Особенности рынка предприятий промышленности. Анализ рынка конкретного предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 20:08, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ рынка предприятия промышленности (на примере ООО «Рентаспецсервис»).
Обозначенная цель предполагает решение ряда следующих задач:
дать определение и раскрыть сущность понятия «промышленный рынок»;
выявить отличительные особенности промышленного рынка;
охарактеризовать особенности ценовой стратегии промышленных предприятий;
проанализировать особенности спроса и предложения ООО «Рентаспецсервис» на промышленном рынке региона.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЫНКА ПРЕДПРИЯТИЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ 5
1.1. Промышленный рынок и его особенности 5
1.2. Спрос на промышленную продукцию и стратегический маркетинг промышленных предприятий 10
1.3. Особенности ценовой стратегии промышленных предприятий 12
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ТОВАРНОГО РЫНКА OOO «РЕНТАСПЕЦСЕРВИС» 17
2.1. Анализ тенденций формирования предложения на товарном рынке промышленного оборудования 17
2.2. Исследование товарной политики на товарном рынке региона 18
2.3. Исследование ценовой политики на товарном рынке региона 23
2.4. Анализ факторов и оценка потенциала товарного рынка региона 24
3 ИССЛЕДОВАНИЕ СПРОСА НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ 27
3.1. Анализ спроса и потребительских предпочтений на товарном рынке региона 27
3.2. Сегментация потребителей на товарном рынке региона 35
3.3. Оценка емкости товарного рынка региона 35
3.4. Пути совершенствования рынка ООО «Рентаспецсервис» 37
ЗАЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44

Работа содержит 1 файл

Особенности рынка предприятий промышленности. Анализ рынка конкретного предприятия..doc

— 557.50 Кб (Скачать)

Спрос на ППТН эластичен в случае, если закупаемые товары полностью входят в готовое изделие, а значит в его себестоимость.

1.3. Особенности  ценовой стратегии промышленных предприятий

 

Ценовая стратегия предприятия – это общая модель действий предприятия в области цен, включающая главные долговременные цели его ценового поведения, основные пути их достижения в условиях нестабильной внешней среды, а также система правил, принципов, приемов и методов принятия решений по ценам на продукцию предприятия. Ценовая стратегия наряду с ценовой тактикой, являющейся ее практическим воплощением, вместе образуют понятие ценовой политики предприятия. Процесс формирования ценовой стратегии состоит из двух элементов. Первый из них – постановка целей и разработка механизма назначения цен на новые товары фирмы и стратегического пересмотра цен на существующие товары. Второй элемент – определение стратегического вектора цен конкретных видов продукции на определенный длительный период времени [3, с. 36].

Ценовая стратегия играет важнейшую роль в общей конкурентной стратегии фирмы, и ее значение в связи с повышением значимости для потребителей качества продукции не снижается.

Необходимым условием успеха реализации ценовой стратегии является следующее: формируемая ценовая  стратегия должна эффективно использовать имеющиеся или с уверенностью прогнозируемые конкурентные преимущества фирмы, а также сама способствовать их созданию или поддержанию.

Для каждого типа конкурентной стратегии предприятия (массовой, нишевой, пионерской и приспособительной) эффективной является определенная модель ценовой стратегии, отражающая уровень цен в отношении к потребительской ценности товара [6, с. 62].

Исключительно широкое  распространение в белорусской промышленности имеют предприятия, которые с точки зрения классификации конкурентных стратегий можно формально отнести к фирмам с массовой конкурентной стратегией. Однако падение массового спроса на их продукцию (как правило, жестко специализированную) и низкая загрузка производственных мощностей не позволяют им устанавливать низкие цены, как того требует массовая стратегия. Возможность продолжения существования крупных предприятий при катастрофическом снижении ими загрузки производственных мощностей и высоких ценах на продукцию связана с невысокой степенью развития конкуренции, свойственной для белорусских промышленных рынков. В наибольшей степени это объясняется слабой распространенностью в промышленности Республики Беларусь фирм с другими конкурентными стратегиями – нишевой и приспособительной, а также практическим отсутствием фирм-пионеров.

В конкурентной борьбе с  иностранными производителями белорусские крупные предприятия используют низкие цены, обусловленные преимуществом по издержкам. Однако, это преимущество, как правило, является неустойчивым и связано не с эффективностью производства, а с более низкими издержками на энергоресурсы и рабочую силу. Белорусские промышленные предприятия значительно уступают западным гигантам по масштабам и по финансовой мощи. Успешное конкурирование белорусских крупных фирм с иностранными возможно лишь при условии формировании подлинной массовой стратегии (существенного наращивания объемов производства, создания холдингов, снижения издержек на основе внедрения эффективных технологий) или нишевой стратегии (занятии ниши производителей узкоспециализированной высококачественной продукции, способной конкурировать с иностранной и при высоких ценах).

