Анализ и оценка планировки магазина

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 16:52, курсовая работа

Описание работы

основная цель работы - исследование и анализ организации устройства, планирования и оборудования торгового предприятия, а так же разработка конкретных предложений и рекомендаций по совершенствованию деятельности предприятия в целях оптимизации прибыли, преодоления конкуренции и др.
Для достижения целей курсовой работы необходимо решение ряда задач:
· изучение требований, предъявляемых к помещению торгового розничного предприятия, которое осуществляется на основе рассмотрения нормативно-правовой документации и ГОСТов, действующих в данной области;
· рассмотрение состава и взаимосвязи помещений магазина, основ устройства и панировки торгового зала, а так же рассмотрение данных аспектов на примере конкретно предприятия;
· изучение торгово-технологического оборудования;
· рассмотрение вариантов размещения и выкладки товаров в торговом зале, обеспечивающих оптимальную заинтересованность покупателей в их покупке.

Содержание

Введение………………………...……………………………………...…………….3
Глава 1. Теоретические основы устройства и планировки магазина…………….5
1.1 Требования, предъявляемые к помещению торгового розничного предприятия…………………………………………………………………………..…5
1.2 Планировка торгового зала магазина и ее влияние на организацию торгово-технологического процесса…………………………………………..…….….….…..10
1.3 Размещение и выкладка товаров в торговом зале………………………….17
1.4 Организация узлов расчета и оборудование рабочих мест кассиров-контролеров……………………………………………..………………..…………..…20
1.5 Пути совершенствования устройства и планировки магазина……….…..23
Глава 2. Оценка эффективности планировки магазина………………………..26
2.1 Технико-экономические показатели здания магазина……………………..26
Заключение ……………………………….…………………………………….…27
Список использованной литературы…………………………………….…..….31

Работа содержит 1 файл

Курсач.docx

— 60.57 Кб (Скачать)

    Экспозиционная  площадь исчисляется как сумма  площадей всех горизонтальных, вертикальных и наклонных плоскостей, используемых для выкладки товаров на торговом оборудовании в торговом зале. Степень использования площади торгового зала под выкладку     товаров характеризует      коэффициент экспозиционной    площади. Его рассчитывают так:

    Кэксп. = Sэксп. / Sт.з.

    где Кэксп — коэффициент экспозиционной площади торгового зала;

    Sэксп  — экспозиционная площадь магазина, м2;

    Sт.з. , — площадь торгового зала, м2.

    Этот  показатель зависит от видов и  типов применяемого для выкладки товаров оборудования, а также  от его габаритов и количества элементов, увеличивающих экспозиционную площадь (полок, корзин и т. п.). Оптимальным  между экспозиционной площадью и  площадью торгового зала в магазине самообслуживания считается соотношение, 0,7.

    Увеличение  коэффициента экспозиционной площади  за счет применения островных горок и стеллажей большой высоты может  привести к ухудшению обозримости товаров, вызвать неудобства при их выкладке, а также затруднить отбор товаров покупателями.

    Для свободного перемещения товаров  и покупателей часть торгового  зала магазина самообслуживания отводится под проходы. Ширина проходов между торговым оборудованием определяется строительными нормами и правилами, однако она может изменяться в каждом конкретном магазине с учетом применяемых средств механизации и интенсивности покупательского потока. Для свободного перемещения покупателей обязательным является наличие магистральных (более широких по   сравнению с обычными) проходов, расположенных вдоль стен навязывающих все зоны торгового зала.

    Специально  оборудованная часть площади  торгового зала, предназначенная  для расчетов с покупателями за товары в зонах самообслуживания магазинов, в пределах которой сосредоточено более одной контрольно-кассовой машины, называется контрольно-кассовым узлом. Площадь контрольно-кассового узла включает в себя площадь, занимаемую кассовыми кабинами, проходами между ними, столами для упаковки товаров, а также площадь для хранения корзин и тележек для отборки товаров покупателями. В магазинах самообслуживания эта площадь не должна превышать 15% площади торгового зала.

    В продовольственных магазинах на одно рабочее место контролера-кассира  должно приходиться до 100м2 площади торгового зала, а в непродовольственных — до 160 м2.

