Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 16:08, курсовая работа
Цель представленной работы - изучение понятия позиционирования, его стратегии и истории.
Задачами данной работы являются : история возникновения стратегии позиционирования, понятие , цели, задачи и виды позиционирования общая технология, современные стратегии позиционирования и применение их на практике.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….……..стр.3
1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИИ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ……………………………………………………стр.5
1.1. История возникновения………………………………………………стр.5
1.2. Понятие позиционирования………………………………………….стр.6
1.3. Цели и задачи стратегии позиционирования……………………….стр.8
1.4. Виды позиционирования…………………………………………..…стр.9
1.5. Общая технология позиционирования…………………………….стр.10
1.6. Современные стратегии позиционирования………………………стр.12
2. Практическое Использование стратегии позиционирования…………………………………………………..стр.16
2.1.Позиционирование торговой марки «Абсолют»………………….стр.16
2.2.Стратегия позиционирования хлебокомбината «СМАК» …….…стр.23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...стр.29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...стр.31
1.4. Виды позиционирования
В основе позиционирования могут находиться различные направления маркетинговой деятельности – товарное, ценовое, сбытовое, сервисное или рекламное. В зависимости от того, какое из этих направлений является самым важным, различают следующие виды позиционирования:
Позиционирование по особенностям товара: Этот вид используется, когда выводят на рынок качественно новый товар, функционально отличающийся от аналогов. Например, сок «Любимый сад», являющийся смесью двух различных соков, или трехцветная зубная паста «Aquafresh».
Позиционирование по выгоде: Этот способ основан на предложении потребителям специфической пользы и выгоды. Например, брэнд «Дарья» помимо легких в приготовлении продуктов предлагает своим потребителям больше свободного времени для общения с родными.
Позиционирование по использованию товара: В этом случае основной акцент делается на нестандартном использовании традиционного товара. Например, жевательная резинка «Orbit» позиционируется как средство защиты от кариеса, а пиво « Столичное» намекает на то, что это пиво лучше всего пить в ночных барах и клубах.
Позиционирование по пользователям: Этот метод предполагает использование сегментирования потребителей по географическим, социально- демографическим и психографическим особенностям.
Ценовое позиционирование: Можно предложить потребителям привычный товар по нетрадиционно высокой (или низкой) цене. Так, стоимость водочного брэнда «Absolut» на порядок превышает цену обычной водки среднего качества.
Позиционирование по дистрибуции:
Это направление определяется выбранными
каналами распространения и продвижения
товара».(11)
1.5.Общая технология позиционирования
Позиционирование начинается с товара. Это может быть продукт, услуга, компания, социальный институт или даже государство. Если это товар, то сначала необходимо определить, для чего он предназначен, к какой группе он относится, какую потребность он удовлетворяет, каковы польза и выгода от применения этой марки. Важно также выяснить, как потребители воспринимают качество товаров одной группы и что они ожидают от этого брэнда. Внутренний анализ позволяет определить желаемое позиционирование продукции или услуги, которое может выступать в качестве главной задачи рекламной компании.
Затем изучаются все конкурентные марки в различных товарных группах: текущая, смежные, заменители и прототипы. Когда конкуренты отранжированы по степени влияния на целевой рынок, требуется изучить, как эти марки позиционируют себя, как потребители выбранных сегментов воспринимают и оценивают назначение и качество, выгоды и преимущества каждой марки, а также как покупатели различают и идентифицируют марки по атрибутам и какие ассоциации, чувства и мнения вызывает данная марка, какие свойства присваивают ей потребители. Сопоставление позиций конкурентных брэндов позволяет определить, каким образом потребители отличают и объединяют марки в одной товарной категории, что, в свою очередь, дает возможность для нахождения ниши среди марочных позиций, удовлетворяющей нуждам покупателей.
После этого необходимо разделить возможных потребителей марки на однородные группы – сегменты. Для проведения позиционирования требуется сформировать четкое понятие о целевой аудитории. И это важно, так как позиционирование продукта заключается в том, чтобы, исходя из оценок потребителей на рынке определенного продукта, осуществить выбор таких параметров продукта и элементов комплекса маркетинга, которые с точки зрения целевых потребителей обеспечат продукту конкурентные преимущества.
Основной целью анализа рынка является определение возможностей и ограничений рыночной среды, а также целевых сегментов рынка, на которые ориентированы предлагаемые марочные товары.
