Особенности организации стратегического менеджмента на малых и средних предприятиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 09:47, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в рассмотрении особенностей организации стратегического менеджмента на малых и средних предприятиях.
Задачи работы следующие:
- раскрыть сущность и значение стратегического менеджмента;
- изучить принципы организации стратегического менеджмента на малых и средних предприятиях;
- рассмотреть стратегию деятельности фирмы в условиях рынка на примере ООО «Актай».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
1. Теоретические основы стратегического менеджмента…………………………………………………………………...5
1.1. Сущность и задачи стратегического менеджмента…………………….5
1.2. Стратегический менеджмент малых и средних предприятий……….12
1.3. Стратегическое планирование и разработка бизнес-плана…………..18
2. Стратегическая деятельность предприятия…………….27
2.1. Особенности стратегической деятельности ООО «Актай»………….27
2.2. Организация стратегии ООО «Актай»………………………………...32
Заключение……………………………………………………………...37
Список использованной литературы………………………...39

Работа содержит 1 файл

курсовая страт.маркетинг.2003.doc

— 252.00 Кб (Скачать)

     Казанский Государственный Технологический  Университет

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

по дисциплине «Стратегический менеджмент» 
 

на тему «Особенности организации стратегического  менеджмента на малых и средних  предприятиях » 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: Гисматуллина А. Д.

                                         Студентка группы: № 3273-14 
 
 
 
 
 
 
 

Казань, 2011

  СОДЕРЖАНИЕ

 
 

  ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3

  1. Теоретические основы  стратегического  менеджмента…………………………………………………………………...5

  1.1. Сущность и задачи стратегического менеджмента…………………….5

  1.2. Стратегический менеджмент малых  и средних предприятий……….12

  1.3. Стратегическое планирование и  разработка бизнес-плана…………..18

  2. Стратегическая деятельность  предприятия…………….27

  2.1. Особенности стратегической деятельности ООО «Актай»………….27

  2.2. Организация стратегии ООО «Актай»………………………………...32

  Заключение……………………………………………………………...37

  Список  использованной литературы………………………...39 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  ВВЕДЕНИЕ

  Стратегический менеджмент – это концепция, не так давно появившаяся в практике менеджмента. В первую очередь стратегический менеджмент рассматривает проблемы роста и выживания крупных организаций, но в настоящее время, когда малые предприятия играют столь существенную роль, их потребности в стратегическом менеджменте уже нельзя игнорировать. Малый бизнес играет очень важную роль в обеспечении процветания экономики, в создании рабочих мест, развитии технологических инноваций. Поэтому причинам трудно переоценить значение стратегического менеджмента для сектора малого бизнеса. Изучению и анализу этой области стратегического менеджмента лишь в недавнее время стали уделять должное внимание.

  Сейчас  многие специалисты посвящают свои исследования проблемам формирования и реализации стратегий в условиях малых предприятий. Несмотря на мощную поддержку со стороны государства, ежегодно множество малых предприятий терпят крах. И одна из главных причин этого - повсеместный недостаток навыков и компетентности в области стратегического менеджмента у руководителей. Это в свою очередь обуславливает неспособность разрабатывать адекватные системы контроля и управления бизнесом.

  Актуальность  темы исследования. В настоящее время  малые и средние предприятия функционируют в условиях постоянного роста нестабильности внешней среды. При этом скорость изменений во внешней среде увеличилась настолько, что малые и средние предприятия не успевают отреагировать и приспособиться к окружающей обстановке. Проблемы вызывает не только неожиданность изменений, но и то, что они становятся все более непривычными и неожиданными, повышаются темпы изменений, которые значительно превосходят скорость ответной реакции предприятий. В этих условиях чрезвычайно важной становится способность предприятия планировать и организовать свое будущее развитие (прогнозировать перспективы развития своей деятельности, оценить внутренние возможности фирмы, координировать действия всех подсистем предприятия для достижения поставленных целей). Для малых и средних предприятий это особенно важно, так как их ресурсы ограничены.

  Цель работы состоит в рассмотрении особенностей организации стратегического менеджмента на малых и средних предприятиях.

  Объектом  исследования являются малые и средние предприятия  (на примере ООО «Актай»).

  Предмет исследования – особенности организации стратегического менеджмента на малых и средних предприятиях.

  Задачи  работы следующие:

  - раскрыть сущность и значение  стратегического менеджмента;

  - изучить принципы организации стратегического менеджмента на малых и средних предприятиях;

  - рассмотреть стратегию деятельности фирмы в условиях рынка на примере ООО «Актай».

  В качестве инструментов исследования использованы общенаучные методы, в том числе  статистические, экономического анализа, экспертных оценок, системного подхода.

  Информационной  базу исследования составили нормативные и законодательные акты, постановления Правительства РФ, официальная статистическая отчетность Госкомстата РФ, публикации в СМИ.

 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Теоретические основы  стратегического  менеджмента

  1.1. Сущность и задачи  стратегического  менеджмента

  В настоящее время стратегическим управлением, являются важнейшим фактором успешного выживания в усложняющихся  рыночных условиях. Тем самым, постоянно  можно наблюдать в действиях  организаций отсутствие стратегического, что и приводит их зачастую к поражению в конкурентной борьбе.

