Понятие о равносильности уравнений и неравенств. Теоремы о равносильности. Школьная лекция по теме «Уравнение-следствие и равносильные

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 14:42, курсовая работа

Описание работы

Математическое образование, получаемое в общеобразовательной школе, является важнейшим компонентом общего образования и общей культуры современного человека. Практически все, что окружает современного человека – это все так или иначе связано с математикой. А последние достижения в физике, технике и информационных технологиях не оставляют никакого сомнения, что и в будущем положение вещей останется прежним. Поэтому решение многих практических задач сводится к решению различных видов уравнений, которые необходимо научиться решать.

Содержание

Введение 3
Глава I. Аналогия как метод научного познания 6
§1.1 Методы научного познания как компоненты гуманитарно ориентированного содержания математического образования 6
§1.2 Познавательные процессы и умственные способности юношеского возраста 12
§1.3 Сущность метода аналогии. Роль аналогии в обучении математике 14
Выводы по Главе I………………………………………………………….…..22
Глава II. Методические рекомендации к обучению школьников методу аналогии при изучении темы «Сфера» 24
§2.1 Основные положения методики обучения школьников методу аналогии 24
§2.2 Выводы из логико – дидактического анализа темы «Сфера» 38
§2.3 Конспекты уроков 43
Урок по теме «Сфера и шар. Уравнение сферы» 43
Урок по теме: «Взаимное расположение сферы и плоскости» 51
Урок по теме: «Касательная плоскость к сфере» 56
Заключение 63
Список использованной литературы 64

Работа содержит 1 файл

ФОНДОВАЯ.docx

— 1.04 Мб (Скачать)

Автор: Ким Н.А.

№ п/п Дидактическая модель обучения Педагогические  средства Вид деятельности учащихся Задачи. Планируемый результат и уровень  освоения Информационно – методическое обеспечение
Компетенции
Учебно-познавательная Информа-ционная
Профильная  программа
Базовый уровень Продвинутый уровень
Общеучебные цели:     
- Создать условия для умения логически обосновывать суждения, выдвигать гипотезы и понимать необходимость их проверки. 
- Создать условия для умения ясно, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи. 
- Формирование умение использовать различные языки математики:  словесный, символический, графический.  
- Формирование умение свободно переходить с языка на язык для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства. 
- Создать условия для плодотворного участия в работе в группе; умения самостоятельно  и мотивированно организовывать свою деятельность. 
- Формирование умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств тел; вычисления площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства. 
- Создать условия для интегрирования в личный опыт новую, в том числе самостоятельно полученную информацию.
Общепредметные  цели: 
- Формирование представлений об идеях и методах математики; о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов. 
- Овладение устным и письменным математическим языком, математическим знаниями и умениями, необходимыми для изучения школьных естественнонаучных дисциплин, для продолжения образования и освоения избранной специальности на современном уровне. 
- Развитее логического мышления, алгоритмической культуры, пространственного воображения, развитие математического мышления и интуиции, творческих способностей на уровне, необходимом для продолжения образования и для самостоятельной деятельности в области математики и ее приложений в будущей профессиональной деятельности. 
- Воспитание средствами математики культуры личности: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимания значимости математики для общественного прогресса.
Уравнения и неравенства. Системы уравнений и неравенств (20 ч)

Основная  цель: 
Обобщить и систематизировать имеющиеся сведения об уравнениях, неравенствах, системах и методах их решения; познакомиться с общими методами решения.  
Создание условия для развития умения проводить аргументированные рассуждения, делать логически обоснованные                                        выводы, отличать доказанные утверждения от недоказанных, ясно, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи.
 
 