Далее
формулируются возможные
Итак, можно выделить три обособленных этапа в процессе позиционирования:
1.Проводится детальное исследование рынка с целью определения, какие атрибуты являются важными для данного рыночного сегмента, и устанавливается приоритетность этих атрибутов.
2.Составляется перечень конкурирующих продуктов, обладающих выявленными атрибутами.
3.Устанавливается идеальный уровень значений атрибутов для конкретного сегменты рынка. Проводится сравнительная оценка атрибутов позиционируемой марки продукта по сравнению с идеальным уровнем и по сравнению с уровнем продуктов конкурентов.
В позиционировании существуют некоторые основные идеи и концепции. Во- первых, позиционирование относится в большей степени к долгосрочной стратегии, чем к краткосрочной тактике. Для создания позиции необходимо время, и позиционирование не осуществляется за краткосрочную рекламную компанию. Во- вторых, позиционирование осуществляется в сознании потребителей. Позиционирование – это то, что потребитель думает о компании, продукции или услуге. В основном это вызвано комбинациями реальных характеристик (осязаемые особенности товара, его цена, каналы распределения, тип и уровень сервиса данного товара) и имиджа ( произведенное впечатление от рекламы, PR, стимулирования и так далее). Поэтому решающее значение имеет то, что позиция в перспективе должна быть определена потребителем, а не компанией.
В- третьих, позиционирование базируется на получаемой выгоде. Сильные позиции обращают особенности компании или товара в преимущества для целевых потребителей. Эффективные позиции не только выражают четкий имидж, но также предлагают потребителям явные причины (выгоды) покупки товаров именно у данной компании.
В
– четвертых, вследствие того, что
позиционирование базируется на выгоде,
и в результате того, что разные клиенты
часто ищут различные выгоды от покупки,
пользуясь по существу сходными продуктами
и услугами, позиция индивидуального продукта
в представлении одного покупателя может
отличаться от позиции этого же продукта
у другого покупателя. В сегментировании
рынка очень важно понимать позицию, которую
компания со своим предложением занимает
в сознании потребителей всех значимых
рыночных сегментов.
1.6. Современные стратегии позиционирования
Позиционирование – относительное понятие. Товары и торговые марки занимают позиции относительно конкурирующих продуктов и торговых марок. Уровень цен может быть либо высоким, либо низким по отношению к ценам конкурентов. Подобным образом качество и уровень сервиса оцениваются относительно того, что предложено конкурентами.
Для успешного позиционирования требуется хорошо проработанная стратегия позиционирования. Стратегия позиционирования- это маркетинговая деятельность по выбору целевых сегментов, задающих области конкуренции, и выбор отличительных преимуществ, определяющих методы конкурентной борьбы.(12)
Стратегия позиционирования зависит от выбора целевого сегмента и создания комплексного предложения для привлечения и удовлетворения этого целевого рынка лучшим образом, чем конкуренты. Существует несколько основных стратегий.
1.Укрепление существующих позиций. Там, где существующая позиция наиболее приемлема, её можно лишь укреплять. Эта стратегия может быть основана на сохранении существующей конфигурации товара и коммуникаций.
2.Постепенное перепозиционирование. Там, где покупатель желает или ожидает изменения или развития способов удовлетворения потребностей, перемещение с существующих позиций неизбежно. Такие изменение могут быть радикальными или постепенными. Например, там, где физический товар достаточно близок к желаниям покупателей, существует необходимость реконструировать его имидж для ещё большего приближения к желаниям потребителей.
3.Радикальное репозиционирование. Там, где позиция неблагоприятна или мало отлична от конкурентов, может потребоваться более интенсивное перепозиционирование. Под этим может подразумеваться физическое реконструирование товара для адаптации предложения к желаниям покупателей. Радикальное перепозиционирование может означать захват нового рыночного сегмента.
4.Вытеснение конкурентов с занимаемой позиции. Там, где позиция благоприятна, но конкуренты вторгаются и занимают нишу, стратегия может быть направлена на вытеснение конкурентов.
