Функциональные различия правого и левого полушария

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 21:42, контрольная работа

Описание работы

целью исследования является выявление основных функциональных различий правого и левого полушария.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Левое и правое полушария головного мозга: основные различия 4
2 Развенчивая старые мифы 7
3 Функциональная асимметрия левого и правого полушария головного мозга 8
4 Новые взгляды на творческие способности 12
5 Сферы специализации левого и правого полушарий 13
6 Древние знания 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18

Работа содержит 1 файл

Функциональные различия правого и левого полушария.doc

— 139.50 Кб (Скачать)

 

    ВВЕДЕНИЕ

 

     Нам, обычно, легче оперировать одной  из двух наших рук или ног, мы лучше  воспринимаем информацию, поступившую  через доминантное ухо или глаз. Причем совсем не обязательно, чтобы у человека все правые парные органы доминировали над левыми (и наоборот), напротив, обычно проявляется противоположная тенденция. Логично было бы связать доминантность того или иного органа над парным с межполушарной асимметрией головного мозга: ведь именно он, согласно современным представлениям, в большинстве случаев осуществляет анализ и синтез получаемых с периферии сигналов, а также воздействует на нее эфферентно.

     Мозг  тоже орган парный. Резонно предположить, что его гемисферы асимметричны не только анатомически (хотя при этом в целом весьма похожи), но и функционально. О функциональной асимметричности полушарий говорит и ряд клинических данных. Так, афазии и апраксии возникают, обычно, при поражении левого полушария, в то время как при поражении правого полушария наблюдаются более глубинные расстройства.

     Вместе  с тем, мы часто (если не всегда) решаем жизненные задачи, используя не один из парных органов, а оба. При этом, в норме, мы действуем обеими руками вполне слажено и видим двумя глазами вполне целостную картину. Опираясь на эти данные, можно предположить наличие межполушарного взаимодействия.

     Не случайно тема нашего исследования - функциональные различия правого и левого полушария.

     Отсюда  целью исследования является выявление основных функциональных различий правого и левого полушария.

     Для достижения этой цели были поставлены ряд следующих задач: 1) изучить сферы специализации левого и правого полушарий; 2) исследовать функциональную асимметрию левого и правого полушария головного мозга; 3) рассмотреть новые взгляды на творческие способности.

1 Левое и правое полушария головного мозга: основные различия

     Одно  из главных открытий последних лет  связано с деятельностью полушарий  головного мозга. Доктор Роджер Сперри, удостоенный Нобелевской премией, первый дал объяснение специфики функционирования двух долей мозга.

     Наши  полушария "работают" по-разному. Левая половина мозга отвечает за логические операции, счет, установление последовательностей, тогда как правое полушарие контролирует инициативу и творчество.

     Правое  полушарие делает все сразу, целостно, ищет и устанавливает связи инстинктивно, интуитивно, предпочитает образы, помогает нам в понимании метафор и  в восприятии юмора. А на чем же основана интуиция правого полушария? Часто на фактах, проанализированных левым полушарием. Левая доля предпочитает последовательности, выделяет детали, стремиться к классификации информации, делает конкретные выводы, устанавливает причинно-следственные связи, любит грамматику и слова.

     Правая  доля мозга существенно превосходит  левое в способности ориентироваться  в пространстве, в восприятии музыки, в опознавании сложных образов, которые нельзя разложить на простые  составные части: в частности, в  опознавании человеческих лиц и эмоциональных выражениях на этих лицах.

     Оба полушария выполняют равно важные функции. Левое упрощает мир, чтобы  его можно было легко проанализировать и соответственно повлиять на него. Правое полушарие схватывает мир  таким, какой он есть и тем самым преодолевает ограничения, накладываемые левым.

     Без правой (творческой) доли мозга мы бы превратились в высокоразвитые компьютеры, в счетные машинки, тщетно пытающиеся приспособить многозадачный мир  к своим ограниченным программам. Поэтому все попытки ученых создать искусственный интеллект увенчались провалом, так как моделировалось только левое (логическое) полушарие головного мозга [6, C. 45].

