Муниципальное управление транспортным комплексом

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 12:32, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы станет изучение муниципального управления транспортным комплексом.
Задачи:
1. Изучить особенности управления транспортным комплексом города.
2. Изучить проблемы управления транспортным комплексом города.
3. Разработать пути преодоления проблем.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….2
Глава 1. Теоретические аспекты муниципального управления транспортным комплексом..............................................................................................................4
1.1 Особенности управления транспотным комплексом
города.................................……....................................................................4
1.2 Органы муниципального управления транспортом и их
задачи ………….....……….…..…...............................................................6
1.3 Критерии эффективности функционирования городского транспота и его проблемы.........................................................................................…8
1.4 Государственное регулирование транспортных унитарных
предприятий…............................................................................................10
Глава 2. Организация управления транспортным комплексом в Нижегородской области ...................................................................................………....15
Глава 3. Пути преодоления проблем муниципального управления транспортным комплексом Нижегородской области.........................................................25
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА…………………...

Работа содержит 1 файл

Муниципальное управление транспортным комплекусом Нижегородской Области.doc

— 316.50 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ 
 
 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….2

Глава 1. Теоретические аспекты муниципального управления транспортным комплексом..............................................................................................................4

    1.1 Особенности управления транспотным комплексом

          города.................................……....................................................................4

    1.2 Органы муниципального управления транспортом и их

          задачи ………….....……….…..…...............................................................6

    1.3 Критерии эффективности функционирования городского транспота и его проблемы.........................................................................................…8

    1.4 Государственное регулирование транспортных унитарных

    предприятий…............................................................................................10

Глава 2. Организация управления транспортным комплексом в Нижегородской области ...................................................................................………....15

Глава 3. Пути преодоления проблем муниципального управления транспортным комплексом Нижегородской области.........................................................25

ИСТОЧНИКИ  И ЛИТЕРАТУРА………………….....………………………...30 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

     Жизнедеятельность в городах РФ в большей, степени зависит от работы служб общественного транспорта, нежели в любой другой стране с сопоставимым уровнем национального дохода. При этом, в силу специфики российских условий, городским и пригородным транспортом перевозится около 64% пассажиров от общего объема перевозок, осуществляемых всеми видами пассажирского транспорта вместе взятыми. По сравнению с этим, доля услуг общественного городского транспорта в той же Западной Европе, составляет примерно 20%, а в США - 3%. Если общественный транспорт работает плохо, это немедленно сказывается на функционировании российских городов, поселков, заводов, учреждений, школ, магазинов или семей.

     Таким образом, в российских условиях среди  многочисленных проблем, связанных с гармоничным развитием современных городов и поселков, одно из важнейших мест занимают проблемы функционирования городского общественного пассажирского транспорта. Не случайно во многих моделях, оценивающих уровень жизни, на первом месте часто стоит фактор транспортного обслуживания.

     Недостаточная развитость рынка транспортных услуг, особенно в крупных городах, может  привести к территориальной социальной несправедливости жителей периферийных и спальных микрорайонов, которая представляет собой явление недополучения людьми элементарных жизненно важных услуг, приводящее к существенному снижению качества жизни. К элементарным жизненно важным пассажирским транспортным услугам относятся: транспортная доступность места работы, возможность посещать больницы, школы, учреждения.

     Совокупность  данных обстоятельств обусловливает  актуальность избранной темы курсовой работы.

      Целью данной работы станет изучение муниципального управления транспортным комплексом.

      Задачи:

          1.  Изучить особенности управления транспортным комплексом города.

          2.  Изучить проблемы управления транспортным комплексом города.

      3.  Разработать пути преодоления проблем.

      Объектом исследования курсовой работы является муниципальное образование – населенная территория, на которой осуществляется местное самоуправление.

      Предмет исследования – социально-экономические процессы на территории муниципального образования .

      Практическая  значимость данной работы заключается в возможности ее использования как наглядного примера при совершенствовании методов управления .

