Анализ товарных запасов

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 18:27, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время в мире происходят постоянные изменения стратегий и методов, и проблематика данного исследования по-прежнему несет актуальный характер. Актуальность исследования определяется необходимостью повышения эффективности управления запасами, а также повышения конкурентоспособности - важнейшего условия научно-технического реформирования российской экономики.

Содержание

1.Значение, задачи и информационное обеспечение анализа товарных запасов.
2.Характеристика предприятия.
3.Анализ динамики товарных запасов по общему объему.
4.Анализ динамики товарных запасов в ассортиментном разрезе.
5.Анализ состояния товарных запасов в разрезе кварталов, групп, структуры подразделений.
6.Анализ эффективности использования товарных запасов.
7.Выводы и разработка мер по нормализации состояния товарных запасов.

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 113.52 Кб (Скачать)

Вторым  основным показателем, характеризующим  товарные запасы, является показатель товарооборачиваемости.

Товарооборачиваемость, являясь одним из показателей эффективности хозяйственной деятельности предприятия, дает возможность оценить и количественно измерить параметры, свойственные товарным запасам: время и скорость их обращения.

Время товарного обращения, или товарооборачиваемость в днях товарооборота, можно выразить через формулы:

Обдн= (ТЗ хД)/(Т/Об) или Обдн = ТЗ/(Т/Ободн),

где Обдн товарооборачиваемость в днях товарооборота;

ТЗ – средний товарный запас за анализируемый период (руб.);

Т / Ободн однодневный товарооборот за тот же период (руб.);

Т / Об – объем товарооборота за рассматриваемый период (руб.);

Д – число дней в этом периоде.

Средний товарный запас за рассматриваемый  период исчисляется по формуле средней  хронологической моментного ряда:

ТЗ = {(ТЗ 1 / 2) + ТЗ 2 + ТЗ 3 +…+(ТЗ n / 2J} / (n-1),

где ТЗ – средний товарный запас за конкретный период (руб.);

ТЗ1, ТЗ2…, ТЗ величина товарных запасов на отдельные даты анализируемого периода (руб.);

n – количество дат, за которые берется величина запасов. Товарооборачиваемость представляет собой время обращения среднего товарного запаса за конкретный период. Этот процесс характеризуется такими показателями, как скорость товарного обращения (товарооборачиваемость в днях) и время одного оборота.

Товарооборачиваемость в днях товарооборота отражает время, в процессе которого товарные запасы располагаются в сфере обращения, т. е. количество дней, за которое оборачивается средний товарный запас.

Скорость  товарного обращения, или товарооборачивае-мость в числе оборотов, исчисляется по следующим формулам:

Об  р = (Т/ Об)/ ТЗ или Об р = Д /Об дн

где Обр — товарооборачиваемость в числе оборотов;

Обдн — товарооборачиваемость в днях товарооборота;

Т / Об – товарооборот за конкретный период (руб.);

ТЗ – средний товарный запас за тот же период (руб.);

Д – число дней в рассматриваемом периоде.

Результаты  анализа могут применяться для  планирования товарных запасов. Обратим  внимание, что инструктивного обязательного  планирования товарных запасов в  торговых организациях не существует. Исходя из объемов деятельности и  количества сотрудников малые торговые предприятия совсем не планируют  товарные запасы или планируют их весьма приближенно. Средним и крупным предприятиям торговли необходимо наблюдать за динамикой товарооборачиваемости, а значит, планировать и нормировать товарные запасы, что является базой для разработки заказов на закупку продукции в ассортиментном разрезе.

Используются  различные способы планирования и нормирования товарных запасов: статистический, нормативный, технико-экономический, экономико-математический.

 Статистический  способ планирования и нормирования  товарных запасов заключается  в анализе товарооборачиваемости и фактических товарных запасов текущего хранения, сформировавшихся за последние 3–4 года. Размер товарных запасов считается в днях товарооборота. Анализ и исследование сформировавшихся тенденций осуществляются как по предприятию в целом, так и по товарным группам. Обнаруженные при анализе тенденции переносятся на плановый период с учетом вероятного действия объективных и субъективных причин. Статистический способ планирования и нормирования товарных запасов достаточно прост, но не совершенен. Его главный минус заключается в том, что определившиеся за несколько лет тенденции экстраполируют в перспективу со всеми характерными для них недочетами.

Для количественного  измерения первой части торгового  запаса находят число ассортиментных видов и среднюю цену на каждую разновидность товара. Далее к  произведению этих 2 величин приплюсовывают среднедневной оборот и полученное количество делят на среднедневной оборот по этой группе продукции. Вторую часть торгового запаса определяют по каждой товарной группе, исходя из частоты поступления. Обычно размер запаса текущего пополнения исчисляется по следующей формуле:

где Q – величина оптимальной партии товара;

V – объем товарооборота;

U1 затраты на транспортировку партии продукции;

U2 затраты по хранению разновидности партии товара.

