Формы участия граждан в осуществлении местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 20:57, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является попытка проведения всестороннего исследования сущности и содержания прав и свобод гражданина по участию в местном самоуправлении, и характеристики этих прав и свобод; определения их места в системе конституционных прав и свобод граждан, а также выработка предложений оптимальных организационно-правовых форм реализации прав и свобод граждан по участию в местном самоуправлении и разработка практических рекомендаций по совершенствованию законодательства.
В соответствии с поставленной в целью определены следующие задачи:
1. Выявить теоретико-методологические основы участия населения в осуществлении местного самоуправления, изучив отечественный и зарубежный опыт по исследуемой проблеме;
2. Исследовать роль политического участия населения в системе местного самоуправления современной России;
3. Изучить специфику и проблемы вовлечения жителей в социально-политические процессы муниципального уровня на примере города Курска.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧАСТИЯ НАСЕЛЕНИЯ В МСУ 6
1.1 Организационные основы политического участия населения в системе местного самоуправления 6
1.2 Исторический опыт политического участия населения в осуществлении местного самоуправления в России 10
1.3. Зарубежный опыт политического участия населения в системе местного самоуправлении 15
ГЛАВА 2. ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ НАСЕЛЕНИЯ В В СИСТЕМЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 18
2.1. Развитие законодательных основ политического участия населения в системе местного самоуправления современной России 18
2.2. Прямые формы участия граждан в осуществлении МСУ 22
2.3. Формы представительского участия населения в процессе организации МСУ 27
ГЛАВА 3. СПЕЦИФИКА И ПРОБЛЕМЫ ВОВЛЕЧЕНИЯ ЖИТЕЛЕЙ В СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ МУНИЦИПАЛЬ-НОГО УРОВНЯ 32
3.1. Готовность населения к участию в местном самоуправлении 32
3.2. Становление территорий общественного самоуправления на примере города Курска 34
3.3. Роль Общественного Совета при Главе города Курска в осуществлении местного самоуправлении 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 43

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 215.50 Кб (Скачать)

Отзыв депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления – это досрочное прекращение полномочий депутата представительного органа муниципального образования и иного выборного лица на основе волеизъявления избирателей соответствующего избирательного округа, выраженного путем голосования.

Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования проводится в целях получения согласия населения при изменении границ муниципального образования, преобразовании муниципального образования, как на всей территории муниципального образования, так и на части его территории. Голосование назначается представительным органом муниципального образования и проводится в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта РФ для проведения местного референдума, с учетом следующих особенностей:

        не применяются положения федерального закона, закона субъекта РФ, запрещающие проведение агитации государственными органами, органами местного самоуправления, лицами, замещающими государственные или муниципальные должности, а также положения, определяющие юридическую силу решения, принятого на референдуме;

        голосование считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины жителей муниципального образования или части муниципального образования, обладающих избирательным правом, а согласие населения – полученным, если за указанные изменение, преобразование проголосовало более половины принявших участие в голосовании жителей муниципального образования или части муниципального образования;

        итоги голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования и принятые решения подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Сходы граждан – это форма коллегиального решения вопросов местного значения в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек. Сход граждан осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования, в том числе отнесенные к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования, и правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом.

Сход граждан может созываться главой муниципального образования самостоятельно либо по инициативе группы жителей поселения численностью не менее 10 человек. Его проведение обеспечивается главой местной администрации. Участие в сходе граждан выборных лиц местного самоуправления является обязательным. Председательствует на нем глава муниципального образования или иное лицо, избираемое сходом граждан.

Решение схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины его участников. Решения подлежат обязательному исполнению на территории поселения. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обеспечивают исполнение таких решений в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом поселения.

Решения, принятые на сходе граждан, подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

 

 

2.3. Формы представительского участия населения в процессе организации МСУ

 

К формам участия населения в осуществлении местного самоуправления относятся:

1.      правотворческая инициатива граждан

2.      территориальное общественное самоуправление

3.      публичные слушания

4.      собрание граждан

5.      конференция граждан (собрание делегатов)

6.      опрос граждан

7.      обращения граждан в органы местного самоуправления

8.      наказы избирателей

9.      другие формы [12, c. 97-99]

 

Правотворческая инициатива граждан – это форма участия населения в подготовке муниципальных правовых актов по инициативе группы граждан, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования либо в случае его отсутствия. Минимальная численность инициативной группы граждан устанавливается нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может превышать 3% от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.

Волеизъявление граждан и их правотворческая инициатива не означает обязательного принятия органом местного самоуправления инициированного ими правового акта. Однако проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения. Представителям инициативной группы граждан должна быть обеспечена возможность изложения своей позиции при рассмотрении указанного проекта. В случае, если принятие муниципального правового акта, проект которого внесен в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, относится к компетенции коллегиального органа местного самоуправления, указанный проект должен быть рассмотрен на открытом заседании данного органа.

Территориальное общественное самоуправление (ТОС) – это форма самоорганизации граждан для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения на части территории поселения, т.е. в подъезде многоквартирного жилого дома; многоквартирном жилом доме; группе жилых домов; жилом микрорайоне; сельском населенном пункте, не являющемся поселением и иной территории проживания граждан. Границы территории, на которой осуществляется ТОС, устанавливаются представительным органом поселения по предложению населения, проживающего на данной территории. Нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и (или) уставом муниципального образования также определяются порядок организации и осуществления ТОС, условия и порядок выделения необходимых для этого средств из местного бюджета.

