Разработка проекта программы поддержки и развития малого предпринимательства в Великолукском районе

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2011 в 20:15, курсовая работа

Описание работы

Задачами курсовой работы являются: проведение анализа состояния малого предпринимательства в России, его поддержки на федеральном уровне; проведение анализа социально-экономического состояния Великолукского района; проведение анализа состояния малого бизнеса и выявление проблем малого предпринимательства в районе; разработка проекта Программы поддержки и развития малого предпринимательства в Великолукском районе на 2006-2010 гг.

Содержание

Введение: 3
1. Муниципальные программы поддержки и развития малого предпринимательства: теоретико-правовые и методические основы 5
1.1. Малое предпринимательство и его поддержка в РФ 5
1.2. Сущность и значение муниципальных программ поддержки и развития малого предпринимательства 13
1.3. Нормативно-правовая база и методические основы разработки программ поддержки малого предпринимательства 18
2. Анализ социально-экономического состояния Великолукского района и выявление основных проблем в сфере малого предпринимательства 21
2.1. Анализ социально-экономического состояния Великолукского района 21
2.2. Анализ состояния малого предпринимательства в Великолукском районе 28
2.3. Основные проблемы и направления развития малого предпринимательства в Великолукском районе. 31
3. Разработка проекта Программы поддержки и развития малого предпринимательства в Великолукском районе Псковской области на 2006-2010гг. 36
3.1. Краткая характеристика разработанного проекта Программы поддержки и развития малого предпринимательства в Великолукском районе. 36
3.2. Система программных мероприятий 37
3.3. Оценка эффективности мероприятий проекта Программы. 39
Заключение: 41
Список литературы: 43
Приложение

Работа содержит 1 файл

Курсовик по ГМУ.doc

— 620.50 Кб (Скачать)

     - обоснования состава мер поддержки,  планирования сроков их реализации, оценки ожидаемых результатов их выполнения, координации связей между ними;

     - планирования ресурсного обеспечения программы и обоснования его реалистичности;

     - прогнозирования ожидаемых результатов  программы, четкости и обоснованности их оценок;

     - распределения ответственности  за реализацию программы и  ее частей, построения механизмов  контроля, анализа хода работ по программе, а также принятия решений по корректировке программы в случаях необходимости.

     Такая технология разработки программ поддержки малого бизнеса, соответствующих базовой модели, определяет: логическую последовательность процедур формирования программы и системы управления ее реализацией; методы их осуществления; критерии оценки результатов. Эта технология апробирована при разработке региональных и муниципальных программ поддержки малого бизнеса.

     Подавляющее большинство  предпринимателей считает, что государственная поддержка необходима им, особенно на начальных этапах предпринимательской деятельности, однако на всех уровнях власти малому бизнесу уделяется внимания меньше, чем это необходимо в нынешней ситуации.

     При этом значительно больше половины предпринимателей плохо информированы о действиях властей по поддержке предпринимательства и не знакомы с программами поддержки малого бизнеса. Это относится и ко всем разработанным программам.

1.3. Нормативно-правовая  база и методические основы разработки программ поддержки малого предпринимательства

     Формирование правовой среды малого предпринимательства является обязательным и непременным условием, обеспечивающим субъектам малого предпринимательства экономическую свободу, права, гарантии, позволяющие осознанно заниматься разрешенным законом бизнесом.

     Законодательными  и нормативными актами формируется  система экономических, финансовых и материальных и других стимулов, гарантирующих необходимую поддержку определенным категориям субъектов малого предпринимательства, устанавливаются общие правила их поведения в рыночной экономике, одновременно вводятся в действие некоторые преграды существованию незаконного предпринимательства.

     Нормативно-правовая база по регулированию и поддержки  малого предпринимательства в России, включает следующие нормативные и законодательные акты.

     1). Конституция РФ. В ней изложены  условия и принципы развития  законного предпринимательства, установлены права и гарантии граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью. Важное значение имеют:  Статья 8 – о гарантии единства экономического пространства, свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств, свободе экономической деятельности.

