Позиционирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 11:39, курсовая работа

Описание работы

Эта тема актуальна прежде всего для производителей продукции, потому что сегодня в условиях рыночной экономики, когда конкурентов столько, что каждый день образуются сотни фирм и столько же разоряются и закрываются. Уже недостаточно просто производить качественный и конкурентоспособный товар. Рынок ставит производителей в жесткие условия сосуществования, с такими же как и ты производителями. Сколько мы знаем ( а сколько и не знаем!) производителей, которые не смогли показать преимущества своего товара перед другими аналогичными товарами. Сотни маркетинговых отделов трудятся, чтобы найти в своем товаре уникальные преимущества, которых нет, у конкурентов. Если они находят их, то предприятие «живет» дальше, если нет предприятию конец. Всякий раз, когда я захожу в магазин за зубной пастой, инстинктивно выбираю Blend-a-med, наверное потому что мне нравится их реклама, которая всякий раз убеждает покупателей, что эта паста защищает наши зубы от 7 признаков болезней зубов, хотя с другой стороны через месяц они рекламируют эту же пасту, но уже с экстрактом хвойного дерева и я невольно задумываюсь, так а до этого что было!!! Сломя голову несусь в магазин за шампунем HERBAL ESSENSIS и хотя рядом на самой нижней полке лежит шампунь детства- Ромашка, я не могу ее купить- у меня в подсознании уже заложено- ТОЛЬКО «ХЕРБАЛ»,ДА-ДА ВОТ ЭТОТ САМЫЙ ЭССЕНСИС-говорю я продавщице в магазине. И вот когда это вся информация уже лежит у меня в голове, вот оно мое позиционирование этих товаров и услуг. Да и главное мне не жалко денег за это. Я называю их «красавчиками» своего дела.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3
Глава 1 ..........................................................................................................................................4
1.1Позиционирование товаров………………………………………………………………….4
1.2Виды позиционирования……………………………………………………………………..6
Глава 2……………………………………………………………………………………………6
2.1Стратегии позиционирования………………………………………………………………..6
2.1.1Выбор и реализация стратегии позиционирования………………………………………11
2.1.2Определение потенциальных конкурентных преимуществ……………………………...13
2.1.3Использование особенностей при позиционировании товаров и услуг………………....16
2.1.4Информирование потребителей о выбранной позиции…………………………………...20
2.2 Репозиционирование "Балтикой" своей главной марки………………………………….....20
3.Заключение…………………………………………………………………………………….....25
Список литературы………………………………………………………………………………...26

Работа содержит 1 файл

Позиционирование товаров и услуг.doc

— 232.00 Кб (Скачать)

      Правда  теперешний слоган «Трешки» - «Классика  в новом формате»- вряд ли станет народной поговоркой вроде «Надо чаще встречаться» «Золотой бочки». В августе продажи "Балтики №3" были поддержаны рекламой зонтичного брэнда "Балтика" ("Мировое пиво"), а в сентябре на федеральных телеканалах вышел первый ролик из заготовленной на осень серии сюжетов "Экспресс", снятой специально для "трешки" ("Там, где Россия"). "Телевидение, безусловно, мощнейший рекламный канал, дающий самую низкую стоимость контакта с потребителем, – убежден Андрей Рукавишников. – Телереклама позволяет создать имидж марке. Лояльность приобретается другими способами".