     Мозг  и тело связаны следующим образом: правое полушарие контролирует левую  половину тела, а левое - правую половину. Тренирую левую часть тела, мы тренирует творческую долю, а правую - логическую долю мозга.

     У большинства людей доминирует определенное полушарие. Это связано с особенностью образовательных систем: тренировать  какое-то из полушарий в большей  мере. С рождения ребенок почти в равной степени (гармонично) пользуется возможностями, заложенными в разных долях мозга. Затем, из-за однонаправленности современных учебных заведений, одно полушарие берет вверх. Например, в математических школах мало развивают творческое мышление, хотя математика - самая творческая наука. А в музыкальных школах или в консерваториях редко тренируют логическое мышление. В результате у многих людей развито только одно полушарие.

     Это ущемление можно легко убрать, ведь наши умения тренируются практикой. Например, Леонардо да Винчи научился управлять в равной степени обеими руками (то есть он был левшой и правшой одновременно).

     Есть  более простые упражнения по оптимизации  двух полушарий с тем, чтобы сделать  себя более гармоничной личностью. Следующее упражнение можно выполнять в любое время: встаньте, выпрямите спину, поднимите левое колено и дотроньтесь до него правой рукой. Опустите левую ногу, поднимите правое колено и дотроньтесь до него левой рукой. И так несколько раз в удобном для вас темпе. В начале у людей, у которых развито только одно полушарие, это упражнение может не получиться в быстром темпе. Поэтому начинайте делать его медленно, постепенно увеличивая темп.

     Попеременно дотрагиваясь руками до противоположных  колен, вы одновременно включаете в работу оба полушария и тем самым тренируете их к более гармоничной работе.

2  Развенчивая старые мифы

     С древних времен люди верили мифу о  том, что творческое вдохновение  снисходит на человека свыше, что  оно является божественным даром. Даже в наши дни многие творческие люди считают свое вдохновение чем-то мистическим. Они уверены, что вдохновение посещает их лишь время от времени, и что они никоим образом не могут им управлять, потому что оно не поддается никакому контролю. Ниже приводятся примеры того, что думают известные писатели о вдохновении.

     ДЖОЗЕФ ХЕЛЛЕР: "Я не понимаю сущность процесса работы воображения, не знаю, с чем связано моё вдохновение, но я знаю, что полностью от него завишу. Мне кажется, что идеи витают вокруг меня в пространстве и время от времени спускаются ко мне. Они могут приходить. А сам я их создавать не могу."

     ДЖЕЙМС ДИККИ: "Когда я пишу, я чувствую какое-то сумасшествие... Я не знаю, что это такое и с чем это связано..."

     ДЖОАН ДИДИОН: "Процесс создания произведения остается для меня совершенной загадкой..."

     ЭРИКА ЙОНГ: "Я не знаю, откуда в моем сознании возникает первая строчка, которую я потом напишу. Я понятия не имею, кто мне ее подсказывает. Может быть, это муза. Кстати говоря, я действительно верю в музу."

     ГОР ВИДАЛ: "Я никогда не знаю, что произойдет в следующий момент... это весьма странно, не правда ли?"

     Похоже, что писатели, как, впрочем, и остальные  люди, не могут по собственному желанию  активизировать свои творческие способности. Они никак не могут объяснить творческий подъем и периоды отсутствия вдохновения, когда не удается написать ни одной стоящей строчки.

     За  последние несколько лет наше понимание процесса творчества и  творческих способностей претерпело такие  значительные изменения, что даже старые мифы видятся нам в новом свете. Многие теперь поверили в то, что они не зависят от капризов ветреной музы. Теперь они поняли, что идеи носятся не в воздухе, а в голове. Нужно только научиться ловить их. Многие научились верить в большие возможности подсознания и активизировать его для участия в процессе творчества.

