Формирование лексики с пространственно-временным значением в изобразительной деятельности шестилетних дошкольников с ОНР

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 17:19, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: разработать пути активизации речевой деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи средствами изобразительной деятельности.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи.
Теоретически изучить и проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования;
Выявить уровень сформированности лексики с пространственно- временным значением у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе изобразительной деятельности

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа 5 курс.docx

— 100.28 Кб (Скачать)
  • обследование предметов (резиновых, пластмассовых, стеклянных бумажных, деревянных);
  • комментирование действий (берём карандаш в правую руку, ставим карандаш в левый верхний угол);
  • воспроизведение движений в воздухе («рисование» предметов на заданную тему);
  • подробные вопросы к детям по форме и цвету;
  • предварительные упражнения для развития мелкой моторики.

 Важно осуществлять  взаимодействия речевой и изобразительной  деятельности в блоке совместной  деятельности воспитателя с детьми. В процессе выполнения практических  действий, обыгрывания сюжета ведется  непрерывный разговор с детьми. Игровая ситуация, формы работы  воспитателя в этом блоке стимулирует  их речевую активность. Воспитатель  обозначает словом все, что  происходит на бумаге. Такие комментарии  позволяют уточнить значение  слов производимых действий, уже  известных ребенку, а также  познакомить с новыми словами  и их значениями, обогащая пассивный  словарь. Необходимо поддерживать  любую попытку ребенка-логопата  прокомментировать свои действия, проговорить их, а для отдельных  детей также специально создавать  условия, в которых ему захочется  воспользоваться активной речью. 

 В ходе совместного рисования можно использовать специальные приемы. Одним из них является использование наклеек с различными изображениями, что позволяет облегчить и ускорить процесс создания сюжетной картинки. Сюжеты картинок из наклеек зависят от желаний ребенка, арсенала наклеек и фантазии взрослого:

  • «Салют»: на листе картона черного или темно–синего цвета наклеиваются звездочки, кружки, треугольники различного цвета - так быстро и эффективно ребенок своими руками устраивает «самолет в ночном небе»;
  • «Яблоня»: карандашами рисуют дерево – ствол и крону, а ребенок приклеивает красные, зеленые и желтые яблоки;
  • «Магазин»: рисуют многочисленные полки, холодильник, за прилавком стоит продавец, затем полки наполняются фруктами, овощами;
  • «Зоопарк»: на листе бумаги появляются различные дикие звери. При этом повторяются и уточняются названию животных, обсуждаются их повадки, внешний вид. Хищников запирают в клетку (для этого необходимо нарисовать решетку). Можно «накормить и напоить» зверей. Для этого дети приклеивают изображения еды или воды.

Таким образом, изобразительная деятельность – благодатная почва для реализации активности, ведь человек усваивает 10% из того, что слышит, 50 из того, что видит, 90% из того, что делает. Изобразительная деятельность позволяет развивать творческие возможности ребенка. Дети получают знания, умения, навыки, учатся познавать мир и осознавать себя и свое место в нём.

Название предметов, явлений, их словесное определение и описание, высказывания ребёнка о том, что  и как он рисует, лепит; рассказ  о созданном изображении, его  оценка, умение его охарактеризовать, сказать, что получилось и что  не получилось и почему, развивает  речь детей и способствует более  глубокому осмыслению процесса изображения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Речь – важнейший психический  процесс, обеспечивающий любому ребенку  взаимодействие с социальным миром, возможность осмыслить себя и  свои действия, выразить свои переживания  другим людям.

Речь формируется в  деятельности. Наряду с игровой деятельностью  большое значение в развитии речи имеет изобразительная деятельность. Рисование развивает мышление, восприятие, воображение, мелкую моторику, что теснейшим образом связано с развитием активной речи ребенка.

