Проблемы профессиональной мотивации муниципальных служащих

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 10:48, отчет по практике

Описание работы

Опыт последних лет в сфере реальной практики становления местного самоуправления в Российской Федерации показывает, что лица, замещающие выборные муниципальные должности и должности муниципальной службы не в полной мере отвечают требованиям времени, а дефицит необходимых знаний и профессиональных навыков приводит к низкой эффективности управленческих решений и снижению авторитета органов местного самоуправления в глазах населения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические основы профессиональной мотивации служащих местного самоуправления
1.1 Понятие и сущность профессиональной мотивации
1.2 Движущая сила успешного профессионального самоопределения
Глава 2. Анализ профессиональной мотивации деятельности служащих местного самоуправления
2.1 Профессиональное развитие муниципальных служащих
2.2 Отношение населения к профессиональной деятельности муниципальных служащих в г. Губкинский
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Федеральное агентство по образованию.doc

— 130.50 Кб (Скачать)

- функцию поднятия  морального духа сотрудников,  а также их делового настроя; 

- функцию усиления  действенности самого процесса  стимулирования. 

Кроме мотивов, связанных с инициативой и  ответственностью, выделяют мотив достижения успеха в собственной деятельности. Его особенность состоит в том, что результат и процесс деятельности выступают для личности исключительно как субъективно значимые, порой не ориентированные на общественно полезное значение (Поведение сотрудника в этом случае может быть инициативным, но безответственным, а и результат, и процесс выступают для личности только как показатели собственных личных достижений человека. Кроме того, поведение сотрудника, обусловленное мотивацией достижения успеха, может в определенных ситуациях вступать в противоречие с целями и задачами группы коллег, так как деятельность в организации выступает как деятельность коллективная, то и суть взаимодействий работников - получение совместного результата. Но сотрудник с мотивацией достижения успеха будет ориентирован в первую очередь на личное достижение, а не на групповой результат. Следовательно, основное управляющее воздействие должно осуществляться в таком направлении, чтобы общественно полезная деятельность, профессиональная деятельность в коллективе стали определенной областью личных достижений работников). 

Для руководителя весьма желательно усиливать взаимосвязь  удовлетворенности сотрудников  своей деятельностью и продуктивности в организации. Считается, что чем  менее позитивна эта взаимосвязь, тем менее эффективной является данная организация. Эмпирически выявлено, что неудовлетворенность работой увеличивает текучесть кадров и снижает уровень дисциплины труда. Хотя в условиях рыночной конкуренции работник в большей степени “привязан” к своей организации. 

С точки зрения психологии личности, состояние удовлетворенности  работой можно интерпретировать по-разному. Так, это состояние может  быть следствием стремлений сотрудника к активной деятельности, более полному  самовыражению, которое достигается в процессе труда. Но оно же порой проистекает и из примитивных интересов, невысоких запросов личности. С другой стороны, состояние неудовлетворенности работника может при известных условиях побуждать его к поискам, творчеству, при других же условиях оно является следствием столкновения высокого уровня притязаний личности с весьма незначительными возможностями для их осуществления.  

Кроме того, можно  в целях повышения профессиональной мотивации сотрудников организации  целесообразно провести следующие мероприятия:  

а) ввести новую  систему материального стимулирования профессиональной деятельности сотрудников; 

б) расширить  социальный пакет для персонала; 

в) провести опрос  мнений сотрудников относительно возможных  мер повышения заинтересованности персонала в результатах своей профессиональной деятельности; 

г) провести аттестацию должностей, на основе чего скорректировать  должностные инструкции и функциональные обязанности. 

