PR и реклама в средствах массовой информации как часть системы банковского маркетинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 11:21, дипломная работа

Описание работы

Рынок банковских услуг является одной из важнейших и не-отъемлемых составляющих современной рыночной экономики. Поэтому сегодня возрастает интерес к различным аспектам дея¬тельности банковских систем и методов управления ими.

Содержание

1.ВВЕДЕНИЕ 4


2.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 6

2.1. Банковские услуги в современной рыночной экономике 6

2.2. Концепция банковского маркетинга 10

2.3. Особенности маркетинга и PR в банках 24

2.4. PR как область профессиональной деятельности 27

2.5. Предмет и значение науки об информации

и связях с общественностью в финансовой сфере 32

2.6. Коммуникации в финансовой сфере 34

2.7. Связи с общественностью и пресса 34

2.8. Эффективность связей с прессой 35
9.Изучение общественных связей внутри банка -
основа успеха связей с общественностью 35

3. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ 37

3.1.Программа исследования 37

3.1.1.Описание проблемной ситуации 37

3.1.2. Предмет исследования 37

3.1.3. Объект исследования 37

3.1.4. Метод 37

3.1.5. Цели исследования 38

3.1.6. Задачи исследования 38

3.1.7. Гипотезы 38

3.1.8. Определение понятий 39

3.2. Результаты исследования 39

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44

ЛИТЕРАТУРА 45

ПРИЛОЖЕНИЕ 46

Работа содержит 1 файл

PR в системе банковского маркетинга.doc

— 344.50 Кб (Скачать)

      3.1.8. Определение понятий.

      Банковская  услуга — профессиональный интеллектуальный продукт, созданный на основе маркетинговых исследований потребностей рынка с целью реализации его на рынке и извлечения прибыли.

      Финансово активная часть населения  – работающая часть населения, со стабильным ежемесячным доходом. 

      3.2. Результаты исследования

  В ходе проведенного исследования были опрошены представители различных  областей профессиональной деятельности, таких как: информационные технологии (9 чел.), связи с общественностью (4 чел.), собственный бизнес (2 чел.), бухгалтерия (1 чел.), госслужба (1 чел.), дизайн (1 чел.), журналистика (1 чел.), кадровый менеджмент (2 чел), банковская сфера (16 чел.), коммерция в различных сферах (6 чел.), маркетинг (2 чел.), мебельный бизнес (4 чел.), медицина (1 чел.), торговый менеджмент (2 чел.), недвижимость (1 чел.), реклама (5 чел), телекоммуникации и сотовая связь (3 чел), социология (3 чел.), торговый бизнес (4 чел.),  финансы (3 чел.), а также секретарское дело (2 чел.), экономика (5 чел.), нефтяной бизнес (1 чел.) и у одного человека сфера профессиональной деятельности не определена.

  Всего было опрошено 80 человек возрастной группы от 20 до 40 лет, из них 40 мужчин 40 женщин.  55% опрошенных не замужем  и не женаты, 71,3% не имеют детей, у 20% один ребенок, у 7,5% двое детей и  у 1,3% трое. Все респонденты имеют стабильный ежемесячный доход. Причем по доходным группам распределение произошло следующим образом:

  Доходная  группа:   % от общего кол-ва респондентов.

  Менее – 300$     20%

  300$-600$     33.8%

  600$-1000$     21.3%

  1000$ и выше     25%

  Итого 80 чел     100%

  По  первому вопросу анкеты ответы распределились следующим образом: 41,3% респондентов пользуются услугами банка раз в  месяц, 23,8% пользуются чаще, чем два  раза в месяц и столько же реже, чем раз в полгода. 8,8% пользуются раз в квартал и 2,5% раз в полгода. По второму вопросу анкеты - 85% опрошенных отметило, что чаще пользуются услугами банка в личных целях, нежели по работе. Таким образом, подтвердилась гипотеза №1, о том, что большинство людей пользуется услугами банка раз в месяц в личных целях.

