Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 15:43, курсовая работа
Работа по созданию и продвижению на рынке товара достаточно сложна многообразна; кроме того, объективно существует фактор времени. Сначала товар разрабатывается производителем с учетом потребностей рынка и запросов целевых потребителей, позиционируется в соответствии с критерием «цена/качество». Затем изготавливается продуманный вариант упаковки, разрабатываются методы коммуникации с потребителем для создания необходимого спроса и осуществляются мероприятия по продвижению товара на рынке. При этом остается последняя возможность выделить свой товар и тем самым обеспечить ему успешную реализацию: грамотно организовать процесс продвижения торговых марок в розничной сети
Введение……………………………………………………………………………...3
1.Прогрессивные способы выкладки товаров в торговых залах
продовольственных магазинов……………………………………………………5
1.1. Понятие «выкладка товаров» и ее виды……………………………………….5
1.2. Принципы и правила, применяемые при выкладке товаров………………....8
1.3. Прогрессивные способы выкладки товаров в продовольственных
магазинах……………………………………………………………………….14
1.4. Влияние выкладки товаров на эффективность деятельности магазина……16
2. Объекты и методы исследования……………………………………………….21
3. Сравнительный анализ ассортимента хлебобулочных изделий
при различных вариантах выкладки этой группы товаров в торговом зале…25
3.1. Оценка ширины, глубины ассортимента и эффективности реализации
товаров………………………………………………………………………….25
3.2. Характеристика выкладки хлебобулочных изделий в магазине с точки
зрения применяемых принципов и правил…………………………………..27
3.3. Применение прогрессивных способов выкладки хлебобулочных изделий
в магазине………………………………………………………………………28
3.4. Оценка глубины, ширины ассортимента, объема выкладки хлебобулоч-
ных изделий при применении предлагаемых способов выкладки товаров...30
3.5. Расчет экономической эффективности предлагаемых мероприятий
мерчендайзинга………………………………………………………………...31
Заключение………………………………………………………………………….33
Список использованных источников……………………………
3.2. Характеристика выкладки хлебобулочных изделий в магазине с точки
зрения применяемых принципов и правил
В настоящее время реализация хлебобулочных изделий в магазине производится методом самообслуживания, который предусматривает [5]:
- полную предварительную подготовку товаров к продаже и выкладку их в торговом зале;
- свободный доступ покупателей к изделиям, полную самостоятельность при их осмотре и выборе;
- оплата за отобранные хлебобулочные изделия в узлах расчета, расположенных при выходе из торгового зала магазина.
При самообслуживании коренным образом меняются функции торгового персонала и роль покупателей в процессе продажи. Технология продажи в магазине включает следующие операции: самостоятельный отбор хлебобулочных изделий в инвентарную корзину, доставку их в узел расчета, расчет за отобранный товар, упаковку товара и вручение покупателю покупки вместе с кассовым чеком.
При самообслуживании меняется характер процесса продажи. Покупателям предоставляется широкая самостоятельность в ознакомлении и отборе товаров. Продавцы по желанию покупателей оказывают им при этом помощь, консультируют.
Выкладка хлебобулочных изделий в магазине представлена на рисунке 4.
Как видно из рисунка 4, отдел торговли хлебобулочными изделиями размещен между отделом торговли кондитерскими изделиями и отделом торговли бакалейными товарами, чем обеспечивается совместимость выкладки.
При этом, сам отдел торговли хлебобулочными изделиями расположен справа в конце магазина.
Хлебобулочные изделия размещены в пристенных стеллажах по группам изделий: черный хлеб в упаковке резаный, черный хлеб в упаковке, черный хлеб без упаковки, белый хлеб.
Продукция по производителям не выкладывается. Если в кондитерском отделе видна реклама брэнда, то в хлебном отделе рекламы не наблюдается.
Разделение продукции по ее видам отмечается по вертикальным секциям. По горизонтали расположены, как правило, однотипные товары.
На полках внизу выложены самые популярные изделия так, чтобы покупатели могли взять товары, лишь слегка наклонившись.
Рисунок 4 – Схема выкладки хлебобулочных изделий в магазине
На самом верху секций размещены баранки, сушки и другие товары, пользующиеся чуть меньшим спросом.
