Анализ деятельности органов местного самоуправления муниципального образования по организации предоставления общего образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 20:41, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотрение теоретических аспектов организации Управлением образования Администрации города Кемерово предоставления общего (полного) образования, выделение основных проблем в данной области и вынесение предложений по их возможному решению.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………...………………………………………………..3
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ОРГАНИЗАЦИЮ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ В РФ ……………………………………………………………...5
1.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ОРГАНИЗАЦИЮ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ………………………………………………….……7
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА КЕМЕРОВО………………………………...…..10
2.1 ХАРАКТЕРИСТИКА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г. КЕМЕРОВО…………………………………………….10
2.2 АНАЛИЗ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГОРОДЕ КЕМЕРОВО………………………………………………………………………...13
2.3 РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ СЕТИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ …………………………………………………………………...15
2.4 ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ И КАЧЕСТВА
ОБРАЗОВАНИЯ……………………….…………………………………………...17 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА КЕМЕРОВО В ОБЛАСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ……………………………………………………………………22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................…………………………………………………..24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………

Работа содержит 1 файл

МОЯ Курсовая Налетов. Образование..doc

— 252.50 Кб (Скачать)

      Бесплатными учебниками остались только буквари  в 1 классах, все остальные учебники приобретаются учащимися за счет средств родителей, но во многих школах:

- создаются  библиотечные фонды учебников;

- организуется  передача учебников в конце  учебного года безвозмездно или за частичную плату;

-школы  приобретают учебники за счет  субвенций.

     Особенно  острым данный вопрос является для  инновационных учреждений, т.к. авторы учебников меняются часто и по многим предметам не ограничивается 1 учебником (например: физика – 3 учебника, история – 3 учебника и т.п.). 
 
 
 
 
 
 

2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ  АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА  КЕМЕРОВО

2.1. ХАРАКТЕРИСТИКА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г. КЕМЕРОВО

    Управление  образования администрации г. Кемерово является отраслевым структурным подразделением администрации города Кемерово и  создано с целью реализации полномочий органов городского самоуправления в сфере образования [4].

    Деятельность  Управления направлена на обеспечение  функционирования и развития системы  образования города Кемерово для  реализации конституционных прав граждан  на образование.

    Управление  в своей деятельности руководствуется  Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", Законом Кемеровской области от 28.12.2000 N 110-ОЗ "Об образовании в Кемеровской области", Законом Кемеровской области от 14.11.2005 N 124-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Кемеровской области об образовании, Уставом города Кемерово, а также настоящим Положением [6].

    Деятельность  муниципальных образовательных  учреждений в городе Кемерово может  регулироваться приказами и распоряжениями начальника Управления, издаваемыми  в пределах компетенции Управления. 
 
 

    Управление образования выполняет следующие функции:

- Организует  деятельность по предоставлению  образовательных услуг образовательными  учреждениями начального общего, основного общего, среднего (полного)  общего образования;

- организует  деятельность по предоставлению услуг общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории города Кемерово;

- совместно с заинтересованными ведомствами и службами разрабатывает и реализует общегородские (муниципальные) целевые программы в области образования;

- обеспечивает реализацию федеральных, областных и городских программ развития образования;

- осуществляет рациональное развитие сети образовательных учреждений;

- изучает образовательные запросы и интересы детей, потребности семей, образовательных учреждений, детских и юношеских общественных объединений и организаций;

- осуществляет представление к награждению выпускников общеобразовательных учреждений золотыми медалями, организует работу городской комиссии по рассмотрению письменных работ обучающихся, претендующих на серебряную медаль;

- ведет учет детей, подлежащих обязательному обучению в общеобразовательных учреждениях;

- организует работу психолого-медико-педагогической комиссии по выявлению и проведению комплексного обследования и определению форм дальнейшего обучения несовершеннолетних, имеющих отклонение в поведении и в развитии и т.д. [5].

     Структура Управления образования утверждается Министерством образования и науки РФ, в нее входят функциональные и территориальные отделы Управления.

