Анализ качества товаров и пути его повышения

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 16:44, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение и анализ качества товаров, реализуемых в розничной торговой сети ОАО «Горизонт»
Задачами курсовой работы является:
Изучить понятия и значение качества товаров.
Проанализировать качество, реальных в розничной торговой сети «Горизонт»
Раскрыть пути повышения качества товаров ОАО «Горизонт»

Содержание

Введение…………………………………………………..…………………2
Глава 1. Понятие и значение качества товаров….…………..………………………………………………………...……...5
1.1. Функции, понятие качества, функции свойства и показатели качества…….………………………………………………………………………..5
1.2 Факторы формирующие и сохраняющие качество……………………………………………………………………………...9
1.3. Обеспечение конкурентности продукции и пути её повышения…............................................................................................................19
Глава 2.Анализ качества товаров реализуемых в розничной торговой сети………………………………………………………………………………….24
2.1.Общая характеристика и обеспечение его стандартами качества ОАО Горизон………………….…………………………………………………..24
2.2. Система разработки и путей сохранения качества товаров ОАО «Горизонт»………………………………………………………............................26
Заключение………………………………………………………………...33
Библиография……………………………………………………………..35

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 62.20 Кб (Скачать)

Оглавление

Введение…………………………………………………..…………………2

Глава 1. Понятие  и значение качества товаров….…………..………………………………………………………...……...5

1.1. Функции, понятие  качества, функции свойства и показатели                                       качества…….………………………………………………………………………..5

1.2 Факторы формирующие и сохраняющие качество……………………………………………………………………………...9

    1.3. Обеспечение  конкурентности продукции и пути её повышения…............................................................................................................19

Глава 2.Анализ качества товаров реализуемых в розничной  торговой сети………………………………………………………………………………….24

2.1.Общая характеристика  и обеспечение его стандартами качества ОАО Горизон………………….…………………………………………………..24

2.2. Система разработки и путей сохранения качества товаров ОАО «Горизонт»………………………………………………………............................26

Заключение………………………………………………………………...33

Библиография……………………………………………………………..35

 

Введение

 

При развитии рыночных отношений  обеспечение необходимого уровня качества продукции и услуг должно являться стратегическим направлением деятельности любой хозяйственной единицы. В  то же время ключевым понятием, относящимся  к объекту рынка (продукция, услуга), является его конкурентоспособность.

Качество - синтетический  показатель, отражающий совокупное проявление многих факторов - от динамики и уровня развития национальной экономики до умения организовать и управлять  процессом формирования качества в  рамках любой хозяйственной единицы. Вместе с тем мировой опыт показывает, что именно в условиях открытой рыночной экономики, немыслимой без острой конкуренции, проявляются факторы, которые делают качество условием выживания товаропроизводителей, определяющим результатом их хозяйственной  деятельности.

Качество включает в себя множество компонентов. Прежде всего, к ним относятся технико-экономические  показатели качества продукции, а также  качество технологии ее изготовления и эксплуатационные характеристики. Показатели назначения продукции, надежности и долговечности, трудоемкости, материалоемкости, наукоёмкости - определяющие в этом ряду.

В последние годы все большее  значение приобретают и такие  свойства и характеристики продукции, как экологические, эргономические, эстетические.

Экологические показатели характеризуют  соответствие товара требованиям защиты окружающей среды и основываются на рациональном и бережном природопользовании. Эргономические связаны с учетом свойств и особенностей человеческого организма и призваны соблюдать гигиенические (освещенность, токсичность, шум, вибрация, запыленность и др.), антропометрические (соответствие формы и конструкции изделия размерам и конфигурации человеческого тела), физиологические, психологические и другие требования. Эстетические показатели определяют внешнюю форму и вид продукции, ее дизайн, привлекательность, выразительность, эмоциональность воздействия на потребителя и т.д.

Проблема качества продукции  носит в современном мире универсальный  характер. Она не относилась к разряду  простых во все времена и особенно остро стоит сейчас, на этапе перехода к рыночной экономике. Наши предприятия сталкиваются с большими трудностями; сокращением производства, многие заводы останавливаются, коллективы не получают зарплату. Проблемы осложняются ещё и нестабильностью в финансовой системе. Назревает вопрос: о каком же качестве может идти речь в такой ситуации? Лишь бы выжить, не допустить окончательного развала индустрии страны. А ключом, которым, как показывает опыт многих стран, открывающим двери выхода из кризиса, является именно качество.

От того, насколько успешно  решается проблема качества, зависит  многое в экономической и социальной жизни страны. Объективный фактор, объясняющий многие глубинные причины наших экономических и социальных трудностей, снижающихся темпов экономического развития за последние десятилетия, с одной стороны, и причины повышения эффективности производства и уровня жизни в развитых странах Запада, с другой это качество создаваемой и выпускаемой продукции.

Качество товара, его эксплуатационная безопасность и надежность, дизайн, уровень послепродажного обслуживания являются для современного покупателя основными критериями при совершении покупки и следовательно, определяют успех или неуспех фирмы на рынке.