     Летом более чем в 1000 магазинах Москвы, Санкт-Петербурга и еще в 30 крупнейших городах России "Балтика" организовала дегустации "трешки", сопровождавшиеся раздачей сувениров из разряда "мелочь, а приятно" – зажигалок, открывалок, футболок и зонтиков с фирменной символикой. Но действительно грандиозной по масштабам и результатам получилась промо-кампания "Нам по пути". Ее призовой фонд составили 20 автомобилей "Шевроле-Нива", 30 000 фотоаппаратов, 500 000 дорожных сумок и 4,5 млн бутылок и банок пива. Любой покупатель "Балтики №3" мог что-нибудь выиграть, обнаружив одну или несколько пробок или баночных "ключей" с определенными символами. Благодаря этой лотерее продажи "трешки" в октябре – месяце традиционного спада на пивном рынке – на 77% превысили продажи октября 2003 года. Московский комбинат "Очаково", разыгравший в декабре 2003-го – марте 2004 года 25 автомобилей "Лада", 2500 CD-плейеров и 25 000 пивных кружек, добился лишь 3% роста сбыта в первом квартале. Участник конкурса должен был собрать шесть этикеток пива "Очаково" и отправить их организаторам вместе с адресом лучшего друга, который таким образом получал шанс выиграть приз. Попытка апеллировать к дружеским чувствам оказалась не слишком удачной по сравнению с "эгоистическим" подходом "Балтики".

      

Ликвидация  хаоса 

     Известно, что как бы ни были велики затраты  на маркетинг, они не принесут ожидаемого эффекта, если сбыт не налажен должным  образом: максимально возможный  охват торговых точек, постоянное наличие товара в продаже, выгодные для дистрибуторов и магазинов условия поставок.

     Показатель  представленности "Балтики №3" в российской рознице – около 95% всех точек, торгующих пивом, –  за прошедший год практически  не изменился. Но, как отмечает директор по продажам "Балтики" Гавриил Навроцкий, отношения компании с розницей "стали более качественными". Работа компании в период до 2004 года – это хаотичность поставок и нестабильность завоза высоколиквидных позиций, – рассказывает Наталья Провоторова, директор филиала розничной сети "Патэрсон" в Твери. – Сейчас, после смены дистрибутора, поставки по графику, стабильность ассортимента и товарные кредиты под маркетинговые акции".

     Реорганизация сбытовой системы "Балтики" началась в 2003 году, проводилась, разумеется, не ради одной "трешки", но напрямую сказалась на ее продажах. В ходе затеянной реформы дистрибуции число региональных представительств «Балтики» увеличилось с 32 до 104. Россию условно поделили на восемь сбытовых регионов, каждый из которых закрепили за определенным количеством дистрибьюторов, а число самих оптовиков было сокращено с 1400 до 220. В обмен на эксклюзивное право продавать «балтийское» пиво распространители должны выполнять план по его закупкам и держать во  всех регионах  России единую оптовую цену на продукцию «Балтики5».

     Пару  лет назад питерский дистрибутор "Балтики", что ее собственные  торговые структуры "перебивают ему  бизнес", предлагая клиентам более  низкие цены. "Сейчас всем все понятно, – заверяет Гавриил Навроцкий. – Наши филиалы и партнеры не конкурируют за торговые точки. Мы совместно ставим задачи и под них распределяем ресурсы". По его словам, возможности ценовой конкуренции между дистрибуторами также минимизированы. "В случае несоблюдения рекомендованных оптовых цен дистрибутор может быть оштрафован или даже лишен контракта", – подтверждает Анна Косяченко, менеджер по работе с ключевыми клиентами компании "Хэппиленд", ранее возглавлявшая отдел маркетинга московской фирмы "Кромус-Сервис", торгующей пивом. "У нас в городе дистрибуторы "Балтики" подписали соглашение об исключении демпинга", – говорит Рустем Кавсаров, директор филиала "Патэрсон" в Уфе.

     Каждый  партнер пивоваренной компании с  ее помощью (подбор и обучение) сформировал  команду торговых представителей и мерчандайзеров, которым было поручено заниматься исключительно продукцией "Балтики". К слову, подобные отделы эксклюзивных продаж еще в 2002 году появились у дистрибуторов ее ближайшего конкурента – холдинга "САН Интербрю". Как утверждает Гавриил Навроцкий, сотрудники сбытовых подразделений и дистрибуторов "Балтики" посещают не менее 100 000 торговых точек за неделю.