     Структура Управления образования  представлена на рисунке 1 (см. Приложение).

     Организационная структура Управления образования  является линейно-функциональной. Достоинство данной организационной структуры:  начальники территориальных управлений являются непосредственными заместителями начальника Городского Управления образования и с их точки зрения, большой недостаток заключается в уменьшении до минимума районных отделов образования. 

2.2 АНАЛИЗ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ  ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГОРОДЕ КЕМЕРОВО

    Существующая  в городе Кемерово сеть муниципальных образовательных учреждений достаточно разнообразна по типам и видам (таблица №1). Разнообразными являются и образовательные услуги, оказываемые образовательными учреждениями детям разного возраста в зависимости от состояния их здоровья, уровня обучаемости, способностей, интересов и склонностей.

    Последний социологический опрос "Удовлетворение образовательных потребностей социума" (2009 - 2010 уч. года), проведенный в рамках мониторинга состояния муниципальной  системы образования, показывает, что образовательные учреждения города учитывают актуальные тенденции развития современного образования и в основном предоставляют образовательные услуги, отвечающие образовательным потребностям населения города. 98,1% обучающихся, 97,5% родителей оценивают качество образования в школе как "удовлетворительное", "хорошее", "отличное" (79,7% учеников, 80,3% родителей - "хорошее", "отличное").

    Вследствие  демографических процессов, характерных  в целом для России и Кемеровской  области, в городе замедлилось сокращение численности учащихся общеобразовательных учреждений: с 2005 по 2009 годы численность уменьшилась на 0,9%, в 2009 году впервые за последние 10 лет отмечается небольшой рост по сравнению с 2008 годом (таблица №2).

    Данная  тенденция, согласно статистическому прогнозу, будет иметь место и далее. В результате введения нормативно-подушевого финансирования, изменения структуры заселения города и с целью создания современных условий для ведения воспитательно-образовательного процесса произошла реструктуризация сети общеобразовательных учреждений, за последние пять лет количество школ сократилось с 85 до 76. Вместе с тем в 2009 году построена новая школа в ж. р. Лесная Поляна на 425 мест.

    В дальнейшем будет расти потребность  в строительстве новых школ в  строящихся микрорайонах.

    В то же время, по причине увеличения рождаемости, наблюдается рост числа  детей дошкольного возраста. Это  привело к возрастанию потребности  населения города в дошкольных образовательных  учреждениях. Несмотря на достаточно высокий  уровень охвата дошкольным образованием - 68,1% (по Кемеровской области - 62,9%, России - 58,3%) и активную реализацию мероприятий по обеспечению населения услугами дошкольного образования, в городе по состоянию на 01.01.2010 сохраняется очередность в дошкольные образовательные учреждения - около 4,5 тыс. детей, из них 85,0% составляют дети ясельного возраста.

    В городе Кемерово создана сеть учреждений начального, среднего и высшего профессионального  образования (таблица №3). Наряду со снижением численности обучающихся в общеобразовательных учреждениях, как отмечалось ранее, снижается и численность студентов в высших учебных заведениях (на 2,7% в 2010 году по сравнению с 2006 годом), в учреждениях среднего профессионального образования (на 30,8%), учащихся в учреждениях начального профессионального образования (на 29,8%).

    Однако  следует отметить, что система  подготовки трудовых ресурсов не в  полной мере сбалансирована с потребностями  рынка труда, в ряде отраслей (строительство, машиностроение, химия) на фоне активизации промышленности и бизнеса ощущается нехватка высококвалифицированных рабочих.

    С 2000 года в городе осуществляется целенаправленная работа по укреплению и развитию в  соответствии с современными требованиями материально- технической базы муниципальных  образовательных учреждений, ремонту и реконструкции образовательных учреждений. По состоянию на 01.01.2010 100,0% общеобразовательных учреждений оснащены ученической мебелью и аудиторными досками, отвечающими требованиям СанПиН, 100,0% - компьютерными классами, 54% - современными кабинетами физики, химии и биологии, 100,0% общеобразовательных учреждений подключены к системе Интернет. Собственным автобусным транспортом оснащены все учреждения интернатного типа и учреждения дополнительного образования. До 80,0% доведена обеспеченность школьных библиотек учебной литературой, до 98,0% - обеспеченность спортивных залов спортивным оборудованием и инвентарем.

