Формирование конкурентоспособности общественного питания

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 07:09, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является оценка и формирование конкурентоспособности общественного питания на внутреннем рынке города Владивосток.
В соответствии с поставленной целью вытекают следующие взаимосвязанные задачи:
- изучили теоретические положения, характеризующие сущность конкурентоспособности общественного питания на внутреннем рынке;
- исследование рынка общественного питания;
- факторы, влияющие на формирование рынка общественного питания;
- провели оценку показателей качества общественного питания;
- определили основные направления повышения конкурентоспособности общественного питания.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….…..3
1 Анализ конкурентоспособности товаров и услуг……………………………….……....4
1.1 Особенности оценки конкурентоспособности товаров и услуг……………….…...5
1.2 Факторы и критерии конкурентоспособности товаров и услуг…………..…….….8
1.3 Принципы и методы оценки конкурентоспособности товаров и услуг……….…11
1.4 Выводы по главе………………………………………………………………….….18
2 Исследование показателей качества и расчет конкурентоспособности услуг мест
общественного питания г. Владивосток………………………………………….…….20
2.1 Состояние рынка общественного питания…………………………………..……..20
2.2 Разработка номенклатуры потребительских свойств и показателей качества
общественного питания г. Владивосток……………………………………….…...23
2.3 Комплексный метод оценки качества и конкурентоспособности мест
общественного питания……………………………………………………………..25
Заключение…………………………………………………………………………….....31
Список использованных источников…………………………………….……………..32

Работа содержит 1 файл

Анализ общественного питания.doc

— 329.00 Кб (Скачать)

     Применительно к маркетингу, конкурентоспособность это относительная оценка потенциальной способности успешно конкурировать на рынке за ограниченный платежеспособный спрос. При этом можно говорить о конкурентоспособности отдельных продуктов или компании в целом.

     Высокая конкурентоспособность означает, что  продукт или компания потенциально могут с высокой долей вероятности рассчитывать на коммерческий успех на данном рынке. Низкая оценка конкурентоспособности обычно подразумевает малую вероятность потенциального коммерческого успеха.

     В реальной жизни конкурентоспособность  компании и производимых ею продуктов  тесно переплетены. Так, низкая конкурентоспособность  продукта может компенсироваться конкурентными преимуществами компании (в форме использования для продукта популярного бренда, либо эффективных каналов продаж), обеспечивая коммерческий успех на конкретном рынке, и наоборот.

     По  большому счету, оценка конкурентоспособности  представляет собой моделирование ситуации выбора потенциальным потребителем среди конкурирующих продуктов. Чем с большей вероятностью потребитель выберет определенный продукт - тем выше его конкурентоспособность.[2]

     Соответственно, оценку конкурентоспособности необходимо начинать с определения потенциального потребителя и факторов, влияющих на его выбор. Этими факторами могут быть:

     - цена - включая т.н. стоимость владения, а для некоторых товаров еще и возможную цену продажи после использования;

     - характеристики продукта - как измеримые параметры, так и неизмеримые: удобство, эстетичность и т.п., при этом значение имеют не результаты испытаний, а субъективное восприятие потенциальных потребителей;

     - доступность продукта потенциальному потребителю - потребитель может отказываться от приобретения;

     - уровень информированности потребителя о товаре;

     - ограничения, имеющиеся у потребителя - например, ограничения, накладываемые религией;

     - иррациональные мотивы потребителя - например, потребитель может руководствоваться собственными стереотипами.

     Для оценки конкурентоспособности необходимо максимально детально описать влияющие на потребительский выбор факторы, которые послужат критерием оценки.

     Выполнив  теоретическую часть курсовой работы, мы убедились, что на конкурентоспособность товаров оказывают влияние многие факторы и на первом месте цена и качество. Качество является синтетическим показателем, отражающим совокупное проявление различных факторов. Это понятие отражает совокупность свойств и характеристик продукции. Цена – денежное выражение стоимости товара, включающее в себя качество товара, а качество, в свою очередь, включает в себя издержка производства, технологический уровень производства, квалификацию персонала и многие другие факторы.

