Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 09:47, курсовая работа
Цель работы состоит в рассмотрении особенностей организации стратегического менеджмента на малых и средних предприятиях.
Задачи работы следующие:
- раскрыть сущность и значение стратегического менеджмента;
- изучить принципы организации стратегического менеджмента на малых и средних предприятиях;
- рассмотреть стратегию деятельности фирмы в условиях рынка на примере ООО «Актай».
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
1. Теоретические основы стратегического менеджмента…………………………………………………………………...5
1.1. Сущность и задачи стратегического менеджмента…………………….5
1.2. Стратегический менеджмент малых и средних предприятий……….12
1.3. Стратегическое планирование и разработка бизнес-плана…………..18
2. Стратегическая деятельность предприятия…………….27
2.1. Особенности стратегической деятельности ООО «Актай»………….27
2.2. Организация стратегии ООО «Актай»………………………………...32
Заключение……………………………………………………………...37
Список использованной литературы………………………...39
Предприниматель или руководитель малого бизнеса, организующий новое дело, должен иметь бизнес-план. Бизнес-план позволяет предпринимателю четко сформулировать свои деловые идеи. Владельцу-управляющему малого или среднего предприятия он помогает намечать цели бизнеса и определять, каким образом достичь их. Для того чтобы реализовать стратегический план малого или среднего предприятия, его следует перевести в оперативную плоскость. Иными словами, существует необходимость и потребность разработать целый набор необходимых тактических действий, в том числе в области маркетинга, ценообразования, совершенствования технологий, составление бюджета: эти характеристики позволят реализовать на практике стратегический план, перевести его в плоскость конкретных практических действий. Все вышеперечисленное сводится воедино в документе, получившем название «бизнес-план». Имеется множество источников, которые могут быть полезны в процессе составления бизнес-плана. Scarborough и Zimmerer утверждает, что бизнес-планы выполняют два важных функций: во-первых, он направляет деятельность фирмы, указывая ее курс действий в будущем и уточняя соответствующую стратегию, во-вторых, привлекает инвесторов. Грамотный составленный бизнес план помогает предпринимателям избегать ошибок в бизнесе, таких, например, как игнорирование маркетингового плана, плана реализации, положения с наличными средствами, незнание клиентов, персонала, отказ от идеи бизнеса в целом. Хотя не существует единой модели или формы бизнес-плана, есть все основания полагать, что успешный бизнес-план может:
• обеспечить первое благоприятное впечатления от бизнеса;
• демонстрировать энтузиазм предпринимателей по отношению к данному начинанию;
• четко показывать, кто является клиентами компаний;
• обеспечивать четкую всеобъемлющую оценку рисков и возможностей предприятия;
• представлять информацию о деятельности бизнеса в структурированной концентрированной форме с использованием наглядных материалов;
• представлять в понятной форме техническую информацию, касающуюся бизнеса;
• обладать последовательностью изложения и стилистики, что облегчает чтение бизнес-плана;
• подчеркивать управленческий опыт и компетентность, указывая на проблемы, которым следует уделить внимание. В целом формата бизнес-плана не существует: каждый бизнес-план уникален, отвечает особенностям той отрасли бизнеса, для которых предназначен, и бизнес-план одной компании не будет похож на бизнес-план другой. Например, бизнес-план, разработанный для нового предприятия в области обрабатывающей промышленности, никогда не будет похож на бизнес-план для страхового бизнеса.
Однако имеется ряд пунктов, которые обязательно должны присутствовать в любом бизнес-плане.
Вот, Lasher утверждает, что несмотря на огромные различия существенных планов разных компаний, типичный бизнес-план должен иметь восемь глав: содержания, краткого изложения суть бизнеса, миссия и стратегия, анализ рынка, описание операций, руководство, персонал, финансовый прогноз, возможные непредвиденные ситуации. Со своей стороны, Burns полагают, что типичный бизнес-план должен содержать следующее 11 элементов:
• Подробностей бизнеса;
• Цели и задачи бизнеса;
• Информация о рынке;
• Сильные и слабые стороны нового предприятия, а также его конкурентные преимущества;
• Информация о клиентах;
• Маркетинговую стратегию;
• Потребности в помещении и оборудовании;
• Информацию об основных работниках, их функциях и уровне подготовки;
• Финансовые показатели – оборот, прибыль, точка безубыточности и пр.;
• Детализированные прогнозы;
• Подробные ежемесячные прогнозы потоков денежной наличности.
Подводим
итоги первой главы, мы можем сделать
следующий вывод: суть стратегического
менеджмента состоит в том, как
разрабатывается и реализуется
стратегии. Формирования стратегий
определяется тем, каким образом
компания предпочитает определять свою
стратегию и как она ее реализует посредством
стратегического менеджмента. В конечном
счете, именно подход к формированию стратегий
определяет возможный стиль менеджмента.
Стратегический менеджмент призванный
управлять процессом разработки стратегии
и тем, как и где анализируются внешняя
среда деятельности организации – это
предшествует выбору и реализации стратегии.
ООО «Актай» занимается продажей бытовой химии, косметики и парфюмерии.