Важным этапом процесса формирования ценовой стратегии  фирмы является стратегический анализ и прогнозирование ценовой конкуренции. Процедура стратегического анализа  ценовой конкуренции должна включать следующие этапы:

  1. Определение потенциала ценовой конкуренции для каждого продукта фирмы. На этом шаге для каждого продукта оцениваются такие показатели ценовой конкуренции, как перекрестные эластичности спроса и интенсивность конкуренции (число конкурентов, размер конкурентных барьеров для входа в отрасль). Такой анализ может основываться как на точных данных, так и на субъективной оценке аналитиков.
  2. Идентификация вероятной ценовой стратегии каждого конкурента. Этот этап целесообразно начать с анализа прошлого поведения конкурентов. В процессе такого анализа необходимо выявить тип ценового поведения каждого конкурента в отношении интересующих фирму продуктов и выделить такие характеристики деятельности каждого из конкурентов, которые обусловили его выбор в пользу определенного типа. В научной экономической литературе выделяются четыре типа возможного ценового поведения конкурирующих фирм: кооперативное, адаптивное, оппортунистическое и агрессивное.
  3. Оценка последствий для фирмы ценовых действий конкурентов. В процессе такой оценки фирме необходимо ответить на специально сформулированный перечень вопросов [9, с. 76].

В результате исследования экономического состояния предприятий промышленности и особенностей факторов ценообразования на их продукцию А.В. Заболотной доказано:

  1. Основная причина неудовлетворительного экономического состояния предприятий отрасли – диспропорция, которая существует между сохранившимися крупными производственными мощностями и низким уровнем платежеспособного спроса на их продукцию.
  2. Низкие объемы производства и рост цен на сельскохозяйственную технику, усиливающие диспаритет цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, не имеют монопольной природы, а являются вынужденной мерой поддержания безубыточности.
  3. В отношениях производителей средств производства для сельского хозяйства и сельхозтоваропроизводителей сложился «порочный круг».
  4. Выход из кризиса сельского хозяйства, а также отрасли сельскохозяйственного машиностроения невозможен без государственной поддержки.
  5. Увеличение государственной помощи сельхозпредприятиям для закупки ими тракторов и другой сельхозтехники способно вызвать непропорционально большее увеличение объемов производства и поставок тракторов сельскому хозяйству, а также значительное снижение цен на тракторы со стороны предприятий тракторостроения.
  6. Основой формирования ценовой стратегии фирмы в отношении товаров производственно-технического назначения является оптимизация соотношения «цена-качество» [9, с. 81].

Таким образом, весь рынок  товаров и услуг подразделяется на рынок потребительских товаров и промышленный рынок. Это разделение основывается на характере последствий покупки: для потребительского рынка таким последствием будет потребление, а для промышленного рынка – выпуск в производство, перепродажа, сдача в аренду или передача другим лицам.

Основными элементами промышленного  рынка являются продавцы, промышленные предприятия, оптовые посредники и другие, покупатели, в качестве которых так же могут выступать предприятия и оптовые сети, посредники, государство. Исходя из характера потребителей и других участников рынка, а так же объемов оборота, необходимо отметить, что промышленный рынок значительно более емкий, чем потребительский.

Что же касается особенностей промышленного рынка, то необходимо отметить, что он характеризуется небольшим количеством продавцов и покупателей, большими объемами оборота, высоким уровнем принятия решений о закупке, задействованием при этом специалистов. Кроме того, именно на промышленном рынке преобладают личные продажи, причем сильно развиты партнёрские отношения между субъектами рынка, чего нет на потребительском рынке. На исследуемом типе рынка менее действенна реклама, хотя в последнее время она все больше и больше распространяется здесь.

Осуществление покупки  на промышленном рынке связано с принятием коллективного решения группой лиц, представляющих разные круги предприятия, и называемой центром закупок.

В целом, подводя итоги, можно сказать, что промышленный рынок достаточно сильно отличается от потребительского рынка для того, чтобы его можно было считать отдельным видом рынка.

 

 

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ТОВАРНОГО РЫНКА OOO «РЕНТАСПЕЦСЕРВИС»

2.1. Анализ тенденций формирования предложения на товарном рынке промышленного оборудования

 

ООО «Рентаспецсервис»  – официальный дилер на территории Республике Беларусь специальной и строительной техники грузоподъемной техники известных мировых производителей. Продажа и аренда машин для проведения строительных работ – основные направления деятельности компании.

Строительная грузоподъемная техника сегодня является совершенно незаменимым компонентом любого технологического процесса в сфере  строительства, сельского хозяйства  и складского дела. Современная техника  позволяет решать также сотни  задач в сфере коммунального хозяйства, таких как ремонт коммуникаций.

Компания ООО «Рентаспецсервис» работает на рынки г. Минска и городов Республики Беларусь. Целевой аудиторией являются руководители отделов снабжения, руководители, специалисты предприятий строительных организаций, таких как ПСК «Омега», «Корум», «Культбытстрой» и другие, а также предприятий, оказывающих прочие строительные услуги, услуги большегрузных перевозок. Основные объемы продаж приходятся на сегмент крупных строительных предприятий г. Минска.