     При разработке стратегии повышения  качества товара следует учитывать изменчивость показателей качества в динамике. Одним из элементов стратегии повышения качества товаров являются системы управления качеством, которые должны строиться на основе международных стандартов. Важным элементом обратной связи в реализации стратегии повышения качества товаров является их сертификация. Необходимо активизировать работу по созданию новых отечественных испытательных и сертификационных центров, рекламе сертифицированных товаров.[1] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 Исследование показателей качества и расчет

        конкурентоспосонсти услуг общественного питания

            города Владивосток

     2.1 Состояние рынка общественного питания г. Владивостока

     В настоящее время на рынке предприятий  общественного питания города Владивосток не разработана жесткая классификация заведений. В мировой практике существует множество принципов классификации ресторанов: по ассортименту, по квалификации персонала, по целевой аудитории, по ценовому уровню. В России наиболее распространена простейшая классификация по типу: ресторан, бар, кафе, столовая, закусочная. При этом четких требований к тому или иному виду заведений общепита в России до сих пор не разработано. Поэтому обычно специализация заведения общепита определяется, исходя из его собственного позиционирования.[17]

     В традиционной классификации, установленной  ГОСТом Р 50762-95, рестораны делятся  на три класса: люкс, высший и первый, каждому из которых соответствует  определенный набор требований. Однако в современных условиях целесообразно  использовать несколько иную градацию; элитные, рестораны для среднего класса (демократичные) и фаст-фуды. Кроме того, помимо обычных баров и кафе, в последние годы появился, существует особый тип заведений общественного питания - кофейни.

     В последние годы ресторанный бизнес стал привлекать все больше инвесторов из самых разных сфер бизнеса. Это связано, прежде всего, с привлекательностью данного рынка в условиях экономического роста страны и благосостояния населения, а также с возможностями получения стабильной прибыли в течение всего времени существования ресторана при его грамотном управлении (общественное питание является одной из самых ликвидных отраслей экономики).[18]

     Ресторанный бизнес таит в себе много опасностей для потенциальных инвесторов. Во Владивостоке отсутствует серьезный рыночный опыт в ресторанной сфере и многолетние традиции. Кроме того, нет наработанной методологической базы, помогающий вести бизнес. Еще одна трудность заключается в том, что для многих инвесторов ресторан рассматривается как «игрушка», которая должна приносить деньги, но не требовать большого внимания. Обзор рынка общественного питания Владивостока позволяет сделать вывод, что большая часть заведений общественного питания ставит свою тематическую направленность в зависимость от типа кухни: охотничья, спортивная, домашняя и т. д. Предприятие без явно прослеживающейся тематики рискует остаться незамеченным на фоне многообразия конкурентов. Основная ошибка инвесторов, пришедших на ресторанный рынок из других сфер бизнеса, - ставка на ту кухню, которую знают и понимают. Однако этого недостаточно. Многие инвесторы недооценивают сложность рынка общественного питания. Для того чтобы ресторан начал приносить прибыль, необходимо построение грамотной маркетинговой политики, нацеленной на привлечение и удержание целевой аудитории. Поэтому следует заранее проинформировать население об открытии заведения, а затем поддерживать постоянный интерес к нему, как привлекая новых посетителей, так и формируя лояльность старых. Если же речь идет о принципиально новой специализации ресторана (особенно с экзотической кухней), следует в обязательном порядке адаптировать кухню для потребителей с учетом их вкусов при поддержании постоянного наличия доступных для приготовления блюд продуктов. Как только проходит апогей моды на какой-либо ресторан с необычной кухней (это занимает примерно около года при отсутствии мощной рекламы), либо наступает период стабильности при условии принятия предлагаемой кухни, либо ресторан вынужден искать новые направления в меню и вкусах, чтобы сохранить привлекательность.[17]

     В настоящее время на рынке недостаточно ресторанов для клиентов среднего класса со средним чеком 10-15 долл. Сейчас эта  ниша развивается за счет открытия демократичных заведений - кафе, кофеен и ресторанов фаст-фуд. Значительную долю среди открывающихся ресторанов занимают японские суши-бары. Именно поэтому на рынке происходит постепенный перенос инвестиционной активности из ниши дорогих ресторанов в сегмент ресторанов и кафе средней ценовой категории, а также фаст-фудов.