Размер  товарного запаса текущего пополнения должен составлять половину оптимальной партии поставки продукции.Это соотношение является для предприятий торговли традиционным и говорит о том, что во время завоза запасы некоторых товарных единиц колеблются от максимальной (во время завоза) до минимальной величины (накануне завоза).Гарантийный (страховой) запас товаров необходим для смягчения неравномерности поставок, изменений спроса.

Формула расчета размера страхового запаса имеет следующий вид:

где n – страховой запас товаров;

ТЗс коэффициент уровня обслуживания (выражает в процентах отношение числа дней, когда товар безостановочно находится в реализации, к общему числу дней в периоде; практически всегда величина известная и задаваемая);

К – товарооборт по кварталам;

Т /Об – среднеквартальный товарооборот;

Т /Об – число рассматриваемых кварталов. При определении нормативов в целом по организации торговли учитывают время пребывания продукци, и в пути (для иногородних поставщиков).

Следовательно, технико-экономический метод планирования и нормирования товарных запасов  предоставляет такую формулу  исчисления норматива товарного  запаса:

Н = ТЗn+ ТЗт+ ТЗс,

где Н – норматив товарного запаса (по товарной группе);

ТЗn время на приемку, проверку, подготовку товаров к реализации;

ТЗт торгово-товарный запас;

ТЗс страховой товарный запас.

Подобным  образом проводят расчет по всем товарным единицам, и общий результат определяет норматив по торговой фирме в совокупности. Тем не менее, в современной повседневной деятельности торговых предприятий  ни нормативный, ни экономико-математический метод практически не используются из-за невысокой достоверности и  большого объема подсчетов. 
 
 
 
 
 
 

2.Характеристика  предприятия 
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия торговли 

       Общество  с ограниченной ответственностью «Каспий» было создано на основании Гражданского кодекса РФ ч 1 1994 г., Закона РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью» 2010 г. и другими законодательными и нормативными актами РФ Общество является коммерческой организацией. Сокращенное фирменное наименование — ООО «Чистюля».

       Правовое  положение ООО «Каспий» (его правоспособность) определяется Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом об обществах с ограниченной ответственностью, Уставом, учредительным договором, другими нормативными документами.

       ООО «Каспий» имеет в собственности обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, имеет самостоятельный баланс, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, быть истцом и ответчиком в суде.

       Высшим органом управления OOO «Каспий» является общее собрание участников общества. Для организации и ведения своей деятельности ООО «Каспий» открывает счета в банках на территории РФ и за ее пределами в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Общество имеет круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения Общества. Кроме того, Общество имеет штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации.

       В организации, состоящей из многих частей, должна осуществляться определённым образом  координация их деятельности. Данная координация выступает основой структуры организации, которую обычно определяют как совокупность устойчивых связей в организации.

       Структура управления - совокупность управленческих звеньев, расположенных в строгой  соподчинённости и обеспечивающих взаимосвязь между управляемой  и управляющей подсистемой.

       Организационная структура- соединение структур управления и производственной структуры.

       В соответствии с положением в структуре  выделяют следующие звенья управления:

- Вышестоящие;

- Нижестоящие;

- Равноправные.

       Связи между элементами структуры бывают 2 типов:

  1. Вертикальные связи соединяют иерархические уровни в организации и её частях. Они формализуются в процессе проектирования организации, действуют постоянно и изображаются на всех возможных её схемах, отражая распределение полномочий или, указывая на то, «кто есть кто» в организации. Данные связи служат каналами передачи распорядительной и отчётной информации, создавая тем самым стабильность в организации. Вертикальные связи в свою очередь делятся на:

- Линейные связи - это отношения, в которых начальник реализует свои властные права и осуществляет прямое руководство подчинёнными, т. е. Эти связи идут в организационной иерархии сверху вниз и выступают, как правило, в форме приказов, распоряжений, команд и т. п.

- Функциональные связи. Их природа скорее совещательная, и реализуется посредством этих связей информационное обеспечение координации.

- Горизонтальные связи – это связи между равноправными по положению или статусу частями или членами организации. Их главное предназначение - способствовать наиболее эффективному взаимодействию частей организации при решении возникающих между ними проблем. Они помогают укрепить вертикальные связи.

       Структура управления ООО «Каспий» представлена на рис 2.1. Она представляет собой дивизиональную структуру. 

       

       

       

       

       

       

         

       Рис. 2.1. Организационная управления структура ООО «Каспий»

 

       Данная  структура является наиболее оптимальной  для предприятий данной отрасли и данных масштабов. Положительные стороны такой оргструктуры:

       - возможность аккумулирования средств  и ориентации на новые рынки  и новые технологии;

       - возможность решения сложных  междисциплинарных проблем;

       - оперативность принятия решений.

       Недостатки:

       - возможность развития конфликтов  между подразделениями, отвечающими  за стратегические вопросы и  отдельными предприятиями

       -очень высокие затраты на аппарат управления;

       -многоуровневая иерархия, усложняющая управление.

       В ООО «Каспий» применяется форма индивидуального обслуживания, т.е. покупатель может самостоятельно знакомиться с ассортиментом, а консультация, установка и отпуск товара осуществляется продавцом.

Информация о работе Анализ товарных запасов