинга. Обычно, как уже было сказано, предприятия начинают борьбу с кризисом с сокращения затрат, снижения цен и уменьшения интенсивности продвижения. Эффективность использования методов ценообразования и продвижения можно повысить, если перед тем, как осуществлять их корректировку, определить, как должна измениться стратегия маркетинга в новых условиях.
Информация о работе Основные принципы и процедуры антикризисного маркетинга