Принципы местного управления и самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 11:10, реферат

Описание работы

К числу актуальных вопросов совершенствования правовой регламентации организации и деятельности местного самоуправления относятся: установление в законодательном порядке единого принципа образования органов местного самоуправления только в соответствующих низовых административно-территориальных единицах, а органов территориального общественного самоуправления — в пределах любых территорий; предельно точного установления прав и обязанностей выборных органов местного самоуправления и местной администрации в решении общих вопросов местного значения.

Содержание

Введение

Понятие местного управления и самоуправления

Принципы местного управления и самоуправления

Заключение

Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 25.52 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

Введение

 

Понятие местного управления и самоуправления

 

Принципы местного управления и самоуправления

 

Заключение

 

Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Местное самоуправление одна из двух форм организации публичной  власти в административно-территориальных  единицах государства. Местное самоуправление неотъемлемо связано с демократией.

 

Конституция РБ определяет во многом сущность и гарантии местного самоуправления, которое представляет собой наиболее приближенную к проблемам  и потребностям граждан, местным, этнокультурным, социально-бытовым и иным условиям форму публичной власти. Местное  самоуправление есть первичное звено  республиканских отношений.

 

К числу актуальных вопросов совершенствования правовой регламентации организации и  деятельности местного самоуправления относятся: установление в законодательном  порядке единого принципа образования  органов местного самоуправления только в соответствующих низовых административно-территориальных  единицах, а органов территориального общественного самоуправления —  в пределах любых территорий; предельно  точного установления прав и обязанностей выборных органов местного самоуправления и местной администрации в  решении общих вопросов местного значения.

 

 

Понятие местного управления и самоуправления

 

    Правовое регулирование  местного управления и самоуправления  в Республике Беларусь осуществляется  Конституцией Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями), Законом от 20 февраля 1991 года №  617-12 « О местном управлении  и самоуправлении в Республике  Беларусь» в редакции Закона  от 10 января 2000 года №362-3 с изменениями  и дополнениями.

    Местное  управление – это форма организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории. Такое определение дано в Законе «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» (ст.1 Закона).

    Местное управление  в Республике Беларусь – это  форма организации и деятельности  граждан для самостоятельного  решения непосредственно или  через избираемые ими органы  социальных, экономических, политических  и культурных вопросов местного  значения исходя из интересов  населения и особенностей развития  административно-территориальных единиц  на основе собственной материально-финансовой  базы и привлечённых средств.

    Местное управление  обычно реализуется через органы, которые назначаются вышестоящими  властными структурами. В некоторых  государствах назначение отдельных  должностных лиц, осуществляющих  местное управление, производится  президентом или правительством.

    В отличие от  местного управления местное  самоуправление представляет собой  деятельность населения местной  административной единицы для  самостоятельного решения как  непосредственно, так и через  избираемые им органы вопросов  местного значения (ст. 1 Закона о  местном управлении и самоуправлении). Высказываются различные точки  зрения относительно понятия  местного самоуправления: одни авторы  утверждают, что оно является  частью деятельности государства,  другие полагают, что это общественная  деятельность граждан в рамках  той или иной территории.

    Считаю, что органы  местного самоуправления часто  сочетают в себе функции государственного  руководства и общественного  самоуправления. Это подтверждается, в частности, наделением органов  местного самоуправления обширными властными полномочиями, подкрепляемыми силой государственного принуждения.

    Местное самоуправление  является важнейшим элементом  существования и развития государства,  в котором обеспечивается реальное  народовластие. Развитие местного  самоуправления способствует решению  социальных, экономических, политических  и культурных вопросов местного  значения исходя из интересов  населения данной административно-территориальной  единицы.

    В силу того, что местное самоуправление является  формой организации граждан для  решения стоящих перед ним  задач, оно способствует приближению  власти к населению с учетом  существующих местных условий  и особенностей. Можно утверждать, что местное самоуправление является  властью, создаваемой населением.

