Понятие о равносильности уравнений и неравенств. Теоремы о равносильности. Школьная лекция по теме «Уравнение-следствие и равносильные

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 14:42, курсовая работа

Описание работы

Математическое образование, получаемое в общеобразовательной школе, является важнейшим компонентом общего образования и общей культуры современного человека. Практически все, что окружает современного человека – это все так или иначе связано с математикой. А последние достижения в физике, технике и информационных технологиях не оставляют никакого сомнения, что и в будущем положение вещей останется прежним. Поэтому решение многих практических задач сводится к решению различных видов уравнений, которые необходимо научиться решать.

Содержание

Введение 3
Глава I. Аналогия как метод научного познания 6
§1.1 Методы научного познания как компоненты гуманитарно ориентированного содержания математического образования 6
§1.2 Познавательные процессы и умственные способности юношеского возраста 12
§1.3 Сущность метода аналогии. Роль аналогии в обучении математике 14
Выводы по Главе I………………………………………………………….…..22
Глава II. Методические рекомендации к обучению школьников методу аналогии при изучении темы «Сфера» 24
§2.1 Основные положения методики обучения школьников методу аналогии 24
§2.2 Выводы из логико – дидактического анализа темы «Сфера» 38
§2.3 Конспекты уроков 43
Урок по теме «Сфера и шар. Уравнение сферы» 43
Урок по теме: «Взаимное расположение сферы и плоскости» 51
Урок по теме: «Касательная плоскость к сфере» 56
Заключение 63
Список использованной литературы 64

Работа содержит 1 файл

ФОНДОВАЯ.docx

— 1.04 Мб (Скачать)

         Решение. Обозначим – многочлен, стоящий в левой части исходного уравнения. Найдем все целые корни уравнения. Делителями числа 2 являются числа 1, -1, 2, -2. Подставим в уравнение, имеем:

      .

     Следовательно, .

         Делением  многочлена на многочлен находим .

         Корни этого многочлена – числа  .

         Ответ: .

  1. Найти действительные корни уравнения

      .

         Решение. Перенесем все члены в левую часть уравнения и упростим:

      .

         Разложим  левую часть полученного уравнения  методом группировки:

      .

         Таким образом, рассмотрим уравнение, равносильное данному:

          .

         Теперь  найдем корни этого уравнения: а уравнение не имеет действительных корней.

         Ответ: .

  1. Решить уравнение .

         Решение. Данное уравнение является алгебраическим, но не имеет целых корней, так как делители свободного члена не являются корнями уравнения. Здесь представлено возвратное уравнение.

           не является корнем уравнения,  значит, можно разделить уравнение  на  без потери корней:

     

         Сделаем замену неизвестного, обозначив  . Тогда имеем:

     

         Исходное  уравнение примет вид

     

         Вернемся  к введенным обозначениям:

    1. , значит, .
    2. , значит, .

         Ответ: , .

  1. Решить уравнение .

         Решение. Предположим, что x – корень уравнения, т.е. x – число, обращающее исходное уравнение в верное числовое равенство. Следовательно, знаменатели дробей не равны нулю. Умножая обе части данного равенства на общий знаменатель дробей, т.е. на , получим

      .

         Решим это уравнение. Преобразуем его  следующим образом:

     

         Среди делителей свободного члена находим  целый корень полученного уравнения. Разделив левую часть этого уравнения на , запишем его следующим образом:

          .

         Решая уравнение  , находим его корни .

         Замечаем, что при найденных значениях  x знаменатели дробей в исходном уравнении не обращаются в ноль.

         Ответ: , .

     В представленных задачах 4 и 5 применяется  именно этот способ решения рациональных уравнений ( это задания на прямое применение задачи 3).

     В учебнике этих же авторов для 10-11 классов  рассматриваются только равносильные уравнения и уравнения-следствия. Поэтому упражнений на решение уравнений  мало. Представлены задания типа:

  • решить уравнение (или найти корни уравнения);
  • равносильны ли уравнения;
  • установить, какое из уравнений является следствием другого.

     Здесь принцип от простого к сложному сохраняется. Ниже выпишем и рассмотрим решения  ключевых задач.

    1. Решить уравнение .

         Решение. Умножив обе части уравнения на общий знаменатель всех трех дробей, т.е. на , получаем:

          .

         Откуда  имеем

         

         Проверка.

      1. : знаменатели двух дробей равны нулю. Поэтому не является корнем уравнения.
      2. :

         

         Значит, – корень уравнения.

         Ответ: .

    1. Решить уравнение .

     Решение. Преобразуем выражение так:

      .

     Откуда

     

     Ответ:

     Во  втором примере авторы предостерегают учащихся от «напрашивающегося» деления  обеих частей уравнения на множитель  во избежание потери корня.

     Перейдем  к учебнику А.Г. Мордковича. Здесь, как  и в учебнике Ш.А. Алимова, ключевыми  являются задачи из текста параграфов. Приведем их ниже с решением.

  1. Решить уравнение .

     Решение. Представив слагаемое 7x в виде x+6x, получим

     

     Задача  свелась к решению совокупности уравнений

     

     Из  первого уравнения находим: . Из второго уравнения – . Так как все преобразования равносильны, то найденные три значения являются корнями исходного уравнения.

     Ответ: , .

         Этот  пример направлен на применение метода разложения на множители.

  1. Решить уравнение .