     Для предприятий общественного питания  большое значение имеет наличие  так называемого «якоря», обеспечивающего  постоянный поток клиентов, поскольку  в основном конкуренция среди  рестораторов идет за месторасположение, являющееся в данном бизнесе одним из ключевых конкурентных преимуществ. Наиболее престижны и выгодны Океанский проспект с боковыми улицами, район второй речки, центральный район, район первой речки. Именно поэтому большая часть ресторанов расположена в центральных районах, что объясняется привлекательностью центра города для времяпрепровождения жителей и гостей города. Именно поэтому подавляющее количество потенциальных инвесторов хотят иметь ресторан в центре города. Для предприятий фаст-фуда и демократичных кафе наиболее выгодным является расположение возле автовокзалов, железнодорожных вокзалов или на пересечении крупных транспортных магистралей. Однако, уровень затрат и конкуренция в условиях центра, являются более высокими, чем в других районах. 
 

     Рестораны в центре Владивостока, как правило, открываются в уже существующих помещениях, в основном на цокольных этажах и в подвалах жилых домов, хотя заведения, претендующие на высокий ценовой уровень, обычно избегают подобных мест. Отмечается довольно высокий спрос на помещения в нежилых домах, поскольку размещение в них предприятий общепита сопряжено с меньшими трудностями, нет опасности возникновения конфликта с жильцами. Дефицит усиливается еще и за счет того, что к помещениям для таких заведений предъявляют много технических требований.[19]

     В связи с этим наблюдается тенденция  к децентрализации на владивостокском рынке общественного питаний. За 2009 год доля заведений общепита, находящихся в спальных районах города выросла с 27% до 34%. Спальные районы на данный момент достаточно специфичны с точки зрения предпочтений. Пока четкого структурирования предпочтений не произошло. Одни спальные районы имеют одну специфику: жители отдают предпочтение концептуальным заведениям, другие - становятся приверженцами кафе и фаст-фудов в торговых центрах, ритейл-парках и моллах. В любом случае, операторам ресторанного рынка приходится работать пока на перспективу. Они занимают места и еще только готовятся зарабатывать. Сегодня еще нет единого мнения, какая концепция будет наиболее успешная и какие усилия придется прикладывать для продвижения услуг. Сегодняшний опыт показывает, что успешными могут быть самые разные концепции. Сформировать равномерные потоки в спальных районах очень сложно, поэтому нужно под них подстраиваться. Кроме того, в спальных районах возрастет необходимость в «кафе около дома», ориентированных на формирование групп постоянных посетителей, а некоторые крупные сетевые заведения возводят в спальных районах коммерческую недвижимость специально под свои требования.

     Постоянные  затраты на содержание ресторана в среднем на 30-40% состоят из арендной платы за помещение. Разброс ставок на рынке аренды ресторанной недвижимости очень велик. За объект в наиболее привлекательном месте Владивостока могут запросить до 2600 долларов за кв. м в год. В спальных районах, в отдалении от  магистралей, в промышленных зонах аренда стоит от 110 долларов за кв. м в год. Средняя же ставка для помещения, расположенного в престижном районе с хорошими дорогами и развитой транспортной инфраструктурой, составляет 1200-1800 долларов за кв. м в год. Почти половина инвесторов требуют, чтобы в предлагаемом им для размещения ресторана помещении раньше не было предприятий общественного питания, поскольку переломить репутацию предшественника порой очень нелегко. По свидетельству специалистов, должно пройти не меньше 2-3 лет, чтобы имидж заведения можно было создавать с чистого листа. Кроме того, многие рестораторы подыскивают помещения исходя из уже существующей концепции будущего заведения, предъявляя определенные требования по метражу, форме зала и высоте потолков.