Авторы
многих учебников отстаивают тезис
о том, что все стратегии
В заключение следует выделить ряд моментов. Во- первых, на большинстве рынков и национальная, и международная конкуренция очень быстро растут. Это означает, что позиционирование должно быть более острым, чтобы помочь отличить одно предложение от другого и обеспечить наибольшую приближенность различных предложений к целевым и специфическим рыночным сегментам. Во- вторых, покупатели будущего будут более высокообразованны и будут обладать более широким выбором благодаря росту конкуренции. Поэтому на них невозможно будет действовать с помощью позиционирования, основанного на имидже, где товары ре соответствуют обещаниям. Покупатели будут требовать повышения уровня сервиса и качества при постоянном снижении цены. Позиционирование будет основываться больше на реальности, чем на имидже. В- третьих, изменения в производственных технологиях ведут, концентрируясь на физических аспектах предложения многих товаров, к определенному уровню качества. Это затрудняет дифференциацию на уровне базового товара. Позиционирование в этом случае, возможно, будет зависеть в большей степени от аргументации и добавляющих ценность услуг, которые могут быть включены в предложение товара.
Таким
образом, в заключение, можно отметить,
что смысл позиционирования, позволяющий
обратить потребительские предпочтения
в сторону конкретной торговой марки,
т. е. сфокусировать в сознании целевой
аудитории первостепенные достоинства
товара, которые выделяют его из числа
конкурирующих. Когда же новый раскрученный
продукт получит признание потребителей
и, вытесняя конкурентов, завоюет определенную
долю рынка и соответствующую репутацию,
он станет брэндом. Главное - определиться
с целевой группой потребителей, для которой
будет позиционироваться марка, т. е. выяснить,
для кого она предназначена, зачем вообще
она нужна, готовы ли потребители к ее
использованию и какие выгоды они получат
в результате приобретения именно этого
товара. Не разобравшись с названными
ключевыми понятиями, рассчитывать на
интерес покупателей бессмысленно. Но
стоит также отметит, что на сегодняшний
день методы и инструменты, доступные
маркетологам, становятся более изощренными.
И тенденции маркетинга имеют большое
влияние на позиционирование. Поэтому
теперь, позиционирование можно определить
как искусство доминирования в рыночном
сегменте.
2.Практическое
Использование стратегии
позиционирования
2.1.Позиционирование
торговой марки «Абсолют»
"Абсолют" - хорошая шведская водка. Но как ни парадоксально, знаменита она отнюдь не своим качеством, а превосходной рекламной концепцией. Каждая новая рекламная кампания - это современная и продвинутая акция. Акция близкая к абсолюту.
На первых порах дизайнерская мысль вращалась вокруг идеи территориальной принадлежности марки. В воздухе носились варианты создания образа "Светлой Шведской Водки" с викингами на этикетке или "Водки Императорского Двора" в подернутом инеем графине. Предлагалась даже бутылка, завернутая в бумагу.
Американские эксперты, напротив, настаивали на упаковке остро современного вида в ярких, крикливых тонах. Они хотели, чтобы бутылка выделялась на витрине. С другой стороны, они тоже рекомендовали остановиться на "царской тематике". Хотя на тот момент только ленивый производитель водки не использовал ту или иную императорскую символику. Команда из Швеции была более чем испугана. Прорыв случился, когда наконец тара для "Абсолюта" была найдена. Как и большинство гениальных решений, этот выбор был сделан абсолютно случайно, хотя в ретроспективе он кажется более чем очевидным. Согласно легенде рекламщик Гюнер Броман (Gunnar Broman) увидел в витрине маленького магазинчика в стокгольмском "Старом Городе" антикварную медицинскую склянку и был потрясен чистотой стиля этого своеобразного культурного знака Швеции. Бутылка была проста, элегантна и выгодно отличалась от конъюнктуры рынка. Ее принадлежность исключительно к скандинавской эстетике была очевидна. Выбор был тем более хорош, что в XVI-XVII вв. водка продавалась в аптеках: ею лечили все болезни, от колик до чумы. Нескольким скандинавским дизайнерам поручили доработку бутылки. По замыслу, на таре не должно было быть этикетки, скрывающей кристально чистые компоненты. После продолжительных дискуссий и нескольких прототипов команда ввела цветные литеры, которые должны были украсить поверхность бутылки. Синий цвет был выбран как самый заметный и привлекательный цвет. Этот цвет до сих пор в логотипе Absolut.
Информация о работе Позиционирование в рекламе: понятие, сущность, методы