"Перед  нами ставили довольно жесткие  задачи, исполнение которых так  же жестко контролировали, – рассказывает  Анна Косяченко. – При этом "Балтика" по сравнению с другими поставщиками выплачивала не самые высокие бонусы по результатам. Но мы были заинтересованы в долгосрочных отношениях с этой компанией, благодаря которым можно хорошо зарабатывать на объемах продаж". 

Все, что осталось 

     В очередной серии "Экспресса" двое молодых москвичей распивают "трешку" с новым попутчиком – сибирским бизнесменом; в последнем, только что снятом ролике, в одной компании оказываются инженер из Тюмени, байкер из Омска и матрос-"дембель", возвращающийся домой в Москву.

     За  упорное нежелание "сегментировать потребителей" и креатив новых  роликов "Балтика" регулярно подвергается обструкции на Интернет-форумах."Сериал "Экспресс" – это лубочные картинки, Россия, которой не существует в  природе, – считает Владимир Коровкин, заместитель гендиректора рекламной группы FCB Media Arts. – Сомневаюсь, что кто-либо из потребителей "увидел себя" в героях этих роликов. «Балтика» использовала репозиционирование имиджа, т.е. изменение имиджа существующего товара в глазах того же самого целевого сегмента потребителя (модификация комплекса маркетинга, когда сама "трешка" не меняется- эта марка на самом деле стала всенародной, а предлагаются оригинальные методы его продвижения, модификация сбыта и проведение серии промо-акций, индивидуальная рекламная кампания). Можно провести аналогию с Coca-Cola, которая рекламируется как газировка "для всех". Директор по маркетингу ближайшего конкурента "Балтики" также оправдывает ее стратегию: "Балтика №3" – крупнейший по объемам продаж и самый узнаваемый пивной брэнд в России. По отношению к такой марке было бы ошибкой взять и объявить: с данного момента это пиво выпускается для определенной категории потребителей".

     По  мнению Андрея Рукавишникова, самая  объективная оценка качества рекламного креатива "Балтики №3" – это объемы продаж: "Разве можно объяснить результаты, которых мы достигли, только тем, что потребители "купились" на призы и подарки?""Новое позиционирование "трешки" как отдельного продукта, креатив рекламных роликов и промо-акций, конечно, сыграли свою роль, но это не идет в сравнение с тем влиянием, которое оказало увеличение медиа-бюджета", – полагает президент рекламной группы Depot WPF Алексей Андреев. Дистрибуторы и менеджеры магазинов указывают, что "Балтика" гораздо больше внимания стала уделять трейд-маркетингу – рекламе и мотивирующим акциям на местах продаж.

     "Вообще-то  мы следовали классическому принципу  четырех "пи", – рассказывает  Андрей Рукавишников (согласно концепции  американского маркетолога Джерома  Маккарти, на продажи любого товара влияют четыре параметра: product – качество и упаковка, place – места и направления продаж, promotion – стимулирование сбыта и price – уровень цен). – Мы улучшили упаковку, рекламу, организацию сбыта и при этом оставили прежними отпускные цены". Впрочем, договориться с ритейлерами о жестких нормах наценки "Балтике" не удалось. "Нам предлагали уменьшить наценку, чтобы увеличить товарооборот, но, сделав свои расчеты, от изменения цен мы отказались", – говорит Наталья Провоторова из тверского "Патэрсона". Зато по сравнению с конкурирующими марками средняя по России розничная цена на бутылку "Балтики №3" с мая по август выросла незначительно, всего на 1,5% (до 14,45 руб.), тогда как, например, "Клинское Светлое" подорожало почти на 3,5% (до 15,15 руб. – данные "Бизнес Аналитики").

     Любопытно, что в Великобритании "Балтика  №3" продается по цене, почти самой  высокой среди импортных марок  – 3,5 фунта за бутылку. Для сравнения: бутылка сингапурского Tiger стоит  в Глазго 2,5 фунта. По словам Эндрю  Джека из Scottish & Newcastle, здесь целевая аудитория "Балтики" – продвинутая молодежь, которая слушает электронную музыку, носит одежду от Diesel и пренебрегает средствами массовой информации. Впечатляющая разница подходов. Переиначив известный афоризм, можно сказать, что маркетинг – великая сила.