      Методологической  основой курсовой работы являются публикации отечественных и зарубежных авторов, интернет-ресурсы, а также Федеральные законы и нормативно-правовые акты.

     Работа  состоит из введения, трёх глав и заключения.

    Глава 1. Теоретические аспекты муниципального управления транспортным комплексом.

    1.1 Особенности управления  транспотным комплексом 

    города. 

       Транспортный комплекс города включает в себя внутригородской пассажирский транспорт (автобус, трамвай, троллейбус), междугородный и пригородный пассажирский транспорт, грузовой транспорт, специализированный транспорт (перевозка хлеба, молока, бензина, вывоз бытовых отходов, медицинский транспорт и др.), транспортные парки или депо, гаражи, службы по содержанию трамвайных путей, контактной сети электротранспорта, вокзалы, автостоянки, заправочные станции, ремонтные и другие сервисные службы. В некоторых городах для внутригородских перевозок используется железнодорожный и водный транспорт, в крупнейших городах – метрополитены. Столь сложный комплекс требует муниципального регулирования и управления.

       Федеральный закон 2003 г. относит к компетенции поселений создание условий для предоставления транспортных услуг и организацию транспортного обслуживания населения в границах поселения, а к компетенции муниципальных районов – межпоселенческие перевозки в границах района. Особую проблему представляет муниципальное регулирование пассажирских перевозок в условиях конкуренции муниципального и частного транспорта.

     При организации управления транспортным комплексом города должны учитываться  его особенности, показанные на рис.1.

     Для городского пассажирского транспорта важно соблюдение необходимого соответствия мощностей отдельных звеньев  транспортной системы. В основе таких расчетов лежит определение пассажиропотоков по всем видам передвижений в разные периоды дня, суток, сезона и года. Среднесуточные пассажиропотоки определяют общий характер и объем транспортной работы в городе. Пассажиропотоки в часы пик определяют характер массовых передвижений и служат основой для определения потребности в подвижном составе при решении вопросов о провозной и пропускной способности транспорта и улично-дорожной сети города. 

     

          Рис. 1  Особенности транспортного комплекса города 

     Распределение пассажиров по маршрутам определяется с помощью коэффициента неравномерности, характеризующего наполняемость подвижного состава по длине маршрута. Он представляет собой отношение произведения максимального  числа пассажиров на длину перегона к общему объему работы транспорта на данном направлении. Этот коэффициент используется при расчете маршрутной системы города.

     Муниципальное управление организацией пассажирских перевозок в городе призвано обеспечить удовлетворение потребностей всех слоев населения с минимальными потерями времени. Режим работы транспорта должен быть увязан с графиком работы крупных градообразующих предприятий.

1.2 Органы муниципального  управления транспортом  и их 

задачи . 

     В администрациях большинства крупных  городов есть структурные подразделения, ведающие вопросами городского транспорта. Предпочтительной является схема с единым структурным подразделением, ведающим вопросами транспорта и содержания городских дорог. Перспективна также схема с выделением в отдельную структуру (муниципальное учреждение) службы муниципального заказчика транспортных услуг. В этом случае за структурным подразделением администрации закрепляются вопросы нормативно-правового регулирования транспортной деятельности на территории муниципального образования и финансирования перевозки льготных категорий пассажиров через систему муниципального заказа.

     Служба  заказчика распределяет объемы перевозок  между муниципальными и частными перевозчиками, устанавливает графики  движения, осуществляет диспетчерский контроль.

      Основные  задачи муниципального управления в  сфере транспорта:

• обеспечение надежного состояния транспортных линий и развитие магистралей;

• модернизация систем организации транспортного движения, диспетчеризация и контроль качества транспортного обслуживания населения;

• приведение муниципального подвижного состава в надлежащее состояние, соответствующее техническим параметрам и нормативам;

• обеспечение безопасности перевозок.