  Стратегическое  управление в каждый данный момент фиксирует, что организация должна делать в настоящем, чтобы достичь  поставленных целей в будущем, исходя при этом из того, что окружение  будет изменяться, и условия жизни  организации будут изменяться тоже. Т.о. если внутрифирменное управление ориентировано на создание оптимальных управленческих условий (моделей), обеспечивающих реализацию запланированных целей, то стратегическое управление ориентировано на создание соответствующих условий конкурентоспособности и развития фирмы в зависимости от изменений внешней рыночной среды.

  На  сегодняшний день не существует однозначного достаточно четкого определения понятия «стратегический менеджмент». Приведем наиболее распространенные определения.

  Thompson утверждает, что область, которой адресован стратегический менеджмент - это «управленческие процессы и решения, определяющие долгосрочную структуру и характер деятельности организации». В это определение включены пять ключевых понятий: управленческий процесс, управленческие решения, временной масштаб, структура организации, ее деятельность1.

  McDonnel и Ansoff разграничивают постановку задач (касающуюся целей) и стратегий (касающуюся средств). В рамках предмета стратегического менеджмента он определяют этот процесс как систематический подход к управлению так и стратегическими переменами, включающий позиционирование компании посредством стратегии и планирование ее возможностях, стратегическое реагирование в режиме реального времени посредством управления проблемами и систематический контроль сопротивления персонала в процессе реализации стратегия2. Это определяется, скорее, всего, отражает адаптивный подход к стратегическому менеджменту.

  По  мнению Johnson и Scholes стратегический менеджмент представляет собой процесс принятия стратегических решений. Стратегический менеджмент по своей природе в корне отличается от других аспектов менеджмента

  По  мнению Johnson и Scholes, недостаточно ограничиваться утверждением, что стратегический менеджмент представляет собой процесс принятия стратегических решений, поскольку стратегический менеджмент по своей природе в корне отличается от других аспектов менеджмента. Конечно, для эффективной реализации стратегии эти задачи жизненно важны, но их нельзя отождествлять со стратегическим менеджментом. Johnson и Scholes полагают, что стратегический менеджмент не ограничивается принятием решений по основным проблемам, с которыми сталкивается организация, но также обеспечивает реализацию выработанной стратегии. Они выделяют три основных элемента стратегического менеджмента: стратегический выбор, стратегический анализ и реализацию стратегии3.

  В противоположность этой точке зрения Stacey определяет стратегический менеджмент процесс постановки фундаментальных целей или задач организации, который направляется руководству. Высшее руководство вырабатывает ряд решений, позволяющих в долгосрочном плане достичь поставленных задач или целей, в то же время, обеспечивая меры ответной реакции на возникающие в краткосрочном плане проблемы4.

  Goldsmith утверждает, что новая возникающая подобласть (стратегического менеджмента) начинает рассматривать реализацию и оценку стратегий скорее как критические компоненты организационного успеха, чем как анализ фирмы, среды ее деятельности и формирования стратегий. Это – стадии действий и их оценки в рамках процесса стратегического менеджмента. Далее он допускает, что «стратегический менеджмент в целом представляет собой обширное поле деятельности, включающее планирование стратегии, ее реализацию и корректировку или применение стратегии в целях достижения желаемых результатов»5.

  Считается, что существо стратегического менеджмента  заключается в постановке фундаментальных  целей организации, выборе задач, в  наибольшей степени способствующих достижению этих целей, и в постоянном осуществлении обеих этих функций. David придерживает мнения, что стратегический менеджмент можно определить как искусство и науку разработки, реализации и оценки перекрестно-функциональных решений, позволяющих организации достичь своих целей. Это определение подразумевает, что стратегический менеджмент концентрирует внимание на интегрировании управленческих способностей и таких методов, как маркетинг, финансовый учет, управление человеческими ресурсами, производственный менеджмент и НИОКР в целях достижения успеха организации.

  Таким образом, стратегический менеджмент представляет собой набор таких управленческих решений и действий, которые определяют долгосрочное функционирование корпорации. Wheelen и Hunger утверждают, что стратегический менеджмент включает в себя «сканирование» среды деятельности (как внутренней, так и внешней), реализацию стратегии формирование стратегии (стратегическое, или долгосрочное, планирование), ее оценку и контроль. Изучение стратегического менеджмента делает особый упор на мониторинг и оценку внешних возможностей и угроз в свете достоинств и недостатков корпорации6.

  Содержанием стратегического менеджмента являются:

  - определение назначения и главных  целей бизнеса фирмы;

  - анализ внешней среды фирмы;

  - анализ ее внутренней обстановки;

  - выбор и разработка стратегии  фирмы;

  - анализ портфеля диверсифицированной  фирмы, проектирование ее организационной структуры;

  - выбор степени интеграции и  систем управления;

  - управление комплексом «стратегия - структура – контроль»;

  - определение нормативов поведения  и политик фирмы в отдельных  сферах ее деятельности;

  - обеспечение обратной связи результатов  и стратегии компании;

  - совершенствование стратегии, структуры,  управления.

  Таким образом, можно определить основные задачи стратегического менеджмента:

  - распределение ресурсов наиболее  эффективным образом для развития  организации;

  - осуществление функций планирования  и контроля за реализацией  поставленной стратегической цели;

  - определение наиболее перспективных  направлений развития организации.

  Цель  стратегического менеджмента сводиться  к формулированию стратегии, реализация которой позволит организации иметь  максимальное развитие через определенный промежуток времени.

  Основные  особенности стратегического менеджмента:

  1.Ориентирован на длительную рыночную перспективу (5 и более лет).

Информация о работе Особенности организации стратегического менеджмента на малых и средних предприятиях