Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 17:19, курсовая работа
Цель исследования: разработать пути активизации речевой деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи средствами изобразительной деятельности.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи.
Теоретически изучить и проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования;
Выявить уровень сформированности лексики с пространственно- временным значением  у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе изобразительной деятельности
Ограниченный лексический 
запас, многократное использование 
одинаково звучащих слов с различными 
значениями делают речь детей бедной 
и стереотипной. Выявляются стойкие 
ошибки при согласовании прилагательного 
с существительным в роде и 
падеже; смешение родовой принадлежности 
существительных; ошибки в согласовании 
числительного с 
Дети с третьим уровнем 
речевого развития используют многие 
слова в расширенном и 
Т.В.Туманова в своих работах 
указывает, что дошкольники с 
общим недоразвитием речи, в отличие 
от своих нормально развивающихся 
сверстников, испытывают значительные 
трудности в овладении 
Нарушения лексики проявляются также в нарушениях слоговой структуры слова: элизии (усечение слога, пропуск гласного звука или буквы); повторы слова (персеверации); уподобление одного слога другому (антиципация); перестановки слогов; добавление слога, гласного звука или буквы. При исследовании лексической стороны речи детей данной категории выявляется незнание или неправильное употребление слов, неумение изменять и образовывать лексемы.
Дети с ОНР (III уровень) умеют правильно произносить звуки изолированно, однако в самостоятельной речи они звучат недостаточно чётко или заменяются другими, в результате слова получаются трудно разборчивые. Необходимо также отметить недифференцированное произношение свистящих, шипящих звуков, аффрикат и сонорных звуков. Ошибки в употреблении звуков, грамматических категорий и лексики наиболее ярко проявляются в монологической речи детей (пересказ, составление рассказа по серии картин по одной картине, рассказ описание). Разнообразные ошибки слогового состава могут быть обусловлены как состоянием фонематических процессов, так и артикуляционными возможностями ребёнка. В предложениях в достаточной степени применяются простые предлоги (из, в, с, на, под), в то время как употребление сложных предлогов из-за недопонимания осложнено. Они или не применяются, или заменяются более простыми.
Недостаточный запас лексики, 
незнание оттенков значений характерно 
для речи детей с ОНР (III уровень), 
вследствие чего отмечаются ошибки в 
словоизменении, что влечёт за нарушение 
синтаксической связи слов в предложениях. 
К ошибкам также можно отнести 
ошибочное ударение в словах. Описанные 
недостатки заметно обедняют речь ребёнка. 
Делают её малопонятной, «блеклой». Более 
благополучно обстоит дело с употреблением 
местоимений различных 
Таким образом, можно сделать вывод, что дошкольный возраст - это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития.
Совокупность перечисленных пробелов в лексико-грамматическом строе речи ребёнка служит серьезным препятствием для овладения им программой детского сада общего типа, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы.
Как показали исследования многих авторов (Т.В.Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Л.В.Лопатина, Н.В.Серебрякова) несформированность словообразовательных операций приводит, с одной стороны, к неполноценной речевой коммуникации, а с другой - ограничивает когнитивные способности детей. Поэтому актуальность развития всех сторон речи, в том числе и лексической, в системы речевого формирования одна из главных задач в дошкольном периоде. Чем раньше произойдёт коррекционное воздействие на неполноценную речь ребёнка, тем успешнее будет его дальнейшее развитие.