Фальсификация рыбных консервов на рынке России

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 07:16, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – раскрыть сущность вопроса связанного с фальсификацией рыбных консервов и то, как именно можно сократить количество фальсифицированной продукции на предприятиях. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть сущность и способы фальсификации;
- изучить рынок России для выявления на нем фальсифицированных рыбных консервов
- провести анализ рыбных консервов
- предложить рекомендации по применению средств защиты от фальсификации

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФАЛЬСИФИКАЦИИ РЫБНЫХ КОНСЕРВОВ 5
1.1 Общее понятие о фальсификации и подлинности товара 5
1.2 Последствия фальсификации для производителей и потребителей 10
1.3 Показатели качества, дефекты рыбных консервов 12
ГЛАВА 2 СОСТОЯНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ФАЛЬСИФИКАЦИИ РЫБНЫХ КОНСЕРВОВ В РОССИИ 16
2.1 Рынок рыбных консервов в России 16
2.2 Выявление фальсификации рыбных консервов в России 20
2.3Оценка качества рыбных консервов по нормативным документам 25
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ ВЫЯВЛЕНИЯ ФАЛЬСИФИКАЦИИ РЫБНЫХ КОНСЕРВОВ 28
3.1 Борьба с фальсификацией на государственном уровне 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35

Работа содержит 1 файл

Курсовая по товароведению.doc

— 268.00 Кб (Скачать)
    1. наименование товара и его логотип;
    2. страна происхождения товара;
    3. фирма-изготовитель товара и его почтовый адрес;
    4. количество товара;
    5. состав продукта;
    6. условия и сроки хранения.

     Чаще  всего не указывается или указывается  неправильно страна происхождения товара, а также фальсифицируется штриховой код.

     Наиболее  часто подделываются также товарные и фирменные знаки предприятий-изготовителей, активно рекламирующие свою продукцию и уже имеющие заслуженно высокую репутацию у потребителя благодаря отличному качеству своей продукции.

     Одной из разновидностей информационной фальсификации  товара является фальсификация с помощью упаковки, чаще всего производственной и потребительской.

     Комплексная фальсификация продовольственных  товаров включает в себя два или более отдельных видов подделок товара.

     В зависимости от места формирования фальсификата она бывает:

    1. технологическая;
    2. предреализационная.

     При технологической фальсификации подделка товаров осуществляется в процессе технологического цикла производства. К ней относится фальсификация путем введения различных пищевых добавок без их указания при маркировке и т.п.

     При предреализационной фальсификации  подделка товаров происходит при подготовке их к продаже или при отпуске потребителю. В этом случае применяются уже указанные ранее способы фальсификации (использование заменителей, добавок, дефектной продукции, недовес и т.п.) [5].

     Из  приведенного материала следует, что  производители обладают очень широкими возможностями для того чтобы фальсифицировать товары. Таким образом, производители получают большую прибыль, чем, если бы они производили подлинный товар. Однако ошибочно предполагать, что производители не несут никакой ответственности за такую продукцию.

     1.2 Последствия фальсификации для производителей и потребителей

     Поскольку фальсификация продовольственных  товаров делается с корыстной целью и, как правило, всегда направлена на получение незаконных доходов, то для разных субъектов рыночных отношений (покупателя и производителя) последствия изготовления, реализации и потребления фальсификатов имеют разные последствия. Однако все они связаны с определенными риском и потерями.

     Конечно, потребители подвергаются наибольшему риску и несут от фальсификации самые большие потери. При этом риски потребителя можно подразделить на следующие группы:

     1. Экономические последствия (большие  расходы за меньшее количество  товара, покупка продукта непригодного к употреблению и т.п.);

     2. Причинение физиологического вреда организму (отравление, появление нового заболевания, обострение имеющегося заболевания, генетические нарушения, формирование онкологических заболеваний, смерть и т.п.);

     3. Моральный вред (подавленное состояние,  стресс и т.п.).