      На  третий вопрос анкеты 60% респондентов ответило, что у них был счет в банке до кризиса 2004 года, из них 77,6% не потеряли ничего, 12,2% потеряли вложенные средства частично и 10,2% потеряли полностью. Интересен то факт, что 31,3% респондентов, державших счет в банке до кризиса августа 1998 года, продолжала держать счет и держит счет и сейчас, после 2004 года и 31,3% не державших счет до кризисов, не держит счет и сейчас. По моему мнению, это можно объяснить тем, что опрошенные, пользовавшиеся услугами банка, и, как следствие этого, наиболее осведомленные в этом вопросе, проявляют большее желание сотрудничать с банком и пользоваться услугами последнего, нежели респонденты, которые никогда не держали счет в банке. Из тех респондентов, кто не держал  счет в банке до кризиса, лишь 8,8% держит счет в банке сейчас. И 28,8% респондентов, державших счет в банке до кризиса не имеют счетов в банках. 

      Все это подтверждает гипотезу №2, о том, что большинство респондентов, державших счет в коммерческом банке до 2004 г.   держит счет и сейчас.

  По  таблице № 1 (приложения) «зависимость частоты использования банковских услуг от среднего ежемесячного дохода»  видно, что большинство (50%) респондентов, ежемесячный доход которых превышает 1000 долларов, пользуется услугами банка чаще, чем два раза в месяц, 20% пользуется услугами  раз в месяц, столько же пользуется реже, чем раз в полгода. В доходной группе от 600$-1000$ ежемесячно 70,6% пользуются услугами банка раз в месяц. В группе ежемесячных доходов 300$-600$  29,6% пользуются услугами банка раз в месяц, а 18,5% чаще, чем два раза в месяц, а 33,3% реже, чем раз в полгода. А из тех респондентов, средний ежемесячных доход которых 300$ и ниже 56,3% пользуются услугами раз в месяц, а 25% реже, чем раз в полгода. Таким образом, в каждой доходной группе можно выделить группу наиболее активно пользующихся банковскими услугами (один и более раз в месяц).

  Доходная  группа:   % от общего кол-ва респондентов.

  Менее – 300$     68,8%

  300$-600$     48,1%

  600$-1000$     82,4%

  1000$ и выше     70%

  Итого 80 чел     100%

      Отсюда  видно, что за исключением доходной группы 300$-600$ ( процент наиболее активно  использующих банковские услуги, входящих в нее респондентов составил 48,1%), во всех остальных доходных группах активная их часть превысила 50%. Таким образом, гипотеза №3 о том, что респонденты, обладающие более высоким доходом, пользуются услугами банков чаще, не подтвердилась, т. к. прямой связи обнаружено не было, что дает основание говорить о том, что частота использования банковских услуг во многом зависит не только от дохода, но и от других показателей.

 

      В настоящее время  у 60% опрошенных нет счета в банке и из них 68,1% хотели бы открыть счет в банке, подошедшим им по ряду критериев. 56,3% респондентов при необходимости открыли бы счет в крупном коммерческом банке 12,5% в мелком коммерческом банке, а 31,3% предпочли бы открыть счет в Сбербанке, что подтвердило гипотезу №4 о том, что выбранная возрастная группа предпочтет открыть счет в крупном коммерческом банке.

  Решающим моментом при выборе банка 37,5% респондентов назвали совет знакомого, являющегося сотрудником данного банка, 26,3% назвали известность банка, 7,5% - совет знакомого, являющегося клиентом банка, 3,8% - удобное месторасположение и 25% ответили по-другому. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что гипотеза №5 о том, что решающим моментом при выборе банка будет совет знакомого сотрудника этого банка, подтвердилась.

 

      На  седьмой вопрос анкеты о свободных  деньгах ответы распределились следующим  образом: 35% опрошенных предпочитают хранить деньги в «заначке», пускать свободные средства в оборот предпочитают 17,5%, хранить в депозитной ячейке 7,5%, класть в банк на депозит 6,3%, 10% ответило по-другому и 23,8% предпочитают сразу же все тратить, что подтверждает гипотезу №6, о том, что большая часть данной возрастной группы предпочитает хранить деньги в «заначке».