3 Функциональная асимметрия левого и правого полушария головного мозга

       

     В ходе проведенных исследований было установлено, что через согриs callosum информация поступает из одного полушария мозга в другое. Когда же согрus сallosum разрезали, полушария мозга потеряли возможность сообщаться друг с другом. Можно сказать, что у каждого человека функционируют два мозга, и без помощи соrрus сallosum один из них не может знать, что происходит в другом. Изучая полушария в отдельности, исследователи получили возможность определить, за что отвечает каждое из них. В ходе тщательного изучения ученые установили, какие задачи решает право-полушарие, а какие — левое. В приложении рассказывается о процедурах, с помощью которых проводилось изучение функций головного мозга. Итак, исследователи установили, что каждое полушарие головного мозга имеет свою область специализации и обрабатывает информацию своим собственным способом. Проведенные исследования помогли выяснить, что согриs сallosum позволяет обоим полушариям работать вместе, однако при выполнении определенных задач одно из полушарий доминирует над другим в зависимости от характера решаемой задачи.

     Когда полушария  функционируют правильно, то взаимодействие между ними выражается в идеальном партнерстве. Таким образом, устанавливается гармония целей, и ни одно полушарие не вмешивается в работу своего партнера. Каждое из них поддерживает другое и делает то, что у него лучше всего получается. Иными словами, каждое занимается своим делом и не мешает работать партнеру. Полушария помогают друг другу практически во всех наших действиях.

     • Для создания метафор поэт использует правое полушарие, полет фантазии также  обеспечивает правое полушарие, однако процесс перевода его чувств в словесную форму или, иными словами, подбор слов осуществляет левое полушарие.

     • Правое полушарие помогает архитектору  привести в соответствие пространственные взаимосвязи и эстетический образ, который он стремится создать. Тем  не менее, все расчеты и измерения производит левое полушарие.

     • Ученому левое полушарие помогает анализировать рассматриваемую  проблему, но правое полушарие часто  интуитивно подсказывает такие ходы, с помощью которых разрешаются  самые сложные загадки [3, C. 73].

     Наиболее эффективная творческая работа становится возможной тогда, когда работают и правое, и левое полушария, когда логическое мышление сочетается с интуицией.

     Однако  ни в каком случае нельзя забывать, что, хотя при выполнении практически  любой работы правое и левое полушария действуют вместе, они обрабатывают информацию по-разному, и степень активизации полушарий зависит от специфики выполняемой задачи.

     Когда один из партнеров в бизнесе ведет  себя агрессивно по отношению к другому  и пытается ущемить его интересы, это приводит к нежеланию сотрудничать. То же самое можно сказать и про взаимодействие полушарий головного мозга. Левое полушарие зачастую стремится захватить лидирующее положение, и в результате этого рассмотрение проблем происходит только с точки зрения логики и анализа, а это не всегда дает желаемый эффект, потому что интуиция, за которую отвечает правое полушарие, часто необходима для решения Определенного круга задач. Итак, левое полушарие иногда становится настолько "агрессивным", что это не идет на пользу общей работе. Вот пример того, когда полушария враждуют.

     Если  человек слитком полагается на левое  полушарие, то он рискует утратить силу интуиции правого полушария. Это  может зайти настолько далеко, что человек вовсе перестанет использовать интуицию или даже уверится в том, что она не существует в принципе. У такого человека, как правило, возникают проблемы в общении с другими людьми, потому что общий язык с окружающими помогает нам находить чувствительное правое полушарие.

     Многие  используют для решения проблем не то полушарие, какое следовало бы использовать. Некоторые задачи, очевидно, требуют применения возможностей правого или левого полушария, но существует достаточно большое количество задач, при рассмотрении которых трудно определить, какое из полушарий необходимо при их решении. Наибольшее число конфликтов возникает именно в таких вот "пограничных" случаях. Большинство из нас при этом полагается на сложившиеся стереотипы и не задумывается всерьез о том, какое полушарие лучше использовать. Только в последние несколько лет некоторые исследователи определили, что сознательная стимуляция какого-либо из полушарий может изменить способ решения задач.

Информация о работе Функциональные различия правого и левого полушария