ТОС осуществляется в поселениях непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания на них органов ТОС. Как правило, избранные в органы ТОС лица осуществляют возложенные на них полномочия на общественных началах. Но по решению собрания (конференции) они могут содержаться за счет добровольных взносов участников ТОС.

Публичные слушания – это сравнительно новая форма участия населения в местном самоуправлении, установленная ст. 28 Федерального закона № 131-ФЗ. Она используется представительным органом муниципального образования и его главой для обсуждения проектов наиболее важных муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования.

Особенно большое значение имеет привлечение населения к публичным слушаниям по бюджетным вопросам. Это повышает эффективность управления муниципальными финансами за счет большей открытости и подконтрольности действий органов местного самоуправления. Тем более, что в настоящее время деятельность органов местного самоуправления характеризуется недостаточной открытостью мероприятий по реализации бюджетного процесса. Населению бывает достаточно сложно составить целостную картину того, каким образом реализуются основные этапы бюджетного процесса (планирование, утверждение и исполнение бюджета), кто вовлечен в бюджетный процесс, кто ответственен за те или иные действия, в какие сроки происходят основные события в бюджетном процессе. Серьезной проблемой является недостаточная доступность бюджетной информации, а также трудный для восприятия формат ее представления.

По результатам таких слушаний принимаются рекомендации, включающие предложения об определенном порядке дальнейшего градостроительства, урегулирования споров, касающихся вопросов землепользования и застройки.

Собрания граждан. Конференции граждан (собрание делегатов) – это формы участия населения в местном самоуправлении, используемые для организации и осуществления территориального общественного самоуправления, а также для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Форма конференции граждан используется в тех случаях, когда территориальное общественное самоуправление осуществляется на территории, численность жителей которой не позволяет проведения собрания с непосредственным участием большинства из них, а также в иных случаях, если это предусмотрено уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления.

Опрос граждан – это одна из форм выявления мнения населения по вопросам осуществления местного самоуправления. Опрос граждан может проводиться с целью, например, выявления их мнения по вопросам местного значения, а также его учета при принятии решений органами и должностными лицами местного самоуправления. Его результаты носят рекомендательный характер. В опросе граждан имеют право участвовать жители муниципального образования, обладающие избирательным правом.

Обращения граждан в органы местного самоуправления могут иметь как индивидуальный, так и коллективный характер.

Другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления в соответствии со ст. 33 Федерального закона № 131-ФЗ могут быть не только предусмотрены законодательством, но и инициированы населением. Такие формы не должны только противоречить законодательству, а также основываться на принципе добровольности. В частности, они установлены, например, Федеральным законом от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Названные в данном законе формы осуществляются с учетом следующих требований: они не должны проводиться в запрещенных местах; должны проходить мирно и безоружно, без призывов к смене власти; не должны преследовать запрещенные законом цели; должны проводиться без участия детей.

В организации местного самоуправления население может использовать возможности общественных, религиозных и политических организаций, деятельность которых регулируется другими правовыми актами.

Таким образом, по итогам главы можно сделать следующие выводы:

      В основе нормативно-правового регулирования местного самоуправления лежат Конституция РФ и Европейская Хартия местного самоуправления.

      В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

      Органы местного самоуправления и их должностные лица, также как органы государственной власти и их должностные лица, обязаны содействовать населению в непосредственном осуществлении населением местного самоуправления.

      Во многом успех местного самоуправления связан именно с активностью населения, с тем, удастся или нет вовлечь наиболее инициативную его часть в решение вопросов местного значения.


ГЛАВА 3. СПЕЦИФИКА И ПРОБЛЕМЫ ВОВЛЕЧЕНИЯ ЖИТЕЛЕЙ В СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ МУНИЦИПАЛЬ-НОГО УРОВНЯ

3.1.   Готовность населения к участию в местном самоуправлении

 

Интерес простых граждан к участию в местном самоуправлении ограничен. Они отмечают потенциально высокую значимость этого института, однако его реальное место в механизмах принятия решений, а также методы формирования организационных структур местного самоуправления не создают действенных стимулов для участия населения.

Отмеченные респондентами практики и потенциал муниципальной активности граждан очень неравномерны в разрезе регионов, конкретных населенных пунктов и отдельных категорий населения.

Готовность к участию в местном самоуправлении городского населения в целом существенно ниже, чем сельского. В основном оно ограничивается выборами местной власти и участием в референдумах по вопросам жизни муниципального образования [13, c. 25].

Пассивность городских жителей в вопросах самоуправления порождается их убеждением в невозможности на что-либо влиять. Даже результаты выборов, по мнению многих респондентов, определяются не их волей а «административным ресурсом» (особенно – в сельской местности) и «деньгами» (а в отдельных регионах и криминальными структурами).

Возможность участия в жизни города видится горожанам ограниченной мелкими вопросами в сфере благоустройства, тогда как в вопросах застройки, размещения гаражей, вопросов экологии они считают себя практически бесправными. Также свою неготовность участвовать в местном самоуправлении респонденты мотивировали непрозрачностью власти и отсутствием ее реальной ответственности перед населением. Респонденты зачастую не верят ни в собственную нужность органам местного самоуправления, ни в то, что за их усилиями последуют реальные результаты. Они испытывают дефицит информации о полномочиях органов местного самоуправления, и хотели бы видеть, что власть предпринимает попытки диалога с жителями. То есть они ждут в вопросе сотрудничества с органами местного самоуправления первого шага со стороны власти.

Информация о работе Формы участия граждан в осуществлении местного самоуправления