Формирование информационной открытости в деятельности местных органов власти (на примере интернет-технологий)

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 18:52, дипломная работа

Описание работы

Цель работы состоит в анализе возможностей органов местного самоуправления по использованию информационных муниципальных систем, обеспечивающих условия информационной открытости в их деятельности.
Для реализации этой цели необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть содержание информационной системы муниципального управления и выявить её особенности;
- охарактеризовать структуру управления Интернет- сайта;
- проанализировать функционирование системы электронного похозяйственного учета в поселениях;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Внедрение информационных технологий в деятельности органов местного самоуправления. 7
1.1. Понятие информационной технологии и муниципальной информационной системы. 7
1.2. Формирование электронных баз данных по основным направлениям деятельности органов власти. 17
1.3. Создание интернет-сайтов субъектов РФ и муниципалитетов. 22
Глава 2. Формирование информационно-технологической инфраструктуры на муниципальном уровне (на примере муниципальных образований Астраханской области). 38
2.1. Обеспечение функционирование системы электронного похозяйственного учета в поселениях. 38
2.2. Организация интернет-сайтов в городских округах, муниципальных районов, поселений. 51
Заключение 66
Список использованных источников и литературы. 68

Работа содержит 1 файл

диплом1 бектимисовой.doc

— 372.50 Кб (Скачать)

Средства Системы позволяют отключать Систему от внешнего мира для выполнения определенных регламентных операций. При отключениях Системы подобным образом гарантируется сохранность и непротиворечивость данных, даже если в момент отключения в Системе были работающие пользователи.

Система предоставляет возможность по информированию работающих пользователей о предстоящих регламентных операциях для того, чтобы у них была возможность сохранить рабочие данные.

В комплект поставки Системы входят все необходимые для функционирования Системы общие и системные программные продукты, Также в комплект поставки входит бесплатно распространяемый сервер базы данных Oracle 10g Express Edition[46].

В Системе реализована возможность настройки для каждой пользовательской роли прав доступа к информационным ресурсам и выполнения определенных операций. Для каждого справочника и архива документов задаются права на создание в них новых записей, их редактирование и удаление. Администратор Системы имеет возможность гибкой настройки по разграничению прав доступа для пользователей Системы.

В настоящее время в Астраханской области в рамках федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)» и в соответствии с Соглашением между Министерством экономического развития РФ и Правительством области о сотрудничестве и взаимодействии в развития ИКТ реализуется проект «Создание элементов системы персонального учета населения (СПУН)».

Одним из важных звеньев «Электронного правительства» является создание областной подсистемы Общероссийского государственного информационного центра с единой базой данных документов для работы с населением. Основная цель проекта – оказание широкого спектра государственных услуг в электронном виде, а также организация единого информационного пространства для взаимодействия всех ветвей власти и федерального, и регионального, и муниципального уровней[47]. Иными словами, предполагается внедрить систему обмена информацией на электронном уровне. При этом она должна обеспечивать доверие к электронным документам, для чего, к примеру, нужно создать инфраструктуру открытых электронных ключей региона для идентификации субъектов и объектов информационного взаимодействия[48].

Агентством по печати и информационным коммуникациям Астраханской области внедрен пилотный проект по созданию элементов системы персонального учета населения. Проведено обучение более 170 специалистов для работы с данной системой и в поселениях ведется наполнение электронных баз данных.

В муниципальных образованиях «Володарский район», «Енотаевский район» и «Икрянинский район» база данных, подлежащих учету хозяйств, составляет 100%. В остальных районах области наполняемость электронных баз данных в разрезе поселений варьирует от 23% до 90% от требуемого объема. В поселениях с полностью сформированной базой персонального учета результативность работы специалистов существенно повысилась, время подготовки ответов и отчетов по запросам кратно сократилось[49].

Наш регион включен в перечень 8 субъектов РФ, в которых Минэкономразвития России запланировало проведение работ по проекту в пилотном режиме. В рамках реализации проекта внедрения программного обеспечения для ведения электронного похозяйственного учета в муниципальных образованиях Астраханской области министерству экономического развития Астраханской области и агентству по печати и информационным коммуникациям Астраханской области поручено осуществлять координацию реализации проекта внедрения похозяйственного учета в муниципальных образованиях.