Компания предлагает не просто строительную технику, а в 90% случаев комплексное ее сопровождение, от растаможивания продукции до сборки, обеспечения компании-клиента комплектующими, расходными материалами, обучение персонала.

Приобретая продукцию  в компании ООО «Рентаспецсервис», клиент ориентируется не только на приобретение перечня ряда сервисных услуг, но и на надежность поставщика, обусловленную отзывами клиентов компании, известностью в деловых кругах, многолетним опытом работы компании на рынке, дилерскими контрактами компании.

Анализ тенденций формирования предложения на товарном рынке промышленного  оборудования представим на нижеуказанной  таблице.

 

Таблица 2.1 – Анализ тенденций формирования предложения на товарном рынке промышленного оборудования, представленном компанией ООО «Рентаспецсервис»

Тенденция

Краткая характеристика

1. сопровождение техники

Компания предлагает не просто строительную технику, а в 90% случаев комплексное ее сопровождение

2. ценовая стратегия

Компания придерживается среднерыночной цены по предлагаемому ассортименту

3. совершенствование  технологии

Следование НТП

4. специфика деятельности

Целевой аудиторией компании являются предприятия, оказывающие  строительные услуги, а также услуги большегрузных перевозок.


 

Анализ данной таблицы позволяет сказать, что деятельность рассматриваемой компании довольно специфична, что определяет тенденции формирования предложения.

2.2. Исследование товарной политики на товарном рынке региона

 

После принятия решения о производстве того или  иного типа(ов) товаров, которые предприятие собирается предложить рынку, оно должно определиться с их ассортиментом и номенклатурой, которые являются важными элементами товарной политики.

Перечень целей товарной политики:

1. Обеспечение  увеличения (роста): продаж, прибыли, стоимости компании.

2. Цели, связанные  с прибылью: достижение определенного  размера прибыли, определенной  рентабельности.

3. Улучшение  репутации:

  • лидерство (на рынке) по технологиям;
  • создание определенного имиджа продукта / марки.

4. Улучшение конкурентной позиции:

  • увеличение доли рынка;
  • лидерство по качеству.

5. Уменьшение  риска:

  • привлечение более широкого круга клиентов;
  • сглаживание сезонных и конъюнктурных колебаний

6. Загрузка  лишних мощностей.

7. Рационализация  процессов производства, особенно использование эффектов синергии.

Важным элементом  товарной политики является товарный ассортимент. Он в первую очередь  характеризуется широтой и полнотой.

Широта товарного  ассортимента – количество видов товаров, входящих в ассортиментную группу.

Насыщение товарного  ассортимента происходит за счет новых изделий в рамках существующего производства товаров того же класса. Обычно этой тактикой пользуются для получения дополнительной прибыли, более полной загрузки производственных мощностей, реализации стратегии завоевания лидирующих позиций на своем рынке.

Ассортимент ООО «Рентаспецсервис» представлен следующими ассортиментными группами:

  • автомобили-шасси БелАЗ;
  • самосвалы;
  • бортовые автомобили;
  • седельные тягачи;
  • башенные краны;
  • автокраны.

Марки: QTZ, БелАЗ и другие.

Седельный тягач используется в составе автопоезда для работы в условиях бездорожья. Например, Тягач БелАЗ может использоваться для транспортировки бортовых полуприцепов, а так же полуприцепов-цистерн для перевозки опасных грузов, для чего комплектуется проблесковыми маячками, защитой топливного бака и выхлопом вверх. Может также быть оборудован гидравлической системой для привода механизмов полуприцепа (гидрофикация).

Краны производства КНР  сертифицированы под белорусские условия и подготовлены к работе в температурном режиме от -40 до +40. Башенные краны марки QTZ предназначены для механизации строительно-монтажных работ в жилищном и гражданском строительстве, при стационарной установке крана до 60 метров, а в приставном состоянии крана до 165 метров. Максимальная грузоподъемность в зависимости от марки крана от 4.0 до 16.0 тонн. Максимальный рабочий вылет стрелы крана от 42 до 70 метров. Краны отличаются самыми современными характеристиками и рациональной конструкцией.

Основные несущие стальные конструкции: башня, грузоподъемная стрела и прочие представляют собой фирменные (решетчатые) конструкции из высокопрочных бесшовных стальных труб, с высокой ветровой нагрузкой и могут работать в 4-й ветровой зоне. Эти краны могут также использоваться для обслуживания складов и полигонов, для механизации работ в промышленном, энергетическом, транспортном и других видах строительства. При соблюдении показателей режима эксплуатации работают в температурном режиме (-40+40С).

Информация о работе Особенности рынка предприятий промышленности. Анализ рынка конкретного предприятия