Повышение эффективности выкладки и размещения хлебобулочных изделий в торговом зале магазина Квартал-8 за счет оптимизации ассортимента

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 15:43, курсовая работа

Описание работы

Работа по созданию и продвижению на рынке товара достаточно сложна многообразна; кроме того, объективно существует фактор времени. Сначала товар разрабатывается производителем с учетом потребностей рынка и запросов целевых потребителей, позиционируется в соответствии с критерием «цена/качество». Затем изготавливается продуманный вариант упаковки, разрабатываются методы коммуникации с потребителем для создания необходимого спроса и осуществляются мероприятия по продвижению товара на рынке. При этом остается последняя возможность выделить свой товар и тем самым обеспечить ему успешную реализацию: грамотно организовать процесс продвижения торговых марок в розничной сети

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1.Прогрессивные способы выкладки товаров в торговых залах
продовольственных магазинов……………………………………………………5
1.1. Понятие «выкладка товаров» и ее виды……………………………………….5
1.2. Принципы и правила, применяемые при выкладке товаров………………....8
1.3. Прогрессивные способы выкладки товаров в продовольственных
магазинах……………………………………………………………………….14
1.4. Влияние выкладки товаров на эффективность деятельности магазина……16
2. Объекты и методы исследования……………………………………………….21
3. Сравнительный анализ ассортимента хлебобулочных изделий
при различных вариантах выкладки этой группы товаров в торговом зале…25
3.1. Оценка ширины, глубины ассортимента и эффективности реализации
товаров………………………………………………………………………….25
3.2. Характеристика выкладки хлебобулочных изделий в магазине с точки
зрения применяемых принципов и правил…………………………………..27
3.3. Применение прогрессивных способов выкладки хлебобулочных изделий
в магазине………………………………………………………………………28
3.4. Оценка глубины, ширины ассортимента, объема выкладки хлебобулоч-
ных изделий при применении предлагаемых способов выкладки товаров...30
3.5. Расчет экономической эффективности предлагаемых мероприятий
мерчендайзинга………………………………………………………………...31
Заключение………………………………………………………………………….33
Список использованных источников……………………………

Работа содержит 1 файл

КсР Мерчендайзинг Квартал.12doc.doc

— 767.00 Кб (Скачать)

Увеличение коэффициента экспозиционной площади за счет применения островных горок и стеллажей большой высоты может  привести к ухудшению обозримости това­ров, вызвать неудобства при их выкладке, а также затруд­нить отбор товаров покупателями.

Показатель эффективности использования торговых площадей [6, с.116:

 

                                      Эs = ДПж (%) / ДП (%),                                          (2)

 

где Дпж (%) – доля товара в продажах, %;

       Дп – доля товара на полке (%).

Для крупногабаритных товаров площадь принимается в квадратных метрах, для мелкоразмерных – в погонных по совокупной длине места на полках стеллажей. Значение коэффициента более единицы говорит об эффективном использовании площади, менее 0,6 – о проблемах. Если показатель больше 1,2-1,5 – товарную группу нужно расширять на полках, если меньше 0,6 – анализировать причины низкой эффективности или сужать выкладку. Исключение составляют специфические товарные группы – их нужно оценивать на основании статистики продажи и экспертных оценок.

Для определения показателя эффективности использования торговых площадей требуется, во-первых, определить общую длину выкладки (в погонных метрах), которая равна сумме длин всех полок, предназначенных под выкладку товаров в зале.

И, во-вторых — определить долю выкладки товарной группы (в %).

Для этого необходимо [6, с.117]:

1. Определить длину выкладки товарной группы в метрах:

 

                                    ДП = ДлВ / ОДлВ х 100%,                                       (3)

 

где ДлВ – длина выкладки товарной группы, пог. м;

       ОДлВ – общая длина выкладки, пог. м.

2. Определить долю товарооборота товарной группы за период:

 

                                                ДПж = Т / ОТ х 100%,                                   (4)

 

где Т – товарооборот товаров определенной группы, млн.р.;

       ОТ – общий объем товарооборота, млн.р.

Наиболее важный для поставщиков и магазина показатель «Цена места на полке» позволяет определить слабые места в зале, т.е. полки с самым низким показателем продаж (прибыли) на погонный метр выкладки. Показатель рассчитывается по следующей формуле:

 

                                              Пжпог.м = Пжтг / ДлВтг,                                (5)

 

где - Пжпог.м – продажи на 1 пог. м выкладки, млн.р.;

         Пжтг – продажи по товарной группе, млн.р.;

         ДлВтг – длина выкладки всей товарной группы, пог.м.