Как поднимали продажи "Балтики  №3"

Проблема: снижение объема продаж летом 2003 года (впервые за 10 лет);

Инструменты: дистрибуция, реклама, промо-акции;

Шаг первый: реорганизация системы сбыта (территориальное  деление рынка, формирование собственных команд продавцов в штате дистрибутора);

Шаг второй: репозиционирование марки, индивидуальная рекламная кампания;

Шаг третий: серия промо-акций в магазинах;

Шаг четвертый: запуск серии рекламных роликов "Экспресс", федеральная промо-кампания;

Результат: продажи "Балтики №3" в мае  – сентябре выросли на 25% по сравнению с тем же периодом 2003 года6. 

     Как видно по примеру «Балтики», основной целью и задачей этого репозиционирования было увеличение объема потребления «Балтики№3» сегментами потребителей, которые хорошо его знают. Применение правильной стратегии репозиционирования дает хорошие результаты, о чем говорит повышение уровня продаж на 25%. Маркетологи для решения поставленных задач должны уметь использовать весь комплекс маркетинговых инструментов: реорганизовать систему сбыта, проведение рекламных и кампаний и промо-акций, т.к. применение только рекламы, или смена только маркетинговой стратегии, в условиях крупных компаний, может повлечь за собой то ,что компания потеряет старые сегменты, так и не сумев завоевать новые.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.Заключение 

  Когда я взялся написать эту работу, я действовал по принципу – если ты что-то делаешь, то делай это хорошо, поставил перед собой главную цель - разобраться в теме «позиционирование товаров и услуг фирмы», можно сказать, стать специалистом  в этой области.

      Значит  позиционирование – это некий  комплекс мер, который направлен  на формирование  благоприятного имиджа организации и/или товара, по которому потенциальные потребители, смогут определить или даже выделить  этот товар или организацию из множества, которые представлены на рынке.

      Можно разделить сам  процесс позиционирования на 3 этапа:

1.сначала выделяют набор возможных конкурентных преимуществ, которые пригодны для позиционирования;

2. затем выбирают наиболее соответствующие целям компании конкурентные преимущества;

3.предпринимают усилия для формирования и закрепления выбранной позиции на рынке.

      Также производителям необходимо формировать такое позиционирование, которое:

  1. конкуренты не смогут повторять;
  2. не захотят повторять;
  3. даже если попытаются повторить, то не добьются успеха.

      Любой продукт или организация нуждается в ясной стратегии позиционирования, дабы его или ее предполагаемое место на рынке могло с достаточной отчетливостью запечатлеться в сознании потребителя. Стратегия требует координации всех маркетинговых атрибутов для поддержки избранной позиции. Обычно потребители выбирают те товары и услуги, которые наиболее полно удовлетворяют их потребности. Поэтому, перед выбором стратегии позиционирования, маркетологи тщательно анализируют основные конкурентные преимущества своих товаров или услуг. Полноценное позиционирование конкретной торговой марки выражается в предложении ценности, т.е. целого ряда преимуществ товара или услуги, на основе которых и строится стратегия позиционирования. Прочную позицию нельзя завоевать пустыми обещаниями. Если компания позиционирует свой товар посредством предложения более высокого качества или большего объема услуг, она затем должна будет предоставить обещанное качество и услуги. Иначе она просто потеряет этих клиентов и вряд ли она сможет завоевать их внимание в будущем.

            Компании часто  обнаруживают, что гораздо легче  выйти на рынок с хорошей стратегией позиционирования, чем реализовать ее. На завоевание определенной позиции или ее смену обычно требуется довольно много времени. Но легко утерять позицию, становление которой заняло много лет. Раз уже компании удалось завоевать требуемую позицию, ей следует приложить все усилия для того, чтобы удержать эту позицию, постоянно совершенствуя свою деятельность и целенаправленно ее рекламируя.

Информация о работе Позиционирование