Тема: Равносильность уравнений (2 ч)
53 Объяснительно-иллюстративная Лекция, демонстрация решений качественных задач Фронтальная Составление опорного конспекта, решение  задач, работа с тестом и книгой Имеют представление  о равносильности уравнений. Знают  основные теоремы равносильности.  (Р) Умеют производить равносильные переходы с целью упрощения уравнения. 
Умеют доказывать равносильность уравнений на основе теорем равносильности.  (П)
Объяснение  изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах Гл. 8 §55 
Раздаточные дифференцированные материалы
54 Проблемное  изложение Проблемные  задачи фронтальный опрос, упражнения Групповая, индивидуальная. 
Отработка алгоритма действия, решение упражнений
Знают основные способы равносильных переходов. Имеют  представление о возможных потерях  или приобретениях корней и путях  исправления данных ошибок, умеют  выполнять проверку найденного решения  с помощью подстановки и учета  области допустимых значений. (П) Умеют предвидеть возможную потерю или приобретение корня и находить пути возможного избегания ошибок.   (ТВ) Поиск необходимых  формул в справочной литературе. Гл. 8 §55 
Раздаточные дифференцированные материалы
Тема: Равносильность неравенств решение  неравенств с одной переменной (2 ч)
59 Объяснительно-иллюстративная Лекция, демонстрация решений качественных задач Фронтальная Составление опорного конспекта, решение  задач, работа с тестом и книгой Имеют представление  о равносильности неравенств. Знают  основные теоремы равносильности.  (Р) Умеют производить  равносильные переходы с целью упрощения  уравнения. 
Умеют доказывать равносильность неравенств  на основе теорем равносильности.  (П)
Объяснение  изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах Гл. 8 §57 
Раздаточные дифференцированные материалы
60 Проблемное  изложение Проблемные  задачи фронтальный опрос, упражнения Групповая, индивидуальная. 
Отработка алгоритма действия, решение упражнений
Знают основные способы равносильных переходов. Имеют  представление о возможных потерях  или приобретениях корней и путях  исправления данных ошибок, умеют  выполнять проверку найденного решения  с помощью подстановки и учета  области допустимых значений. (П) Умеют предвидеть возможную потерю или приобретение корня и находить пути возможного избегания ошибок.   (ТВ) Поиск необходимых  формул в справочной литературе. Гл. 8 §57 
тестовые материалы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     §4 Школьная лекция

     «Равносильные уравнения. Уравнение-следствие» 

          Методические комментарии. Понятия равносильных уравнений, уравнений-следствий, теоремы о равносильности уравнений – это важные вопросы, связанные с теорией решения уравнений.

          К 10-му классу учащиеся накопили  некоторый опыт в решении уравнений.  В 7-8-х классах решаются линейные  и квадратные уравнения, здесь  никаких неравносильных преобразований  нет. Далее в 8-м и 9-ом классах  решаются рациональные и простейшие  иррациональные уравнения, выясняется, что в связи с освобождением  от знаменателя и возведения  обеих частей уравнения в квадрат  могут появиться посторонние  корни. Таким образом, возникает  потребность для введения новых  понятий: равносильность уравнений,  равносильные и неравносильные  преобразования уравнения, посторонние  корни и проверка корней. На  основе накопленного учащимися  опыта решения перечисленных  выше классов уравнений, возможно  определить новое отношение равносильности  уравнений и «открыть» вместе  с учениками теоремы о равносильности  уравнений.

          Урок,  конспект которого представлен  ниже, предваряет рассмотрение тем,  связанных с решением иррациональных, показательных, логарифмических  и тригонометрических уравнений.  Теоретический материал этого  урока служит опорой при решении  всех классов уравнений. На  данном уроке необходимо определить  понятие равносильных уравнений,  уравнений-следствий, рассмотреть  теоремы о преобразованиях, приводящих  к таким видам уравнений. Рассматриваемый  материал, как отмечалось выше, является  своеобразной систематизацией знаний  учащихся о преобразованиях уравнений,  он отличается определенной сложностью, поэтому наиболее приемлемым  типом урока является школьная  лекция. Особенность  этого урока  в том, что  поставленная  на нем учебная задача (цели) решается  на протяжении многих последующих  уроков (выявление преобразований  над уравнениями ведущих к  приобретению посторонних корней  и потере корней).

          Каждый этап урока занимает  важное место в его структуре. 

          На этапе актуализации учащиеся вспоминают основные теоретические положения, связанные с уравнением: что такое уравнение, корень уравнения, что значит решить уравнение, область допустимых значений (ОДЗ) уравнения. Находят ОДЗ конкретных уравнений,  которые послужат на уроке опорой для «открытия» теорем.

          Цель этапа мотивации – создать проблемную ситуацию, которая состоит в отыскании правильного решения предложенного уравнения.

          Решение учебной задачи (операционно-познавательный этап) на представленном уроке заключается в «открытии» теорем о равносильности уравнений и их доказательстве. Основное внимание при изложении материала уделено определению равносильных уравнений, уравнений-следствий, «отысканию» теорем о равносильности уравнений.

          Записи, которые делает учитель  в течение урока, представлены  непосредственно в конспекте.  Оформление записей учащимися  в тетрадях приведено в конце  конспекта урока.

