Формы непосредственного участия населения в осуществлении МСУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 08:05, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение форм непосредственного участия граждан в осуществлении местного самоуправления, как с правовой точки зрения, так и с точки зрения реального положения вещей.

Содержание

Введение 3
1.Теоретические основы МСУ 4
1.1. МСУ в современной России, правовые акты, реформирование, тенденции 4
1.2. Формы непосредственного волеизлияния граждан. 7
2. Аспекты реализации форм непосредственного участия граждан в МСУ 9
2.1. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления 9
2.2.Иные формы непосредственного волеизъявления населения 15
3. Взаимодействие ТОС и местной власти (на основе статьи доцента кафедры Региональной экономики и Управления ВВАГС Васильева А.А.) 24
3.1. Методы и принципы взаимодействия. 24
3.2.Проблемы , направления совершенствования и развитие ТОС 29
Заключение 30
Список литературы 31

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа формы непосредственного участия населения в местном самоуправлении.doc

— 197.50 Кб (Скачать)

     Списки  избирательных участков, в том  числе образованных в местах временного пребывания избирателей, с указанием  их границ и номеров, мест нахождения участковых избирательных комиссий и помещений для голосования  должны быть опубликованы главой местной администрации муниципального района, городского округа, а при проведении выборов в орган МСУ поселения – глава местной администрации поселения не позднее чем за 40 дней до дня голосования.

     Предвыборная  агитация, выдвижение кандидатов, а  так же сбор подписей в их поддержку осуществляется в порядке, предусмотренном Законом «Об основных гарантиях избирательных прав и праве на участие в референдуме граждан РФ». Регистрация возможна не только при предоставлении подписей но и при внесении избирательного залога (свыше 200 тыс. избирателей – 6 млн. рублей).

     Голосование проводится с 8 до 20 часов по местному времени. В соответствии с новыми правилами внесение графы против всех в бюллетень не допускается.

       Выборы  считаются не состоявшимися если:

  1. Голосование проводилось о одной кандидатуре, но было набрано менее 50%
  2. Менее чем два списка кандидатов при голосовании за списки получили право согласно закону принять участие в распределении мандатов
  3. За списки кандидатов, получившие согласно закону право принять участие в распределении мандатов, было подано в сумме 50% или менее голосов избирателей
  4. Все кандидаты выбыли про повторном голосовании
  5. Если законом предусмотрено проведение повторного голосования, а в бюллетень включены 2 кандидата и ни один из них не получил необходимое для избрания количество голосов

       Итоги муниципальных выборов подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

       2.2.Иные  формы непосредственного  волеизъявления населения

     I. Отзыв депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления

     Отзыв депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления – это досрочное прекращение полномочий депутата представительного органа муниципального образования и иного выборного лица на основе волеизъявления избирателей соответствующего избирательного округа, выраженного путем голосования.

     II. Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования

     Проводится  в целях получения согласия населения  при изменении границ муниципального образования, преобразовании муниципального образования, как на всей территории муниципального образования, так и на части его территории. Голосование назначается представительным органом муниципального образования и проводится в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта РФ для проведения местного референдума, с учетом следующих особенностей:

  • не применяются положения федерального закона, закона субъекта РФ, запрещающие проведение агитации государственными органами, органами местного самоуправления, лицами, замещающими государственные или муниципальные должности, а также положения, определяющие юридическую силу решения, принятого на референдуме;
  • голосование считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины жителей муниципального образования или части муниципального образования, обладающих избирательным правом, а согласие населения – полученным, если за указанные изменение, преобразование проголосовало более половины принявших участие в голосовании жителей муниципального образования или части муниципального образования;
  • итоги голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования и принятые решения подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

     III.Сходы граждан

     Сходы граждан – форма коллегиального решения вопросов местного значения в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек. Сход граждан осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования, в том числе отнесенные к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования, и правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом.

     Сход  граждан может созываться главой муниципального образования самостоятельно либо по инициативе группы жителей поселения численностью не менее 10 человек. Его проведение обеспечивается главой местной администрации. Участие в сходе граждан выборных лиц местного самоуправления является обязательным. Председательствует на нем глава муниципального образования или иное лицо, избираемое сходом граждан.