    При составлении технологической планировки торгового зала большое значение имеет рациональное использование площади магазина за счет правильного размещения и применения торгового оборудования.

    В зависимости от размеров и конфигурации торгового зала, ассортимента реализуемых товаров и методов продажи применяют линейную, боксовую, выставочную и смешанную планировки.

    По  методу самообслуживания наиболее рациональна  линейная планировка торгового зала, когда расстановка оборудования и проходы для покупателей спланированы в виде параллельных линий, расположенных, как правило, перпендикулярно линии узла расчета. При этом часть оборудования устанавливают вдоль стен торгового зала, что позволяет с большей эффективностью использовать его площадь. 

3 Размещение и выкладка  товаров в торговом  зале

    Под размещением товаров понимают систему  расположения их на отдельных участках рабочего места но отличительным  ассортиментным признакам (видам, группам, артикулам, размерам, фасонам, сортам).

    Товары  размещают по товарно-отраслевому  принципу, когда в пределах одного рабочего места (секции) находятся изделия  одной товарной группы, и комплексному, когда на одном этаже, в одной  секции, отделе магазина находятся товары различных групп, взаимосвязанных в спросе или удовлетворяющих потребности определенных континентов покупателей.

         За каждым товаром следует  закреплять постоянное место, покупатели привыкают к этому и легко ориентируются в торговом зале, а работникам магазина это помогает контролировать сохранность товаров, следить за полнотой ассортимента товаров и своевременно пополнять их запасы.

    Товары, размещаемые в торговом зале, в  зависимости от назначения делят  на рабочий, выставочный и резервный запасы.

    К рабочему запасу относят товары, предназначенные  для отпуска покупателям. В магазинах с индивидуальной формой продажи рабочий запас товаров размещают на оборудовании рабочего места продавца и большая часть его скрыта от покупателей. В магазинах самообслуживания рабочий запас выложен на оборудовании открыто и покупатели имеют к нему свободный доступ. При торговле по образцам рабочий запас, подготовленный к подаче в торговый зал, находится в помещениях для хранения.

    Выставочный запас предназначен для информации покупателей об ассортименте имеющихся в продаже товаров. При индивидуальной форме продажи выставочный запас размещают в витринах и на верхних полках пристенного оборудования. В магазинах самообслуживания рабочий запас одновременно является и выставочным. При торговле по образцам выставочным запасом являются выставленные в торговом зале образцы товаров.

    Резервный запас служит для пополнения рабочего запаса в течение дня. Он создается для бесперебойного обслуживания покупателей. При индивидуальной форме продажи резервный запас хранится на рабочих местах про­давцов в нижних выдвижных ящиках прилавков и пристенного оборудования, а при самообслуживании — в кладовых, примыкающих к торговому залу, или на полках, размещенных с тыльной стороны пристенных горок.

    В магазинах самообслуживания при  размещении товаров необходимо соблюдать следующие правила:

    • в непосредственной близости от входа размещают товары частого спроса;
    • с правой стороны, учитывая привычку покупателей к правостороннему движению, размещают товары, объем продажи, которых хотят увеличить, а с левой стороны (в направлении к выходу) — товары повышенного спроса.

    В середине торгового зала размещают  товары достаточного ассортимента.

    Выкладкой товаров называют способы показа и укладки отдельных видов  товаров, посредством которых показывают свойства, цвет, форму и т. п. как каждого вида, так и всего ассортимента предлагаемых товаров. Выкладка может быть товарной и декоративной. Товарную выкладку применяют при самообслуживании для одновременного показа и отпуска товаров. При декоративной выкладке товары располагают в наиболее выгодном для привлечения внимания покупателей положении. Ее применяют только в рекламных целях.

    При размещении и выкладке товаров большое  значение имеют зоны, в которых расположены полки оборудования. Для осмотра товаров наиболее удобной является зона полок, расположенных на уровне глаз покупателя (135—160 см от уровня пола). Полки, находящиеся ниже и выше этих пределов, менее удобны для осмотра.

    Применение  того или иного приема выкладки зависит  от формы продажи, расцветки, рисунка и других особенностей товара. Нельзя применять декоративную выкладку товаров, предназначенных для самостоятельного отбора, так как покупатели, опасаясь нарушить выкладку, неохотно отбирают такие товары.