    В муниципальных образовательных  учреждениях города в целом успешно  осуществляются процессы обучения и  воспитания детей. По данным мониторинга состояния муниципальной системы образования, наблюдается рост числа образовательных учреждений, осуществляющих инновационную деятельность, связанную с изменением содержания образования, организации воспитательно-образовательного процесса, управления образовательным учреждением. Сохраняется также устойчивая позитивная динамика в развитии воспитательных институтов в общеобразовательных учреждениях города, обеспечивающих воспитательную работу. Однако уровень воспитанности школьников, в силу объективных и субъективных причин, характерных в целом для современного состояния российского общества, оставляет желать лучшего.

    Сохранена муниципальная база загородных оздоровительных  лагерей, начата работа по модернизации их материальной базы (реконструированы 4 корпуса в лагерях "Пламя", "Спутник"). Ежегодно около 14,0% детей оздоравливаются в 5 муниципальных и 2 ведомственных оздоровительных загородных лагерях: более 12,0 тыс. детей отдыхают в лагерях дневного пребывания в учреждениях образования, культуры, спорта.

    В рамках реализации городской программы  «Развитие сети и обеспечение  доступности дошкольного образования  в 2007г.» дополнительно открыто 14 ясельных групп на 230 мест в существующих дошкольных учреждениях [7]. 

2.3 РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ СЕТИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ        

     Открыто  новое муниципальное  дошкольное образовательное  учреждение №239 (280мест).

         Учреждение создано в  новой  организационно- правовой форме,  как муниципальное автономное  учреждение (всего на 01.01.2011 г. в г. Кемерово функционируют 29 муниципальных автономных образовательных учреждений) [6].

         Проведена  реорганизация:

   - школы №4 и №40: создано МОУ  «Средняя общеобразовательная школа  №40»;

   - школы №75 и №16: создано МОУ  «Средняя общеобразовательная школа №16» с дневной, вечерней, заочной формами обучения;

   - школы №12 и ВСШ №12: создано  МОУ «Средняя общеобразовательная  школа №12» с дневной, вечерней, заочной формами обучения;                 

   - школы №2 и №11: создано МОУ  «Средняя общеобразовательная     школа №11» .

         Изменился статус школ №60 и  39: они стали основными.

         Возвращено в сеть здание бывшего детского сада № 139 по адресу: ул.40 лет Октября, 13а: после проведения капитального ремонта и реконструкции     в это здание переведено МДОУ № 2 «Детский сад общеразвивающего вида»

(увеличено  количество мест с 40 до 130).

         Экономический эффект от реструктуризации  сети образовательных учреждений  в 2010 году составил 2804,4  тыс.  руб.

           В 2010 году была продолжена работа по оптимизации комплектования классов, штатных расписаний в общеобразовательных  учреждениях. В результате проведенной работы:

  • увеличилась доля  муниципальных общеобразовательных учреждений с числом учащихся на 3-й ступени обучения (10-11 классы) более 150 человек    на 10,3% (+6 ОУ, всего 12 ОУ), в 2009 году прирост-4,7%;
  • увеличилась средняя наполняемость класса в целом по городу с 24,96 чел. до 25,31 чел. (норматив -25 чел.);
  • изменилось соотношение количества ставок прочих работников к количеству  ставок педагогов 1: 2,5 (нормативный показатель 1: 2).

              На 1.01.2011 года в муниципальной  системе образования функционирует  267 образовательных учреждений  (2009 – 268), в том числе:

Информация о работе Анализ деятельности органов местного самоуправления муниципального образования по организации предоставления общего образования