     Решение схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более  половины его участников. Решения  подлежат обязательному исполнению на территории поселения. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обеспечивают исполнение таких решений в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом поселения.

     Решения, принятые на сходе граждан, подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

     IV. Правотворческая инициатива граждан

     Правотворческая инициатива граждан – это форма  участия населения в подготовке муниципальных правовых актов по инициативе группы граждан, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования либо в случае его отсутствия. Минимальная численность инициативной группы граждан устанавливается нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может превышать 3% от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.

     Волеизъявление  граждан и их правотворческая  инициатива не означает обязательного  принятия органом местного самоуправления инициированного ими правового акта. Однако проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения. Представителям инициативной группы граждан должна быть обеспечена возможность изложения своей позиции при рассмотрении указанного проекта. В случае, если принятие муниципального правового акта, проект которого внесен в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, относится к компетенции коллегиального органа местного самоуправления, указанный проект должен быть рассмотрен на открытом заседании данного органа.

     Отказ в реализации правотворческой инициативы граждан должен быть мотивированным. В этом случае он не влечет за собой  никаких юридических последствий. Любое мотивированное решение должно быть официально в письменной форме доведено до сведения внесшей его инициативной группы граждан.

     V.Территориальное общественное самоуправление (ТОС)

     Территориальное общественное самоуправление (ТОС) –  это форма самоорганизации граждан  для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения на части территории поселения, т.е. в подъезде многоквартирного жилого дома; многоквартирном жилом доме; группе жилых домов; жилом микрорайоне; сельском населенном пункте, не являющемся поселением и иной территории проживания граждан. Границы территории, на которой осуществляется ТОС, устанавливаются представительным органом поселения по предложению населения, проживающего на данной территории. Нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и (или) уставом муниципального образования также определяются порядок организации и осуществления ТОС, условия и порядок выделения необходимых для этого средств из местного бюджета.

     ТОС осуществляется в поселениях непосредственно  населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания на них органов ТОС. Как правило, избранные в органы ТОС лица осуществляют возложенные на них полномочия на общественных началах. Но по решению собрания (конференции) они могут содержаться за счет добровольных взносов участников ТОС.

     ТОС считается учрежденным с момента регистрации уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения устава ТОС, в котором устанавливаются:

  • территория, на которой оно осуществляется;
  • цели, задачи, формы и основные направления деятельности территориального общественного самоуправления;
  • порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов территориального общественного самоуправления;
  • порядок принятия решений;
  • порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами;
  • порядок прекращения осуществления территориального общественного самоуправления.

     Частью 10 ст. 27 Федерального закона № 131-ФЗ органам  местного самоуправления запрещено  устанавливать дополнительные требования к уставу ТОС.

     Порядок регистрации устава ТОС определяется уставом муниципального образования  и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. ТОС в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.

     Собрание  граждан по вопросам организации  и осуществления ТОС считается  правомочным, если в нем принимают  участие не менее половины жителей  соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста, а конференция граждан – считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста. К исключительным полномочиям собрания, конференции граждан, осуществляющих ТОС, относятся:

     1) установление структуры органов  территориального общественного  самоуправления;

     2) принятие устава территориального общественного самоуправления, внесение в него изменений и дополнений;

     3) избрание органов территориального  общественного самоуправления;

     4) определение основных направлений  деятельности территориального  общественного самоуправления;

     5) утверждение сметы доходов и расходов территориального общественного самоуправления и отчета о ее исполнении;

     6) рассмотрение и утверждение отчетов  о деятельности органов территориального  общественного самоуправления.

     Необходимо  отметить, что в ст. 27 Федерального закона 131-ФЗ, регулирующей территориальное общественное самоуправление, достаточно важные полномочия закреплены и за органами ТОС, что создает благоприятные условия для их активного участия в решении вопросов местного значения. Они:

  • представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории;
  • обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;
  • могут осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами ТОС и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета;
  • вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.

Информация о работе Формы непосредственного участия населения в осуществлении МСУ