 

Принципы местного управления и самоуправления

 

     Особенностью  формирования органов местного  управления и самоуправления  в Республике Беларусь является  сочетание выборности и назначаемости. Местные Советы депутатов и другие органы территориально общественного самоуправления создаются непосредственно гражданами и руководителями местных исполнительных и распорядительных органов назначаются на должность Президентом Республики Беларусь или в установленном им порядке и утверждаются в должности соответствующими местными Советами депутатов (ст.118,119 Конституции Республики Беларусь).

    Главной целью  местного управления и самоуправления  в РБ является решение актуальных  социальных, экономических, политических  и культурных проблем местного  значения для повышения уровня  и качества жизни населения.

    Единая система  органов местного управления  на территории Республики Беларусь  состоит из областных, районных, городских, поселковых и сельских  исполнительных комитетов и местных  администраций. Единство системы  местных Советов обеспечивается  общностью правовых начал, принципов  образования и деятельности, а  также задач, которые они призваны  решать в интересах населения, социального и экономического развития соответствующей территории.

    В соответствии  со ст. 9 Закона « О местном  управлении и самоуправлении  в Республике Беларусь» исполнительным  и распорядительным органом на  территории области, района, города, поселка, сельсовета является  исполнительный комитет с правами  юридического лица.

 

Исполнительные комитеты подразделяются на три уровня:

·  Первичный - сельские, поселковые, городские(городов районного подчинения);

·  Базовый - городские(городов областного подчинения),районные;

·  Областной уровень - областные и Минский городской(обладающий особым статусом как столица Республики Беларусь).

    Они входят  в систему органов исполнительной  власти и являются органами  местного управления. К органам местного управления также относятся отделы и управления исполнительных комитетов (местных администраций), например, по экономическому развитию, архитектуры, строительства и землепользования; торговли, бытового обслуживания, экономики и финансов, учёту и распределению жилья, образования, культуры, идеологической работы, физкультуры, спорта и туризма, по работе с молодёжью и др.

    Исполнительным  и распорядительным органом на  территории области, района, города, поселка, сельсовета является  исполнительный комитет, обладающий  правами юридического лица.

В состав исполнительного  комитета входят:

·  Председатель исполнительного  комитета;

·  Его заместители;

·  Управляющий делами (секретарь);

·  Члены исполнительного  комитета.

 

    Отличительным  признаком организации управленческой  власти на местах является  отсутствие параллельных структур (представителей центральной власти  и органов управления, формируемых  на местном уровне).

    Председатель  областного исполнительного комитета  назначается Президентом Республики  Беларусь и утверждается областным  Советом (ст. 10 Закона о местном  управлении и самоуправлении). Кандидатура  на эту должность считается  утвержденной, если за нее проголосовало  большинство депутатов от числа  избранных. В случае если Совет  депутатов не утвердил кандидатуру,  Президент Республики Беларусь  в том же порядке вносит  другую кандидатуру. При повторном  отказе областного, Минского городского  Совета депутатов утвердить кандидатуру,  назначенную на должность председателя  исполнительного комитета, решение  Президента Республики Беларусь, принятое по этой или иной  кандидатуре, является окончательным.  Законодательством предусматриваются  основания для освобождения председателя  исполнительного комитета от  должности. Назначение председателя  исполнительного комитета на  должность и освобождение его  от должности оформляется указом  Президента Республики Беларусь.

    Первый заместитель  председателя, заместители председателя, управляющий делами и члены  областного (Минского городского) исполнительного  комитета назначаются на должность  и освобождаются от должности  председателем исполнительного  комитета по согласованию с  Президентом Республики Беларусь, первый заместитель председателя, заместители (заместитель) председателя, управляющий делами(секретарь) и члены районного, городского, поселкового, сельского исполнительного комитета- председателем соответствующего исполнительного комитета по согласованию с вышестоящим исполнительным комитетом.

    Областные (Минский городской) исполнительные комитеты подотчётны и подконтрольны Президенту Республики Беларусь и Совету Министров Республики Беларусь по вопросам, входящим в компетенцию Правительства Республики Беларусь, исполнительные комитеты первичного и базового уровней - Президенту Республики Беларусь и вышестоящим исполнительным и распорядительным органам.