Магазин расположен по адресу: пгт. Апастово, ул. Красноармейская, 7.
Целью и предметом деятельности предприятия является продажа товаров в розницу.
Стратегической целью деятельности предприятия является ежегодный рост продаж товаров на 15%.
ООО
«Актай» - предприятие, работающее в
пгт. Апастово Апастовского района РТ.
Здесь находится область его
интересов, поэтому для анализа
непосредственного окружения
Потенциальными потребителями этих товаров является население. На рынке товаров бытовой химии представлено большое множество разнообразной продукции. Наибольшей популярностью у потребителей пользуются стиральные порошки, хозяйственное мыло, жидкости для мытья посуды, пасты для чистки сантехники, краски для волос, средства по уходу за волосами, средства по уходу за полостью рта, средства женской гигиены, средства по уходу за телом, косметические средства и средства детской гигиены.
Так,
потребители товаров бытовой
химии после финансового
В виду насыщенности рынка товарами бытовой химии различных производителей, предприятия, изготавливающие эти товары, в большей степени зависят от потребителя, чем потребитель от них. Эта зависимость сказывается еще в том, что обычный потребитель покупает товары бытовой химии штучно и с периодичностью 1-1,5 месяца, поэтому конкурентная борьба между предприятиями должна быть за каждого покупателя.
Изучение конкурентов направлено на то, чтобы выявить слабые и сильные стороны конкурентов и на базе этого построить свою стратегию конкурентной борьбы.
Конкурентная среда формируется не только внутриотраслевыми конкурентами, производящими аналогичную продукцию и реализующими ее на одном и том же рынке. Субъектами конкурентной среды являются и те фирмы, которые могут войти на рынок, а также те, которые производят замещающий продукт. Кроме них на конкурентную среду организации оказывают заметное влияние покупатели ее продукта и поставщики, которые, обладая силой к торгу, могут заметно ослабить позицию организации.
Многие фирмы не уделяют должного внимания возможной угрозе со стороны вновь пришедших на их рынок и поэтому проигрывают в конкурентной борьбе именно им. Об этом очень важно помнить и заранее создавать барьеры на пути вхождения потенциальных пришельцев. Такими барьерами могут быть углубленная специализация в производстве продукта, низкие издержки за счет эффекта масштаба производства, контроль над каналами распределения, использование местных особенностей, дающих преимущество в конкуренции, и т.п. Однако очень важно хорошо знать то, какие барьеры могут остановить или помешать потенциальному пришельцу выйти на рынок, и воздвигать именно эти барьеры.
Очень
большой конкурентной силой обладает
производители замещающей продукции.
Особенность трансформаций
Конкурентная сила поставщиков зависит от следующих факторов:
-
уровень специализированного
-
величина стоимости для
-
степень специализированного
-
концентрированность
-
важность для поставщика
При изучений поставщиков товаров в первую очередь следует обращать внимания на следующие характеристики их деятельность:
-
стоимость поставляемого
-
гарантия качества
- график поставки товаров;
- пунктуальность и обязательность выполнения условий поставки товара.
В ООО «Актай» поставляются: моющие и чистящие средства, детские подгузники, средства женской гигиены, средства по уходу за волосами, средства по уходу за телом, стиральные порошки, средства по уходу за полостью рта, а также косметические средства. Следующие фирмы: «Procter&Gamble»; «Schwarzkopf&Henkel»; «Unilever»; ЗАО «Невская косметика»; Концерн «Калина»; «Colgate-Palmolive»; «Nivea»; «Косметика XXI века»; «L`OREAL»; «WELLA»; «ORAL B»; «Gillette»; «JOHNSON&JOHNSON», "AKRO" ЗАО «Аист», Казанский завод бытовой химии.
В ООО «Актай» имеется отдел маркетинга во главе с начальником отдела маркетинга. Отдел маркетинга занимается изучением рынка, маркетинговыми исследованиями.
Доля
рынка ООО «Актай» в
Также в целях увеличения прибыли в торговой сети проводятся различные акции.
Для
улучшения информированности
Общая
численность работников ООО «Актай»
составляет 73 человека. В основном,
это квалифицированные
На
предприятии выплачиваются
На сегодняшний день текучесть персонала в целом по предприятию небольшая, это связано в первую очередь с тем, что на предприятии увеличилась заработная плата. График работы магазинов ООО «Актай»: с 8 до 20 часов все дни недели.
Персонал магазина работает в две смены. Из-за нехватки продавцов, персонал магазина может работать длительное время без выходных дней. Из-за этого появляется недовольство работников условиями труда, и они увольняются. Занять вакантные места продавцов, приходит очень много желающих. Несколько дней они следят за работой продавцов непосредственно в магазине. Но, пообщавшись с недовольными условиями труда продавцами, они бросали работу.
От выполнения плана продаж напрямую зависит величина их заработной платы. Заработная плата всего персонала также зависит от выполнения плана. План составляется на основе анализа продаж на каждом филиале. Фиксированная заработная плата продавцов составляет 7000 руб. за 22 рабочих дня.