Подход к секциям свободный, так что обеспечивается наглядность выкладки. Товары можно легко взять покупателю, т.е. обеспечено удобство выкладки.
В то же время достаточность выкладки не обеспечена, и покупателю нужно потратить время, чтобы найти нужный ему товар (на рисунке показано стрелками).
В общем можно отметить, что имеющегося торгового оборудования становится недостаточно, чтобы обеспечить эффективную выкладку товаров в последующем.
3.3. Применение прогрессивных способов выкладки хлебобулочных
изделий в магазине
Если говорить о модных тенденциях в оборудовании хлебных отделов, то стоит отметить, что сегодня возрос интерес к эффектному оборудованию бутикового формата, а также к так называемому экологическому торговому оборудованию, изготовленному из природных материалов - дерева и лозы.
Сегодня на пике популярности плетеные стойки и стеллажи из дерева в комплекте с плетеными коробами и плетеные корзины (в том числе и напольные). Это оборудование отличается красотой и практичностью, а также отвечает всем стандартам экологической безопасности. Кроме того, плетеные изделия были популярны во все времена у всех народов и в сознании людей они ассоциируются с домом и семейным уютом. Наверное, поэтому хлеб и пирожки, уложенные в плетеные корзинки, выглядят такими по-домашнему вкусными и аппетитными. Кроме того, короба, изготовленные вручную, насыщены особым теплом, которое ощущается людьми на подсознательном уровне. А если говорить об интерьерной стилистике хлебного отдела, то торговое оборудование из лозы и дерева позволит оформить отдел в модных ныне стилях: кантри, тропическом или русском.
Исходя из того, что производство торгового оборудования из лозы является по своей сути ручным, стоит подчеркнуть плюсы такого положения вещей. Это большая мобильность производства и широкий ассортимент оборудования (стеллажи, корзины, подносы, короба для выкладки и др.). При этом стеллажи для выкладки хлеба могут иметь любые размеры, представлять собой как стойку для выкладки хлеба вообще, так и для какого-либо продукта конкретно.
Пример стеллажа из лозы представлен на рисунке 5 [5].
Итак, в торговом оборудовании для представления хлебобулочных изделий, как и в любой торговой мебели важно все: точность, технологичность, конструктивность и дизайн. Хлебные стеллажи и прилавки должны быть удобны и для покупателя, и для продавца. Их предназначение - привлекать внимание и в то же время выгодно презентовать товар. Независимо от того, какой ценовой категории оборудование будет выбрано, только консультация профессионального специалиста поможет подобрать именно то оборудование, которое будет отвечать эксплуатационным запросам конкретного торгового объекта.
Рисунок 5 – Стеллаж из лозы для выкладки хлебобулочных изделий
Таким образом, в магазине рекомендуется следующее:
1) установить новое торговое оборудование, лучше из природных материалов с использованием декоративной отделки (как, например, на рисунке 5). Можно использовать небольшие корзины перед оборудованием;
2) разместить отдел в другом месте магазина, не справа от входа (недалеко от входа), а в конце магазина. При этом, рядом с отделом разместить винный отдел и молочный отдел;
3) выкладку товаров хлебобулочной группы производить по видам продукции и по производителям. Например, в одном стеллаже размещена продукция Могилевского хлебокомбината, в другом – Минского хлебокомбината и т.д. По горизонтали размещаются определенные виды продукции: баранки, сушки внизу, массовые сорта хлеба – чуть выше; домашняя выпечка повыше;
4) наполнить ассортимент новыми видами продукции: а
ссортимент хлебобулочной продукции при выкладке рекомендуется поделить на 4 группы: «Домашняя выпечка» (булочки, пирожки, рулеты, в том числе из слоеного теста), «Традиционные сорта хлебобулочных изделий», группа «Национальные хлеба» (различные национальные сорта хлеба и выпечки) и «Здоровое питание» (разного рода хлеба со злаками, отрубями и сухофруктами).
