Анализ товарных запасов

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 18:27, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время в мире происходят постоянные изменения стратегий и методов, и проблематика данного исследования по-прежнему несет актуальный характер. Актуальность исследования определяется необходимостью повышения эффективности управления запасами, а также повышения конкурентоспособности - важнейшего условия научно-технического реформирования российской экономики.

Содержание

1.Значение, задачи и информационное обеспечение анализа товарных запасов.
2.Характеристика предприятия.
3.Анализ динамики товарных запасов по общему объему.
4.Анализ динамики товарных запасов в ассортиментном разрезе.
5.Анализ состояния товарных запасов в разрезе кварталов, групп, структуры подразделений.
6.Анализ эффективности использования товарных запасов.
7.Выводы и разработка мер по нормализации состояния товарных запасов.

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 113.52 Кб (Скачать)

                                              

                                              Содержание

       1.Значение, задачи и информационное обеспечение  анализа товарных запасов.

       2.Характеристика  предприятия.

       3.Анализ  динамики товарных запасов по  общему объему.

       4.Анализ  динамики товарных запасов в  ассортиментном разрезе.

       5.Анализ  состояния товарных запасов в  разрезе кварталов, групп, структуры  подразделений.

       6.Анализ  эффективности использования товарных  запасов.

       7.Выводы  и разработка мер по нормализации  состояния товарных запасов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Введение.

       В настоящее время в мире происходят постоянные изменения стратегий  и методов, и проблематика данного  исследования по-прежнему несет актуальный характер. Актуальность исследования определяется необходимостью повышения  эффективности управления запасами, а также повышения конкурентоспособности - важнейшего условия научно-технического реформирования российской экономики.

         Представляется, что анализ тематики - управление товарными запасами  в розничной торговой сети  достаточно актуален и представляет  научный и практический интерес.

         Данная тема в настоящее время  весьма актуальна для любого  предприятия вне зависимости  от того, какие товары (изделия  или услуги) предприятие производит  и предлагает своим партнерам.

       Указанными  обстоятельствами и предопределяется выбор мною темы курсовой работы –  анализ товарных запасов и эффективность  их использования в розничной  торговле.

       Объектом  исследования данной курсовой работы является розничная торговая сеть, предметом - управление товарными запасами в розничной торговой сети.

       Для раскрытия темы работы была поставлена цель - провести анализ управления товарными  запасами в розничной торговой сети и определить эффективность их использования.

         Для достижения поставленной  цели определены следующие задачи:

  • Изучить значение, задачи и информационное обеспечение анализа товарных запасов.
  • Усвоить характеристику предприятия;
  • Проанализировать динамику товарных запасов по общему объему;
  • Дать анализ динамике товарных запасов в ассортиментном разрезе;
  • Проанализировать состояние товарных запасов в разрезе кварталов, группу, структуру подразделений.
  • Исследовать анализ эффективности использования товарных запасов.
  • Сделать вывод на основании разработки мер по нормализации состояния товарных запасов.
  • Методологической и теоретической базой служат результаты научных исследований отечественных и зарубежных ученых в области экономики и управления предприятиями, теории и практики управления запасами.

       Исследование  проведено с использованием действующих  систем и технологий управления запасами, нормативных документов, регулирующих процесс управления предприятиями  в сфере управления запасами. 
 
 

       1.Значение, задачи и информационное  обеспечение анализа  товарных запасов

       1.1. Значение товарных  запасов

 

         От объема товарного  запаса и уровня в существенной степени  зависит эффективность коммерческой деятельности фирмы. Они остро реагируют  на всякие изменения рыночной конъюнктуры, прежде всего на отношение спроса и предложения. Сам факт их наличия  не приносит их собственникам ничего, кроме расходов и убытков. Тем  не менее, без них не может работать и функционировать ни одно торговое предприятие.

         Товарные запасы представляют собой предметы потребления, находящиеся в сфере товарного  обращения. Это товар, ожидающий  часа своей продажи. Как только товар  оказывается проданным, он переходит  в сферу потребления и уже  не является товарным запасом.

         Товарный запас  – это количество товаров определенного  вида, сорта, находящихся на данный момент в сфере товарного обращения, в перевозке и на складах, в  хранилищах, на витринах магазина. Наличие товарного запаса служит важным условием непрерывности процесса производства и обращения продукции. В то же время запасы не должны быть избыточными, поскольку при этом возрастают издержки производства и обращения.

         Товарные запасы формируются на всех этапах товародвижения: в хранилищах производственных предприятий, при транспортировке, на складах  оптовых и розничных торговых фирм. Необходимость формирования товарных запасов определена такими факторами, как:

         1) время, необходимое  для перевозки продукции от  места производства до места  продажи, охватывая время на  погрузочно-разгрузочные работы;

         2) сезонные колебания  в производстве и потреблении  товаров;

         3) несоответствие  между производственным и торговым  ассортиментом товаров, что вызывает  сортировку, упаковку и подработку;

         4) специфика территориального  размещения производства;

         5) условия перевозки  товаров, расстояние между поставщиком  и магазином;

         6) возможности для  хранения продукции..