На территории Астраханского региона реализован проект по внедрению в работу муниципальных образований
автоматизированной информационной системы персонального учета населения (АИС САО). Она предназначена для автоматизации регистрации граждан по месту жительства и месту пребывания в сельском административном округе, для ведения похозяйственного учета на территории сельской администрации (сельсовета) и агрегирования данных сельских администраций на территории района. Система обеспечивает ввод и редактирование данных о земле, жилом фонде, скоте, технических средствах, лицевых счетах хозяйств. С помощью АИС «САО» осуществляется ведение похозяйственных книг, оперативно-справочное обслуживание граждан и организаций, создание необходимых отчетов и статистических форм, информационное взаимодействие с органами паспортно-визовой службы. Система имеет два режима функционирования - на уровне сельской и районной администрации[50].

С помощью АИС САО на уровне поселений осуществляется ведение похозяйственных книг, оперативно-справочное обслуживание граждан и организаций, создание необходимых отчетов и статистических форм.

Функционирование системы на уровне сельского административного округа позволяет пользователю вести записи в базе данных о хозяйствах рассматриваемого образования, формировать отчеты и справки, проводить администрирование местной базе данных.

В муниципальных районах администраторами в базе данных осуществляется функция просмотра  и сбора информации для составления отчетов, владения оперативной информацией, использования в статистическом анализе.

На сегодняшний день АИС внедрена почти по всей области. В рамках реализации проекта была обеспечена поставка необходимого оборудования, установка специального программного обеспечения. На базе Астраханского государственного университета по специально разработанной образовательной программе специалисты органов местного самоуправления этих муниципальных образований прошли курсы подготовки операторов и администраторов АИС САО и приступили к формированию информационных ресурсов - вводу первичной информации.

В 2005 году согласно протоколу № ЭР-Р.03.07.П-1 от 27.07.2005 согласования объемов работ и размеров финансирования на 2005 год по проекту «Реализация пилотного проекта по созданию элементов системы персонального учета населения (СПУН)»[51] софинансирование составило:
- из средств федерального бюджета – 1,8 млн. рублей;

- из средств бюджета Астраханской области – 4,2 млн. рублей.

В 2006 году запрашивалось федеральное софинансирование: на сумму 2,2 млн. рублей - из средств Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации и на сумму 2,0 млн. рублей - из средств федеральной адресной инвестиционной программы.

Система персонального учета населения (СПУН) Российской Федерации - это система взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций по обмену персональными данными о гражданах Российской Федерации, иностранных гражданах или лицах без гражданства, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации, на основе современных информационных технологий в рамках обеспечения конституционных прав граждан, а также предоставления услуг населению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Система персонального учета создается в целях повышения эффективности:
- защиты конституционных прав и свобод граждан;

- реализации государственной политики и нормативно-правового регулирования, планирования деятельности органов государственной власти и контроля ее результативности на основе анализа комплексной и обобщенной информации о составе населения;

- выполнения органами государственной власти контрольно-надзорных, а также правоприменительных функций, включая предоставление услуг населению.

Достижение указанных целей возможно при осуществлении следующих мероприятий:

- введение единого идентификатора персональных данных, обеспечивающего возможность однозначного установления соответствия персональных данных, размещаемых в различных автоматизированных системах учета, конкретному физическому лицу;

- интеграция и обеспечение взаимодействия различных автоматизированных систем учета, обеспечивающих сбор, обработку и хранение персональных данных в электронном виде;

- обеспечение доступа к персональным данным, размещаемым в автоматизированных системах учета, заинтересованных органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций на межведомственном уровне в соответствии с утверждаемыми регламентами;

- разработка порядка предоставления информационных услуг населению[52].

