Формирование лексики с пространственно-временным значением в изобразительной деятельности шестилетних дошкольников с ОНР

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 17:19, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: разработать пути активизации речевой деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи средствами изобразительной деятельности.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи.
Теоретически изучить и проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования;
Выявить уровень сформированности лексики с пространственно- временным значением у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе изобразительной деятельности

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа 5 курс.docx

— 100.28 Кб (Скачать)

 

Ограниченный лексический  запас, многократное использование  одинаково звучащих слов с различными значениями делают речь детей бедной и стереотипной. Выявляются стойкие  ошибки при согласовании прилагательного  с существительным в роде и  падеже; смешение родовой принадлежности существительных; ошибки в согласовании числительного с существительными всех трёх родов («пять руках» - пять рук). Характерны ошибки употребления предлогов: опускание, замена, недоговаривание.

 

Дети с третьим уровнем  речевого развития используют многие слова в расширенном и диффузном  значении. Чётко прослеживается закономерность в характере замен: заменяющими  словами являются те, которые наиболее привычны в речевой практике детей.

 

Т.В.Туманова в своих работах  указывает, что дошкольники с  общим недоразвитием речи, в отличие  от своих нормально развивающихся  сверстников, испытывают значительные трудности в овладении первичными словообразовательными операциями. Если у нормально развивающихся  детей формирование навыков и  умений происходит в рамках дошкольного  возраста, то у дошкольников с общим  недоразвитием речи они оказываются  фактически несформированными вследствие того, что не происходит спонтанного  овладения знаковыми операциями на уровне морфемы [11.С.50].

 

Нарушения лексики проявляются  также в нарушениях слоговой структуры  слова: элизии (усечение слога, пропуск  гласного звука или буквы); повторы  слова (персеверации); уподобление одного слога другому (антиципация); перестановки слогов; добавление слога, гласного звука  или буквы. При исследовании лексической  стороны речи детей данной категории  выявляется незнание или неправильное употребление слов, неумение изменять и образовывать лексемы.

 

Дети с ОНР (III уровень) умеют правильно произносить  звуки изолированно, однако в самостоятельной  речи они звучат недостаточно чётко  или заменяются другими, в результате слова получаются трудно разборчивые. Необходимо также отметить недифференцированное произношение свистящих, шипящих звуков, аффрикат и сонорных звуков. Ошибки в употреблении звуков, грамматических категорий и лексики наиболее ярко проявляются в монологической речи детей (пересказ, составление рассказа по серии картин по одной картине, рассказ описание). Разнообразные  ошибки слогового состава могут  быть обусловлены как состоянием фонематических процессов, так и  артикуляционными возможностями ребёнка. В предложениях в достаточной степени применяются простые предлоги (из, в, с, на, под), в то время как употребление сложных предлогов из-за недопонимания осложнено. Они или не применяются, или заменяются более простыми.

 

Недостаточный запас лексики, незнание оттенков значений характерно для речи детей с ОНР (III уровень), вследствие чего отмечаются ошибки в  словоизменении, что влечёт за нарушение  синтаксической связи слов в предложениях. К ошибкам также можно отнести  ошибочное ударение в словах. Описанные  недостатки заметно обедняют речь ребёнка. Делают её малопонятной, «блеклой». Более  благополучно обстоит дело с употреблением  местоимений различных разрядов, однако в речи детей редко используются наречия, хотя многие из них им знакомы.

 

Таким образом, можно сделать  вывод, что дошкольный возраст - это  период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве  является необходимым условием решения  задач умственного воспитания детей  в максимально сензитивный период развития.

 

Совокупность перечисленных  пробелов в лексико-грамматическом строе речи ребёнка служит серьезным  препятствием для овладения им программой детского сада общего типа, а в дальнейшем и программой общеобразовательной  школы.

 

Как показали исследования многих авторов (Т.В.Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Л.В.Лопатина, Н.В.Серебрякова) несформированность словообразовательных операций приводит, с одной стороны, к неполноценной речевой коммуникации, а с другой - ограничивает когнитивные способности детей. Поэтому актуальность развития всех сторон речи, в том числе и лексической, в системы речевого формирования одна из главных задач в дошкольном периоде. Чем раньше произойдёт коррекционное воздействие на неполноценную речь ребёнка, тем успешнее будет его дальнейшее развитие.

 


Информация о работе Формирование лексики с пространственно-временным значением в изобразительной деятельности шестилетних дошкольников с ОНР