     Функции органов местного самоуправления по управлению транспортным комплексом города показаны на рис.2 

Рис. 2. Функции органов местного самоуправления в сфере транспорта 

      Органы  местного самоуправления могут быть наделены государственными полномочиями по финансированию муниципальных и  частных транспортных предприятий  и перевозчиков для компенсации перевозки льготных категорий пассажиров (при условии получения субвенций из федерального или регионального бюджета).

      В условиях многообразия форм собственности  на транспортные средства и конкуренции  муниципального и частного транспорта основными механизмами регулирования пассажиропотоков выступают муниципальный заказ на перевозки и диспетчеризация перевозок.

     За  рубежом основным инструментом управления системой городского пассажирского  транспорта является проектное финансирование как одна из разновидностей муниципального заказа. Проводится конкурс (тендер, аукцион) проектов разных компаний, организующих транспортные перевозки, с привлечением экспертов. По результатам конкурса выбирается проект, на который будет выдан муниципальный заказ. Подобный выбор исполнителей способствует развитию здоровой конкуренции в сфере городского пассажирского транспорта.

     Обобщающие  показатели работы городского пассажирского  транспорта показаны на рис.3. 
 

Рис. 3 Показатели работы городского пассажирского транспорта. 

1.3  Критерии эффективности функционирования городского транспорта и его проблемы. 

     Критерии  эффективности функционирования муниципального пассажирского транспорта могут  быть разделены на критерии эффективности  работы транспорта и критерии эффективности управления им. Перечень возможных критериев представлен на рис.4. 

     

     Рис. 4 Критерии эффективности функционирования муниципального пассажирского транспорта.

     Используемые  во взаимосвязи критерии эффективности  работы и критерии эффективности управления способны достаточно емко характеризовать систему городского пассажирского транспорта как субъект и объект муниципального управления.

     В системе городского транспорта большинства  российских городов накопилось много  сложных проблем. Одна из них – проблема контроля оплаты за проезд. Для ее решения за рубежом устанавливают автоматические турникеты, в некоторых городах России стимулируют для этого покупку проездных билетов различного срока пользования и дальнейшее проведение денежно-вещевых лотерей по номерам купленных билетов.

     Другая  проблема – износ подвижного состава. В большинстве городов России муниципальный пассажирский транспорт  изношен практически наполовину. Средств городского бюджета, а также  части выручки муниципальных  пассажирских предприятий не хватает для ремонта подвижного состава, поскольку большая их часть идет на компенсацию проезда льготных категорий населения. Повышение стоимости проезда вызывает лишь отток пассажиров в частные автобусы, в результате чего муниципальный транспорт работает «вхолостую».

     Серьезной проблемой многих городов является дорожная сеть, ее пропускная способность. Необходимы путепроводные развязки, объездные дороги; в отдельных  случаях необходимо расширять проезжую часть улиц, что крайне сложно. С  учетом состояния дорожной сети должен производиться выбор типа подвижного состава транспорта.

     Массовая  автомобилизация вызвала необходимость  создания большого комплекса сервисных  служб, обеспечивающих работу транспорта. Серьезную проблему представляет организация  стоянок индивидуального транспорта (паркингов) на территории города, строительство коллективных гаражей, в том числе многоэтажных, в центре города. В некоторых новых жилых домах первые этажи и подвалы проектируются как гаражи, что удобно жильцам. Другая проблема – автозаправочные станции и пункты, мойки, мастерские срочного ремонта и шиномонтажа. Они тоже должны размещаться по всей территории города.

     Необходима  увязка работы внутригородского и внешнего транспорта. Управление объектами внешнего транспорта (железнодорожные и автовокзалы, речные и морские порты, аэропорты и т. п.) осуществляется, как правило, государственными предприятиями или крупными акционерными компаниями. Органы местного самоуправления обязаны обеспечить «стыковку» этих объектов с маршрутами внутригородского транспорта, сетью предприятий торговли и общественного питания, другими городскими службами. 

Информация о работе Муниципальное управление транспортным комплексом