Для повышения этого показателя необходимо оптимизировать размещение и выкладку товаров.

Расчет цены места на полке также позволяет уточнить оплату за промо-места поставщиков.

При перераспределении площадей под товарные группы используется коэффициент эластичности площади, который показывает изменение продаж (по группе и в целом по магазину) в связи с изменением размещения групп и рассчитывается по формуле [6, с.118]:

 

                                              КЭП = ΔТтг / ΔДлВтг,                                     (6)

 

где  ΔТтг – изменение товарооборота по товарной группе, раз;

        ΔДлВтг – изменение длины выкладки по товарной группе, раз.

Если коэффициент эластичности площади: более 1 — площадь эластична; менее 1 — площадь неэластична.

Оценка ассортимента реализуемых изделий определяется по таким показателям как:

- коэффициент широты – отношение числа товаров, предусмотренных ассортиментным перечнем, к числу ассортимента товаров выпускаемых в Республике Беларусь:

 

   ,                                                (7)

 

где Qн – количество разновидностей товаров, предусмотренных обязательным ассортиментным перечнем, ед.

        Qб – количество разновидностей товаров, выпускаемых в республике, ед.

- коэффициент полноты – отношение числа разновидностей товара, находящегося в продаже, к числу товаров, предусмотренных договорным обязательством (ассортиментным перечнем).

Коэффициент полноты вычисляют по формуле:

,                                           (8)

 

где Qф – фактическое количество разновидностей товаров в момент проверки, ед.;

       Qн – количество разновидностей товаров, предусмотренных обязательным ассортиментным перечнем, ед.

- коэффициент устойчивости – отношение количества видов, разновидностей и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом у потребителей, к общему количеству видов, разновидностей и наименований товаров тех же групп [6, с.120]:

 

                                                        (9)

 

где Qу – фактическое количество разновидностей товаров пользующихся устойчивым спросом, ед.;

      Qн – количество разновидностей товаров, предусмотренных обязательным ассортиментным перечнем, ед.;

- коэффициент стабильности - отношение количества видов, разновидностей и наименований товаров во время проверок к общему количеству видов, разновидностей и наименований товаров тех же групп.

Коэффициент стабильности вычисляется по формуле:

 

                                        Кс= Qф1+Qф2+…+Qфn/Qн х n                            (10)

 

где Qф1,Qф Qфn- фактическое количество разновидностей товаров в момент отдельных проверок, ед.;

      Qн – количество разновидностей товаров, предусмотренных обязательным ассортиментным перечнем, ед.;

       n – число проверок.

Новизна ассортимента – замена находящихся в продаже товаров изделиями с более высокими потребительскими свойствами.

- коэффициент новизны определяют по формуле [6, с.120]:

 

                                         (11)

 

где Н – количество новых разновидностей товаров в продаже, ед.;

     Qф – фактическое количество разновидностей товаров имеющегося в продаже, ед.

Если местоположение магазина - это данность, которую изменить нельзя, то работать над эффективностью использования полочного   пространства можно и нужно с помощью мерчендайзинга. Недопустимо легкомысленно относиться к такому источнику формирования прибыли как торговая полка. Только с её помощью можно приблизить товар к покупателю, сделать его доступным для продаж и получить желаемый доход.

Небрежное отношение к принципам выкладки и физическому заполнению полок ведёт или к нехватке места для наиболее востребованных покупателями товаров, а, следовательно, и постоянному отсутствию их в продаже, или, наоборот - неликвидным позициям и неэффективным группам товаров будет отдано слишком много места на полке, что сковывает оборотный капитал. Плюс ко всему привлекательность такого магазина для покупателей существенно снижается.

Необходимо тщательно анализировать и контролировать эффективность использования основного инструмента ритейлера: каким образом, в какой мере и чем именно заполнено полочное пространство.

От того, насколько успешно предприятие в этой деятельности, зависит сколько покупателей (и насколько щедро) проголосуют кошельками за магазин.

Следует обратить пристальное внимание выкладке, если:

     - обслуживание ассортимента отнимает слишком много времени и сил персонала;

     - товарные группы расположены в торговом зале без логики;

     - у товаров нет постоянного места продаж / выкладки;

     - регулярно видны «дыры» на полках;

     - выкладкой заправляют мерчендайзеры поставщиков;

     - покупателю сложно и/или неудобно ориентироваться в зале.

     Следует дать покупателям то, что им нужно, в объеме, в котором нужно, на нужной им полке и по нужной цене путем анализа: среднего чека и текущего ассортимента; структуры товарооборота; долей выкладки категорий; АВС-анализа.