1.2 Движущая сила  успешного профессионального самоопределения 

Движущая сила успешной карьеры всегда - либо желание компенсировать свои слабости и преодолеть комплекс неполноценности, либо естественное стремление к самовыражению. Существует ряд других факторов, побуждающих человека двигаться по жизни вперёд. Самая знаменитая - теория Маслоу - утверждает, что человеком движут пять основных потребностей: 

физиологические, в безопасности, в личном статусе, социальном и, наконец, 

потребность в  самовыражении. Потребности более  высокого уровня - в социальном статусе  и в самовыражении - подчиняют в себе потребности уровня более низкого - физиологические и безопасности. Согласно концепции Херцберга, на отношение к работе влияют два фактора - гигиенический и собственно мотивационный. Гигиенический фактор связан с общими условиями труда, с системой оплаты и вознаграждений. Мотивационный - с возможностью проявить себя, выразиться в собственном творчестве и в принятии решений. 

Если этого  нет, то работа не принесёт полного  удовлетворения, без чего человек  не может достичь в ней хорошего результата. 

В теории Д. Мак - Клелланда людьми движут потребности  во власти, успехе и сопричастности. Ориентированные на власть руководители желают командовать и распоряжаться, подчинять себе других людей. Ориентированные  на власть, как правило, обладают хорошими организаторскими способностями. Но важно видеть вектор власти - направляет ли её руководитель на собственное благо или на благо фирмы и общества в целом. Неуёмное стремление к власти нередко отталкивает прежних соратников от чрезмерных властолюбцев. Нередко свои победы им приходиться праздновать в одиночку или в окружении подхалимов. 

Люди, ориентированные  на успех, в противоположность этим властолюбцам, предпочитают профессиональные стимулы. В работе для них очень  важно почувствовать вызов своим силам. Предпочитают работать в одиночку, когда их достижения хорошо видны. Хорошая карьера для них - возможность заниматься любимым делом. 

Ориентированные на сопричастность больше всего ценят  не саму работу, а дружеское общение  и наличие друзей. Соответственно хорошая карьера для них - попадание в дружный и дающий хорошую психологическую защиту коллектив. 

Для нормального  функционирования организации нужен  тот, кто умеет организовывать и  объединять людей общими целями. Нужны  те, кто умеет хорошо выполнять требуемую работу. Нужны те, которые могут скреплять коллектив положительными эмоциями. 

Согласно теории справедливости Адамса, человек считает  свою карьеру хорошей, если он видит, что с ним поступают по справедливости, то есть результаты его труда оплачиваются также, как и результаты его коллеги. 

В процессуальной теории мотивации Аткинсона индивиды делятся на два типа - одни стремятся  к успеху, другие стремятся избежать неудачи. Второй тип индивида живёт  со своими установками, в ладу со своей  психологией, но большой профессиональный успех к людям с такими установками обычно никогда не приходит. 

В мотивационной  теории ожидания Врума - Портера строит свою карьеру и переход с одной  ступени на другую исходя из учётов своих ресурсов, привлекательности  вознаграждения, соответствия усилий результатам. 

Главное - соответствие жизни вашим ожиданиям. Хочется  отметить несколько факторов, которые  стимулируют людей к карьерному продвижению. Один из важнейших показателей  успеха в бизнесе - деньги. Однако у  самых успешных предпринимателей мотив получения наивысшей прибыли отсутствует. 

Знаменитый бизнесмен  Хаммер признаётся в своей книге  «Мой век - двадцатый»: Для меня бизнес - это не просто средство обогащения: накопление богатства никогда не было для меня самоцелью. Бизнес доставляет мне удовольствие потому, что он постоянно стимулирует, требует ежедневной концентрации всех умственных способностей для решения бесконечного количества разнообразных проблем, начиная с мельчайших деталей и кончая принципиальными решениями». 

Для того, чтобы  установить какими качествами необходимо обладать для успеха в конкретном виде деятельности, надо уметь анализировать  свои интересы и склонности, особенности  внимания, памяти, воображения, мышления и характера. Это помогает вооружить  индивида методами самопознания, они дадут тем самым ориентир в выборе будущей профессии.

Глава 2. Законодательные  основы профессионального развития муниципальных служащих

2.1 Профессиональное  развитие муниципальных служащих

Один из основных законов, касающихся муниципальных служащих, является ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ).