Занятия по рисованию, лепке, аппликации в массовом детском саду объединяются под названием «Изобразительная деятельность» или продуктивная деятельность, так как результатом  их является создание ребенком определенного  продукта: рисунка, аппликации, лепки. Значение изобразительной деятельности для всестороннего развития и  воспитания дошкольника с общим  недоразвитием речи велико и многогранно. Выступая как специфическое образное средство познания действительности, она имеет огромное значение для  умственного воспитания ребенка, что  в свою очередь, теснейшим образом  связано с развитием речи.

 Первым шагом в развитии  понимания речи на занятиях  изобразительной деятельностью  является усвоение номинативной (назывательной) функции слова:  все, что находится вокруг ребенка,  все, что он делает и как  делает, получает название. Для того  чтобы слово-название перешло  в слово-понятие, необходимо освоить  многочисленные условные связи,  в том числе и двигательные.

 Изобразительная деятельность  имеет большое познавательное, воспитательное  и коррекционное значение благодаря  многообразию наглядности. И как  уже отмечалось ранее, речевой  материал будет усваиваться быстрее  и полнее при использовании  натуральных объектов в качестве наглядной опоры. Все предметы, созданные детьми в результате продуктивной деятельности, являются в свою очередь, наглядной опорой для речевых упражнений.

 Важно и то обстоятельство, что ребенок в продуктивной  деятельности опирается одновременно  на несколько анализаторов (тактильное  восприятие, зрение, слух), что также  оказывает положительное влияние  на развитие речи.

 Также в процессе  продуктивной деятельности предусмотрены  условия для осуществления тесной  связи слова с действием. И  происходит это естественно, поскольку  все действия здесь ребенок  выполняет самостоятельно. Именно  на этих занятиях дети хорошо  усваивают последовательность действий  и причинно-следственные связи  различных действий и явлений.  Следует особо отметить, что действия  детей, сопровождаемые речью,  в процессе изобразительной деятельности, становятся более совершенными, осмысленными, целенаправленными, регулируемыми  и ритмичными. Ускоряется и процесс  усвоения навыков изображения. 

Большое значение в обучении продуктивной деятельности придается  обследованию предлагаемых объектов, которое предполагает участие различных  анализаторов. Это незаменимый прием  в познании, который способствует формированию правильного восприятия и отображения, реально существующих объектов в различных вариантах (плоскостном, объемном).

 Специфическое построение  обследования объекта, подкрепленное  словом, следует включать в различные  виды изобразительной деятельности. Специфика построения обследования  предмета состоит в том, что  зрительное и тактильное восприятие  объекта должно целенаправленно  и максимально комментироваться  речью взрослого. 

 Таким образом, определенные  положительные стороны продуктивной  деятельности оказывают большое  влияние на формирование различных сторон речи при ее нарушенном развитии.

 

Значение рисования для  всестороннего развития и воспитания дошкольника с общим недоразвитием  речи велико и многогранно. Сенсорно-перцептивные возможности изобразительной деятельности позволяют использовать её в коррекционно-развивающей работе. Уровень развития речи детей напрямую зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. Доказано, что движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка.

 Наряду с решением  основных задач на занятиях  изобразительной деятельности успешно  осуществляется и развитие речи  детей. Усвоение названий форм, цветов, их оттенков, пространственных  обозначений; высказывания в процессе  наблюдений за предметами и  явлениями при обследовании предметов,  а также при рассматривании  иллюстраций, репродукций с картин  художников положительно влияют  на расширение словарного запаса  и формирование связной речи. Так, дидактические игры «Что  в руке», «Подбери предмет», «Найди  такой же» перед рисованием  овощей и фруктов помогают  научить ребёнка различать предметы  по форме и по цвету; а  с помощью операции сравнения  однородных и разных по цвету  предметов у детей формируется  навык согласования прилагательных  с существительными разных родов:  «У меня огурец - зеленый, овальный. У меня капуста – зеленая,  круглая».

 Занятие по изобразительной деятельности с детьми с проблемами развития – это особая ситуация, которая стимулирует развитие коммуникативной функции речи, активного и пассивного словаря. На занятиях по изобразительной деятельности детей знакомят с названиями предметов, действий, которые они производят с предметами, учат различать и употреблять слова, обозначающие внешние признаки предметов и признаки действий.