    Для планирования выкладки товаров используется специальная программа Rzecki Open Space. Эта программа облегчает проектирование оптимальной экспозиции товаров на основании избранных параметров, таких как доля рынка, коэффициент оборота, количество продажи и другие. Приспособление экспозиции к этим данным является причиной оптимизации торговых результатов (увеличение продажи и прибыли), а также разрешает эффективно использовать торговую площадь.
        Программа Rzecki Open Space даёт возможность графической презентации проекта в виде планограм (также текстовых) и анализа данных, что облегчает фактическое применение проекта экспозиции.  Планограмы - это выгодные инструменты работы, как для производителей так и для розницы. Разрешают контролировать управление экспозицией в точке продажи, определять конкретные задачи торговцем и мерчандайзером, налаживают экспозицию, а в результате покупатели легче и быстрее находят товар, увеличивая покупки.

 

2. Объекты и методы исследования

 

ОДО «Альтернативная экономика» — один из крупнейших операторов продовольственного рынка розничной торговли Беларуси.

Сегодня ОДО «Альтернативная экономика» представлена сетью гастрономов «Квартал вкуса», распределительным центром, собственным производством готовой продукции и полуфабрикатов, кафе.

Сеть гастрономов «Квартал вкуса» — это магазины «у дома» с системой самообслуживания в г. Могилеве и г. Бобруйске. Удобный торговый зал, доброжелательное, востребованный ассортимент, грамотный мерчендайзинг способствуют не только увеличению товарооборота предприятия, но и росту аудитории лояльных покупателей, известности и популярности бренда «Квартал вкуса».

В сеть гастрономов входят магазины в различных районах города, что увеличивает доступность магазина для покупателей, и расширяет целевую аудиторию: наши покупатели — не только жители близлежащего квартала, но и сотрудники офисов, учреждений в прилегающих к гастроному районах, покупатели, которым удобно по дороге домой заглянуть за покупками.

Учитывая интересы своих покупателей, сеть «Квартал вкуса» предлагает ассортимент для каждой целевой группы: это и повседневные продукты (молоко, хлеб, мясные изделия и пр), и полуфабрикаты, готовые к употреблению кулинарные изделия, продукты «для перекуса», составляющие полноценного и вкусного обеда (салаты, котлеты, блинчики собственного приготовления), продукты «сладкой» группы «для души» и праздника (конфеты, торты, шоколад, печенье) и, конечно же, сырые свежие продукты для приготовления в домашних условиях (мясо птицы, овощи, крупы и пр.).

Сеть гастрономов «Квартал вкуса» работает только с проверенными поставщиками и производителями, имеющими положительную деловую репутацию и отдающими приоритет качеству продукта.

Сеть гастрономов «Квартал вкуса» динамично развивается. Количество магазинов под брендом «Квартал вкуса» интенсивно растет в процессе реализации совместного проекта ОДО «Альтернативная экономика» и ОАО «Заднепровье». В результате такой работы покупателей ждет не просто прилавок с продавцом и узкой ассортиментной линейкой, а современный комфортный качественно новый формат торговли с дружелюбной атмосферой, хорошей навигацией, востребованным ассортиментом, приятным интерьером.

В планах компании перейти из одноформатной сети в мультиформатную, что позволит предложить услуги для разных целевых групп покупателей.

Сотрудники сети гастрономов никогда не останавливаются на достигнутом. Имея сегодня хорошие показатели по товарообороту, наладив прочные контакты с поставщиками, заменив торговое оборудование, компания постоянно в поиске дополнительных источников успеха. Так, например, для изучения покупательских запросов в магазинах проводятся маркетинговые исследования, акционные продажи, рекламные мероприятия, изменение планограмм, внедрение новейших программ по обслуживанию клиентов, анализу деятельности. Результаты таких исследований становятся новыми задачами для развития бизнеса.

Стремясь соответствовать желаниям своих покупателей, ОДО «Альтернативная экономика» активно развивает собственные кондитерские и хлебо-булочные мини-производства, мини-цеха по производству полуфабрикатов, кулинарных изделий.

В 2009 году компания создала распределительный центр. Открытие распределительного центра оптимизировало логистические процессы как в собственных торговых объектах, так и в работе с поставщиками. Комплексная поставка через распределительный центр снижает расходы поставщиков, увеличивая доступность и востребованность предлагаемого в торговых объектах ассортимента.

Правильная концентрация складских запасов на распредцентре обеспечивает поставку в режиме «сегодня на завтра», сохраняя качество и свежесть продуктов.

Информация о работе Повышение эффективности выкладки и размещения хлебобулочных изделий в торговом зале магазина Квартал-8 за счет оптимизации ассортимента