 

      По  таблице № 3 (приложения) зависимости  того, как респонденты распоряжаются  свободными деньгами от дохода можно  сказать, что большинство (35,7%) респондентов, ежемесячный доход которых превышает 1000 долларов предпочитает пускать свободные средства в оборот (имеется ввиду свой бизнес, либо доверительное управлении на бирже и т.п.), 21,4% предпочитает хранить деньги в депозитной ячейке, 14,3% предпочитают хранить свободные деньги в «заначке», столько же кладут деньги в банк на депозит, и столько же предпочитает сразу же все тратить. В доходной группе от 600$-1000$ ежемесячно 46,7% предпочитают хранить деньги в   “заначке”, 26,7% предпочитают сразу же все тратить  и 13,3% предпочитают класть свободные деньги в банк на депозит, 6,7% предпочитает пускать в оборот и столько же предпочитает хранить свободные деньги в депозитной ячейке. В группе ежемесячных доходов  300$-600$  - 37% предпочитают хранить деньги в «заначке», 25,9% пускать в оборот и столько же предпочитает сразу же тратить, хранить в депозитной ячейке предпочитает 7,4% опрошенных, а 3,7% предпочитает класть в банк на депозит. А из тех респондентов, средний ежемесячный доход которых 300$ e ниже 56,3% предпочитает хранить деньги в «заначке», 37,5% предпочитает сразу же все тратить и 6,3% предпочитает свободные средства пускать в оборот. Таким образом,  можно сделать вывод о том, что респонденты, имеющие доход до 1000$ предпочитают хранить деньги в «заначке», а респонденты, средний ежемесячный доход которых 1000$ и выше, предпочитают пускать свободные средства в оборот, что подтверждает гипотезу № 7 о том, что респонденты с более высоким доходом (1000$ и выше) предпочитают свободные деньги пускать в оборот.

    На вопрос об информированности  о спектре предоставляемых банками  услуг  только 11,3% респондентов  ответило, что знает весь спектр, 41,3% - знает только то, что  необходимо, 31,3% - скорее всего чего-то не  знает  и практически ничего  не знает 16,3%. Причем хотели бы узнать больше об услугах предоставляемых банками 75% опрошенных. Проанализировав ответы на вопросы об информированности населения о банковских услугах, можно с уверенностью сказать, что подтвердилась гипотеза №8 о том, что респонденты не обладают полной информацией о предоставляемых банками услугах и хотели бы знать больше.

  По  таблице № 2 (приложения) зависимости  частоты использования банковских услуг от пола респондента можно  заметить, что мужчины более активны, 67,5% мужчин пользуются услугами банка один и более раз в месяц, тогда как у женщин эта величина составляет 62,5%, что опровергает гипотезу № 9 о том, что женщины более активно пользуются услугами банка.

  Наиболее  полную финансовую информацию респонденты  получают из журналов - 50% опрошенных, 13,8% - из интернета, 12,5% - из телевизионных программ, 8,8% - из газет, 2,5% - из радиопрограмм, 1,3% затрудняется ответить и 11,3% назвало другие источники, в т.ч. информационные агентства, финансовые документы, коллеги, друзья, знакомые, слухи. Таким образом, подтвердилась гипотеза №10 о том, что наиболее полную финансовую информацию респонденты получают из журналов.

  Журналом, пользующимся наибольшим доверием оказался «ФИНАНС» - 50% опрошенных, 46,3% доверяют публикациям журнала «ДЕНЬГИ», 20% -журналу «ПРОФИЛЬ», журналу «КОМПАНИЯ» доверяют 8,8% респондентов, и не доверяют ни одному изданию 21,3% респондентов. (При ответе на данный вопрос респондент мог отметить несколько журналов, публикациям которых  он доверяет.). Таким образом, по результатам проведенного опроса подтвердилась гипотеза № 11 о том, что наибольшее доверие респондентами оказывается публикациям журнала «Финанс». Из 80 опрошенных 18 чел. - регулярно читают журнал «ДЕНЬГИ», 16 чел. -  журнал «ФИНАНС», 11 чел. - журнал «ПРОФИЛЬ», 9 чел. - журнал «КОМПАНИЯ», остальные журналы назывались менее чем пятью респондентами, среди них лидерами стали «PLAYBOY»и «МАN’S HEALTH» их регулярно читают 3 из 80 опрошенных.