     Решение. Заметив, что левая часть уравнения имеет структуру , где , выделим в левой части полный квадрат, прибавив и отняв 2AB, т.е. . Получим

     

     «Проявилась»  новая переменная: . Относительно нее получим квадратное уравнение . Находим его корни: . Возвращаясь к исходной переменной, получаем совокупность уравнений:

     

     Из  первого уравнения находим  , второе уравнение не имеет корней.

     Ответ: .

     Данная  задача иллюстрирует применение метода введения новой переменной.

  1. Решить уравнение .

     Решение. Очевидно, что – корень уравнения. Докажем, что это единственный корень.

     Преобразуем уравнение к виду . Замечаем, что функция возрастает, а функция убывает. Значит, уравнение имеет только один корень.

     Ответ: .

     Здесь представлен функционально-графический  метод.

     Таким образом, в данном учебнике рассмотрены  задачи на каждый из методов, выделенных автором.

     Рассмотрим  теперь учебники авторов С.М. Никольский и др. для 10 и 11 классов.

     В учебнике для 11 класса, как в учебнике Ш.А. Алимова, представлены задачи на установление равносильности уравнений (используя  утверждения о равносильных преобразованиях), также задачи на установление равносильности уравнений на множестве (определение  множества, на котором уравнения  равносильны). В этом учебнике авторы представили в основном уравнения  тригонометрические, логарифмические, иррациональные, уравнения с модулем, смешанные уравнения. Уравнений  высших степеней очень мало. Поэтому  ключевые задачи почти отсутствуют. К ним можно отнести следующие: №№ 8.21, 9.8, 9.15, 10.23 (на доказательство утверждений  из текста учебника).

     Изучая  учебник этих авторов для 10 класса, можно выделить такие типы упражнений:

  • упростить выражение;
  • сократить алгебраическую дробь;
  • решите уравнение (в том числе с помощью замены неизвестного, № № 2.49, 2.45);
  • задачи на симметрические многочлены;
  • упражнения на применение формулы бинома Ньютона (нахождение коэффициентов, нахождение членов разложения и др.) и т.д.

     В учебнике присутствуют задачи следующих  уровней:

  • для устной работы;
  • повышенной трудности;
  • для повторения;
  • для базового уровня.

     Задачи  для устной работы представляют собой  вопросы, на которые требуется ответ  учащихся (формулировки теорем, определений). Они сразу следуют после изучения теории.

     Список  упражнений соответствует принципу от простого к сложному.

     Ключевые  задачи также представлены в тексте учебника.

  1. Решить уравнение .

     Решение. Уравнение распадается на два уравнения:

     

     Первое  уравнение имеет корни  , второе уравнение – . Значит, исходное уравнение тоже имеет четыре корня и других корней не имеет.

     Ответ: , .

  1. Решить уравнение .

     Решение. Сначала решим уравнение . Оно имеет два корня . Подставив эти числа в знаменатель левой части исходного уравнения, получим

     

     Это показывает, что число  не является корнем исходного уравнения, а число – корень этого уравнения.

     Ответ: .

  1. Решить уравнение .

     Решение. Перенеся все члены уравнения в левую часть, получим уравнение

      .

     Применяя  правило вычитания алгебраических дробей, перепишем полученное уравнение  в виде

      .

     Решим уравнение  . Перепишем его в виде

     

     Число -5 не обращает в нуль знаменатель, а  число 3 обращает. Следовательно, исходное уравнение имеет единственный корень x=-5.

     Ответ: x=-5.

  1. Решить уравнение .

     Решение. Число 0 не является корнем уравнения, поэтому оно равносильно уравнению

          .

     Обозначим , тогда . Полученное уравнение перепишем в виде

      .

     Это уравнение имеет два корня  . Следовательно, все корни уравнения найдем, объединив все корни двух уравнений

      .

     Первое  уравнение имеет два корня  , а второе уравнение не имеет действительных корней, поэтому исходное уравнение имеет только два корня.

     Ответ: .

     Здесь иллюстрируется применение алгоритмов решения выделенных типов уравнений: распадающееся, уравнение вида , уравнение вида . На применение каждого из этих алгоритмов в списке упражнений присутствуют задания. Также представлены задачи из сборника П.А. Ларичева.

     Таким образом, тема снабжена ключевыми задачами. Эти задачи зачастую представлены в  тексте учебников и представляют собой демонстрацию решения уравнений  тем или иным способом, реализацию алгоритмов решения. Кроме таких  заданий, важными являются и задачи, например, из учебника Ш.А. Алимова и  др. (на доказательство утверждений, касающихся кубических уравнений), так как это  невыделенные теоремы, которыми можно (и нужно) пользоваться в решении  уравнений.

     Что касается структуры упражнений, то здесь выполнены принципы вариативности  и от простого к сложному. Кроме  того, представлены задания и для  устной (в учебнике С.М. Никольского  и др.), и для письменной работы. Можно сделать вывод, что упражнений достаточно (в совокупности). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     § 3 Тематическое планирование 

Тематическое  планирование курса алгебры для 11 класса (базовый уровень)

Календарно-тематический план ориентирован на использование  учебников А.Г. Мордкович. Алгебра  и начала анализа. 10-11 класс. Учебник  и А.Г. Мордкович. Алгебра и начала анализа. 10-11 класс. Задачник

Информация о работе Понятие о равносильности уравнений и неравенств. Теоремы о равносильности. Школьная лекция по теме «Уравнение-следствие и равносильные