Современная рыночная экономика  предъявляет принципиально новые  требования к качеству выпускаемой  продукции. Это связано с тем, что сейчас выживаемость любой фирмы, ее устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяются уровнем конкурентоспособности. В свою очередь, конкурентоспособность связана с действием нескольких десятков факторов, среди которых можно выделить два основных - уровень цены и качество продукции. При этом качество продукции постепенно выходит на первое место. Производительность труда, экономия всех видов ресурсов уступают место качеству продукции.

Как уже было отмечено выше, качество – многосложное понятие, и  его обеспечение требует объединение научных сил, от творческого потенциала до практического опыта многих специалистов.  И при нынешней ситуации в России проблема качества не только важна, но и должна быть решена совместными усилиями государства, федеральных органов управления, руководителей коллективов предприятий, ученых, конструкторов, каждого рабочего.

Целью курсовой работы является изучение и анализ качества товаров, реализуемых в розничной торговой сети ОАО  «Горизонт»

Задачами курсовой работы является:

    1. Изучить понятия и значение качества товаров.
    2. Проанализировать качество, реальных в розничной торговой сети «Горизонт»
    3. Раскрыть пути повышения качества товаров ОАО «Горизонт»

Объектом исследования является продукция компании «Горизонт»

Предметом в данной курсовой работе является качество продукции  ОАО «Горизонт»

 

 

Глава 1. Понятие и значение качества товаров

 

Фирма, осуществляющая товарную политику, преследует цель производить  такие товары, которые в наибольшей степени удовлетворят потребителя. Товары должны быть конкурентоспособны, а также иметь соответствующее  качество. Качество выступает как  главный фактор конкурентоспособности  товара, составляя его "стержень", основу.

 

1.1 Понятие и значение качества товаров.

 

Качество продукта есть совокупность его особенностей, свойств и характеристик, на основании чего базируется основная польза этого продукта для потребителей и способность выполнять свои основные функции: функциональное соответствие, т.е. способность товара правильно выполнять его базовую функцию; дополнительные функции – это диапазон возможностей товара помимо базовых функций; соответствие нормам и стандартам, указанным в сертификате или паспорте; надежность, т.е. способность товара без поломок или нарушений в эксплуатации выполнять в течение гарантированного срока приданные ему функции; долговечность, т.е. полезный срок службы товара до выхода его из строя; сервис – это совокупность мероприятий, обеспечивающих эффективное использование товара с момента приобретения до окончания гарантийного срока его эксплуатации; эстетичность – качество товара, включающее субъективные составляющие, такие как дизайн, эргонометрические свойства, вкус, цвет; воспринимаемое качество, основанное на репутации фирмы – производителя: качество товара не может точно оценено до использования, потребители полагаются на сигналы, формируемые имиджем, рекламой и бредом.

Новейший подход к стратегии  предпринимательства заключается  в понимании того, что качество является самым эффективным средством  удовлетворения требований потребителей и одновременно с этим - снижения издержек производства.

Качество - синтетический  показатель, отражающий совокупное проявление многих факторов - от динамики и уровня развития национальной экономики до умения организовать и управлять  процессом формирования качества в  рамках любой хозяйственной единице. Вместе с тем мировой опыт показывает, что именно в условиях открытой рыночной экономики, немыслимой без острой конкуренции, проявляются факторы, которые делают качество условием выживания товаропроизводителей, определяющим результатом их хозяйственной  деятельности.

Производитель, сумевший вовремя  понять и оценить главные факторы, внести соответствующие изменения  в конструкцию или дизайн своего изделия, в способы его продажи  или рекламы, в другие параметры  продукта, получает (естественно на какое-то время) сравнительные конкурентные преимущества. Однако любые ли изменения  в продукте, отвечающие нуждам и  запросам потребителей, могут быть такими преимуществами? Скорее всего, нет. Почему? С позиций сегодняшнего дня качество может определяться по-разному. Качество продукта – это: соответствие нормативной документации (Госприемка в бывшем СССР); соответствие функциональному назначению (определение Дж. Джурана, ведущего американского специалиста по управлению качеством); совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением (ГОСТ); совокупность свойств и характеристик продукта или услуги, обеспечивающих их способность удовлетворять установленные или подразумеваемые потребности (международный терминологический стандарт ИСО 8402); удовлетворение формальных и неформальных требований потребителей, достигаемое при минимальных затратах, с первого раза и каждый раз; предоставление людям того, что они вправе ожидать.

В любом случае самое ценное и правильное в некоторых из этих определений то, что качество –  это, прежде всего удовлетворение нужд и запросов потребителей, соответствие их ожиданиям и восприятиям. Вместе с тем для получения сравнительных  конкурентных преимуществ мало просто выпускать качественную продукцию. Нужно еще уметь выделиться на рынке. Качество продукции – отдельная, сложная и объемная тема. Современная концепция качества затрагивает все этапы и стадии производства (от проектирования, технологической подготовки производства, качества исполнения и т.п.) и реализации продукта (от упаковки до послепродажного обслуживания), все функции и уровни управления компании.