    В непродовольственных магазинах самообслуживания товар выкладывают навалом, штабелем, рядами, стопками, подвешиванием.

    Мелкие  галантерейные, канцелярские, хозяйственные и другие товары выкладывают навалом. Этот прием удобен и для покупателей и для работников магазина, так как не требует больших затрат сил и времени на выкладку и позволяет более эффективно использовать торговое оборудование.

      Штабелем, рядами, стопками укладывают ткани, белье, культтовары, посуду, электротовары.

    Подвешивают ткани (образцы), одежду, трикотаж, галстуки.

    При размещении товаров на оборудовании применяют вертикальный и горизонтальный способы выкладки.

    Вертикальный  способ выкладки предусматривает размещение однородных товаров на всех площадках данной горки по вертикали. Ширина такой выкладки обычно занимает не более одной секции (0,9 м).

    При горизонтальном способе выкладки группу товаров размещают вдоль оборудования на значительном протяжении, занимая одну или две полки.

    Остальные полки этого оборудования на том  же протяжении отводят для выкладки товаров других групп.

4 Организация узлов  расчета и оборудование рабочих мест кассиров-контролеров

    Под рабочим местом кассира-контролера понимается часть площади торгового  зала, предназначенная для работы одного или нескольких кассиров и  оснащенная специальным оборудованием  для учета проданных товаров.

    Организация рабочего места кассира-контролера должна обеспечивать наиболее полное использование площади узла расчета, правильный выбор типа оборудования и возможность его рациональной установки.

    Уровень организации рабочих мест определяется их технической оснащенностью, эффективностью использования оборудования и средств  механизации, планировкой. Планировка рабочих мест должна отвечать требованиям  эргономики, максимально облегчать  труд (снижать физическую нагрузку, сокращать излишние переходы, наклоны, повороты). При этом должна быть обеспечена высокая эффективность труда.

    Строгий учет и контроль наличных денег, полученных от покупателей за проданные товары, является важным условием сохранности  товарно-материальных ценностей, находящихся  в магазинах.

    В настоящее время во всех торговых организациях применяется только машинный способ расчетов, который бывает предварительным, одновременным и последующим. При  предварительном расчете покупки  выдают в столе выдачи (на контроле) на основании кассового чека, полученного  покупателем в подтверждение  уплаты денег за приобретаемый товар. При одновременном расчете покупатель оплачивает стоимость купленных  товаров непосредственно на рабочем  месте продавца и получает вместе с товаром погашенный чек, который  сохраняет в качестве документа, необходимого при обмене товара. Этот способ применяется при продаже  товаров с открытой выкладкой  и в магазинах самообслуживания с децентрализованной формой расчетов.

    Последующий расчет осуществляется в едином узле при выходе из магазина (в многоэтажных магазинах самообслуживания создаются  поэтажные узлы расчета).

    Этот  способ применяется в большинстве  непродовольственных магазинов  самообслуживания с централизованной формой расчетов. При этом способе  покупатель, выходя из магазина, предъявляет  контролеру-кассиру отобранные товары. Контролер-кассир проводит через кассовую машину стоимость отдельных товаров (считывая с ярлыков), определяет их общую стоимость, получает от покупателя деньги и выдает ему вместе с товаром  погашенный чек. Чек покупатель сохраняет  до выхода из магазина на случай проверки со стороны администрации правильности работы контролера-кассира (двойной  контроль покупателей в магазинах  самообслуживания не допускается). Чек  на товары, подлежащие обмену, должен храниться  весь срок, в течение которого может  производиться обмен.

    Расчеты с покупателями через контрольно-кассовые машины обеспечивают точный учет денежной выручки, позволяют контролировать ведение расчетно-кассовых операций, сокращают время расчетов с покупателями, повышают производительность труда  контролера-кассира, создают условия  для контроля за отпуском товаров, снижают  до минимума возможность ошибок при  расчетах.

    Электромеханические контрольно-кассовые машины и электронные  контрольно-регистрирующие машины выполняют  следующие функции:

    • учитывают в секционных счетчиках  полученные от покупателей суммы;

    • на чековой ленте печатают построчно  проведенные по кассовой машине суммы  с указанием шифра и номера счетчика;

Информация о работе Анализ и оценка планировки магазина