     Конспект  урока 

          Тема. Равносильные уравнения. Уравнение-следствие.

          Цели урока.  В совместной деятельности с учащимися выявить на множестве уравнений отношение равносильности, «открыть» теоремы о равносильности уравнений.

          В результате ученик

              знает

     - определение равносильных уравнений,

     - определения уравнения-следствия,

     - формулировки основных теорем;

           умеет

     - из предложенных уравнений выбирать  равносильные уравнения и уравнения-следствия,

     - применять определения равносильных  уравнений и уравнений-следствий  в стандартных ситуациях;

           понимает

     - какие преобразования приводят  к равносильным уравнениям или  к уравнениям-следствиям,

     - что существуют преобразования, в результате которых уравнение  может приобрести посторонние  корни,

     - что в результате некоторых  преобразований может произойти  потеря корней.

          Тип урока. Школьная лекция (2 часа). 

     Структура урока.

     I. Мотивационно-ориентировочная часть:

     - актуализация знаний,

     - мотивация, постановка учебной  задачи.

     II. Операционно-познавательная часть:

           - решение учебно-исследовательской  задачи (цели урока).

     III. Рефлексивно-оценочная часть:

           - подведение итогов  урока,

         - выдача домашнего задания. 

     Ход урока 

          I. Мотивационно-ориентировочная часть.

           - Сегодня на уроке поговорим  об уравнении, но тему пока  записывать не будем. Вспомним  основные понятия, связанные с  уравнением. Прежде всего, что  такое уравнение?

          (Уравнение – это аналитическая  запись задачи нахождения значений  аргументов, при которых значения  одной функции равны значениям  другой функции).

          - Какие еще понятия связаны  с уравнением?

          (Корень уравнения и что значит  решить уравнение. Корень уравнения  – это число, при подстановке  которого  в уравнение получается  верное числовое равенство. Решить  уравнение – найти все его  корни или установить, что их  нет).

          - Что называется ОДЗ уравнения?

          (Множество всех чисел, при  которых имеют одновременно смысл  функции, стоящие в левой и  правой частях уравнения).

           - Найдите ОДЗ следующих  уравнений.

           1) ,

           2) ,

           3) ,

           4) ,

           5)

           6) . 

          - На доске записано решение  уравнения 

     

     Что представляет собой процесс решения  уравнения?

          (Выполнение преобразований, приводящих  данное уравнение к уравнению  более простого вида, т.е. такого  уравнения, нахождение корней  которого не представляется трудным).

          - Верно, т.е. происходит последовательность  упрощений от уравнения  к уравнению и т.д. к . Проследим, что происходит с корнями уравнения на каждом этапе преобразований. В представленном решении получены два корня уравнения . Проверьте, являются ли числа они и числа и корнями исходного уравнения .

          (Числа  , и являются корнями исходного уравнения, а - нет).

          - Значит, в процессе решения эти  корни были потеряны. В целом  же выполненные преобразования  привели к потере двух корней  и приобретению постороннего корня .

          - Как можно избавиться от посторонних  корней?

          (Сделать проверку).

          - Допустима ли потеря корней? Почему?

          (Нет, т.к. решить уравнение  – это найти все его корни).

          - Как же избежать потери корней?

          (Наверное, при решении уравнения  не выполнять преобразования, которые  ведут к потере корней).

          - Итак, чтобы процесс решения  уравнения приводил к верным  результатам, что важно знать  при выполнении преобразований  над уравнениями?

          (Наверное, знать, какие преобразования  над уравнениями сохраняют корни,  какие приводят к потере корней  или приобретению посторонних  корней. Знать, какими преобразованиями  их можно заменить, чтобы потери  или приобретения корней не  было).

          - Вот этим мы и займемся  на этом уроке. Как бы вы  сформулировали цель предстоящей  деятельности на сегодняшнем  уроке?

          (Выявить преобразования над уравнениями,  которые сохраняют корни,  приводят  к потере корней или приобретению  посторонних корней. Знать, какими  преобразованиями их можно заменить, чтобы потери  или приобретения  корней не было). 

          II. Операционно-познавательная часть.

          - Обратимся снова к уравнению,  записанному на доске. Проследим,  на каком этапе и в результате  каких преобразований, были потеряны  два корня и появился посторонний. (Учитель справа от каждого  уравнения  - проставляет числа).

     

Информация о работе Понятие о равносильности уравнений и неравенств. Теоремы о равносильности. Школьная лекция по теме «Уравнение-следствие и равносильные