Формирование лексики с пространственно-временным значением в изобразительной деятельности шестилетних дошкольников с ОНР

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 17:19, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: разработать пути активизации речевой деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи средствами изобразительной деятельности.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи.
Теоретически изучить и проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования;
Выявить уровень сформированности лексики с пространственно- временным значением у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе изобразительной деятельности

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа 5 курс.docx

— 100.28 Кб (Скачать)

 

ГЛАВА 2. Изобразительная  деятельность, как средство развития лексического строя речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

2.1 Изобразительная деятельность и ее роль в стимуляции речевой активности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Изобразительная деятельность, как одна из основополагающих сторон развития речи дошкольника.

 

В становлении способности  к творчеству ребенка особая роль отводится искусству, художественным видам деятельности, которые занимают важное место в процессе дошкольного  воспитания.

Одно из направлений, которое  способствует комплексному развитию дошкольников с общим недоразвитием речи – это изобразительная деятельность. В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса

 Занятия по рисованию,  лепке, аппликации в массовом  детском саду объединяются под  названием «Изобразительная деятельность»  или продуктивная деятельность, так как результатом их является  создание ребенком определенного  продукта: рисунка, аппликации, лепки.  Значение изобразительной деятельности  для всестороннего развития и  воспитания дошкольника с общим  недоразвитием речи велико и  многогранно. Выступая как специфическое  образное средство познания действительности, она имеет огромное значение  для умственного воспитания ребенка,  что в свою очередь, теснейшим  образом связано с развитием  речи.

 Первым шагом в развитии  понимания речи на занятиях  изобразительной деятельностью  является усвоение номинативной (назывательной) функции слова:  все, что находится вокруг ребенка,  все, что он делает и как  делает, получает название. Для того  чтобы слово-название перешло  в слово-понятие, необходимо освоить  многочисленные условные связи,  в том числе и двигательные. Чему успешно способствуют все  виды изобразительной деятельности.

 Изобразительная деятельность  имеет большое познавательное, воспитательное  и коррекционное значение благодаря  многообразию наглядности. И как  уже отмечалось ранее, речевой  материал будет усваиваться быстрее  и полнее при использовании  натуральных объектов в качестве  наглядной опоры. Все предметы, созданные детьми в результате  продуктивной деятельности, являются  в свою очередь, наглядной опорой  для речевых упражнений.

 Важно и то обстоятельство, что ребенок в продуктивной  деятельности опирается одновременно  на несколько анализаторов (тактильное  восприятие, зрение, слух), что также  оказывает положительное влияние  на развитие речи.

 Также в процессе  продуктивной деятельности предусмотрены  условия для осуществления тесной  связи слова с действием. И  происходит это естественно, поскольку  все действия здесь ребенок  выполняет самостоятельно. Именно  на этих занятиях дети хорошо  усваивают последовательность действий  и причинно-следственные связи  различных действий и явлений. Следует особо отметить, что действия детей, сопровождаемые речью, в процессе изобразительной деятельности, становятся более совершенными, осмысленными, целенаправленными, регулируемыми и ритмичными. Ускоряется и процесс усвоения навыков изображения.

 Мотивация должна подбираться  педагогом таким образом, чтобы  ввести ребенка в ситуацию, способствующую  эмоционально воспринимать созданный  «продукт». Рационально использование  образных сравнений, стихотворных  текстов, загадок, которые помогают  создавать характеристики объектов, способствуют развитию у детей  образного восприятия и обогащению  речи выразительными средствами.

 Таким образом, определенные  положительные стороны продуктивной  деятельности оказывают большое  влияние на формирование различных сторон речи при ее нарушенном развитии.

 Поскольку дети с  недоразвитием речи имеют и  нарушения мелкой моторики, то  освоение приемов изобразительной  деятельности приходится и на  детей старшего дошкольного возраста. Различаются такие дети по  включению в деятельность: когда  одни спешат, а другим требуется  дополнительное побуждение к  деятельности и по темпу деятельности: когда одни работают быстро, другие  – медленно. Следовательно, индивидуальный  подход в работе с дошкольниками  осуществляется с учетом обозначенных  особенностей и предусматривает  также особую форму общения  с детьми, учитывая их речевые  возможности, их общительность  и уровень их изобразительных  навыков.