     Успех работы ресторана в огромной степени  зависит от директора (управляющего), от его способностей управлять персоналом, договариваться с поставщиками, умения планировать затраты и вовремя принимать правильное решение по стратегическому управлению рестораном, также значительную роль играют личностные качества руководите ля-ресторатора. Некоторые хозяева ресторанов теряют прибыльный ресторан, только из-за того, что не смогли правильно оценить своего директора, наладить с ним человеческие отношения, показать свою заинтересованность в успехах «своего ресторанного директора». Притом, что обязанности директора крупного ресторана и директора небольшого кафетерия практически мало отличаются.[20]

     Кроме того, следует уделить большое  внимание кадровой политике в отношении обслуживающего персонала. По экспертным оценкам, 40% официантов и барменов меняют работу хотя бы раз в год. Это происходит из-за их неудовлетворенности зарплатой и условиями труда. Именно поэтому следует формировать лояльность не только посетителей, но персонала, являющегося важным стратегическим потенциалом любого заведения общественного питания.

     Таким образом, резюмируя ситуацию на рынке общественного питания Владивостока, можно с уверенностью утверждать - развитие идет высокими темпами, рынок еще не насыщен и есть еще достаточно места для большого количества игроков, однако успех в конкурентной борьбе во многом зависит от месторасположения, ценовой политики, концепции и высококвалифицированного ресторана.

     В клубе «Cuckoo», 4 февраля в 17.00, состоялась пресс-конференция, посвященная итогам работы Конкурса «ПРОФМАРКА» за 2010 год. Фактически на сегодняшний день конкурс по праву стал инструментом, который позволяет определить реальных лидеров рынка, по мнению общественности.

     По  итогам конкурса «Профмарка: точки общественного питания 2010» лучшим баром был признан «Street bar», лучшим рестораном европейской кухни «Studio Coffee», лучшим ресторанным комплексом «Лесная заимка».

     2.2 Разработка номенклатуры потребительских  свойств и показателей

           качества общественного питания

     Понимание качества заключает в себе, прежде всего, экономическую составляющую, а также основывается на нормативно-правовой базе. Так, качество имеет разные уровни выраженности (высший, средний, низший) в зависимости от стоимости, на которую согласен потребитель. Проблема качества как экономическая категория возникла вместе с развитием общественного производства, с началом генерирования услуг как ответ на повседневные потребности людей.

     Сегодня все производители мира озабочены  проблемой повышения качества производства, включая и производство услуг. Положительный результат повышения качества сервисной продукции важен для всех участников и сторон. В случае качественного сервиса государство фиксирует увеличение народно-хозяйственного эффекта на единицу затрат, получает расширенные экспортные возможности и валютные поступления, к тому же более полно удовлетворяются потребности населения в услугах.

     В отличие от свойств промышленного  товара свойства сервисного продукта, свидетельствующие о качестве, являются гораздо более сложными для вычленения, объективного измерения, подсчета стоимости. Вместе с тем производство любого вида услуг также приобретает ряд производственно-технологических и физических свойств, которые можно фиксировать, подсчитывать, сравнивать с эталонными критериями. Именно на базе представлений об эталонных качествах сервисной деятельности вырабатываются государственные стандарты и нормативы. На основе данных стандартов и нормативов осуществляется техническое обеспечение труда работников сервисного предприятия, нормируются конкретные трудовые операции, создаются инструкции и служебные документы, регламентирующие процесс обслуживания.[21]

     К числу наиболее распространенных свойств  разного рода услуг, которые можно  фиксировать, подсчитывать и сравнивать, относятся обычно следующие:

Информация о работе Формирование конкурентоспособности общественного питания