         Объем товарных запасов  обусловливается величиной и  структурой товарооборота торгового  предприятия. Одной из основных задач  торговых предприятий является поддержание  оптимальной пропорции между  размером товарооборота и величиной  товарных запасов. При недостаточном  объеме запасов появляются трудности  с товарным обеспечением товарооборота  фирмы; излишние запасы ведут к дополнительным затратам, повышению потребности  в кредитах и увеличению затрат по выплате процентов по ним, увеличению затрат по хранению запасов, что в  целом приводит к ухудшению общего финансового положения торговых предприятий.

         Суть деятельности торговой организации заключается  в приобретении товаров и реализации их третьим лицам с целью максимизации своей прибыли. Однако между моментом закупки товара и его продажей нередко возникает промежуток времени, поэтому у торговой организации  появляется необходимость хранить  имеющийся товар в специально оборудованных для этого помещениях. Возникающие таким образом товарные запасы представляют собой часть оборотных средств организации, которые временно не участвуют в обороте капитала.

         В деятельности торговых организаций товарные запасы представляют собой основной актив компании, большая часть денежных средств сосредоточена именно в этом виде актива. Специфика товарных запасов заключается в том, что из всех видов активов компании они, являются наименее ликвидной их частью, если у торговой организации большая часть средств размещена в товарных запасах, то возникает риск неплатежеспособности этой компании.

         Товарными запасами, как и любым другим видом актива, можно управлять, эффективная система управления товарными запасами позволяет не только поддерживать уровень платежеспособности и ликвидности компании на необходимом уровне. Товарные запасы необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи с другими экономическими показателями деятельности торговой организации, такими как рентабельность, платежеспособность, ликвидность, финансовая устойчивость. Система управления товарными запасами позволяет также управлять снижением затрат на содержание запасов. При эффективно налаженной системе поставок данная система позволяет, к примеру, снизить затраты на хранение, что выражается в уменьшении площадей складских помещений, а следовательно в снижении уровня постоянных издержек организации.

1.2 Метод расчета товарных запасов

       Период  исполнения товаром функции товарного  запаса может продолжаться от нескольких часов до нескольких месяцев и  даже лет. Сверхнормативные товарные запасы, задержавшиеся на складах организаций, приводят к потерям и убыткам, препятствуя высвобождению оборотных  средств и занимая полезную торговую и складскую зоны. Одновременно нехватка товарных запасов, вызывающая стабильные «перебои» с одними или другими видами изделий, может отрицательно сказаться на отношении покупателей. В связи с этим маркетолог должен иметь знания расчета оптимального объема товарных запасов, анализа их величины и уровня, а также динамики и оценки поведения запасов товара в условиях изменения рыночной конъюнктуры (например, в условиях сезонности). Это позволит следовать строгому ритму поставок, избирать экономичные линии движения товара и сроков его хранения, вовремя обнаруживать продукцию, имеющую низкий спрос, проводить распродажи и в результате обходить неоправданные утраты.

       В зависимости от назначения товарные запасы бывают:

       1) текущего хранения (для повседневной продажи);

       2) сезонного накопления (например, картофель, яблоки) или сезонного спроса (летом таковыми будут товары зимнего ассортимента);

       3) целевого назначения (например, для проведения концерта);

       4) долгосрочного завоза (формируются в горных и отдаленных районах для удовлетворения спроса потребителей в момент приостановления нормального товароснабжения);

       5) периодического возобновления (стратегические запасы, резервы государства).

       Товарные  запасы рассматриваются в общем по предприятию и по отдельной товарной группе по сведениям оперативного учета, а также по сведениям бухгалтерской и статистической отчетности. Главные цели анализа – проверка соответствия фактических товарных запасов принятым нормам и расследование причин несоответствий. По данным, полученным в результате анализа, принимаются соответствующие меры для нормализации товарных запасов.

       Величина  товарных запасов может исчисляться  в натуральном и стоимостном  выражениях. На практике рассчитывают 3 вида данного показателя:

       1) минимально допустимую величину, подтверждающую необходимость пополнения запасов товара;

       2) максимальную величину, отражающую предельный размер товарных запасов;

       3) резервный объем, гарантирующий собственнику стабильную работу предприятия в непредвиденных обстоятельствах. Товарные запасы анализируются, рассчитываются и планируются в абсолютных и относительных величинах.

       Абсолютные  показатели являются стоимостными (денежными) и натуральными единицами, применяются при проведении инвентаризаций в торговых организациях. Основной минус абсолютных показателей – невозможность с их помощью рассчитать уровень соответствия объема запаса товаров потребностям развития товарооборота. Поэтому относительные показатели, дающие возможность сравнивать объем товарного запаса с товарооборотом торговой фирмы, применяются более широко.

       Первым  относительным показателем, используемым при анализе, является объем товарных запасов, который исчисляется в  днях товарооборота по следующим  формулам:

       Утз = ТЗ/(Т/Ободн) или Утз = (ТЗ хД)/(Т/Об),

       где У тз – уровень товарных запасов в днях товарооборота;

       ТЗ – товарный запас на конец рассматриваемого периода (руб.);

       Т / Ободн однодневный товарооборот за рассматриваемый период (руб.);

       Т / Об – величина товарооборота за рассматриваемый период (руб.);

Д –  количество дней в рассматриваемом  периоде.

Уровень товарных запасов определяет обеспеченность торговой организации запасами на конкретную дату и отражает, на какое число  дней торговли (при имеющемся товарообороте) достаточно этого запаса.

Информация о работе Анализ товарных запасов