     Значительные  потери вследствие фальсификации несет  не только индивидуальный потребитель, но и общество в целом. При широком распространении ассортиментной и качественной фальсификации, в результате которой на рынке появляются в значительном количестве опасные для человека продукты, возникают:

     1. Риск утраты здоровья многими  членами общества;

     2. Снижается продолжительность жизни  в обществе;

     3. Увеличивается смертность от  болезней и пищевых отравлений (например, канцерогенными веществами и др.);

     4. Ухудшается структура питания за счет повышения удельного веса низкокачественных и малоценных продуктов, что, в конечном счете, влияет на ухудшение качества жизни общества в целом;

     5. Происходит моральная деградация, как отдельных людей, так и общества в целом;

     6. Снижается уровень доверия других  государств и народов к обществу, где процветает фальсификация  всего и вся. 

     При фальсификации товаров в государстве  нерационально используются природные, сырьевые и трудовые ресурсы, так  как на производство некачественных продуктов также затрачиваются сырье, топливно-энергетические ресурсы, природные материалы и труд людей.

     Однако  ошибочно полагать, что те предприятия, которые производят фальсифицированную продукцию, не несут за это никакой ответственности в случае ее обнаружения. Так к производителям, выпускающим фальсифицированную продукцию, применяют следующие меры.

  1. Предупредительные:

     социальные: подготовка и информационное обеспечение  специалистов, информирование потребителей, разработка методов идентификации;

     административные: повышение эффективности действующих  и создание новых органов по сертификации и независимой экспертизе, усиление госконтроля, уничтожение фальсифицированных товаров.

     2. Карательные: 

     правоохранительные: разработка и исполнение законодательных актов, направленных на борьбу с фальсификацией.

     В УК РФ предусмотрены следующие статьи:

     ст. 156: обман потребителя;

     ст. 156.3: нарушение правил торговли;

     ст. 157: выпуск и продажа товаров, оказание услуг, не соответствующих принятым нормам безопасности;

     ст. 154.3: незаконное повышение и поддержание  цен;

     ст. 162.4, 162.5: незаконное предпринимательство.

     Постановление Правительства РФ №1575 «Об утверждение  правил, обеспечивающих наличие на продуктах питания, ввозимых в РФ, информации на русском языке» от 27.12.96 г.

     Постановление Правительства РФ №1037 «О мерах по обеспечению наличия на ввозимых на территорию РФ продовольственных товарах информации на русском языке» от 15.08.97 г [4]. 

     
    1. Показатели  качества, дефекты рыбных консервов

     Рассматривая  такое понятие как фальсификация, нельзя не упомянуть о показателях качества и дефектах товаров, для того чтобы в дальнейшем с помощью них определить какой товар является качественным, а какой некачественным или даже фальсифицированным.Для удобства рассмотрим показатели качества и дефекты продукции на конкретном примере. В данном случае на рыбных консервах.

     Показатели качества рыбных консервов подразделяют на общие и специальные, т.е. обязательные для определенного вида консервов. Общие показатели согласно ГОСТу - это цвет, запах, консистенция продукта, содержание примесей и соли. К специальным относятся определение количества основного продукта, т.е. рыбы по соотношению к заливке, порядок укладки, состояние кожных покровов и костей, прозрачность масла, желе, цвет соуса, кислотность. Количество рыбы в консервах в масле должно составлять не менее 75%, в то время как в томатном соусе до 90% [9].

     Рассмотрим  все показатели качества более подробно.

     Маркировка  и упаковка.

     Согласно  ГОСТ 11771-93 "Консервы и пресервы из рыбы и морепродуктов. Упаковка и маркировка" этикетка должна быть чистой, целой, плотно и аккуратно наклеенной. Маркировка должна содержать следующие данные:

       наименование и адрес предприятия-производителя;

       товарный знак;

       наименование продукции;

       сорт при наличии сортов;

       масса нетто;

       нормативный документ;

     срок  годности с даты изготовления (с  надписью "дата изготовления указана в первом ряду");

       пищевая и энергетическая ценность;

       условия хранения;

       состав консервов.