Качество товара – основная составляющая его конкурентоспособности. При определении качества продукта следует выделить наиболее предпочтительные свойства товара для потребителя. Необходимо при этом иметь в виду. Что придать  все желаемые качества товару практически  невозможно, да и не имеет смысла с точки зрения обеспечения эффективности предпринимательской деятельности фирмы в целом.

Качество включает множество  компонентов. Прежде всего к ним относятся технико-экономические показатели к продукции, а также качество технологии ее изготовления и эксплуатационные характеристики. Показатели назначения продукции, надежности и долговечности, трудоемкости, наукоемкости – определяющие в этом ряду.

В последние года все большее  значение приобретают такие свойства и характеристики продукции как  экологические, эргономические и эстетические.      Экологические показатели характеризуют  соответствие товара требованиям защиты окружающей среды и основываются на рациональном и бережном природопользовании. Эргономические – связаны с учетом свойств и особенностей человеческого организма и призваны соблюдать гигиенические (освещаемость, тактичность, шум, вибрация, запыленность и др.), антрополитрические (соответствие формы и конструкции изделия размерам и конфигурации человеческого тела), физиологические, психологические и другие требования. Эстетические показатели определяют внешнюю форму и вид продукции, ее дизайн, привлекательность, выразительность, эмоциональность воздействия на потребителя.

При определении уровня качества товара следует учитывать нормативные  составляющие: соответствие продукции  обязательным стандартам качества, принятым в законодательном порядке в  странах партнерах, куда предполагается ее поставлять. Это особенно важно  в связи с тем, что уже сам  по себе факт несоответствия выпускаемого изделия принятым на конкретном рынке  стандартам снимает вопрос о возможности  поставки и сводить на нет остальную работы по повышению уровня качества изделия. Таким образом, при планировании выхода на новый рынок в первую очередь следует получить информацию по утвержденным в законодательном порядке или принятым в торговой практике стандартам качества и учесть их в работе по совершенствованию продукта. Особому ужесточению подлежат в настоящее время в большинстве стран стандарты качества, обеспечивающие экологическую чистоту, высокую степень унификации продукции, меры безопасности и защиту здоровья человека.

Важный критерий определения  качества изделия и соответственно его конкурентоспособность –  обеспечение патентной чистоты  и патентной защиты товара. Патентная чистота обеспечивается, если оригинальные технические решения исполнения при производстве данного товара осуществлены только разработчиками предприятия изготовителя или основаны на приобретенной у других фирм соответствующие лицензии и не попадают под действие патентов других фирм в конкретных странах. При наличии лицензионного соглашения, позволяющего производить продукцию по данной технологии предприятие - изготовитель может ее производить для продажи, как правило, только на своем внутреннем рынке, если соглашение не было официально оговоренного права поставки товара на экспорт. Если в какой либо стране данный товар фирмой не запатентован, его там продавать нельзя, так как иначе фирма может быть подвергнута суровому штрафу. Отсутствие патентной частоты делает продукцию неконкурентоспособной на соответствующем рынке и служит серьезным препятствием к развитию экспортной деятельности.

 

1.2 Факторы формирующие и сохраняющие качество.

 

Качество товара - это  совокупность его свойств и характеристик, которые придают ему способность  удовлетворять обусловленные или  предполагаемые потребности покупателя (потребительские свойства). Кроме  потребительских свойств качество включает и другие свойства товара, которые обеспечивают удовлетворение потребностей проектировщиков, изготовителей, работников сферы обращения.

В современных условиях проблема повышения качества продукции и  обеспечения её конкурентоспособности  для России является наиболее актуальной. И дело даже не в предполагаемой интеграции страны в международное экономическое сообщество через вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО), сколько в осознании перспектив того, что качество продукции и управления является одним из важнейших элементов смещения центра тяжести российской экономики в сторону более производительных и сложных производств, ее отрыва от сырьевой зависимости.

Отечественная промышленная продукция - по многим товарам неконкурентоспособна на мировом рынке. Она в ряде случаев  также неконкурентоспособна и на внутреннем рынке. Техническое отставание, затратная модель хозяйствования, экстенсивный характер функционирования промышленности, низкое качество промышленной продукции стали причинами сравнительно низкой эффективности промышленного производства, его не конкурентоспособности.

От результатов в области  качества сегодня зависит слишком  многое: удастся ли экономике России и её предприятиям достаточно быстро интегрироваться в мировое хозяйство, войдёт ли Россия в сообщество развитых стран как полноправный его член или окажется на положении сырьевого придатка. Успешная интеграция российских предприятий в международное разделение труда невозможна без стабильного качества и на этой основе обеспечения конкурентоспособности продукции.

Информация о работе Анализ качества товаров и пути его повышения