В этом законе предметом  регулирования являются отношения, связанные с поступлением на муниципальную  службу граждан Российской Федерации, граждан иностранных государств - участников международных договоров Российской Федерации, в соответствии с которыми иностранные граждане имеют право находиться на муниципальной службе, прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового статуса муниципальных служащих.

Толчком для  создания, данного нормативного правового  акта (см. выше) предшествовал ФЗ "Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации" (от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ), в  котором в соответствии с Конституцией РФ устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.

В целях совершенствования  профессиональной подготовки необходимо провести анализ эффективности программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации, пересмотреть содержание учебных курсов и программ с целью их большей ориентации на практическую направленность. Определяя элементы, необходимые для подготовки государственных и муниципальных служащих, кроме тех которые они имеют по базовому образованию. Аттестация муниципального служащего, замещающего муниципальную должность муниципальной службы, должна проводиться в целях совершенствования деятельности органов местного самоуправления, улучшения подбора и расстановки кадров, оценки профессиональных, деловых и личностных качеств муниципальных служащих и соответствия замещаемой муниципальной должности, стимулирования роста квалификации и продвижения по службе, присвоения квалификационных разрядов.

Аттестация муниципальных  служащих, замещающих должности в  органах местного самоуправления, проводится не реже одного раза в 4 года аттестационной комиссией в порядке, установленном  нормативным актом органа местного самоуправления.

Аттестация проводится в три этапа:

1) предаттестационный  период;

Он длится около  одного месяца. На данном этапе формируется  аттестационная комиссия, определяются конкретные сроки проведения аттестации, составляются списки муниципальных служащих, подлежащих аттестации, утверждается график проведения аттестации, готовятся аттестационные листы.

2) аттестация;

Муниципальные служащие аттестуются на заседании  аттестационной комиссии, в состав которой входят председатель комиссии, сопредседатель, заместитель председателя, секретарь и члены комиссии, а также руководитель соответствующего органа местного самоуправления (либо его заместитель), представители кадровой и юридической служб органа местного самоуправления. Аттестация проводится в строго назначенное время в присутствии муниципального служащего и непосредственного руководителя подразделения, в котором работает аттестуемый. В аттестационную комиссию представляются аттестационный лист, отзыв руководителя и лист аналитической оценки профессиональных качеств муниципального служащего, а также аттестационный лист с данными предыдущей аттестации. Оценка служебной деятельности муниципального служащего основывается на его соответствии квалификационным требованиям по замещаемой должности, определении его участия в решении поставленных перед соответствующим подразделением задач, сложности выполняемой работы, ее результативности.

В результате аттестации муниципальному служащему дается одна из следующих оценок:

соответствует занимаемой должности;

соответствует замещаемой государственной должности  муниципальной службы при условии  выполнения рекомендаций аттестационной комиссии по его служебной деятельности;

не соответствует  занимаемой должности.

Результаты аттестации заносятся в аттестационный лист, который подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии;

3) послеаттестпационный  период.

Результаты аттестации сообщаются руководителю органа местного самоуправления, который должен с учетом оценок и рекомендаций аттестационной комиссии принять решение:

о повышении  в должности;

о присвоении квалификационного  разряда;

об изменении  надбавки за особые условия службы;

о включении  в резерв на выдвижение на вышестоящую  должность;

о понижении  в должности;

о направлении  на повышение квалификации, переподготовку;

об освобождении от занимаемой должности.

В итоге после  аттестации или сдачи квалификационного  экзамена муниципальным служащим присваиваются  квалификационные разряды. Квалификационные разряды, порядок их присвоения и сохранения при переводе или поступлении муниципальных служащих на иные муниципальные должности муниципальной службы либо государственные должности государственной службы субъектов Российской Федерации, а также при увольнении муниципальных служащих с муниципальной службы устанавливаются законами субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

Информация о работе Проблемы профессиональной мотивации муниципальных служащих