3.4. Оценка глубины, ширины ассортимента, объема выкладки
хлебобулочных изделий при применении предлагаемых способов
выкладки товаров
Использование стеллажей, лотков и корзин в комплексе позволит магазину обеспечить значительный рост ассортимента реализуемых изделий (например, изделий под названием «Домашняя выпечка»), их доступность. Таким образом, прирост ассортимента реализуемых изделий по проекту долен составить 17 ед., в т.ч. «Домашняя выпечка» - бисквиты, пирожки, хлеба с отрубями, национальная выпечка, а соседство отдела с молочным и винным отделом позволит обеспечить прирост товарооборота всех этих товарных групп. Расчет показателей ассортимента и эффективности выкладки изделий по предлагаемому проекту представлен в таблице 5.
Таблица 5 – Расчет показателей ассортимента и эффективности выкладки
хлебобулочных изделий по проекту в магазине «Квартал-8»
ОДО «Альтернативная экономика»
Показатель | 2009 г. | проект | Отклонение |
1 | 2 | 3 | 4 |
Ассортимент хлебобулочных изделий, производимых в республике, ед. | 200 | 200 | 0 |
Ассортимент изделий магазина согласно ассортиментного перечня, ед. | 45 | 60 | 15 |
Ассортимент изделий, фактически реализуемый в магазине на момент проверок, ед. | 43 | 60 | 17 |
Ассортимент изделий, пользующийся устойчивым спросом, ед. | 18 | 30 | 12 |
Ассортимент новых изделий, находящихся в продаже, ед. | 15 | 20 | 5 |
Площадь торгового зала, кв.м. | 267 | 267 | 0 |
Экспозиционная площадь под изделиями, кв. м. | 5,2 | 10,0 | 4,8 |
Розничный товарооборот, всего, млн.р. | 11010 | 11150 | 140 |
Розничный товарооборот хлебобулочных изделий, млн.р. | 925 | 1050 | 125 |
Длина выкладки всех товаров, пог. м. | 2014 | 2050 | 36 |
Длина выкладки хлебобулочных изделий, пог. м. | 198 | 225 | 27 |
Коэффициент широты ассортимента | 0,23 | 0,30 | 0,07 |
Коэффициент полноты ассортимента | 0,96 | 1,00 | 0,04 |
Коэффициент устойчивости ассортимента | 0,42 | 0,50 | 0,08 |
Коэффициент новизны ассортимента | 0,35 | 0,33 | -0,02 |
Коэффициент экспозиционной площади | 0,019 | 0,037 | 0,018 |
Показатель эффективности использования торговых площадей | 0,85 | 0,86 | 0,01 |
Цена места на полке, млн. р. | 4,7 | 4,7 | 0 |
Данные таблицы 5 показали, что при осуществлении предлагаемых мероприятий обеспечивается рост показателя эффективности использования торговых площадей, коэффициентов широты, полноты и устойчивости ассортимента при сохранении цены места на полке.
3.5. Расчет экономической эффективности предлагаемых мероприятий
мерчендайзинга
Эффективность мероприятий мерчендайзинга определим по формуле [6, с.144]253:
где ΔП – прирост прибыли от реализации товаров в результате осуществления проекта, млн.р.;
Е – сравнительный коэффициент экономической эффективности, равный 0,15;
И – величина инвестиций по проекту, млн.р.
Сумма прибыли определяется исходя из прироста товарооборота по хлебобулочным изделиям и сопутствующих товаров, сложившегося уровня валового дохода и издержек обращения:
ΔП = ΔТ х (УВД – УИО) = 140 х (0,1353 – 0,0785) = 8,0 млн.р.
Э = 8,0 – 0,15 * 20,0 = 5,0 млн.р.
Прирост товарооборота принят из таблицы 5. При этом, взят опыт сети магазинов при расширении ассортимента хлебобулочных изделий в других магазинах организации. Удельный вес валового дохода и издержек обращения принят за 2009 г. из таблицы 3 на основании данных отчетности предприятия.
Таким образом, при сумме инвестиций в проект в размере 20,0 млн.р. сумма экономического эффекта составит 5,0 млн.р.
Максимальная величина инвестиций при нулевом эффекте равна 8,0 / 0,15 = 53,3 млн.р., т.е. инвестиции до 53,3 млн.р. приносят по проекту эффект.
Заключение
Мерчандайзинг представляет собой специфическую маркетинговую технологию, реализуемую на уровне розничных торговых предприятий, конечной целью которой является максимизация объемов продаж товаров конечным потребителям. Выкладка — это представление товаров в таком виде, который может убедить людей сделать покупки.