 

      Исходя  из всего вышесказанного, следует  отметить, что в настоящее время потенциальные клиенты банков довольно неактивно пользуются услугами банка, что происходит вследствие низкой информированности об услугах, предоставляемых банками и низкого, опять же, доверия к последним. Большую роль в этом отношении сыграли события  банковских кризисов, когда многие вкладчики потеряли частично или полностью свои деньги. Многие перестали доверять банкам, предпочитая хранить сбережения «в заначке». Но в то же время, люди, до кризиса активно использовавшие банковские продукты, и успевшие привыкнуть к последним, не смогли от них отказаться и после. Сейчас в силах банков, желающих привлечь средства физических лиц ликвидировать существующий недостаток информации о банке и предоставляемых им услугах. При этом большую роль играет формирование имиджа банка не только для общественности, но и для своих сотрудников, так как именно они могут помочь создать большую клиентскую базу, т.к. то, что и как говорит о своем банке сотрудник, оказывает огромное влияние на принятие решения об открытии счета и использования услуг, предлагаемых именно этим банком. В настоящее время  рекламным агентствам приходится идти на различные ухищрения в области банковской рекламы, т.к. были введены законодательные ограничения на производство и размещение финансовой рекламы.  И все же банковская реклама живет, пусть не так вольготно и широко как прежде, но свои от 5 до 15% рынка держит. На телевидении – хоть не в лидерах по объему, зато не последняя по креативу. Это все имиджевая реклама. Реклама финансовых операций и услуг за последнее время претерпела большое количество качественных скачков. Это и перенос акцентов с одних видов рекламоносителей на другие, и изменение структуры рекламных бюджетов, и отработка специфических форм продвижения услуг потребителю. Все эти перемены диктуются объективными причинами, связанными с экономической ситуацией на рынке. Изменение структуры спроса на финансовые услуги, падение доходности по большинству операций и появление новых финансовых институтов и инструментов повлекли за собой обострение конкурентной борьбы между банками, как за рынки сбыта, так и за источники дешевых ресурсов. В настоящее время основным информационным каналом между банком и потребителем для продвижения конкретных услуг является пресса, в особенности журналы. Количество имиджевых публикаций (содержащих только логотип и слоган) составляет не более 5% от их общего количества. Подавляющее большинство составляют публикации, в которых содержательная часть является главной по отношению к другим элементам оригинал-макета.

      По  результатам данного исследования размещать рекламные и PR-сообщения лучше всего в журналах «ФИНАНС», «ДЕНЬГИ», «ПРОФИЛЬ», «КОМПАНИЯ». Значительный отрыв этих изданий объясняется, кроме того, что их публикациям доверяют, еще и сформированной ими стабильной читательской аудиторией, обращение к которой будет достаточно эффективным при продвижении соответствующих финансовых услуг.

 

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Планируя  оперативную стратегию, служба связей с общественностью в области финансов получает информацию от руководителей банка, аналитиков, а также от клиентов.

      Полученная  информация анализируется и формируется  таким образом, чтобы добиться совпадения общественных интересов и интересов  банка к их взаимной выгоде.

      Эта служба наряду с социальной наукой стала необходимой для любого банка, организации, стремящейся к установлению хороших связей с нужными слоями общества. В конце концов, его успех зависит именно от последних — они способствуют известности банка, установлению доверия к нему и помогают выделиться среди других.

      Есть  банки, которые не имеют отдела связей с общественностью, но, несмотря на это, определенные общественные круги знают их, доверяют им и выделяют среди других. Происходит так потому, что их руководящий состав, пользуясь благоприятным социальным климатом на предприятии, в течение ряда лет заботился об имидже предприятия и создал его. Тем не менее, с некоторых пор растущая конкуренция вынуждает уделять повышенное внимание работе с общественностью, что становится все труднее. У руководства возникает потребность прибегнуть к советам специалистов, чтобы информация, которую оно желает довести до нужных групп общественности, была услышана, понята и воспринята. Это касается банков, как расширяющих свою деятельность, так и переживающих кризис.

      Некоторые специалисты по связям с общественностью утверждают, что существование соответствующей службы оправданно для конкурентоспособных стран с сильной и стабильной экономикой. Другие считают ее порождением капиталистических государств, так как в коммунистических странах с централизованной экономикой существуют лишь производители-монополисты или государственные банки, которым в силу ограниченности предложения обеспечен сбыт продукции и услуг независимо от их имиджа.

      Данная  работа может также стать теоретическим  подспорьем как  для начинающего PR-менеджера, так и может явиться своеобразным шаблоном для организации PR-кампаний, проведения исследований в банке, а также в любой схожей по роду деятельности финансовой структуре.

Информация о работе PR и реклама в средствах массовой информации как часть системы банковского маркетинга