 В настоящее время  используются разнообразные формы  организации детей. И выбор  той или иной формы определяется  задачами, которые следует решать  с учетом, конечно же, индивидуальных  особенностей детей. Так, занятия  по изобразительной деятельности  целесообразно проводить подгруппами,  где каждый ребенок имеет большую  возможность для речевых высказываний. Позитивного отношения заслуживают  и индивидуальные занятия. 

 На таких занятиях  существует возможность решения  конкретных задач, а также активизация  речи детей замкнутых, стеснительных.

 Прежде всего, речь  взрослого следует рассматривать  как образец для подражания, т.е.  она должна быть доступна, выразительна, из четко построенных предложений  и содержать паузы для осмысления  прослушанного. Целесообразно использование  одних и тех же слов в  различных сочетаниях и предложениях, это позволяет решать не только  задачи развития речи, но и задачи обучения изобразительной деятельности, и коррекционно-воспитательные задачи.

 Большое значение в  обучении продуктивной деятельности  придается обследованию предлагаемых  объектов, которое предполагает  участие различных анализаторов. Это незаменимый прием в познании, который способствует формированию  правильного восприятия и отображения,  реально существующих объектов  в различных вариантах (плоскостном,  объемном).

 Специфическое построение  обследования объекта, подкрепленное  словом, следует включать в различные  виды изобразительной деятельности. Специфика построения обследования  предмета состоит в том, что  зрительное и тактильное восприятие  объекта должно целенаправленно  и максимально комментироваться  речью взрослого. 

 Формирование способности  сравнивать на занятиях изобразительной  деятельностью, помогает детям  осознать действия с различными  предметами, обратить внимание на  различные признаки предметов,  выполнять различные действия, строить противопоставленную речь.

 Важно помнить, что  содержание вопросов должно иметь  наглядную опору и соответствовать  сопутствующей деятельности. Вопросы  по существу данной деятельности  способствуют решению изобразительных  задач.

 В коррекционных целях  следует использовать выполнение  работы небольшими частями. Такое  деление способствует переключению  видов деятельности, повышая их  работоспособность, отсрочивая утомление,  помогая вовремя включиться в  деятельность, нормализуя темп работы. В свою очередь позволяет обеспечивать  чередование объяснения с выполнением  работы. Специфика построения такого  занятия определяется особенностями  детей с общим недоразвитием  речи – их быстрой утомляемостью,  отвлекаемостью. Чередование объяснения  с выполнением работы решает  еще и коррекционно-воспитательные  задачи: воспитание выдержки, включение  в деятельность, ее темп.

 Развитие речи детей  на материале изобразительной  деятельности в сопровождении  литературных и музыкальных произведений  повышает эмоциональность восприятия  и способствует более глубокому  проникновению в художественный  образ. В изобразительной деятельности  сталкиваются с образной эстетической  характеристикой предмета или  явления, воспринимают художественный  образ живописного произведения  и соотносят это восприятие  с созданием словесного образа, который передают в своей работе. Яркие зрительные образы картин  эмоционально воспринимаются детьми  и дают содержание для их  речи. Дети учатся видеть в картине главное, точно и живо описывать изображенное, излагать свои мысли в логической последовательности, описывать содержание картины, придумывать сопутствующие события к представленному сюжету.

Таким образом, анализируя все вышесказанное, следует отметить, что все части занятия изобразительной деятельностью можно успешно использовать в коррекционных или коррекционно-воспитательных целях.

 

2.2. Коррекционная работа по развитию лексической стороны речи детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности.

 

Речь – важнейший психический  процесс, обеспечивающий любому ребенку  взаимодействие с социальным миром, возможность осмыслить себя и  свои действия, выразить свои переживания  другим людям.

 Речь формируется в  деятельности. Наряду с игровой  деятельностью большое значение  в развитии речи имеет изобразительная деятельность. Рисование развивает мышление, восприятие, воображение, мелкую моторику, что теснейшим образом связано с развитием активной речи ребенка.