На сегодняшний день во все муниципальные образования Астраханской области внедрена автоматизированная система электронного похозяйственного учета, которая отражает информацию о количестве физических лиц, проживающих на территории поселений, о количестве подлежащих учету хозяйств в поселениях районов, о землях поселения, занятых под личными подсобными хозяйствами, о жилом фонде, о транспортных средствах, о домашнем скоте, находящимися в собственности физических лиц. На первичном этапе реализации проекта в электронные базы данных муниципальных образований занесены основные данные похозяйственного учета, а именно: производилось открытие лицевых счетов, вводилась информация о количестве физических лиц, проживающих на территории поселений и о количестве подлежащих учету хозяйств в поселениях районов.

На конец 2009 года в муниципальных районах области первичная наполняемость баз данных составляет:

В Ахтубинском районе процент заполнения базы данных составляет -94%.

В Володарском районе по состоянию базы данных электронного похозяйственного учета целостность внесенных данных составляет 100%.

В Енотаевском районе процент наполнения базы данных -100%.

В Икрянинском районе целостность внесенных данных составляет - 100%.

В Красноярском районе процент наполнения базы данных -100%.

В Камызякском районе процент заполнения базы данных составляет -92%.

В Лиманском районе в - процент наполнения базы данных -100%.

В Наримановском районе процент заполнения базы данных составляет- 100%.

В Приволжском районе – процент заполнения базы данных 97,3 %. 

В Харабалинском районе  процент заполнения базы данных – 84 %.

В Черноярском районе - процент заполнения базы данных -100%.

В итоге, в Володарском, Енотаевском, Икрянинском, Красноярском, Лиманском и Черноярском районах актуализация электронной базы данных осуществлена. Наименьший процент заполнения  электронной базы похозяйственного учёта в Харабалинском районе, причиной тому служит отсутствие в городе  Харабали бумажной книги похозяйственного учёта. Аналогичная ситуация в Ахтубинском, Камызякском и Наримановском районах в городах Ахтубинск, Камызяк, Нариманов никогда не велась книга похозяйственного учёта и заполнение данных в электронную базу пришлось начинать с нуля.

Основной проблемой всех муниципальных образований остаётся то, что  внесение сведений в базу данных ведётся на добровольной основе. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Организация интернет-сайтов в городских округах, муниципальных районов, поселений.

 

В целях повышения эффективности управления процессом информатизации в Астраханской области в соответствии с постановлением Правительства Астраханской области от 26.10.2006 №377-П «О мониторинге использования информационно - коммуникационных технологий в муниципальных образованиях Астраханской области» и распоряжением Правительства Астраханской области от 22.06.2006 №167-Пр «О мониторинге использования информационно-коммуникационных технологий в исполнительных органах государственной власти Астраханской области» осуществляется мониторинг использования информационных технологий, в рамках которого обеспечивается контроль за ходом выполнения проектов, проводится анализ текущих и перспективных потребностей в применении информационных технологий, формируются предложения по корректировке государственной политики.

Наряду с положительной динамикой в уровне информатизации выявлен ряд проблем: используемый парк компьютерной техники не всегда соответствует современным требованиям; обеспеченность государственных гражданских служащих Астраханской области персональными компьютерами составляет 80 %; навыки государственных гражданских служащих Астраханской области, отвечающих за использование и развитие ИКТ в исполнительных органах государственной власти области, часто недостаточны для решения задач развития ИКТ; у 38 % исполнительных органов государственной власти области и у 56 % органов местного самоуправления Астраханской области нет в штате специалистов по ИКТ; в сети Интернет представлено 10 муниципальных районов из 11. 17 %

исполнительных органов государственной власти области не имеют представительства в сети Интернет.

В настоящее время к приоритетным направлениям развития информатизации Астраханской области необходимо отнести следующие:
              - обеспечение информационной открытости путем создания: интернет-ресурсов, содержащих информацию о деятельности исполнительных органов государственной власти области, а также предоставление доступа к ним гражданам и организациям; единой системы навигации по интернет-ресурсам исполнительных органов государственной власти области; систем учета и обработки запросов граждан о предоставлении информации и контроля за их исполнением; системы публикации и распространения данных о результативности деятельности исполнительных органов государственной власти области;

Информация о работе Формирование информационной открытости в деятельности местных органов власти (на примере интернет-технологий)