 Изобразительная деятельность  имеет большое познавательное, воспитательное  и коррекционное значение благодаря  своей наглядности. Дети быстрее  и полнее усваивают речевой  материал, если в качестве наглядной  опоры используются натуральные  объекты (овощи, фрукты, цветы,  игрушки). Разнообразный наглядный  материал, который периодически  меняется, помогает уточнить понимание  названий предметов, действий, признаков.  Ребенок приучается вслушиваться  в короткую фразу взрослого,  понимать смысл постепенно усложняемых  высказываний, новых слов, уточняет  их лексические, фонетические, грамматические  оттенки.

 В изобразительной  деятельности значительно быстрее  происходит развитие восприятия  и осознания речи детьми, так  как речь приобретает действительно  практическую направленность и  имеет большое значение для  выполнения той или иной предложенной  деятельности. Например, для работы с детьми 1 уровня речевого развития, у которых фраза имеет лепетный характер, грамматически не оформлена. Прием «совместного рисования» не только формирует у ребенка навыки рисования простейших объектов (дом, дорожка, дождь в виде штрихов), но и помогает «оречевить» рисунок в виде фраз, которые складываются в рассказ: «Вот дом. Это – дуб. Это – ком. Будет баба». Все слова в этом рассказе ребенок может произнести без фонетических и грамматических ошибок.

При развитии детского изобразительного творчества в контексте со связной  речью большое значение имеет  использование художественного  слова. Художественное слово усиливает  чувства детей, речевую мыслительную деятельность. Можно обратиться и  к проверенному практикой приему работы, когда прочитанное воспитателем четверостишье пробуждает детей  к воспроизведению в рисунке  впечатлений от стихотворения. Чтение стихотворений, потешек, песенок на занятиях рисованием повышает эмоциональное отношение детей, способствует формированию образного представления об изображаемом предмете.

На занятиях по изобразительной деятельности применяются различные приемы работы с детьми с общим недоразвитием речи:

  • обследование предметов (резиновых, пластмассовых, стеклянных бумажных, деревянных);
  • комментирование действий (берём карандаш в правую руку, ставим карандаш в левый верхний угол и т.д.);
  • воспроизведение движений в воздухе («рисование» предметов на заданную тему);
  • подробные вопросы к детям по форме и цвету; - предварительные упражнения для развития мелкой моторики.

 У детей с общим недоразвитием речи особые трудности возникают в составлении описательных рассказов по картине. Для облегчения этого процесса на занятиях по изо мы «превращали» треугольники (большие, маленькие, красные, оранжевые, фиолетовые, желтые) в разнообразные овощи и фрукты. У детей складывался определенный план, ими назывались: форма, цвет, размер плода; оставалось назвать вкус, вариант использования в пищу, и описательный рассказ был составлен. При рисовании ребенок рассказывал: «Я нарисовал морковку. Она – большая, оранжевая, треугольная». А потом добавлял: «На вкус – сладкая. Она растет на огороде в земле. Её кладут в суп и салат».

 

 Важно осуществлять  взаимодействия речевой и изобразительной  деятельности в блоке совместной  деятельности воспитателя с детьми. В процессе выполнения практических  действий, обыгрывания сюжета ведется  непрерывный разговор с детьми. Игровая ситуация, формы работы  воспитателя в этом блоке стимулирует  их речевую активность. Воспитатель  обозначает словом все, что  происходит на бумаге. Такие комментарии  позволяют уточнить значение  слов производимых действий, уже  известных ребенку, а также познакомить с новыми словами и их значениями, обогащая пассивный словарь. Необходимо поддерживать любую попытку ребенка-логопата прокомментировать свои действия, проговорить их, а для отдельных детей также специально создавать условия, в которых ему захочется воспользоваться активной речью.

Информация о работе Формирование лексики с пространственно-временным значением в изобразительной деятельности шестилетних дошкольников с ОНР