     Статья 34 –  где сказано, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности, также о недопущении экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. /1/

     2). Гражданский кодекс РФ. Статья 23 «Предпринимательская деятельность гражданина» - любой гражданин имеет право вести предпринимательскую деятельность. Гражданский кодекс РФ регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, упорядочивает организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. /2/

     3). Налоговый кодекс РФ: Глава 26.2 – «Упрощенная система налогообложения»; глава 26.3 – «Системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности»; глава 26.1 – «Система налогообложения для сельхозтоваропроизводителей»

     4). Уголовный кодекс от 1.01.1997 г. –  предусматривает  уголовную ответственность за совершение преступлений, за организацию незаконного предпринимательства, лжепредпринимательства, за уклонение от уплаты налогов.

     5). Кодекс РФ об административных правонарушениях, введенный в действие с 1.07.2002 г. В главе 14 устанавливается ответственность индивидуальных предпринимателей, должностных и юридических лиц за совершение административных правонарушений в области предпринимательской деятельности.

     6). Трудовой кодекс РФ, введенный  в действие с 1.02.2002 (с поправками 2006г) г. Малые предприятия и индивидуальные предприниматели свои взаимоотношения с работниками должны осуществлять в соответствии с положениями ТК РФ. /3/

     7). Федеральный закон от 18.06.1995 года №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», направленный на реализацию установленного Конституцией Российской Федерации права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности. Федеральный закон определяет общие положения в области государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации, устанавливает формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства. В законе дается определение субъекта малого предпринимательства, устанавливается упрощенные порядок государственной регистрации малого предпринимательства, устанавливаются и расшифровываются ключевые направления поддержки. /4/

     8). Федеральный закон о  8.08.2001 г.  №129 – ФЗ «О государственной  регистрации юридических лиц».

     9). Федеральный закон от 8.08.2001 г.  №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

     10). Федеральный закон о т 8.08.2001 г.№134 – ФЗ «О защите прав  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении госконтроля».

        На федеральном  уровне нормативно-правовой основой  разработки программ поддержки малого предпринимательства выступает:

     1). Федеральный закон от 20.07.1995 г. №115 – ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации». Закон определяет цели и содержание государственных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации и программ социально-экономического развития, а также общий порядок разработки этих прогнозов и программ.

      2). Постановление Правительства РФ  «Об утверждении порядка разработки и реализации федеральных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация».

      На  уровне Псковской области действует  закон Псковской области от 06.03.2002г. № 72-ОЗ «Об областных целевых  программах Псковской области», в  котором указана структура и  этапы разработок целевых программ.

      В Великолукском районе специальных  законодательных актов в этой сфере нет. 

       

2. Анализ социально-экономического  состояния Великолукского  района и выявление  основных проблем  в сфере малого предпринимательства

2.1. Анализ социально-экономического состояния Великолукского района

        Великолукский район с центром в г. Великие Луки был образован 9 сентября 1927 года. Административным центром Великолукского района является город Великие Луки. Расстояние от города Великие Луки до областного центра – города Псков – 297 километров.    

      Великолукский район находится на юго-востоке  Псковской области. На востоке он граничит с Куньинским районом, на юге  – с Усвятским, на юго-западе –  с Невельским, на западе – с Новосокольническим, на севере и северо-западе – с Тверской областью. Территория района имеет форму неправильного прямоугольника, вытянутого с севера на юг на 100 км, расширенного в северной части до 50 км и центральной части до 22 км.

      Территория  района составляет 2960 квадратных километров, что составляет 5,4% занимаемой площади области. Общая площадь района – 296 тыс. га, в том числе: земель сельскохозяйственного назначения – 169758 га (57%).

      В собственности граждан находится  всего земель 120320 га (41%), в том  числе земель сельскохозяйственного назначения – 114442 га (39%), в государственной и муниципальной собственности – 54419 га (18%), личные подсобные хозяйства – 6248 га. В крестьянских и фермерских хозяйствах – 1223 га.

      По  рельефу район отчетливо делится  на 4 части:

  • Ловатская низменность;
  • всхолмленная моренно-эрозионная равнина;
  • полоса холмисто-моренного рельефа;
  • волнистая флювиогляциальная равнина.

      Ловатская низменность занимает северную часть  района. Она представляет собой типичную озерно-ледниковую равнину с очень слабым уклоном поверхности на север и к долине реки Ловать. Междуречья обычно плоские, заболоченные.