     На  крышке консервных банок мы можем  увидеть три или два ряда цифр, нанесенных методом выдавливания или несмываемой краской. Что они значат? Первый ряд: дата изготовления продукции (число, месяц, год). Второй ряд: ассортиментный знак – от одного до трех знаков (цифры или буквы, кроме буквы "Р"); номер предприятия-изготовителя – от одного до трех знаков (цифры и буквы). Третий ряд: номер смены – одна цифра; индекс рыбной промышленности – буква "Р".

     Металлические банки для консервов изготовляют  с лакированной или эмалированной  внутренней поверхностью. Внешняя поверхность  банок должна быть гладкой, без вмятин, скобок, перегибов, пузырей полуды, точек коррозии. Внутренняя поверхность лакированных или эмалированных банок, крышек и донышек должна быть покрыта устойчивым консервным лаком или эмалью равномерно, гладко, без трещин и царапин. Наружная поверхность банок не должна иметь птичек (деформация донышек и крышек банок в виде уголков у бортиков банки), а также зазубрин, зубцов и язычков на закаточных швах. При этом допускаются незначительные повреждения, например, вмятины глубиной не более 1мм, несквозные царапины, незначительная помятость корпуса, незначительный налет ржавчины и др.

       Не допускаются к реализации  консервы бомбажные (с вздутыми  донышками и крышками, не принимающими нормального положения после надавливания на них пальцами); с птичкой (деформация донышек и крышек банок в виде уголков у закаточного шва); хлопуша (выпуклость донышка или крышки банки, исчезающая при нажиме на одном конце банки и одновременно возникающая на другом конце с характерным хлопающим звуком).

     Органолептические показатели.

     Органолептическая характеристика включала в себя оценку внешнего вида, цвета, запаха, консистенции и вкуса консервов. Стандарт предъявляет к органолептическим показателям следующие требования:

       Вкус: приятный, свойственный консервам  данного вида. Для консервов из  океанических рыб с естественным  кисловатым привкусом.

       Запах: приятный, свойственный рыбе данного вида в масле или в масле, ароматизированном пищевыми добавками.

       Консистенция: нежная или плотная,  сочная.

       Цвет: свойственный вареному мясу  данного вида рыбы.

     Физико-химические и микробиологические показатели.

     В консервах исследуются следующие физико-химические показатели: массовая доля поваренной соли, массовая доля отстоя в масле к массе рыбы, массовая доля свинца, массовая доля составных частей (рыбы и масла). Массовая доля отстоя в масле к массе рыбы нормируется только для рыбы, бланшированной в масле. Массовая доля свинца не должна превышать 1 мг/кг.

     Хранятся  консервы при температуре от 0 до 20 °С и относительной влажности воздуха не выше 75 % . Консервы в томатном соусе из рыб внутренних водоемов хранят 18 мес., из океанических рыб -- 6 мес.; консервы натуральные из лососевых и печени трески -- 30 мес., из сельди -- 6 мес., в масле -до 2 лет. При хранении консервов возможно появление различных дефектов.

     Дополнительно рассмотрим встречающиеся дефекты  рыбных консервов для того чтобы в дальнейшем различать какая продукция будет являться дефектной, а какая фальсифицированной.

     Наиболее  распространенными дефектами рыбных консервов являются: коррозия банок, бомбаж (вспучивание крышек и донышек  банок, не исчезающее при надавливании), хлопуша (вспучивание крышки или донышка банки, перемещающееся на противоположный конец банки с громким хлопком при нажатии), подтеки (следы вытекающей из банки заливки при негерметичности банки), сход полуды (переход части олова с внутренней поверхности банки в ее содержимое в результате химических процессов) и др. Встречаются дефекты цвета (потемнение цвета томатного соуса и мяса, помутнение бульона), а также окисление жира, сползание кожицы и др[10]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Фальсификация рыбных консервов на рынке России