 У детей с общим  недоразвитием речи страдают  не только все разделы речевой  функциональной системы, но и  многие психические неречевые  функции: зрительное восприятие, внимание, память, воображение, - всё  то, что необходимо для овладения  навыками рисования. Как правило,  сенсорные функции развиваются  у них с задержкой. Многие  дети не различают и не могут  назвать основные цвета, форму  и размер предметов. При наблюдении  за живой и неживой природой  они не могут выделить основные  качественные характеристики предмета  и объекта. 

 К тому же, дети с  речевыми нарушениями редко имеют  уверенную координацию движений  пальцев рук. У них отмечается  моторная неловкость, неточность  движений, трудности усвоения двигательной  программы, что выражается в  неумении держать карандаш, кисточку, обводить контуры, раскрашивать  рисунок.

 Значение рисования  для всестороннего развития и  воспитания дошкольника с общим  недоразвитием речи велико и  многогранно. Сенсорно-перцептивные возможности изобразительной деятельности позволяют использовать её в коррекционно-развивающей работе. Уровень развития речи детей напрямую зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. Доказано, что движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка.

 Наряду с решением  основных задач на занятиях  изобразительной деятельности успешно  осуществляется и развитие речи  детей. Усвоение названий форм, цветов, их оттенков, пространственных  обозначений; высказывания в процессе  наблюдений за предметами и  явлениями при обследовании предметов,  а также при рассматривании  иллюстраций, репродукций с картин  художников положительно влияют  на расширение словарного запаса  и формирование связной речи. Так, дидактические игры «Что  в руке», «Подбери предмет», «Найди  такой же» перед рисованием  овощей и фруктов помогают  научить ребёнка различать предметы  по форме и по цвету; а  с помощью операции сравнения  однородных и разных по цвету  предметов у детей формируется  навык согласования прилагательных  с существительными разных родов:  «У меня огурец - зеленый, овальный. У меня капуста – зеленая,  круглая».

 Занятие по изобразительной деятельности с детьми с проблемами развития – это особая ситуация, которая стимулирует развитие коммуникативной функции речи, активного и пассивного словаря. На занятиях по изобразительной деятельности детей знакомят с названиями предметов, действий, которые они производят с предметами, учат различать и употреблять слова, обозначающие внешние признаки предметов и признаки действий.

 Изобразительная деятельность  имеет большое познавательное, воспитательное  и коррекционное значение благодаря  своей наглядности. Дети быстрее  и полнее усваивают речевой  материал, если в качестве наглядной  опоры используются натуральные  объекты (овощи, фрукты, цветы,  игрушки). Разнообразный наглядный  материал, который периодически  меняется, помогает уточнить понимание  названий предметов, действий, признаков.  Ребенок приучается вслушиваться  в короткую фразу взрослого,  понимать смысл постепенно усложняемых  высказываний, новых слов, уточняет  их лексические, фонетические, грамматические  оттенки.

 В изобразительной  деятельности значительно быстрее  происходит развитие восприятия  и осознания речи детьми, так  как речь приобретает действительно  практическую направленность и  имеет большое значение для  выполнения той или иной предложенной  деятельности. Например, можно привести интересный опыт работы с детьми 1 уровня речевого развития, у которых фраза имеет лепетный характер, грамматически не оформлена. Прием «совместного рисования» не только формирует у ребенка навыки рисования простейших объектов (дом, дорожка, дождь в виде штрихов), но и помогает «оречевить» рисунок в виде фраз, которые складываются в рассказ: «Вот дом. Это – дуб. Это – ком. Будет баба». Все слова в этом рассказе ребенок-алалик может произнести без фонетических и грамматических ошибок.

 При развитии детского  изобразительного творчества в  контексте со связной речью  большое значение имеет использование  художественного слова. Художественное  слово усиливает чувства детей,  речевую мыслительную деятельность. Можно обратиться и к проверенному  практикой приему работы, когда  прочитанное воспитателем четверостишье  пробуждает детей к воспроизведению  в рисунке впечатлений от стихотворения.  Чтение стихотворений, потешек, песенок на занятиях рисованием повышает эмоциональное отношение детей, способствует формированию образного представления об изображаемом предмете.

На занятиях по изобразительной деятельности применяются различные приемы работы с детьми с общим недоразвитием речи:

Информация о работе Формирование лексики с пространственно-временным значением в изобразительной деятельности шестилетних дошкольников с ОНР