      Всхолмленная  моренно-эрозионная равнина с юго-запада, юга и востока ограничивает Ловатскую  низменность. Равнина отличается расплывчатыми, сглаженными формами рельефа.

      Район находится в бассейне среднего и верхнего течения реки Ловать, которая протекает с юга на север по всему району и является основной речной артерией.

      Наиболее  крупные притоки Ловати на низменности  – Кунья, Насва, Удрай, Вятица, Вскувица, Смота, Ольшанка, в южной холмистой местности – Свиретица, Лазавица и др. В районе насчитывается более 70 озер. Наибольшее количество их сконцентрировано в южной части, где озерность составляет примерно 7%. Наиболее крупные озера – Урицкое – 1120 га, Псово – 705 га, Отгаст – 425 га, Кислое – 334 га, Нюссо – 308 га.

      Климат. Средняя продолжительность безморозного периода в Великолукском районе – 141 день. Годовая сумма осадков – 554 мм. В южной, более возвышенной и пересеченной по рельефу части района, осадков выпадает больше на 40-60 мм в год. Устойчивый снежный покров устанавливается  обычно в середине декабря, а разрушается –  в конце марта.

      Что касается транспортной сети района то здесь связь административного центра района – города Великие Луки с Псковом осуществляется железнодорожным транспортом (сремя в дорого- 8 часов). До городов Москва и Санкт-Петербург расстояние около 600 километров, до них можно добраться на поездах Великие Луки – Москва, Великие Луки – Санкт-Петербург за 12 часов, а также по шоссейным дорогам Рига – Москва и Киев – Санкт-Петербург за 6-7 часов.

      На  территории района расположен ряд памятников природы регионального значения:

  • озера – «Чистое», «Глубокое», «Урицкое», «Ворохбы»;
  • парки – «Сивцевский», «Липецкий», «д. Полибино»;
  • клюквенные болота – «Берглезовский мох» (2286), «Островское» (2282), «Гусь» (1514).

      Население района сегодня составляет около 23,4 тыс. человек, в том числе пенсионеров – 8346 человек или 36%, имеется 453 населенных пункта.

        В районе обслуживается 173 одиноких престарелых граждан или 2,4 процента от общего числа пенсионеров. В районе проживает 220 участников Великой Отечественной войны и инвалидов, 215 - бывших несовершеннолетних узников, 5 - блокадников Ленинграда, 3295 – ветерана труда, 1157 – тружеников тыла, дети инвалиды – 83 человека. Всего получают льготы 5363 человека.

      Жители  Великолукского района обслуживаются  в 63 магазинах. Предприятий общественного питания в районе – 5 и в городе Великие Луки – 8. В структуре оборота розничной торговли удельный вес продовольственных товаров составил 95,2% от общего объема, непродовольственных товаров только – 4,8%.

      Общая площадь жилого фонда, имеющаяся  в районе – 572,5 тыс. кв.метров, из общего объема 120,33 тыс. кв.м., находится в  муниципальной собственности, в  индивидуальной собственности – 430,9 тыс.кв.м.

      В районе 19 сельскохозяйственных предприятий  разных форм собственности. Основная форма собственности – частная. Агропромышленный комплекс – многоотраслевой. Занимается производством молока, мяса, яиц, выращиванием зерна, овощей, льна-долгунца, картофеля, переработкой сельскохозяйственной продукции, торговлей.

      В Великолукском районе 13 общеобразовательных  учреждений, из них, 7 - средних, в том  числе «Переслегинская гимназия», 6 - основных. /15/

      С 1 сентября 2005 года в образовательных учреждениях обучается 1497 детей (1630 детей на 01.09.2004). При школах открыты 11 дошкольных отделений, имеется два филиала детских сада, в них – 360 человек. Работает одно учреждение дополнительного образования – Центр внеклассной и внешкольной работы. С 01.01.2002 года функционирует социальный приют для детей и подростков в д. Успенское. 

      Если  говорить о здравоохранении, на территории района расположены: муниципальное учреждение здравоохранения «Великолукская центральная районная больница» на 120 коек с поликлиникой на 250 посещений в смену, 31 – фельдшерско-акушерский пункт (в 2004 году – 38), Пореченский социально-оздоровительный центр для людей пожилого возраста и инвалидов.

Информация о работе Разработка проекта программы поддержки и развития малого предпринимательства в Великолукском районе