    Исполнительный  комитет ответственен перед соответствующим Советам по вопросам, отнесённым к компетенции Совета.

 

    В соответствии  с Конституцией в большинстве  административно-территориальных единиц  имеется 2 самоуправленческих органа: местные     Советы депутатов  и исполнительные и распорядительные  органы, которые практически независимы  друг от друга, что в какой-то  мере противоречит Европейской  Хартии местного самоуправления. Местное самоуправление должно  основываться на принципе разделения  властей, но публичных властей  иного типа: государственной с  1 стороны и местной с другой. Эти власти, исходя из мировой практики, имеют различные сферы деятельности, по-разному формируют свои органы, самостоятельны в осуществлении полномочий, сдерживают друг друга.

    Территориальные  и личностные основы местного  самоуправления в том, что оно,  как и государство, имеет свою  территорию и население. На  подведомственной территории местное  самоуправление должно обладать  верховенством, его властному  воздействию подчинен каждый, кто  имеет право жительства или  состоит в имущественно-хозяйственных отношениях с подведомственной самоуправлению территорией.

    Ст.3 закона закрепляет  систему местного самоуправления  и формы прямого участия граждан  в государственных и общественных  делах. В систему местного самоуправления  включаются местные Советы депутатов  и органы территориального местного  самоуправления (советы и комитеты  микрорайонов, жилищных комплексов, домовые уличные, квартальные  поселковые, сельские комитеты и  др. органы, в т.ч. и единоличные).

    В соответствии  со ст.12 местные Советы депутатов  являются представительными государственными  органами на территории соответствующих  административно-территориальных единиц  РБ и основным звеном местного  самоуправления, обеспечивающим на  своей территории согласованную  деятельность органов территориального, общественного самоуправления.

    Зарубежный опыт  свидетельствует, что не всегда  представительные органы формируются  во всех административно-территориальных  единицах. Статья 118 Конституции также  к этому не обязывает. Одним  из главных аргументов в пользу  сохранения Советов в районах  городов и недопустимости их  упразднения было то, что в  ст. 118 Конституции говорится об  избрании Советов гражданами "соответствующих  административно-территориальных единиц".

 

    Однако "соответствующие"  единицы, где избираются Советы, могли быть определены в законе. На мой взгляд, все сомнения  полностью снимаются с принятием  5 мая 1998 г. Закона "Об административно-территориальном  делении и порядке решения  вопросов административно-территориального  устройства Республики Беларусь". Согласно закону административно-территориальными  единицами Республики Беларусь  являются области, районы, сельсоветы, а также города и поселки  городского типа, в которых созданы  местные Советы депутатов, исполнительные  и распорядительные органы. Таким  образом, среди административно-территориальных  единиц не названы районы в  городах. Законом установлено,  что территории городов в целях  оптимальной организации исполнения  решений, связанных с удовлетворением  социально-культурных и бытовых  потребностей граждан, охраной  правопорядка и соблюдением законности, при необходимости делятся на  районы, не являющиеся самостоятельными  административно-территориальными  единицами. Следует также иметь  в виду, что согласно названному  Закону не все поселки городского  типа и города районного подчинения  являются административно-территориальными  единицами. Те из них, где  местные Советы депутатов в  соответствии с законодательством  не создаются, являются территориальными  единицами. Таким образом, Советы  депутатов могут создаваться  в областях, гор. Минске, районах, городах областного подчинения, сельских, некоторых поселках городского типа и городах районного подчинения. В территориальных единицах - районах в городах, некоторых поселках городского типа и некоторых городах районного подчинения - местные Советы депутатов не создаются. Советы самостоятельно образуют свои органы, определяют их структуру и полномочия, устанавливают расходы на их содержание в соответствии с Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь. В областных (Минском городском), районном, городском (города областного подчинения) Советах создаются президиумы. Работу городского (города районного подчинения), поселкового и сельского Советов организует председатель соответствующего Совета.

Информация о работе Принципы местного управления и самоуправления